Когда указатель уровня топлива не работает, водитель не может рассчитать, сколько топлива находится в баке. Кроме того, стрелка, указывающая на пустой бак, безусловно, раздражает. В зависимости от типа датчика уровня топлива (FLS), наиболее распространенными причинами могут быть истирание резистивных элементов, повреждение поплавка на рычаге управления или проблемы с проводкой. Но есть и другие, о которых стоит знать. Часто простую проверку и ремонт датчика можно выполнить в мастерской. Но чтобы диагностировать электронный датчик уровня топлива, вам придется обратиться за помощью в автосервис.
- Где находится датчик уровня топлива
- Типы датчиков уровня топлива
- Принцип работы датчика уровня топлива
- Поплавковый рычажный ДУТ
- Трубчатый ДУТ
- Электронный ДУТ
- Неисправности датчика уровня топлива
- Ошибки датчика уровня топлива
- Причины неисправности
- Как проверить датчик уровня топлива
- Проверка датчика уровня топлива по универсальному методу
- Как проверить рычажный датчик уровня топлива мультиметром
- Ремонт датчика уровня топлива
Где находится датчик уровня топлива
Чтобы понять, почему датчик уровня топлива показывает неправильно или вообще не работает, необходимо знать, где он расположен. Действительно, никакого особого секрета нет, на самом деле он расположен прямо в топливном баке. Единственное отличие может заключаться в его дизайне. В зависимости от конструкции он может быть встроен в топливный модуль, который представляет собой единое устройство, состоящее из датчика топлива, обратного клапана, топливного насоса и фильтра (для двигателей с инжекторами), или установлен отдельно в середине/ сбоку бака отдельно, или ввинчен в отдельное устройство в баке, если это дизельный автомобиль.
Типы датчиков уровня топлива
В автомобилях может использоваться один из трех основных типов датчиков уровня топлива. А именно:
Следует помнить, что даже современные датчики зависят от качества контактов на разъемах (в частности, от условий эксплуатации и обслуживания). Поэтому любой из перечисленных типов датчиков уровня топлива может выйти из строя.
Принцип работы датчика уровня топлива
В зависимости от принципа работы датчиков будут несколько отличаться и неисправности, которые могут с ними возникнуть. Рассмотрим схему работы каждого типа датчиков уровня топлива.
Поплавковый рычажный ДУТ
Принцип работы поплавкового уровнемера основан на использовании реостата. К его центральной части прикреплен рычаг, на конце которого находится поплавок. В зависимости от уровня топлива в баке поплавок перемещается соответствующим образом, перемещая рычаг реостата по контактной дорожке. Во время этого движения сопротивление изменяется, что фиксируется электрической системой автомобиля. Поэтому стрелка на приборной панели будет двигаться в соответствии с сопротивлением, указанным на реостате. Кстати, при определенном положении поплавка и, соответственно, величине сопротивления на реостате, на приборной панели загорается контрольная лампочка, сигнализирующая о том, что в баке осталось недостаточно топлива и необходима дозаправка.
Для иллюстрации рассмотрим работу датчика уровня топлива на примере модели ВАЗ-2108/ ВАЗ-2109, ВАЗ-21099. Они могут иметь два датчика — для высокого и низкого тире. Они похожи по конструкции, но имеют разную рабочую прочность. В частности, для датчика высокого тире значение сопротивления от 238 до 262 Ом означает, что топливный бак пуст. Если сопротивление составляет 59…71 Ом, стрелка указателя уровня топлива находится примерно посередине (значит, бак заполнен наполовину). Если сопротивление составляет от 17 до 23 Ом, это означает, что бак автомобиля полон.
Что касается датчика нижней панели, ситуация аналогична. Таким образом, при сопротивлении 285 … 335 Ом стрелка указывает на пустой бак. При 100…135 Ом стрелка будет соответствовать половине, а при 7…25 Ом на конце шкалы будет указывать на полностью заполненный бак.
Данные сопротивления важны в контексте проверки датчика, поскольку в случае отказа датчика первое, что необходимо сделать, это проверить внутреннее сопротивление датчика с помощью электронного мультиметра.
Обратите внимание, что приведенные значения сопротивления актуальны только для перечисленных моделей ВАЗ. Для других автомобилей соответствующие значения необходимо дополнительно искать в их технической документации (инструкции по эксплуатации). Но даже эти значения можно использовать в качестве ориентира!
Трубчатый ДУТ
В основе конструкции датчика лежит корпус с направляющей стойкой (собственно трубка), на другом конце которой находится провод с контактной группой (клеммой). Внутри полой трубки также находится поплавок с контактными кольцами. Фланец корпуса крепится к верхней стенке топливного бака с помощью монтажных винтов. Кстати, это является недостатком данного типа датчика и накладывает ограничения на его использование. В частности, трубчатый датчик может быть установлен только на резервуарах достаточной высоты.
Алгоритм работы трубчатого датчика уровня топлива следующий:
Сопротивление датчика уровня топлива варьируется от машины к машине, поэтому для измерения используйте техническую документацию.
Электронный ДУТ
Электронные датчики уровня топлива устанавливаются на автомобили, оснащенные высококачественным бензином и биодизелем. Это обеспечивает не только высокоточные показания датчиков, но и «бесконтактную» работу привода непосредственно в топливе. Однако особенностью использования таких датчиков является то, что они не обеспечивают плавного контроля уровня топлива (с небольшими приращениями). Бесконтактные датчики уровня основаны на неактивном магнитном датчике. Схема датчика уровня топлива выглядит следующим образом:
Измеритель уровня топлива в данном случае создается дискретным методом, поскольку амплитуда сигнала обратной связи будет меняться от участка к участку, через которые проходит магнит. В зависимости от конкретной модели датчика амплитуда сигнала и другая техническая информация различаются. Погрешность срабатывания этой системы не превышает 0,5%…1% и стоит дороже обычной контактной системы, поэтому такие датчики уровня топлива устанавливаются только в автомобилях бизнес- и премиум-класса.
Неисправности датчика уровня топлива
Неисправности датчика уровня топлива проявляются в одном из следующих случаев:
Однако если стрелка не опускается на ноль, а лампочка минимального уровня топлива не загорается или загорается при полном баке — это указывает на неисправность приборной панели.
В автомобилях с ЭБУ о проблемах с датчиком уровня топлива можно узнать по кодам ошибок, хранящимся в оперативной памяти блока. Достаточно подключить диагностический сканер, чтобы считать память и проверить параметры датчиков различных систем.
Ошибки датчика уровня топлива
Основные номера ошибок соответствуют неисправностям датчика уровня топлива:
Причины неисправности
Следующие неисправности являются причиной того, что датчик уровня топлива не работает или показывает неправильно:
Чаще всего проблемы возникают с поплавками или элементами сопротивления, которые со временем изнашиваются и перестают выдавать правильные данные. Однако обратите внимание, что когда уровень топлива не отображается, не всегда виноват датчик. Часто бывает, что стрелка не работает, и виноват в этом индикатор на приборной панели, который, по сути, является потенциометром. Поэтому, если датчик неправильно показывает уровень топлива, необходимо снять его и проверить мультиметром, а также провести визуальный осмотр.
Как проверить датчик уровня топлива
Первое, что необходимо сделать при осмотре датчика уровня топлива, — проверить, подается ли на него питание через предохранитель. Если конструкция автомобиля не позволяет обеспечить свободный доступ к датчику, воспользуйтесь схемой автомобиля и подключитесь к соответствующим контактам. Для этого используйте кусок проволоки. Если у вас есть доступ (обычно через багажник или под задним сиденьем), отсоедините разъем от датчика, а затем используйте для проверки электронный мультиметр или тестер.
Используйте электрическую схему, чтобы понять, какие контакты нужно подключить, если вы имеете дело с обычным резистивным автомобильным датчиком уровня форсунок, вы можете примерно посмотреть на сечение проводов, идущих к разъему — провода на бензонасосе всегда толще, чем на датчике. В общем случае алгоритм проверки будет выглядеть следующим образом:
Если питание отсутствует — сначала проверьте целостность предохранителя, затем целостность плюсового и минусового проводов. Если питание есть, но указатель уровня топлива показывает неверные данные, продолжите проверку и убедитесь, что дело в датчике или проводке.
Проверка датчика уровня топлива по универсальному методу
Убедившись, что предохранитель подает питание на датчик, проверьте как сам датчик, так и сигналы, идущие от него к потенциометру на приборной панели, указателю уровня топлива.
Между указателем уровня топлива и потенциометром, используемым на автомобилях с карбюраторными двигателями, находятся три провода. Один из них — «земля», второй — сигнальный провод сопротивления, идущий к датчику, а третий — сигнальный провод к сигнальной лампе критического уровня топлива!
На двигателях с инжекторами между датчиками и потенциометрами находятся четыре провода. Первый — заземление, второй — бензонасос, третий — сигнал и четвертый — сигнальная лампа. Между электронными датчиками и индикатором также имеется три провода. Первые два — это питание и заземление, а третий — сигнальный провод, который идет к блоку управления и показывает количество топлива на цифровом дисплее приборной панели.
Проверку поплавка или трубки датчика уровня топлива имеет смысл начать с универсального метода. Это делается в двух вариантах — когда стрелка постоянно находится в начале шкалы и когда стрелка постоянно находится в конце шкалы. Давайте начнем с первого из них. Для этого:
Если указатель перемещается к концу шкалы — неисправен датчик уровня топлива. Если указатель остается на одном месте, проверьте целостность сигнального кабеля, т.е. «протестируйте» его.
Если указатель постоянно находится в конце шкалы, проверьте датчик в соответствии со следующим алгоритмом:
Для более точной диагностики лучше проверять датчик уровня топлива при разобранном двигателе.
При разборке необходимо следить за тем, чтобы грязь с края крышки или прокладки не попала в топливный бак. Поэтому перед разборкой рекомендуется протереть тряпкой пыль и грязь на крышке топливного модуля.
Как проверить рычажный датчик уровня топлива мультиметром
Конкретный пример проверки поплавкового датчика уровня топлива рычажного типа в разобранном состоянии будет рассмотрен на базе автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099. Алгоритм следующий:
Помимо измерения датчика уровня топлива с помощью мультиметра, необходимо также провести визуальный осмотр. В частности, убедитесь, что провода и разъемы не имеют механических повреждений. Также проверьте отсутствие окислов и/или загрязнений на переменном резисторе и надежность крепления и припайки контактной ленты к проводам. Также следует проверить плотность контакта, т.е. насколько плотно «язычок» прилипает к переменному резистору. Если необходимо, согните его (только будьте осторожны!).
На других автомобилях (или с другими датчиками) алгоритм проверки такой же, но необходимо знать величину сопротивления установленных датчиков. Эту информацию можно найти в их руководствах или в технической документации (руководстве пользователя) автомобиля.
Обратите внимание, что если датчик уровня топлива в порядке, но индикатор на приборной панели по-прежнему работает неправильно или не работает вообще, то неисправен сам индикатор. Часто ремонт заключается в замене (или добавлении) подстроечного резистора. Это необходимо для устранения неисправного сопротивления на самом манометре.
Ремонт датчика уровня топлива
Прежде всего, необходимо понимать, что ремонт датчика уровня топлива невозможен без его демонтажа из гнезда.
Если резистивные элементы рычага датчика уровня топлива изношены, можно попытаться отогнуть язычок, который скользит по ним и передает значение тока на управляющее устройство. Одновременно можно очистить контактные дорожки. Однако, если резистивная дорожка сильно изношена, ремонт невозможен, и ИУ необходимо заменить. Если плата с дорожкой сопротивления неплотно прилегает к своему месту, ее необходимо припаять заново.
Когда цепь датчика неисправна, проблемы обычно возникают на контактах. Поэтому их следует очистить и снова затянуть. Также рекомендуется смазывать их специальной смазкой. Провода повреждены — рекомендуется заменить их на новые (можно весь жгут). Однако если повреждение изоляции незначительное, для ремонта проводов можно использовать клейкую ленту или термоусадочную пленку.
Если датчик трубки загрязнен, очистите направляющую трубку с помощью чистящего спрея и удалите накипь. Одновременно можно очистить сигнальные провода вдоль трубки.
Недостатком электронного датчика уровня топлива является невозможность его ремонта. По крайней мере, в гаражных условиях. Поэтому в случае выхода из строя данного устройства следует обратиться за помощью в сервисный центр или к официальному представителю производителя автомобиля.