Загорается лампочка зарядки аккумулятора — генератор не работает, это первая мысль, когда владелец автомобиля видит значок аккумулятора на приборной панели. Однако причина загорания индикатора зарядки обычно гораздо более тривиальна — ослабление приводного ремня или слабый контакт. Но также возможно, что потребуется разборка генератора, так как щетки генератора могут быть изношены или диодный мост вышел из строя, а также некоторые другие.
Первое, что необходимо сделать, если при работающем двигателе загорелась лампочка зарядки аккумулятора, — это проверить напряжение на клеммах аккумулятора. Это необходимо для определения места ремонта — под капотом или на приборной панели автомобиля.
Ситуация, в которой возникла неисправность | Узлы с указанием причины неисправности | Возможные причины неисправностей |
---|---|---|
Во время зажигания загорается лампа аккумулятора | — | При запуске двигателя, т.е. при включении зажигания, сигнальная лампа аккумулятора должна загореться на 1-2 секунды, а затем погаснуть. Если он продолжает гореть, требуется дальнейшая диагностика. |
Индикатор батареи не гаснет | генератор переменного тока | |
аккумулятор | ||
Лампа зарядки аккумулятора горит прерывисто | генератор переменного тока | |
Индикатор зарядки горит тускло. | Проводка | |
Альтернатор | ||
Индикатор батареи мигает | Альтернатор | |
Лампа аккумулятора горит на холостом ходу (низкая скорость) | Альтернатор | |
аккумулятор | ||
Индикатор батареи загорается и гаснет после перегрева | генератор переменного тока | |
Индикаторная лампочка | Использование светодиодных ламп вместо ламп накаливания в автомобилях, предназначенных для ламп накаливания. | |
Во время движения загорается индикатор батареи | генератор переменного тока | |
Аккумулятор | Частичный или полный отказ батареи, разряд батареи. | |
Индикатор аккумулятора загорается в холодном состоянии. | Альтернатор | |
Лампа горит, зарядка продолжается | генератор переменного тока | |
Предупреждающий индикатор | ||
Аккумулятор |
Причины почему горит лампа заряда АКБ
Если источник питания исправен, сигнальная лампа аккумулятора на приборной панели загорается только при запуске двигателя и гаснет через одну-две секунды. Если это не так или если, например, символ загорается на холостом ходу или во время движения, это означает, что произошла неисправность, и именно по этой причине загорается сигнальная лампа аккумулятора. Поэтому причиной данной неисправности могут быть проблемы со следующими устройствами.
Генератор
Предупреждающая лампа аккумулятора загорается чаще всего, когда генератор не передает энергию аккумулятору после запуска двигателя. Это происходит при возникновении следующих проблем:
Аккумулятор
Значок аккумулятора на приборной панели загорается, когда аккумулятор не может принять заряд. Первая причина — возраст батареи или ее частичный выход из строя. Альтернативный вариант — низкий уровень электролита в батарее. Вторая причина — окисление клемм и контактов аккумулятора или загрязнение их поверхности.
Сигнальная лампа
Многие отечественные автомобили, например, ВАЗ 2109, ВАЗ 2110, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115, оснащены сигнальной лампой старого образца с нитью накаливания. В указанных моделях эту лампу можно заменить в случае неисправности, сняв приборную панель.
Однако некоторые водители по неопытности или незнанию устанавливают светодиодную лампу вместо лампы накаливания. В результате лампа (при напряжении чуть более 12 вольт) продолжает гореть после запуска двигателя и работы на низкой скорости. Однако стоит принудительно поднять обороты двигателя примерно до 2000 об/мин, и лампочка аккумулятора погаснет.
Проводка
Неисправный жгут проводов часто является причиной неработающей лампочки аккумулятора. Например, когда лампочка загорается при вдвое меньшем токе или даже слабее в разных ситуациях. Часто виновата электропроводка. Например, кабель, идущий от аккумулятора к генератору переменного тока. В частности, бывают случаи, когда при поврежденном кабеле (обрыв, повреждение изоляции) лампа начинает слабо гореть даже при небольшой нагрузке на аккумулятор.
Аналогично, лампочка аккумулятора может загореться при половинной нагрузке из-за плохого контакта на регуляторе напряжения (так называемая «шоколадка»). Плохой контакт может быть вызван коррозией или механическим повреждением.
Диагностика и ремонт
Первое, что необходимо сделать, если значок аккумулятора светится красным цветом, а двигатель работает, это проверить, действительно ли аккумулятор не заряжается, или индикатор горит, но зарядка идет.
В дорожных условиях, когда у нас нет под рукой мультиметра, это можно сделать, используя следующий алгоритм…. В темное время суток, когда автомобиль работает исключительно от аккумулятора, вы заметите, что фары, подсветка приборной панели и освещение салона начинают тускнеть.
Другой «старомодный» метод проверки генератора заключается в следующем:
Для более детальной проверки вам понадобится мультиметр (желательно цифровой), способный измерять напряжение постоянного тока. Поэтому первоначальная проверка проводится по следующему алгоритму:
Если напряжение аккумулятора находится в описанных пределах, а лампочка горит, это ложное срабатывание, и следует провести диагностику электрической системы автомобиля — датчика и приборной панели. Если измерения показывают, что напряжение батареи составляет около 12,6…12,7 В и падает, это означает, что батарея на самом деле не заряжается, а лампочка автомобильного аккумулятора по какой-то причине горит. В этом случае проверьте все соединительные клеммы аккумулятора и генератора и проведите дополнительную диагностику.
Щетки генератора
Чтобы убедиться в работоспособности щеток генератора, демонтируйте и разберите корпус генератора. В частности, снимите щеточный узел и осмотрите их визуально. Их износ виден на глаз. Кроме того, при износе щеток на щеточном узле часто остаются следы искр, вызванные этими условиями. Конечно, при необходимости изношенные щетки следует заменить на новые.
Регулятор напряжения
Регулятор напряжения может выйти из строя по разным причинам — короткое замыкание в цепи, механическое повреждение компонента, естественный износ, неправильное подключение к клеммам аккумулятора. Для проверки регулятора напряжения вам понадобится электронный мультиметр. Сам тест очень прост.
Диодный мост
Диодный мост можно проверить самостоятельно с помощью мультиметра. Проверим это на примере отечественного генератора переменного тока 37.3701, установленного на автомобилях ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099. Сначала проверяем наличие короткого замыкания в его цепи. Алгоритм проверки следующий:
Затем проверьте, не повреждены ли положительные диоды. Процедура выполняется следующим образом:
Убедитесь, что отрицательные диоды не «неисправны»:
Проверьте дополнительные диоды:
Если диоды вышли из строя, замените их новыми или просто перепаяйте, если пайка повреждена. Проверка генераторов других марок будет проходить по аналогичному алгоритму, единственное различие заключается в номерах выводов.
Неисправности подшипников
Поврежденный подшипник шкива может вызвать дисбаланс или заедание. В первом случае ремень «съеживается» и изнашивается. Во втором случае вал генератора может не вращаться или заедать. В обоих случаях, если это возможно, следует заменить подшипник или сам шкив.
Когда речь идет о подшипнике ведомого шкива, обычно заменяется весь шкив.
Если имеется люфт в подшипнике шкива генератора или в подшипнике ведомого шкива, щетки генератора и регулятор напряжения генератора со временем изнашиваются. Это происходит из-за вибраций, возникающих в результате люфта, а также из-за того, что ремень неравномерно перемещается по шкивам, постоянно проскакивает и вибрирует. Это явление обычно сопровождается дребезжащим шумом, исходящим из места крепления генератора.
Плохой контакт на генераторе
Необходимо проверить контакт плюсового провода генератора переменного тока автомобиля. В частности, на нем не должно быть следов коррозии, масла, различных технологических жидкостей, пыли и грязи. Поэтому все контакты должны быть очищены. Аналогично с «массой». Необходимо проверить качество контактов на нем. Также рекомендуется смазывать замкнутые контакты специальной защитной смазкой.
Обрыв цепи генератора
Если после демонтажа генератора обнаружен обрыв одной из фаз генератора или повреждение силовых диодов, выполните следующие диагностические действия:
- Проверьте винтовые соединения между фазными выводами генератора и диодным мостом. Наиболее распространенными причинами являются коррозия на одном из контактов, открученный (ослабленный) винт, возможное загрязнение. Поэтому в качестве профилактической меры следует проверить не только поврежденный контакт, но и другие подобные контакты. Если провод оборван, можно попытаться заменить его, но это зависит от ситуации. Часто в таких случаях (или при повреждении изоляции) провода (обмотки) заменяются новыми. Или заменяется весь генератор переменного тока.
- Определите поврежденные силовые диоды и замените их (замените диодный мост). Иногда случается, что припой на диодах поврежден. В этом случае диоды перепаиваются.
- Проверьте обмотку статора на наличие потемневших витков. В то же время имеет смысл проверить целостность изоляции визуально и с помощью мультиметра, проверив значение сопротивления изоляции. Если на изоляции провода видно потемнение, это означает, что генератор уже значительно изношен и его лучше заменить новой обмоткой.
Улучшить контакт
Если проводка от генератора к аккумулятору повреждена, проверьте ее и при необходимости замените. Одновременно очистите все контакты на генераторе и аккумуляторе (клеммы). Очистите контакты диодного моста на генераторе и плюсовой контакт генератора.
Если контакты щеток генератора окислены, очистите и их. Убедитесь, что графит со щеток не распространился на другие части генератора. Если щетки изношены, замените их новыми. Иногда этого достаточно для улучшения «шоколадного» контакта.
Заключение
Если индикатор заряда батареи горит, но зарядка продолжается, следует провести комплексную проверку батареи, генератора, а также предохранителей, освещения и проводки. По статистике, наиболее распространенной причиной этой неисправности является повреждение щеток генератора или проблемы с контактами генератора. Реже выходит из строя диодный мост.
Эти вопросы также часто задаются: