Неисправности ГУР

Неисправности в системе гидроусилителя руля не только снижают комфорт вождения, но и напрямую влияют на безопасность движения на дороге. К типичным неисправностям системы гидроусилителя руля относятся негерметичность уплотнений гидравлической системы, слишком низкий уровень жидкости или ее несвоевременная замена, недостаточное натяжение приводного ремня, частичный отказ приводного насоса и другие. Во многих случаях силовой агрегат можно отремонтировать даже в авторемонтной мастерской. Рассмотрим типичные неисправности системы гидроусилителя руля, методы ремонта и профилактику.

Неисправности гидравлического блока управления

Описание проблемыПричинаМетоды лечения
При повороте рулевого колеса возникает отдача.Слабое или сильно изношенное натяжение ремня привода насоса гидроусилителя руляОтрегулируйте натяжение в соответствии с технической документацией или замените ремень, если он чрезмерно изношен
Рулевое управление тяжело поворачивается в одном или обоих направлениях
  • Ослаблен или чрезмерно изношен ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления;
  • низкий уровень жидкости гидроусилителя руля в системе (расширительном бачке);
  • низкие обороты холостого хода двигателя;
  • фильтр в расширительном бачке засорен;
  • приводной насос не создает достаточного давления в системе (по различным причинам);
  • система гидроусилителя руля «засорена», т.е. в системе есть воздух.
  • отрегулируйте приводной ремень или замените его новым (с соответствующим натяжением);
  • добавьте жидкость (желательно ту же самую) в расширительный бачок, при необходимости прокачайте систему;
  • отрегулируйте (увеличьте) обороты холостого хода двигателя;
  • Замените фильтр бака и, при необходимости, жидкость;
  • отремонтируйте, очистите или замените насос привода системы;
  • проверьте герметичность уплотнений системы и удалите воздух из системы.
  • Рулевое колесо управляется с большим усилием в среднем положении
  • отказ насоса гидроусилителя руля;
  • имеется механическая неисправность, возможно, в рулевом механизме.
  • Проверьте, очистите, отремонтируйте или замените насос гидроусилителя руля, если необходимо;
  • Проверьте систему рулевого управления, включая компоненты рулевого механизма.
  • Рулевое колесо трудно повернуть в одну сторону (влево или вправо)Неисправность насоса гидроусилителя руляПроверьте насос гидроусилителя руля на правильность работы и производительность, также проверьте состояние сальников насоса. При необходимости произведите ремонт, замените сальники на новые.
    Если вам нужно быстро повернуть рулевое колесо, вы должны приложить к нему большое усилие
  • Приводной ремень насоса ослаблен или чрезмерно изношен;
  • двигатель продолжает работать на низких оборотах холостого хода;
  • в системе гидроусилителя руля присутствует воздух («эра»);
  • неисправности насоса гидроусилителя руля;
  • имеется механическая неисправность в системе рулевого управления, возможно, в рулевом механизме.
  • Отрегулируйте натяжение приводного ремня, замените его новым, если он сильно изношен;
  • отрегулируйте холостой ход двигателя;
  • найти место снижения давления в системе, устранить его, а затем избавиться от воздуха из системы рулевого управления, т.е. откачать его;
  • проверьте насос; если возможно, отремонтируйте, если нет — замените на новый;
  • Проверьте компоненты рулевого управления, рулевую рейку.
  • Несбалансированная работа рулевого управления
  • низкий уровень рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля;
  • снижение давления в системе рулевого управления, возможная утечка жидкости и/или утечка воздуха из системы;
  • износ отдельных компонентов системы рулевого управления, особенно рулевого механизма;
  • геометрия рулевой тяги нарушена;
  • неправильное выравнивание шин (недостаточная подача воздуха, неправильный развал/схождение).
  • Заполните уравнительный бак жидкостью и при необходимости удалите воздух из системы;
  • восстановить герметичность системы, долить жидкость, удалить воздух из системы, т.е. прокачать систему гидроусилителя руля;
  • проверьте компоненты рулевого управления, при необходимости отремонтируйте или замените;
  • накачать шины и отрегулировать развал-схождение.
  • Шум усилителя рулевого управления
  • низкий уровень жидкости в бачке рулевого управления;
  • жидкость выходит через клапаны в крайних положениях руля (справа или слева).
  • Добавьте рабочую жидкость в расширительный бачок, при необходимости прокачайте систему, проверьте на наличие утечек;
  • Проверьте насос рулевого управления, отремонтируйте или замените его, проверьте его рабочее давление.
  • Вибрация в рулевом колесе при повороте в одну сторону
  • наличие воздуха в системе гидроусилителя руля;
  • проблемы с шинами — недостаточное давление, износ шин.
  • Найдите и устраните причину утечки в системе гидроусилителя руля, прокачайте ее, чтобы избавиться от воздуха, добавьте жидкость в бачок;
  • Проверьте давление в шинах, при необходимости подкачайте до нужного давления, в случае чрезмерного износа замените шины.
  • Функции и устройство ГУР

    Для того чтобы разобраться в вероятных неисправностях системы гидроусилителя руля, кратко рассмотрим, зачем он вообще нужен и каков принцип его работы.

    Основной задачей системы гидроусилителя руля является повышение комфорта управления за счет снижения давления на рулевое колесо. Это обеспечивается работой встроенного гидравлического насоса, который создает и изменяет давление в гидравлической системе рулевого управления.

    Неисправность гидравлического управления

    Видео о неисправностях гидроусилителя руля

    Основным механизмом системы гидравлического усилителя руля является насос, который приводится в действие ремнем от коленчатого вала двигателя автомобиля. Его основная задача — нагнетать в систему необходимое давление (обычно около 50…100 атм). Другим компонентом системы является распределитель, который помогает в управлении и дозировании рулевого колеса. Для отслеживания используется датчик или сенсор рулевого управления. В системе также имеется клапан, функция которого заключается в том, чтобы пропускать избыток жидкости в систему под давлением.

    Когда рулевое колесо находится в вертикальном положении, дозирующие каналы распределителя гидравлического масла закрыты, и масло сливается через клапан обратно в расширительный бак. При повороте рулевого колеса в ту или иную сторону клапан открывает масляные каналы, и жидкость поступает к приводу рулевой тяги, которая поворачивает колеса. Существуют также предохранительные клапаны, которые активируются при повороте рулевого колеса в ту или иную сторону, поскольку именно в это время насос испытывает наибольшую нагрузку.

    Читайте также:  Чтение кодов неисправностей Opel Zafira A автосканером OP-COM

    Признаки неисправности гидроусилителя

    Существует ряд типичных симптомов, указывающих на то, что система гидроусилителя руля автомобиля нуждается в ремонте или, по крайней мере, в замене масла в ней. Поэтому диагностика системы гидроусилителя руля должна проводиться при возникновении одной или нескольких из следующих ситуаций:

    Неисправности гидравлического управления

  • Насос гидроусилителя рулевого управления издает громкий шум во время работы. Этот неприятный шум усиливается при поворотах (чем круче поворот, тем сильнее и неприятнее шум). Это явный признак неисправности насоса рулевого управления. Реже шум свидетельствует о плохом натяжении ремня или недостаточной вязкости жидкости.
  • Повышенное давление на рулевое колесо. Если система гидроусилителя руля работает, вы можете управлять рулевым колесом, как говорится, одним пальцем. Однако по мере развития проблем в системе гидроусилителя руля усилие на рулевом колесе будет увеличиваться, что в сочетании с другими симптомами является явным признаком неисправности.
  • Увеличенный люфт рулевого вала. Это можно почувствовать просто на ощупь при вождении и повороте рулевого колеса. Однако следует также провести диагностику рулевого механизма, так как это также может быть причиной.
  • Во время движения, особенно при поворотах, рулевое колесо дрожит. Это также может указывать на неисправность рулевой рейки, но вместе с рейкой следует проверить и механизм гидроусилителя руля, особенно если он старый и давно не диагностировался и не ремонтировался.
  • Шум в рулевом колесе. Особенно при поворотах.
  • Различное усилие при повороте направо и налево.
  • Рулевое колесо поворачивается очень слабо. Система рулевого управления предназначена для снижения усилия на руле, но в этом случае происходит потеря «чувства дороги», особенно на значительной скорости, поэтому при такой неисправности лучше не разгонять автомобиль слишком сильно!
  • Дребезжание рулевого колеса. Это может проявляться в различных условиях движения, но если вибрация возникает при поворотах, то причина, скорее всего, в CPS (система выпуска воздуха).
  • После поворота рулевое колесо возвращается в нейтральное положение. Одним из условных недостатков CPS является отсутствие реактивного действия, которое возникает в случае частичного повреждения бустера.
  • Часто симптомы отказа гидроусилителя руля в автомобиле очень похожи на отказ других компонентов рулевого управления, таких как реечные шестерни, тяги, наконечники и т.д. Поэтому рекомендуется провести комплексную диагностику.

    Причины неисправности ГУР

    В зависимости от того, какая именно часть системы гидроусилителя руля неисправна, у этого может быть своя причина. Однако, когда усилитель руля не работает, выделяют следующие причины:

    Неисправности гидравлического блока управления

  • Недостаточный уровень жидкости. Как и любая другая автомобильная жидкость, гидравлическая жидкость в системе рулевого управления постепенно изнашивается, что приводит к снижению ее уровня. В таких условиях невозможно создать достаточное усилие в системе, и насос страдает первым. Поэтому необходимо как можно скорее долить жидкость ATF до необходимого уровня, иначе можно «убить» насос гидроусилителя руля. Замена ATF необходима через каждые 80…100 000 км. Однако точную информацию о пробеге, при котором следует менять жидкость гидроусилителя руля, можно найти только в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля.
  • Неправильный тип жидкости. Для каждого автомобиля производитель рекомендует свой тип жидкости для гидроусилителя руля. Они могут быть минеральными и синтетическими, различаются по составу, наличию присадок, сроку службы и так далее. Неправильно подобранная жидкость может вызвать значительные повреждения различных компонентов системы, в частности уплотнений, труб, поверхностей деталей насоса. Кроме того, если система заполнена жидкостью с пониженной вязкостью, водитель будет поворачивать рулевое колесо с большим усилием.
  • Загрязненная жидкость. Со временем загрязненная гидравлическая жидкость обрастает частицами грязи, из нее осаждаются отработанные присадки, которые выполняют абразивную функцию, царапая лопасти насоса, нарушая уплотнения, внутреннюю поверхность труб и другие компоненты системы. Это не только снижает эффективность работы привода, но и сокращает срок службы всей системы и ее отдельных компонентов.
  • Натяжение приводного ремня. Чрезмерно натянутый ремень привода усилителя рулевого управления (со шкива коленчатого вала) оказывает значительное физическое воздействие на подшипники вала насоса, сокращая срок их службы. То же самое относится и к концентратору. Однако, если ремень слишком ослаблен, существует риск его проскальзывания, в результате чего насос будет работать вхолостую, что также вредно для насоса. Поэтому натяжение ремня должно быть оптимальным, с усилием, рекомендованным производителем автомобиля. В этом контексте также возможно, что ремень просто износился и его следует заменить на новый. В графике технического обслуживания автомобиля указано, что ремень следует заменять после определенного пробега. Соответствующую информацию можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля или в специализированных интернет-источниках.
  • Продувка системы. Падение давления, в свою очередь, может быть вызвано различными причинами — неправильной заменой жидкости, трещиной в корпусе насоса, шлангах, фитингах или даже датчике. Также может наблюдаться критический износ уплотнительных компонентов, таких как сальники, прокладки. Если, например, приводной насос подключен непосредственно к расширительному баку, то причиной нарушения уплотнения между этими двумя устройствами часто является износ. Воздух может подаваться в систему непрерывно или разово. В любом случае необходимо удалить воздух из гидравлической системы, чтобы устранить причину этого негативного действия.
    Читайте также:  Масло в антифризе

    Неисправности усилителя рулевого управления

  • Повреждение насоса гидроусилителя руля. Это довольно дорогостоящая поломка, при которой зачастую проще купить и установить новый насос. Например, в агрегате могут выйти из строя подшипники, рабочее колесо насоса, уплотнения. Обычно, когда насос ломается, он начинает сильно гудеть и с трудом вращается. Однако во многих случаях насос рулевого управления можно отремонтировать, причем сделать это можно своими руками. Процедура проста и может быть выполнена автовладельцем, имеющим опыт элементарных кузовных работ или самостоятельного ремонта автомобиля.
  • Износ лопастей рабочего колеса насоса. Это является основной причиной выхода из строя насоса контроля смазки. Это может быть вызвано как возрастом, так и использованием загрязненного гидравлического масла. Изношенные лопатки выглядят так, как будто они болтаются в корпусе насоса и не могут обеспечить достаточное давление в системе. Изношенные лопасти также могут быть вызваны перекосом рабочего колеса, который возникает из-за изношенного подшипника в насосе контроля смазки.
  • Износ подшипника насоса. В этом случае регулярно возникает шум и/или вой в районе насоса гидроусилителя руля. Прогиб может происходить как в горизонтальной, так и во фронтальной плоскостях.
  • Повреждение редукционного клапана. Повреждение этого узла приводит к «утяжелению» рулевого колеса. Поэтому, помимо проверки рулевой системы на наличие дефектов, стоит также проверить редукционный клапан, задача которого — поддерживать необходимое давление в системе в любой момент времени. Часто во время диагностики внутренних поверхностей клапана можно увидеть царапины и потертости, которые являются результатом использования загрязненного гидравлического масла с пылью и грязью.
  • Загрязненный фильтр. Это приведет к тому, что рулевое колесо будет поворачиваться с дополнительным усилием, а в крайних случаях (если жидкость не проходит через фильтр), оно будет поворачиваться напрямую, мимо усилителя руля. Однако эксплуатация без усилителя руля значительно изнашивает рулевой механизм, поэтому лучше этого не допускать.
  • Засорение гидравлической системы. Если это произойдет, может возникнуть описанная выше ситуация, когда водитель прилагает разные усилия для поворота рулевого колеса вправо и влево. Чтобы решить эту проблему, просто промойте гидравлическую систему, а затем замените жидкость и фильтр. В целом, за состоянием гидравлической системы рулевого управления автомобиля следует следить постоянно, даже если рулевое колесо не перестает нормально функционировать.
  • Загрязненные клапаны насоса. Это выражается в том, что гидроусилитель руля работает с небольшим усилием, что означает, что водителю приходится прилагать дополнительные усилия для поворота рулевого колеса.
  • Сальник сальника негерметичен. Утечка из уплотнительных элементов, во-первых, снижает уровень гидравлического масла, а во-вторых, может привести к завоздушиванию системы. Поэтому необходимо постоянно следить за состоянием резиновых уплотнений.
  • Трещина в корпусе насоса. Это редкое явление, но в некоторых случаях из-за механического повреждения корпус гидравлического насоса может треснуть со всеми вытекающими последствиями — утечкой жидкости, смещением подшипников, вибрацией и воем.
  • В дополнение к этим причинам отказа C.H., которые являются техническими причинами, стоит упомянуть два человеческих фактора. В частности:

    Неисправности системы ABS Неисправности системы ABS

  • Ненормальная работа. Нагрузка на насос гидроусилителя руля напрямую зависит от угла поворота рулевого колеса. В частности, он подвергается наибольшей нагрузке, когда рулевые колеса повернуты полностью вертикально. Поэтому большинство производителей автомобилей в руководстве по эксплуатации четко указывают, что рулевое колесо не следует удерживать в крайнем положении более 5-10 секунд. В нем также указано, что при парковке автомобиля колеса должны находиться в прямом положении. Соблюдение этих простых рекомендаций поможет автовладельцу продлить срок службы системы гидроусилителя руля и, в частности, его насоса.
  • Стиль вождения. При быстрой езде по неровной дороге (ямы, бездорожье) страдают не только компоненты подвески автомобиля, но и система гидроусилителя руля. В результате его компоненты быстро изнашиваются и выходят из строя. Поэтому рекомендуется ехать медленно, особенно на бездорожье и по кочкам. Это защищает от повреждений не только подвеску, но и систему гидроусилителя руля.
  • Поэтому зачастую в преждевременном отказе системы гидроусилителя руля виноват сам водитель. Таким образом, устранение неисправности будет напрямую зависеть от причины, показанной диагностикой.

    Как проверить ГУР на неисправность

    Для тех, кто задается вопросом, как определить неисправность гуу, существует несколько проверок, с которыми легко справится даже новичок. Перечислим по порядку, как самостоятельно определить повреждение лубрикатора.

    Уровень жидкости в бачке

    Первое, на что следует обратить внимание при возникновении проблем с гидроусилителем руля, — это проверка уровня жидкости в бачке. Каждый автомобиль, оснащенный гидравлической системой рулевого управления, имеет под капотом в общем доступе специальный небольшой расширительный бачок с резервуаром рабочей жидкости, которая используется для смазки и охлаждения. По бокам резервуара имеются метки MIN и MAX (могут быть и другие подобные метки, включая рисунки), которые указывают на минимальный и максимальный уровни жидкости в системе соответственно. Всегда следите за тем, чтобы в системе было достаточно жидкости. Заметное уменьшение объема жидкости указывает на то, что в системе есть утечка, т.е. в системе нет давления.

    Натяжение ремня

    Неисправности системы ABS Неисправности системы ABS

    Еще одна обязательная проверка — натяжение приводного ремня. В руководстве по эксплуатации каждого автомобиля указано правильное значение. Единственный способ определить, что ремень ослаб, — проверить его натяжение вручную или по основному симптому — визгу ремня при холодном двигателе, особенно в холодное время года. Натяжение осуществляется с помощью специальных инструментов и приводных роликов. В качестве временной меры можно использовать кондиционер приводного ремня. Но в этом случае все равно необходимо выполнить соответствующее натяжение.

    Читайте также:  Какая тормозная жидкость лучше

    Подтекание жидкости

    Диагностика неисправности гидравлической станции требует проверки всех ее линий на предмет утечки гидравлической жидкости. Места утечки могут быть разными, обычно это валы, подшипники, шарниры, шланги. Обязательно проверьте насос C.H. на наличие утечек.

    Состояние жидкости и фильтра

    Во время осмотра следует обратить внимание на состояние фильтрующего элемента и гидравлической жидкости. Это особенно важно, если они используются в течение длительного времени после замены. Изменение цвета на очень темный или жгучий запах является показанием к немедленной замене жидкости.

    Завоздушивание системы

    Два симптома могут «сообщить» водителю о попадании воздуха в жидкость гидроусилителя руля. Первый из них — наличие пены на поверхности жидкости в расширительном бачке. Более того, он может даже закипеть, если вы будете поворачивать руль из стороны в сторону. Второй симптом — рулевое колесо может слегка поворачиваться в одну или другую сторону. Помните, что это очень опасный сигнал, и систему необходимо промыть как можно скорее!

    Статор и ротор насоса

    Всегда проверяйте состояние рабочего колеса и статора после демонтажа насоса. Если насос долгое время работал с загрязненной рабочей жидкостью, сильно перегревался, на рабочих поверхностях могут появиться царапины и задиры. Часто повреждается и вал. В этом случае необходимо заменить либо рабочие части, либо весь насос. Разве что, в качестве временного решения, пластины можно снять и перевернуть вверх дном. Таким образом, насос может еще некоторое время работать, но затем его обязательно нужно заменить на новый насос того же типа.

    Проверка подшипника

    Дефекты АБС Дефекты АБС Дефекты АБС

    Если насос издает значительный шум, лопасти насоса изношены и/или внутренние компоненты корпуса насоса повреждены, стоит проверить подшипник насоса на износ. Для этого снимите насос с посадочного места. Затем просто покачайте подшипник в разных плоскостях пальцами. Если вдоль оси люфт может быть минимальным, то в плоскости, перпендикулярной оси, люфта быть не должно, так как лопасти будут касаться внутренней поверхности насоса во время движения.

    Аналогичные рассуждения применимы и к концентратору. Однако необходимо заменять не втулку, а корпус, поскольку, во-первых, втулка часто просто впаяна в корпус, а во-вторых, велика вероятность того, что втулка уже отделилась от корпуса и будет повреждена.

    Перепускной клапан

    В случае неисправности перепускного клапана рулевого управления, при горячем двигателе и высокой температуре окружающей среды, при повороте рулевого колеса необходимо приложить большое усилие. При разборке клапана необходимо убедиться в отсутствии полос на седле клапана. При наличии этих двух факторов клапан необходимо заменить.

    Профилактические меры

    Профилактическое обслуживание и правильная эксплуатация системы гидроусилителя руля в этом случае часто значительно увеличивают срок службы механизма. Гидроусилитель руля — достаточно надежная и неприхотливая запчасть, и при правильном обслуживании может проработать около 100…200 тыс. км. Однако для продления срока службы бустера следует соблюдать несколько простых правил:

    Дефекты АБС Дефекты АБС Дефекты АБС

  • Проверьте уровень жидкости усилителя тормозов. Этот фактор оказывает непосредственное влияние на нормальную работу насоса. При необходимости его следует долить до нужного уровня. Причем желательно использовать ту же жидкость, которая была залита ранее, крайне нежелательно их смешивать, а жидкости, относящиеся к разным маркам и вообще недопустимы!
  • Замените дроссельную жидкость в соответствии с предписаниями. Обратитесь к руководству пользователя для получения точной информации по конкретному автомобилю. Однако в большинстве современных легковых автомобилей, оснащенных гидроусилителем руля, этот интервал составляет около 80…100 000 км. Жидкость можно менять с интервалом, аналогичным пробегу.
  • Используйте рекомендованную жидкость. Как уже упоминалось выше, существует большое разнообразие, но только производитель автомобиля указывает в сервисном руководстве, какой именно тип жидкости следует использовать для конкретного автомобиля.
  • Правильно эксплуатируйте систему гидравлического усилителя рулевого управления. В частности, не следует долго удерживать рулевое колесо в крайних положениях. Максимально допустимое время составляет от 5 до 10 секунд (в зависимости от автомобиля). Прокручивание колес вызывает «износ» насоса, что значительно сокращает его общий срок службы.
  • Проверьте состояние пыльников тяг. Это очень важное требование, поскольку попадание пыли и грязи в систему способствует износу как компонентов реечной передачи в целом, так и усилителя рулевого управления в частности. Кроме того, если уплотнения изношены, масло может вытекать.
  • Машина должна быть установлена так, чтобы колеса были выровнены. Как упоминалось выше, это делается для того, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на насос гидроусилителя руля.
  • Не поворачивайте рулевое колесо сразу после запуска двигателя при отрицательных температурах. Вместо этого, особенно после длительной остановки (например, утром), дайте системе гидроусилителя руля прогреться вместе с двигателем, прежде чем поворачивать рулевое колесо.
  • Не управляйте автомобилем с неисправной системой рулевого управления. В долгосрочной перспективе это может «убить» всю систему рулевого управления. Вы можете ездить в сервисный центр или мастерскую, но вы не можете ездить постоянно.
  • Своевременная диагностика. Если вы заметили малейшие подозрения на неисправность усилителя руля (гул при повороте или просто при движении, «тяжесть» руля), необходимо как можно скорее провести диагностику, чтобы уменьшить износ деталей и сэкономить деньги на возможном будущем ремонте.
  • Соблюдая эти простые правила, автовладелец не только значительно продлит срок службы системы гидроусилителя руля, но и сэкономит деньги на возможном будущем ремонте.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру