Шум в двигателе

Шум двигателя может быть вызван различными факторами — растянутым ремнем генератора, неисправным насосом охлаждения, проблемами с зажиганием и/или топливной системой, компонентами ГРМ и распредвала, неисправными компенсаторами или даже использованием старого или неподходящего моторного масла. А сам шум может возникать в различных режимах работы двигателя — на горячем, холодном, холостом ходу, при разгоне, под нагрузкой или при торможении. Полный список причин шума двигателя см. в статье.

Шум двигателя

Некоторые шумы двигателя хорошо слышны и не требуют специальной диагностики, но чаще требуется стетоскоп. При этом следует проверить основные возможные источники, которые могут вызывать посторонние дребезжащие, стучащие или звенящие звуки. В таблице перечислены все причины шума двигателя, независимо от режима его работы. Возможные причины более подробно рассматриваются ниже. Вы узнаете, что является причиной шума и как его устранить или уменьшить.

Условия, связанные с шумомСистемы двигателя, возможные причины шума
Двигатель работает, шум постоянный
  • Ремень генератора;
  • насос системы охлаждения;
  • Компоненты зубчатой передачи;
  • цепь привода ГРМ;
  • коленчатый вал
  • диафрагма шкива коленчатого вала;
  • шатуны;
  • клапаны;
  • коренные подшипники;
  • топливные форсунки;
  • Насос для впрыска дизельного топлива.
  • На момент ввода в эксплуатацию
  • Натянутый ремень генератора;
  • подшипники распределительных валов для дизельных двигателей;
  • Гидрокомпенсаторы;
  • поршни.
  • Во время разминки
  • Поршни;;
  • В дизельных двигателях — коленчатый вал;
  • гидрокомпенсаторы.
  • На холостом ходу
  • Насос;
  • цепь привода ГРМ.
  • Во время ускорения
  • Ремень генератора.
  • После загрузки
  • фазоров;
  • клапаны.
  • После замены масла
  • Неправильный выбор моторного масла или несоблюдение процедуры замены масла.
  • При повороте рулевого колеса
  • Низкий уровень жидкости рулевого управления или неисправный насос рулевого управления.
  • Причины шума в бензиновом двигателе

    При запуске холодного двигателя его обороты составляют около 1500…2000 об/мин, в таком режиме и работа будет громче. По мере прогрева двигателя он снижается до 800-1000 об/мин. Если посторонних шумов нет, не стоит обращать на них внимание. Однако если посторонние шумы двигателя присутствуют в других ситуациях, ищите причину в деталях двигателя.

    Шум двигателя под капотом может быть вызван конкретной причиной, он может быть следствием сбоя системы или конкретной детали, которая может привести к неисправности механизма.

    Прямые причины шума двигателя

    Сначала обсудим непосредственные причины посторонних шумов двигателя, которые могут вызывать вой, рев, скрежет, стук и другие шумы.

    Ремень генератора

    Шум двигателя

    Ремень генератора на холостом ходу

    Ослабленный или недостаточно натянутый ремень генератора может издавать свистящий звук. Как правило, этот звук присутствует не всегда, а при запуске двигателя, чаще всего на холодном двигателе и при быстром увеличении оборотов. Ремень генератора может непрерывно свистеть только в том случае, если он слишком ослаблен.

    Насос системы охлаждения

    Насос издает шипящий звук, когда двигатель работает на низкой скорости. Если у насоса изношена крыльчатка, он может издавать скрежещущий звук. В этом случае он будет издавать звук во всех режимах работы двигателя. Если шум находится в передней части двигателя, он может исходить от насоса.

    Читайте также:  Регламент ТО Лиф

    Газораспределительный механизм

    Шумы от компонентов клапанного механизма обычно слышны достаточно отчетливо. Эти шумы исходят из двигателя в области привода клапанов и головки блока цилиндров. Характер звуков зависит от поврежденных частей.

    Цепь ГРМ

    Автомобили, оснащенные цепью ГРМ в двигателе, издают металлический дребезжащий звук, когда цепь растягивается. Другой вариант — изношенный или застрявший натяжитель, изношенная рейка или направляющие. Чем сильнее шум, тем выше обороты двигателя.

    Цепь необходимо заменить в соответствии с предписанием, даже если она еще не издает щелкающего звука. Цепь обычно заменяется каждые 200 000 — 250 000 км. Существуют также двигатели, которые требуют замены цепи через каждые 80 000-120 000 миль пробега. В качестве примера можно привести двигатель 1.4 TFSI/TSI из линейки EA111 компании VAG. Вместе с цепью заменяются и детали крепления цепи, такие как натяжители, направляющие и направляющие шины.

    Коленчатый вал

    Коренные подшипники коленчатого вала могут издавать шум во время работы двигателя. Эти шумы обычно характеризуются грохочущим, металлическим, повторяющимся звуком. Эти звуки лучше всего слышны при резком увеличении оборотов, как в холодном, так и в горячем состоянии. Помимо коренных подшипников, такой же дребезжащий звук будет слышен при износе поверхности коленчатого вала.

    Демпфер шкива коленчатого вала

    Шум двигателя

    Демпфер вибрации шкива коленчатого вала, который сломался

    Шкив коленчатого вала имеет внутри резиновый демпфер. В процессе эксплуатации демпфер может ослабнуть, в результате чего шкив немного деформируется и трется о крышку, что и является источником стука.

    Чтобы решить эту проблему, просто замените шкив на новый. Шкив обычно издает шум внизу справа под капотом (хотя это зависит от двигателя). Эта проблема возникает на следующих автомобилях: Chevrolet Lacetti, Daewoo Lanos, некоторые модели AUDI и дизельные BMW, все оснащенные ремнем ГРМ.

    Шатунные вкладыши

    Поврежденные шатунные подшипники также вызывают резкий металлический звук. Они будут довольно громкими и слышными на всех оборотах двигателя, но станут громче при увеличении оборотов.

    Клапана

    Если клапаны изношены и/или повреждены, при работе двигателя также может быть слышен приглушенный дребезжащий звук. Эти звуки лучше всего слышны при высоких оборотах и большой нагрузке на двигатель. Местом возникновения шума является головка блока цилиндров.

    Поршни

    Шум двигателя

    Простой способ определить, дребезжит ли поршень или распредвал.

    Изношенные поршни со временем издают все более громкие звуки. Шум возникает из-за деформации поршней и стенок цилиндра. Характер звука похож на звук обычного двигателя, только с повышенным уровнем громкости. Звук напоминает стук глиняного горшка. В некоторых случаях может раздаваться щелкающий звук.

    Стук поршня чаще всего возникает, когда двигатель еще холодный и/или работает на низких оборотах, а зазор составляет около 0,3…0,4 мм. По мере прогрева двигателя звук исчезает, так как уменьшается зазор между деталями.

    Коренные подшипники

    Корневые подшипники издают низкий стучащий звук. Стук исходит из нижней части картера. Звук становится громче при увеличении нагрузки на двигатель и при увеличении оборотов двигателя. Состояние подшипников можно проверить только путем их демонтажа. Коренные подшипники изнашиваются в результате нормального износа или при использовании неподходящего или стареющего масла, или если масло в двигателе уже ниже минимального уровня.

    Читайте также:  Замена и ремонт модуля зажигания Опель двигателя Z18XE

    Фазовращатель

    При сильно изношенной системе изменения фаз система изменения фаз гремит при нагреве, когда моторное масло находится в жидком состоянии. Звук неисправного фазовращателя — это щелкающий звук, который становится более частым при увеличении оборотов двигателя. Фазовращатель распредвала обычно расположен рядом с ремнем ГРМ.

    Гидрокомпенсаторы

    В двигателях с большим пробегом толкатели обычно стучат. Звук похож на стук. Лучше всего его слышно при работе холодного двигателя. Когда он прогревается, звук частично или полностью исчезает. Но это будет зависеть от причины. Кроме того, гидрокомпенсаторы часто дребезжат, когда они горячие.

    Топливные форсунки

    Изношенные топливные форсунки издают дребезжащий звук. Это вызвано давлением топлива и их дребезжанием. Этот звук представляет собой скрежет или скрип, который усиливается при увеличении оборотов двигателя.

    Косвенные причины шумов в двигателе

    Шум двигателя не всегда вызван какой-то одной деталью, это может быть отказ датчика, топливной, масляной системы, системы зажигания или даже банально пробитое уплотнение.

    Пропуски зажигания

    В случае перебоя зажигания из двигателя раздается повторяющийся звук. Звук тусклый, похожий на звук сгоревшего глушителя. Он будет поступать из цилиндров.

    Проверьте работу и состояние свечей зажигания, распределителя, наличие повреждений катушки зажигания, а также состояние и изоляцию высоковольтных проводов.

    Шумит двигатель после замены масла и его низком уровне

    Если двигатель гудит после замены масла, это означает, что масло имеет неправильную вязкость или является некачественным (обычно поддельным). Звук обычно похож на звук двигателя, но более сильный и «ревущий».

    Если уровень масла низкий, пары трения будут работать «всухую» и стучать друг о друга. Это означает, что звук будет похож на лязг. Источником звука является блок цилиндров, картер.

    Некачественное топливо

    Обычно при использовании низкокачественного бензина повышается общий шум двигателя. Он характерен для всех режимов работы. Шум не имеет никаких особых характеристик, он просто усиливается. Поэтому для его устранения достаточно заправляться качественным топливом с октановым числом, рекомендованным производителем автомобиля. Если требования к топливу не соблюдены, может даже произойти детонация, что гораздо опаснее.

    Детонация вызывает металлический звук в двигателе под капотом автомобиля. Это похоже на столкновение двух металлических частей на высокой скорости. Повышенный шум двигателя часто заметен при работе двигателя под нагрузкой и/или на высоких скоростях. Дополнительным симптомом детонации является потеря мощности двигателя, который может заглохнуть или даже запаниковать на холостом ходу.

    Прокладка ГБЦ

    Шум двигателя

    Пробитая прокладка головки блока цилиндров

    Пробитая прокладка головки блока цилиндров также приводит к более шумной работе двигателя. Это вызвано утечкой между масляной системой и системой охлаждения. Источником звука является блок цилиндров. Для устранения шума необходимо заменить прокладку.

    Попадание технологических жидкостей в масло

    Если антифриз или топливо попадут в моторное масло, оно потеряет свои эксплуатационные свойства. Детали двигателя будут ударяться друг о друга при недостатке или отсутствии смазки. В результате уровень шума, издаваемого двигателем, также увеличится. Сам звук двигателя не изменится, но уровень шума просто увеличится.

    Датчики двигателя

    Когда датчик двигателя выходит из строя, двигатель часто теряет мощность и становится более шумным. Источником звука является сам двигатель. Вам следует проверить память ЭБУ на наличие ошибок с помощью сканера ЭБУ. Если какой-либо из датчиков неисправен, его следует заменить.

    Читайте также:  Очиститель для ДМРВ

    Причины шумов на дизельных двигателях

    Дизельные двигатели имеют многие из тех же причин возникновения стука, что и бензиновые двигатели. Однако у них есть и свои особенности.

    Коленчатый вал дизеля

    В дизельном двигателе коленчатый вал начинает греметь при износе двигателя. Этот дребезжащий звук известен как стук коленчатого вала. Он характерен для всех типов дизельных двигателей, включая двигатели с турбонаддувом. Шум металлический и возникает во всех режимах работы. Он возникает из-за расположения коленчатого вала. Причиной дребезжащего шума является люфт коленчатого вала.

    Еще одной причиной стука коленчатого вала в дизельных двигателях является ослабление гайки шатуна. Этот звук не громкий, а скорее более приглушенный и напоминает тихое дребезжание металлических деталей. Он более слышен при холодном двигателе, когда моторное масло еще недостаточно смазало группу подшипников в двигателе. Тогда звук может полностью исчезнуть. Дребезжащий звук усиливается с увеличением оборотов двигателя.

    Распределительный вал

    Наиболее распространенной причиной стука распределительного вала является запуск двигателя и работа в холодном режиме. Он имеет низкую частоту и встречается в два раза реже, чем коленчатый вал. Обычно распредвал перестает стучать, как только моторное масло достигает подшипников. Обычно это занимает от 2 до 4 секунд после запуска двигателя.

    Причиной стука является износ подшипников распределительного вала. Они изнашиваются либо от естественных причин, либо от загрязненного масла.

    Топливный насос высокого давления

    При значительном износе топливный насос высокого давления может издавать сильный шум. Звук, похожий на дребезжание или жужжание. Он возникает во всех режимах работы двигателя. Расположение ТНВД варьируется от модели к модели, но в большинстве случаев он расположен в области блока цилиндров.

    В ТНВД может возникнуть множество неисправностей — износ плунжерных пар, износ подшипников и других деталей, проблемы с направляющим клапаном. ТНВД может даже гудеть, потому что в топливе есть вода! Насос высокого давления должен быть проверен в специальной мастерской.

    Как можно убрать шум в двигателе

    Чтобы избавиться от шума двигателя, необходимо понять причину его возникновения. В первую очередь необходимо проверить уровень масла в картере, антифриза в системе охлаждения и других технологических жидкостей. Вторым простым действием является проверка наличия ошибок в памяти ЭБУ. Если соответствующий ремонт не помог, необходимо провести диагностику шума в соответствии с описанными выше симптомами. В некоторых случаях специальные присадки могут устранить или временно устранить проблему, но следует помнить, что они не «лечат», а лишь маскируют шум.

    Присадки для снижения шума двигателя

    Шум двигателя

    Комплексная формула Атомекс F8

    Производители современной автохимии предлагают автомобилистам присадки для снижения шума двигателя. Такие присадки обычно являются антифрикционными или снижающими температуру масла.

    Существуют также присадки, улучшающие качественные свойства топлива. Примерами являются Atomex F8 Complex Formula или Jet100 Euro 4 Petrol. Они защищают топливную систему и уменьшают шум двигателя при использовании некачественного бензина.

    Однако перед использованием присадок важно понимать, что продукт не устраняет причину неисправности, а лишь маскирует симптомы. По этой причине рекомендуется использовать добавки только в профилактических целях.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру