Смазка для шаровых опор и наконечников

В качестве смазочных материалов для шаровых шарниров и поворотных кулаков чаще всего используются смазки на литиевой основе, поскольку они самые дешевые и их характеристики достаточны при нормальных условиях эксплуатации (при температурах от -40°C до +90°C). А основными требованиями к смазке для этих узлов являются вязкость — NLGI 2, водостойкость и термостойкость. Наиболее популярными и дешевыми смазочными материалами для шаровых шарниров являются отечественные «Литол 24» и «Циатим 201». Они подходят практически для любого автомобиля, как для отечественных, так и для импортных моделей.

Смазка для шаровых шарниров и точек опоры

Прогресс движется вперед, и в дополнение к старым проверенным смазкам, используемым дедушками и бабушками для шаровых шарниров, поворотных кулаков и стоек стабилизатора, были изобретены более современные составы, способные улучшить воздействие на шаровые шарниры. Liqui Moly, Motul, Molykote, Amalie и некоторые другие наступают на пятки, но придумали ли они лучшие смазки для шаровых шарниров? Узнайте в этой таблице о самых рейтинговых и их подробном обзоре.

Таблица лучших смазок для шаровых шарниров

Смазка для шаровых шарнировХарактеристики и спецификации продуктаОбъем упаковки, млЦена по состоянию на лето 2020 года, российские рубли
Литол 24Универсальная самая дешевая смазка. Не смывается водой, но плохо влияет на резину, рекомендуется для силиконового пыльникаВарьируется в зависимости от производителя.От 70 рублей за 100 мл.
ШРБ-4Лучшая отечественная смазка для шарикоподшипников на основе бария.500180
Liqui Moly Thermoflex SpezialfettОбеспечивает абсолютную защиту от коррозии. Высокая цена.3702600
Amalie Elixir Green Синтетическая смазка на основе сульфоната кальцияМногоцелевая смазка для смазывания соединений. Работает в экстремальных условиях. Диапазон низких температур.425750
Смазка Motul Tech Grease 300.Многоцелевая смазка. Производительность в середине жизни.400530
Циатим 201Имеет самый низкий температурный порог -60°C и смывается водой.Варьируется в зависимости от производителя.От 220 руб. за 800 мл.
Molykote PG-65Универсальный продукт с хорошими свойствами. Главный недостаток — очень высокая цена.1 кг6200

Стоит ли смазывать шаровую опору

Чтобы ответить на вопрос, стоит ли смазывать шаровые шарниры и наконечники тяг, давайте рассмотрим, как работает шарнир. Конструкция шарового шарнира и поворотного кулака в современных автомобилях может быть различной. Однако во всех случаях в его основе лежит шаровой шарнир и упорный палец. Шаровой шарнир опирается на основание, имеющее форму полусферы, в которой «работает» шаровой шарнир. Верхняя часть этой конструкции закрыта пылезащитной крышкой для предотвращения попадания пыли, влаги, грязи и мусора.

Поскольку опорный шарнир находится в постоянном движении во время движения автомобиля, он и основание под ним изнашиваются. Поэтому для уменьшения величины износа, снижения нагрузки и увеличения подвижности конструкции необходимо использовать смазку. Производитель закладывает смазку на заводе, но практика показала, что ее количество и свойства часто оказываются очень плохими.

Основными требованиями к смазочному материалу являются широкий диапазон рабочих температур (особенно его нижний предел) и гидрофобность (чтобы смазка не вымывалась водой), однако, чем выше его свойства и количество, тем больше срок службы шарнирного соединения. Поэтому мы рекомендуем периодически проводить техническое обслуживание таких соединений для продления срока их службы.

Какие можно использовать смазки

Смазка шарикоподшипников осуществляется с использованием материалов со следующими основами

  • лития;
  • известь.
  • Барий.
  • Часто используются смазочные материалы на основе лития, поскольку они недороги, а их характеристики достаточны для шаровых шарниров и могут также использоваться для смазки тяг.

    Смазочные материалы на основе кальция, во-первых, намного дороже, а во-вторых, не имеют смысла, если только шарниры не подвергаются большой нагрузке (например, в специальных автомобилях и грузовиках) и оборудование не используется в экстремальных условиях.

    В некоторых смазках в качестве загущающего мыла используется барий. Это значительно повышает антисейсмические свойства, водонепроницаемость и пластичность. Поэтому смазочные материалы на основе бария могут использоваться в экстремальных условиях, а также в специализированных автомобилях и грузовиках.

    Как правильно выбрать смазку

    Чтобы понять, какая смазка для шарикоподшипников наиболее подходит для использования, необходимо определить необходимые требования.

    Читайте также:  Замена масла в МКПП F17 Opel Zafira A

    Смазка для шариковинтовой пары и точки поворота

    Конструкция шарового шарнира

    1. Диапазон температур. Во многих районах страны температура зимой может опускаться до -30 — -40 градусов Цельсия и даже ниже. Поэтому важно, чтобы смазочный материал правильно работал при низких температурах. Что касается верхнего предела температуры, то в большинстве случаев он значительно превышает +100°C, что в любом случае достаточно.
    2. Безопасность для резины. Наковальни для шаровых шарниров часто изготавливаются из резины, но они могут быть изготовлены и из других материалов, поэтому убедитесь, что смазка не агрессивна к материалу.
    3. Основа для смазки. Как упоминалось выше, смазки на литиевой основе являются самыми простыми и дешевыми для шаровых шарниров и поворотных кулаков. Их производительность достаточна для большинства условий эксплуатации. Для тяжелых условий эксплуатации или специальных автомобилей можно использовать смазку на основе кальция или бария.
    4. Вместимость упаковки. Большинство литиевых смазок могут храниться в течение длительного времени (годы) при нормальных условиях. Однако при выборе выбирайте объем упаковки, достаточный для заполнения шаровых шарниров конкретного автомобиля. Кстати, литиевую смазку можно использовать не только для шаровых шарниров, но и для других деталей автомобиля, а также для ремонта других изделий, поэтому она не будет лишней.

    Выбор марки и готовность платить больше — индивидуальное решение для каждого водителя. Ниже приведен список семи популярных смазочных материалов для шарикоподшипников, который может помочь вам принять решение.

    Важно помнить, что состояние шаровой опоры зависит не только от выбора смазки, но и от условий эксплуатации автомобиля и состояния его пылезащитного чехла. Если он негерметичен, влага и грязь будут постоянно проникать в соединение, и смазка вскоре станет бесполезной. Поэтому необходимо регулярно проверять пылезащитную крышку на предмет утечек. А при замене смазки на новую удалите грязь и старый компаунд из соединения, иначе он не поможет, что бы вы на него ни нанесли.

    Рейтинг лучших смазок для шаровых

    Недорогие литиевые смазки различных марок можно использовать в качестве смазки для шаровых шарниров и/или поворотных кулаков. Отечественные автомобилисты и механики в гаражах используют семь основных смазочных материалов, которые зарекомендовали себя отличными специфическими качествами. Поэтому ниже приведен рейтинг смазочных материалов по популярности и распространенности. Список был составлен исключительно на основе рекомендаций и отзывов автомобильных энтузиастов и не является рекламой. Если у вас был опыт использования любой из этих или других смазок для шарикоподшипников — расскажите нам об этом в комментариях.

    Смазка шарикового винта и точки поворота

    Литол 24

    «Литол 24 4102789968» — одна из самых популярных смазок, используемых в качестве смазки для шаровых шарниров и наконечников тяг. Внешне это однородная смазка, цвет которой варьируется от светло-желтого до коричневого, в зависимости от производителя, так как она производится различными компаниями по всей стране. Поэтому при выборе конкретной марки смазки не стоит обращать особое внимание на цвет или бренд. Вместо этого обратите внимание на то, соответствует ли смазка стандарту ГОСТ 21150-87, который регламентирует состав продукта. Если вместо ГОСТа указаны местные технические условия (ТУ), то смазка может иметь совершенно другие характеристики. Диапазон рабочих температур «Литол 24» составляет от -40°С до +120°С. Допускается кратковременное использование при температуре +130°С.

    Смазка Lithol 24 обладает хорошими антикоррозийными свойствами, поэтому она защитит соединение от влаги и грязи. Продукт увеличивает сопротивление качению шара по мере увеличения сил, действующих на шарнир, т.е. предотвращает сильное раскачивание деталей под нагрузкой. «Литол 24» обладает хорошей химической, механической и коллоидной стабильностью (не выделяет масла при хранении). Плотность смазки не изменяется под воздействием тепла.

    Одним из недостатков смазки «Литол 24» является ее негативное воздействие на резину, что приводит к ее набуханию и преждевременному растрескиванию. Однако если не забивать всю салфетку или использовать салфетку из другого материала, эта проблема практически исключается. Еще одним недостатком является отсутствие в его составе антисейсмических добавок.

    На интернет-форумах можно найти множество сообщений, в которых владельцы автомобилей подчеркивают, что используют Lithol 24 в качестве смазки для подшипников гусениц и/или ручек рулевого колеса. Однако из-за отсутствия вышеупомянутых присадок его лучше использовать в недорогих отечественных автомобилях. Для иностранных автомобилей имеет смысл использовать специализированные, более дорогие продукты.

    Как уже упоминалось выше, «Литол 24» выпускается различными производителями. Поэтому количество и типы поставок время от времени меняются. Ориентировочная цена упаковки 100 мл, начиная с лета 2020 года, составляет около 70 рублей.

    Читайте также:  Плохо крутит стартер

    1

    Смазка для шариковинтовой пары

    ШРБ-4

    4823074501275 Смазка «ШРБ-4» — это специализированная смазка для использования в шаровых шарнирах подвески, наконечниках тяг (более того, она используется там в течение всего срока службы узла). Смазка ШРБ-4 была разработана еще в советские времена, но при ее разработке была применена инновационная технология — использование элемента бария в качестве загустителя мыла. По сравнению с литиевыми и графитовыми смазками она обладает гораздо лучшими эксплуатационными свойствами. Для того чтобы загустить жир, в него также вводили избыток свободных кислот.

    В результате смазка обладает высокими противозадирными свойствами, водостойкостью и пластичностью. Кроме того, смазка «ШРБ-4» абсолютно безопасна для резиновых уплотнений, т.е. для пылезащитного кожуха. Диапазон рабочих температур вышеуказанной смазки составляет от -40°C до +130°C. Смазка имеет очень высокий индекс коллоидной стабильности (не более 10%). Она имеет светло-коричневый цвет.

    Смазка ШРБ-4 производилась в советское время и в настоящее время одним предприятием — заводом «Азмол» в городе Бердянске. Это предприятие теперь называется Agrinol и под тем же брендом производит различные виды автомобильной химии. В Интернете можно найти много положительных отзывов об оригинальной смазке ШРБ-4 компании Agrinol и, наоборот, много отрицательных отзывов о той же смазке, выпускаемой под другими брендами. Было отмечено, что использование оригинальной смазки «ShRB-4» обеспечивает действительно хорошую защиту шаровых шарниров, помогает не пропускать пыль (она не разбухает), и смазка служит действительно долго, она почти никогда не вымывается из шарнира водой.

    Оригинальная смазка продается в банках по 500 мл. Цена одной упаковки в официальном интернет-магазине компании составляет около 180 рублей за вышеуказанный период.

    2

    Смазка шариков и шарнирных узлов

    Liqui Moly

    Многие смазочные материалы, которые можно использовать в шаровых шарнирах, выпускаются под маркой Liqui Moly. Однако наиболее подходящим продуктом является Liqui Moly Thermoflex Spezialfett. Эта смазка имеет светло-бежевый цвет и относится к классу NLGI 2 (классификация смазок).

    Продукт может использоваться в высоконагруженных подшипниках, направляющих шестернях, высокоскоростных механизмах. Его особенностью является то, что смазка Liqui Moly Thermoflex Spezialfett может использоваться в парах трения металл/пластик. Состав безопасен для резины (пыльника). Она обладает очень высокой стойкостью к окислению, отводит влагу (реальные испытания показали, что смазка обеспечивает абсолютную защиту от коррозии). Отличается длительным сроком службы.

    Диапазон рабочих температур смазки Liqui Moly Thermoflex Spezialfett составляет от -50°C до +150°C. Отличная адгезия и смазывающая способность. Отличная стойкость к истиранию благодаря добавкам EP. Смазка Liqui Moly Thermoflex Spezialfett имеет множество положительных отзывов в интернете. Отрицательных сторон практически нет.

    Недостатков два. Во-первых, он не одобрен для использования в шаровых шарнирах, хотя консультанты Liqui Moly утверждают, что продукт можно использовать в таких условиях. Второй фактор — высокая цена.

    Смазку Liqui Moly Thermoflex Spezialfett можно найти в официальных интернет-магазинах в упаковках по 370 мл. Номер товара для покупки — 3352. Средняя цена упаковки — 2600 рублей.

    Обратите внимание, что в ассортименте продукции Liqui Moly есть несколько других смазочных материалов, которые могут использоваться в шаровых шарнирах и стоят дешевле. В частности, Liqui Moly LM50 (артикул 7569) и Liqui Moly Mehrzweckfett (артикул 7562). 3

    Смазка для шариков и гнезд

    Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease

    Amalie Green Elixir 160-68342-94 — это смазка на основе комплекса сульфата кальция. Кроме того, смазка содержит композицию уникальных антикоррозионных и выщелачивающих воду присадок. Amalie Green Elixir особенно рекомендуется для использования в шаровых шарнирах и соответствует стандарту NLGI GC-LB (ASTM D4950). Он также может использоваться в различных колесных подшипниках, в том числе в подшипниках, подверженных повышенной влажности и высоким механическим нагрузкам.

    Обладает очень хорошими защитными свойствами, практически не растворяется в воде и защищает металл от коррозии. Недостатком смазки Amalie Green Elixir является ее недостаточно низкий температурный порог. Таким образом, диапазон рабочих температур смазки составляет от -18°C до +246°C.

    Судя по отзывам и тестам, Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease обладает действительно очень высокими защитными свойствами. Он может работать при больших нагрузках, высоких температурах и повышенной влажности. Однако большим недостатком является то, что его можно использовать только зимой. Вторым недостатком является относительно высокая цена продукта.

    Читайте также:  Двигатель глохнет на холодную

    Смазку Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate можно приобрести в тюбике объемом 425 мл. Его цена составляет около 750 рублей.

    4

    Смазка для шариков и цапф

    Motul Tech Grease 300

    Motul Tech Grease 300 108664 — это универсальная смазка, которая может использоваться во многих различных приложениях и механизмах. Например: роликовые подшипники, шарниры, подшипники ступиц, шарикоподшипники и даже кабели. Он может работать при больших механических нагрузках, высоких температурах, повышенной влажности, вибрации. Его можно использовать для грузовиков и специализированного оборудования.

    Смазка Motyl имеет длительный срок службы. Он относится ко второму классу по стандарту NLGI. Диапазон температур составляет от -30°C до +150°C. В его основе лежат синтетические масла. Смазка содержит антистрессовые, противоизносные, антиокислительные и антикоррозионные присадки.

    Motul Tech Grease 300 широко рекомендуется в Интернете. Он используется в шаровых шарнирах, а также в других автомобильных механизмах. Практические испытания показали, что эта смазка работает очень хорошо, даже в условиях повышенной влажности. Однако фактический срок службы иногда меньше заявленного.

    Motul Tech Grease 300 продается в пластиковой тубе объемом 400 мл. Цена за одну упаковку составляет около 530 рублей.

    5

    Смазка для шариков и гнезд

    Циатим 201

    Смазка Ciatim 201 популярна среди автолюбителей не меньше, чем Lithol, она предназначена для смазки подшипниковых соединений и рулевых наконечников. Однако он находится ниже в рейтинге из-за своих менее превосходных свойств.

    Ciatim-201 — это универсальная антифрикционная смазка, которая используется в механизмах с низкой и средней нагрузкой. Особенностью смазки является широкий диапазон рабочих температур. В частности, нижний рабочий порог составляет -60°C, а верхний рабочий порог составляет +90°C. Это связано с тем, что изначально смазка была разработана для использования в авиационной технике. Сегодня эта смазка широко используется в автомобилях, работающих в экстремальных условиях, например, на Крайнем Севере.

    Это смесь маловязкого масла, которое в технологическом процессе загущается литиевым мылом (стеаратом лития). Визуально это желтая или коричневая мазь (в зависимости от производителя). Использование смазки Ciatim 201 в качестве смазки для шаровых опор обеспечивает целостность резинового пылезащитного чехла и, таким образом, исключает попадание воды или грязи в шаровой шарнир. Однако в случае его повреждения недостатки этой смазки становятся очевидными, поскольку смазка просто вымывается из агрегата и быстро теряет свои эксплуатационные свойства из-за низкой коллоидной стабильности (включая отсутствие антиоксиданта). Однако безусловным преимуществом смазки является ее широкая доступность и низкая цена. Поэтому многие водители добавляют его в шаровые шарниры.

    Количество и цена смазки «Ciatim 201» зависит от конкретного производителя. Примерная цена металлических банок объемом 800 мл составляет около 220 российских рублей.

    6

    Смазка для шариков и цапф

    Molykote PG-65

    Molykote PG-65 4045318 — это пластичная, морозостойкая смазка, произведенная на основе синтетических масел (ПАВ). Его можно использовать в различных механизмах — подшипниках скольжения, направляющих скольжения, направляющих качения, открытых и закрытых зубчатых передачах, кабелях управления в «рубашках», гибких валах в кожухах. Прямой спецификации для применения в шаровых шарнирах нет, но специалисты компании утверждают, что его можно использовать в качестве смазки для шаровых шарниров и поворотных кулаков автомобилей.

    Он имеет широкий диапазон рабочих температур, в частности от -55°C до +130°C. Кроме того, смазка хорошо работает во влажной и пыльной среде, устойчива к вымыванию водой и безопасна для пластмасс, эластомеров и резины. Производительность очень хорошая, но это перевешивается существенным недостатком — очень высокой ценой. Отзывов о смазке в интернете не так много, потому что используется она редко по той же причине — высокая цена. Однако, судя по ее характеристикам, эту смазку можно настоятельно рекомендовать для использования в шаровых шарнирах, когда это возможно.

    Molykote PG-65 продается в металлических банках трех емкостей — 1, 5 и 25 кг. Цена за самую популярную килограммовую упаковку составляет около 6200 рублей.

    7

    Заключение

    Для шаровых шарниров лучше всего использовать специализированные смазочные материалы, предназначенные для использования в шаровых шарнирах. Особенно это касается дорогих иномарок со сложной конструкцией подвески. Если по каким-то причинам владелец автомобиля не может использовать специальную смазку, можно заложить в шаровой шарнир (ховер) «Литол 24» или «Циатим 201». Эти изделия имеют худшие эксплуатационные характеристики, но стоят гораздо дешевле и могут заменяться чаще.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру