Как проверить крышку радиатора

Как проверить крышку радиатора? Этот вопрос задают водители в разное время года. Ведь крышка радиатора обеспечивает повышенное давление в системе охлаждения двигателя, что, в свою очередь, позволяет двигателю нормально работать, а отопителю салона — функционировать в холодное время года. Поэтому его необходимо регулярно осматривать и заменять клапан, уплотнительное кольцо или всю крышку, так как обычно это несъемная конструкция. Поэтому для проверки крышки одного визуального осмотра недостаточно — необходимо также провести испытание давлением.

Как проверить крышку радиатора

Как работает крышка радиатора

Чтобы лучше понять, как проверить крышку радиатора, сначала необходимо обсудить ее конструкцию и расположение. Первое, что следует отметить, это то, что антифриз в системе охлаждения находится под повышенным давлением. Это необходимо для повышения температуры кипения охлаждающей жидкости, так как рабочая температура двигателя немного выше традиционных +100 градусов Цельсия. Обычно температура кипения антифриза составляет около +120 градусов Цельсия. Это зависит от давления в системе и от состояния охлаждающей жидкости (по мере старения охлаждающей жидкости ее температура кипения также снижается).

Крышка радиатора не только выдает антифриз непосредственно в корпус радиатора (хотя антифриз обычно доливается в расширительный бачок системы), но и охлаждающая жидкость, содержащая водяной пар, выходит через крышку радиатора в расширительный бачок. Конструкция крышки автомобильного радиатора довольно проста. Он состоит из двух уплотнений и двух клапанов — перепускного клапана (также называемого паровым клапаном) и атмосферного клапана (также называемого впускным клапаном).

Как проверить крышку радиатора

Перепускной клапан установлен на подпружиненном поршне и предназначен для плавного регулирования давления в системе охлаждения. Обычно он составляет около 88 кПа (этот показатель варьируется от автомобиля к автомобилю, а также в зависимости от условий эксплуатации конкретного двигателя). Атмосферный клапан, с другой стороны, выполняет противоположную функцию. Назначение атмосферного клапана — обеспечить постепенное выравнивание атмосферного давления и повышенного давления в системе охлаждения, когда двигатель выключен и происходит охлаждение. Использование атмосферного клапана имеет два аспекта:

  • При остановке насоса предотвращается резкий скачок температуры охлаждающей жидкости. Это позволяет избежать теплового удара.
  • Падение давления в системе при постепенном снижении температуры охлаждающей жидкости исключено.
  • Таким образом, вышеперечисленные факторы являются ответом на вопрос, на что влияет крышка радиатора. На самом деле, его частичный отказ обычно вызывает снижение температуры кипения антифриза, что может привести к закипанию во время работы двигателя, т.е. к перегреву двигателя, что само по себе очень опасно!

    Симптомы неисправности крышки радиатора

    Владельцам автомобилей рекомендуется периодически проверять крышку радиатора, особенно если автомобиль новый, система охлаждения находится в среднем или плохом состоянии и/или в качестве охлаждающей жидкости используется вода или антифриз, разбавленный водой. Также стоит проверить состояние крышки, если антифриз использовался в системе охлаждения очень долгое время без замены. В этом случае резиновое уплотнение на внутренней стороне крышки может начать ржаветь. Аналогичная ситуация может возникнуть, например, если пробита прокладка головки блока цилиндров и масло попадает в охлаждающую жидкость. Эта технологическая жидкость наносит вред уплотнению крышки, а также ухудшает качество антифриза.

    Основным симптомом неисправности в этом случае является утечка из-под крышки радиатора. И чем хуже она становится, тем хуже ситуация, хотя даже самая маленькая утечка жидкости требует дальнейшей диагностики, ремонта или замены крышки.

    Существует еще несколько косвенных признаков того, что крышка радиатора не поддерживает давление в системе охлаждения. К ним относятся:

    Как проверить крышку радиатора

  • Поршень перепускного клапана заклинило (обычно криво) в возвратном движении сжатия;
  • Ослабленная пружина крышки;
  • Когда атмосферный клапан извлекается из своего седлового положения, он заклинивает и/или не возвращается полностью на свое седло;
  • Прокладка клапана имеет больший диаметр, чем его седло;
  • Резиновые уплотнения на внутренней поверхности крышки радиатора потрескались (деформировались).
  • Читайте также:  Топливный фильтр Хендай Соната 5 (Тагаз)

    Эти дефекты могут привести к утечке охлаждающей жидкости (например, антифриза или антифриза) из крышки радиатора. Существует еще несколько косвенных признаков негерметичности крышки радиатора. Однако они могут указывать и на другие, более серьезные неисправности системы охлаждения. К ним относятся:

  • Если перепускной клапан засорен, верхний патрубок радиатора вздулся;
  • Если атмосферный клапан засорен, верхний патрубок радиатора втягивается.
  • Кроме того, если один или другой клапан работает неправильно, уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке будет одинаковым. В нормальных условиях он должен изменяться (хотя и незначительно) в зависимости от температуры двигателя.

    Как проверить работу крышку радиатора

    Существует несколько методов проверки работоспособности крышки радиатора. Для этого следуйте приведенному ниже алгоритму.

    Необходимо проверять крышку радиатора, когда двигатель полностью остыл, так как в этой части будет высокая температура охлаждающей жидкости. Прикосновение к нему в горячем состоянии может привести к ожогам! Кроме того, в горячей системе антифриз находится под давлением. Поэтому при открытии колпачка он может вылиться — а это может привести к серьезным ожогам!

  • Визуальный осмотр. Первое, что необходимо сделать, это визуально проверить состояние крышки. В идеале он не должен иметь механических повреждений, сколов, вмятин, царапин и т.д. При возникновении любого из вышеперечисленных повреждений рано или поздно на его месте появится очаг коррозии, который будет продолжать расти. Такое покрытие можно либо очистить и перекрасить, либо заменить на новое. Второй вариант предпочтительнее.
  • Весенняя проверка. Каждая крышка радиатора оснащена пружиной, которая является частью предохранительного клапана. Чтобы проверить это, сожмите его пальцами. Если он легко сжимается, то он не годится и его нужно заменить (если крышка разборная). Однако большинство колпачков не поддаются разрушению, поэтому их следует заменять целиком.
  • Проверьте атмосферный клапан. Чтобы проверить это, откройте его. Затем отпустите его и проверьте, полностью ли он закрывается. При проверке также проверьте седло клапана на наличие грязи или отложений, которые могут появиться после испарения старого антифриза. Если присутствуют грязь или отложения, возможны два варианта. Первое — попытаться очистить сиденье. Второй способ — заменить колпак на новый. Однако все зависит от того, насколько загрязнена внутренняя поверхность вакуумного клапана.
  • Проверьте срабатывание клапана. Для этого необходимо использовать специальное устройство. Об этом чуть дальше.
  • Существует так называемый «народный» метод проверки состояния крышки радиатора. Вы можете проверить крышку радиатора на прогретом двигателе. Если в нем есть давление — значит, пробка держится, а если соединение мягкое — значит, клапан на нем негерметичен.

    Однако описывается еще один «популярный» метод, который на самом деле является неверным. Поэтому, говорят, сожмите верхнюю трубку рукой и одновременно следите за повышением уровня жидкости в расширительном бачке. Или, аналогично, сняв конец трубки коллектора, можно наблюдать, как из нее вытекает антифриз. Дело в том, что столб жидкости поднимет седло клапана только в том случае, если давление от силы сжатия будет значительно выше. Однако в действительности жидкость давит во всех направлениях при увеличении давления и поднимает перепускной клапан только «вверх». И давление охлаждающей жидкости распространяется по всем каналам, а не только по одному конкретному (к седлу).

    Проверка крышки подручными средствами

    Как проверить крышку радиатора

    Проверить работу перепускного клапана довольно просто. Для этого отсоедините все мелкие соединения системы охлаждения на двигателе, например, подогрев дроссельной заслонки или коллектора. Затем с помощью компрессора с манометром (чтобы точно знать, какое давление подавать) нагнетайте воздух в систему. Давление, при котором срабатывает клапан, можно легко определить по шипящему и булькающему звуку, исходящему от компонентов системы охлаждения. Обратите внимание, что в конце процедуры нельзя резко сбрасывать давление. Это опасность того, что антифриз может вылиться под давлением при открытой крышке. В нормальных условиях атмосферный клапан предназначен для предотвращения этого.

    Читайте также:  Неисправности системы охлаждения

    Охлаждающая жидкость поступает из расширительного бачка в радиатор через обратный клапан. Он поддерживает давление со стороны радиатора, но незаметно открывается при возникновении полного вакуума. Это можно проверить в два этапа:

    1. С помощью пальца попытайтесь приподнять пятку клапана. В идеале он должен двигаться с минимальным усилием (без механического сопротивления).
    2. Когда двигатель холодный и в радиаторе нет избыточного давления, пробка должна быть на месте. Затем отсоедините линию, идущую к расширительному бачку системы охлаждения, и попытайтесь «надуть» радиатор. Клапан рассчитан на низкое давление, поэтому вы, вероятно, сможете выпустить небольшое количество избыточного воздуха в радиатор. Вы можете проверить это, снова открутив крышку радиатора. Вы должны услышать характерный шипящий звук выходящего из него воздуха. Вместо рта можно также использовать компрессор с манометром. Однако следите за тем, чтобы давление не повышалось резко.

    Проверка прокладки крышки

    Наряду с клапанами стоит также проверить герметичность уплотнения верхней крышки радиатора. Даже если воздух шипит при открытии капота, это лишь признак того, что клапан работает. Однако негерметичное уплотнение может привести к медленному испарению антифриза и снижению его уровня в системе. Происходит обратный процесс — воздух из атмосферы попадает в систему вместо того, чтобы забирать антифриз из расширительного бачка. Это может привести к образованию воздушной пробки («дросселя» в системе).

    Плунжер можно проверить параллельно с обратным клапаном. Он должен находиться в исходном положении на радиаторе. Чтобы проверить это, «продуйте» радиатор через трубку, выходящую из расширительного бачка (но давление должно быть небольшим, около 1,1 Бар) и закройте трубку. Вы можете просто послушать, как с шипением выходит воздух. Однако лучше сделать мыльный раствор (пену) и покрыть им периметр (вокруг уплотнения). Если из-под него выходит воздух, прокладка негерметична и подлежит замене.

    Прибор для проверки крышки радиатора

    Многие автовладельцы, столкнувшиеся с утечкой в системе охлаждения, хотели бы знать, как проверить крышку радиатора на работоспособность с помощью специальных тестеров. Такое заводское устройство стоит более 15 000 рублей (в начале 2019 года), поэтому оно будет доступно только автосервисам и мастерам, занимающимся регулярным ремонтом автомобилей. Обычный автовладелец может изготовить подобное устройство из следующих компонентов:

    Как проверить крышку радиатора

  • Бесполезный радиатор от любого старого автомобиля. Его общее состояние не имеет значения, если верхний бак цел. Особенно в той части, где штекер подключается напрямую.
  • Наждачная бумага и «холодная сварка».
  • Сосок от автомобильной камеры.
  • Компрессор с точным манометром.
  • Если не вдаваться в подробности того, как сделан этот блок, то можно сказать, что он представляет собой срез верхнего бачка радиатора, на котором расположены все соты, чтобы через него не выходил воздух, и боковые стенки для аналогичной цели. Патрубок автомобильной камеры герметично соединен с одной из боковых стенок, к которой подсоединен компрессор. Затем крышка для испытания устанавливается в сидячее положение, и компрессор используется для создания давления. По показаниям манометра можно оценить его герметичность, а также функциональность встроенных в него клапанов. Преимуществом этого устройства является его низкая стоимость. Недостатками являются трудоемкость производства и отсутствие универсальности. То есть, если крышка имеет другой диаметр или резьбу, нужно изготовить для нее аналогичное приспособление, но из другого непригодного радиатора.

    С помощью тестера крышек радиатора можно проверить диапазон их рабочего давления. Для разных двигателей этот показатель будет разным. В частности:

  • Бензиновый двигатель. Значение давления открытия для главного клапана составляет 83…110 кПа. Значение давления открытия для вакуумного клапана составляет -7 кПа.
  • Дизельный двигатель. Значение давления открытия главного клапана составляет 107,9±14,7 кПа. Значение давления закрытия вакуумного клапана — 83,4 кПа.
  • Читайте также:  Незамерзайка для авто – какая лучше?

    Эти значения являются средними, но могут быть использованы в качестве ориентира. Точную информацию о рабочем давлении основных и вакуумных клапанов можно найти в руководстве пользователя или на специализированных интернет-ресурсах. Если проверенная пробка показывает значение давления, значительно отличающееся от указанного значения, она неисправна и подлежит ремонту или замене.

    Ремонт крышки радиатора

    Ремонт крышки радиатора в большинстве случаев невозможен. Точнее говоря, результат, скорее всего, будет отрицательным. Например, можно попробовать заменить резиновые уплотнители на крышке, очистить ржавчину на корпусе, перекрасить его. Однако если пружина ослабла или вышел из строя один из клапанов (или сразу два), ремонт маловероятен, поскольку сам корпус в основном неразрушим. Поэтому лучшим решением в данном случае будет покупка новой крышки радиатора.

    Какую крышку радиатора поставить

    Многих водителей, решившихся на проверку и замену крышки радиатора, интересует вопрос, какая крышка радиатора лучше? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сразу отметить, что новый колпачок должен иметь те же эксплуатационные характеристики, что и заменяемый. В частности, они должны иметь одинаковый диаметр, шаг резьбы, размер внутреннего клапана и, самое главное, должны быть рассчитаны на одинаковое давление.

    Как проверить крышку радиатора

    Как правило, для большинства современных легковых автомобилей продаются уплотнительные колпачки, работающие в диапазоне давлений 0,9 … 1.1 Бар. Однако перед покупкой следует проверить эту информацию, так как иногда бывают исключения. Поэтому вам следует выбрать новую крышку с такими же характеристиками.

    Обратите внимание, что в продаже имеются так называемые тюнингованные крышки радиатора, рассчитанные на более высокое давление, в частности, до 1,3 бар. Цель этих колпачков — повысить температуру кипения воды и тем самым улучшить работу двигателя автомобиля. Такие колпачки могут использоваться на спортивных автомобилях, двигатели которых рассчитаны на высокую мощность, но на короткое время.

    Для обычных автомобилей, используемых в городском цикле, эти колпаки категорически не подходят. Существует ряд недостатков, возникающих при их установке. К ним относятся:

  • «износ» работы компонентов системы охлаждения. Это приводит к сокращению их общего срока службы и риску преждевременного выхода из строя. Неплохо, если из-за чрезмерного давления лопнет радиатор или суппорт, но гораздо хуже, если лопнет радиатор или расширительный бачок. Это может привести даже к дорогостоящему ремонту.
  • Сокращение срока службы антифриза. Каждая охлаждающая жидкость имеет определенный диапазон рабочих температур. Превышение этого диапазона снижает эффективность антифриза и значительно сокращает срок его службы. Поэтому при использовании тюнингованных колпаков антифриз следует менять чаще.
  • Поэтому лучше не экспериментировать и следовать рекомендациям производителя автомобиля. Если говорить о конкретных марках крышек радиатора, то их существует множество, и они отличаются для разных автомобилей (для европейских, американских, азиатских автомобилей). Лучше всего приобретать оригинальные запасные части. Их номера деталей можно найти в документации или в специальных источниках в Интернете.

    Заключение

    Помните, что исправная пробка радиатора является гарантией нормальной работы двигателя любого автомобиля с закрытой системой охлаждения. Поэтому имеет смысл проверять его состояние не только при повреждении (или начале проблем с системой охлаждения), но и периодически. Это особенно актуально для старых автомобилей и/или автомобилей, в системе охлаждения которых использовалась вода или разбавленный антифриз. Со временем эти соединения повреждают материал колпачка и происходит его разрушение. И если отдельные его части выходят из строя, температура кипения охлаждающей жидкости может снизиться, и двигатель может перегреться.

    Новый колпак должен быть выбран в соответствии с ранее известными параметрами. Это относится как к его геометрическим размерам (диаметр колпачка, диаметр прокладки, усилие пружины), так и к давлению, на которое он рассчитан. Эту информацию можно получить из руководства пользователя или просто купив крышку радиатора, аналогичную той, что была у вас раньше.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру