Большой расход топлива

Многих автовладельцев волнует вопрос высокого расхода топлива. Расход топлива имеет свои причины, некоторые из которых являются самопроизвольными, а некоторые вызваны отказом компонентов машины.

Причины повышенного расхода топлива можно разделить на две группы. В первом случае виноват автомобиль — причина кроется в определенных механических неисправностях. За повышенный расход бензина и дизельного топлива несет ответственность водитель, допустивший ошибки или намеренно создавший сложные условия эксплуатации транспортного средства.

Ошибки водителя, увеличивающие расход топлива

Существуют некоторые распространенные ошибки неопытных водителей, которые приводят к тому, что они заправляют слишком много топлива. Помните, что дополнительный бензин или дизельное топливо будет расходоваться, когда:

  • Работа системы кондиционирования воздуха или климат-контроля. Работа этих устройств связана с работой компрессора. Фактически, для вращения шкива насоса требуется энергия, которая берется от вращающегося коленчатого вала. А это требует дополнительного количества топлива.
  • Работа системы отопления. Это относится не только к работе «печки», но и к обогреву сидений, стекол и зеркал (в автомобилях, где предусмотрены эти опции). Логика здесь аналогична ситуации, описанной выше.
  • Резкое ускорение. Если вы любите резкие движения на светофорах или в других местах, будьте готовы к тому, что ваш автомобиль будет расходовать больше топлива, чем обычно. Это связано с тем, что любой переходный процесс (в данном случае, постановка автомобиля в пробку) подразумевает повышенное потребление энергии. И чем он острее, тем больше энергии требуется. По этой причине вы должны стараться двигаться осторожно. Это позволяет экономить не только топливо, но и шины, сцепление и компоненты трансмиссии.
  • Запустите двигатель на высоких оборотах. Старайтесь не переусердствовать. Это не только сэкономит топливо для вашего автомобиля, но и принесет пользу двигателю в целом.
  • Использование топлива низкого качества. Старайтесь заправляться на надежных заправочных станциях и использовать марку, рекомендованную производителем автомобиля.
  • Существует также множество объективных причин, по которым автомобиль расходует больше топлива, чем рекомендуется. Все это связано с состоянием его отдельных узлов и механизмов.

    Технические причины увеличения расхода топлива

    Во-первых, давайте рассмотрим технические проблемы, которые способствуют повышенному потреблению бензина. Давайте рассмотрим наиболее распространенные причины поломки двигателя и другие компоненты, которые способствуют повышенному расходу топлива.

    Высокий расход топлива

    Коэффициенты расхода топлива

    #1 Износ двигателя

    Обычно это вызвано большим пробегом или неправильной эксплуатацией автомобиля. Несколько моментов, связанных с работой двигателя:

  • Температура охлаждающей жидкости (ОЖ) ниже расчетной;
  • Износ цилиндро-поршневой группы;
  • Износ кривошипно-шатунного механизма;
  • Износ распредвала и нарушение синхронизации клапанов.
  • #2 Износ сцепления

    Высокий расход топлива

    Изношенный диск сцепления

    Когда водителю приходится двигаться на высоких оборотах двигателя для запуска и переключения передачи, это напрямую влияет на расход топлива. В этом случае необходимо заменить сцепление.

    Одной из причин повышенного расхода топлива является износ диска сцепления. Ситуация относительно проста. При старте двигатель расходует больше топлива, чем при постоянной скорости. Это происходит даже при исправном сцеплении. Если диск сцепления или другие детали повреждены, в результате топливо расходуется, но автомобиль глохнет. Чем чаще заводится автомобиль, тем больше расход топлива.

    Читайте также:  Антицарапин для авто

    В крайних случаях такая ситуация может возникнуть даже во время непрерывного движения. То есть, когда диск сцепления не вращает двигатель и трансмиссию синхронно. Такая ситуация встречается редко, но может возникнуть в самых «запущенных» случаях.

    Диагностика износа сцепления довольно проста. Для этого нужно поставить автомобиль на ручной тормоз, включить пятую или четвертую передачу (в зависимости от коробки передач, то есть самую высокую) и попытаться тронуться с места. Если двигатель не дросселируется, когда вы это делаете, это означает, что сцепление требует ремонта или полной замены.

    #3 Неправильно настроено зажигание

    Высокий расход топлива

    Настройка зажигания

    Неправильная установка зажигания также является причиной повышенного расхода топлива. В частности, когда двигатель «горячий», бензин из неработающего цилиндра попадает прямо в выхлопную систему. Это приводит не только к увеличению расхода топлива, но и к износу каталитического нейтрализатора.

    С другой стороны, если зажигание просто неправильно выставлено, топливо сгорает не полностью. Другими словами, искра появляется до того, как топливная смесь полностью окажется в цилиндре, или позже. В любом случае это приводит к неполному сгоранию. Это автоматически означает, что топливо расходуется впустую.

    Поэтому всегда обращайте внимание на систему зажигания. Это напрямую влияет на количество потребляемого топлива. Неправильно отрегулированная система зажигания также может вызвать проблемы при запуске двигателя.

    #4 Износ шин

    Высокий расход топлива

      

    Высокий расход топлива

    Износ шин влияет не только на расход топлива, но и на управляемость автомобиля. Обратите внимание на глубину протектора шины.

    Если шины полностью изношены или давление в них ниже, чем положено, это также может привести к тому, что автомобиль будет потреблять больше топлива, чем положено.

    Если это произошло, замените шины и регулярно проверяйте давление в шинах.

    Низкопрофильные шины с широким протектором вызывают повышенное сопротивление и, следовательно, повышенный расход топлива.

    #5 Неисправности тормозной системы

    Неисправности тормозной системы могут проявляться по-разному — например, те, которые приводят к тому, что тормозные суппорты не полностью разжимаются, что мы называем «заклиниванием». Если произойдет неполная разблокировка суппортов, со временем придут в негодность не только тормозные колодки, но и диски. Чрезмерное трение и сопротивление воздуха естественным образом увеличивают расход топлива.

    #6 Вышедшие из строя свечи зажигания

    Высокий расход топлива Высокий расход топлива

      

    Высокий расход топлива Высокий расход топлива

    Проверьте состояние свечей зажигания.

    Неисправные свечи зажигания приводят к ненормальной работе автомобиля, что создает дополнительную нагрузку на двигатель. Это приводит не только к увеличению расхода топлива, но и к общему снижению производительности. Чтобы избежать этого, необходимо проверить свечи зажигания.

    Это включает проверку цвета нагара, измерение зазора между электродами и осмотр резистора на предмет повреждений. Также стоит обратить внимание на точку контакта между белым изолятором и резьбовой частью штекера — красный налет недопустим.

    #7 Забитые форсунки или карбюратор

    Высокий расход топлива Высокий расход топлива

      

    Высокий расход топлива Высокий расход топлива

    Подача и потребление топлива двигателем зависит от состояния топливной системы.

    Засоренные форсунки являются одной из наиболее распространенных причин перерасхода топлива. Их засорение происходит по естественным причинам. К ним относятся использование некачественного бензина, несвоевременная замена топливного фильтра, грязь в пространстве под капотом и так далее.

    Засоренные форсунки приводят к неправильному распылению топлива в камере сгорания. Это мешает образованию топливной смеси. Это означает, что для этого процесса используется больше бензина, чем необходимо в обычных условиях.

    Читайте также:  Реставратор для пластика автомобиля

    В некоторых случаях засоренные форсунки могут вызвать «ускорение» двигателя. Это проявляется в ухудшении управляемости автомобиля. Двигатель также может работать на высоких оборотах в течение длительного времени, даже на холостом ходу. Это само по себе приводит к увеличению расхода топлива.

    Те же рассуждения применимы к автомобилям с карбюраторным двигателем. Засоренный карбюратор вызывает ту же ситуацию с чрезмерным расходом бензина и снижением динамики движения.

    Поэтому всегда следует проверять состояние топливной системы, особенно форсунок в двигателе с форсунками и карбюратора в двигателе с карбюраторами. Их засорение является прямой причиной заправки слишком большого количества топлива.

    Низкооктановое топливо (низкая цена и низкое качество имеют свою цену) также оказывает большое влияние на износ.

    #8 Поломка лямбда-зонда или ДМРВ

    Неисправный датчик кислорода (лямбда-датчик) также может привести к повышенному расходу топлива. Его задача — контролировать количество кислорода, поступающего в топливную смесь. Если датчик вышел из строя, смесь будет формироваться неправильно, что приведет к перерасходу топлива.

    Лямбда-датчик является довольно хрупким. Существует множество причин, по которым она может потерпеть неудачу. Среди них:

  • Негерметичность корпуса и утечка в него выхлопных газов;
  • Перегрев датчика (это может быть вызвано неисправностью системы зажигания);
  • Естественное старение и износ;
  • Проблемы с электрической системой автомобиля;
  • механическое повреждение датчика.
  • Аналогичные соображения относятся и к датчику массового расхода воздуха (ДМРВ). Его функция заключается в регулировании подачи воздуха в цилиндры двигателя. Неисправности датчиков легко обнаружить. Как правило, двигатель становится неустойчивым, особенно на холостом ходу (очень высокие или низкие «прыгающие» обороты), теряются динамические характеристики (автомобиль плохо разгоняется). Датчик массового расхода воздуха не подлежит ремонту. Его можно только заменить, хотя его очистка может временно улучшить ситуацию.

    #9 Забитый воздушный фильтр

    Высокий расход топлива Высокий расход топлива

      

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Только чистый воздушный фильтр может обеспечить образование правильной топливно-воздушной смеси.

    Рекомендуемая частота замены — каждые 15 000 км. Своевременная замена воздушного фильтра необходима, так как если он засорился, а вы его игнорируете, будьте готовы к тому, что у вашего автомобиля появится хороший аппетит.

    На износ также влияет использование картриджей воздушных фильтров с плотными неткаными предварительными фильтрами, поскольку, как и в случае с засоренным фильтром, сопротивление воздуха увеличивается. Рекомендуется использовать легкие фильтрующие картриджи, чтобы минимизировать сопротивление воздуха.

    #10 Стиль вождения

    Большой расход топлива Большой расход топлива

      

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Динамические нагрузки и перегрузка автомобиля способствуют излишнему расходу топлива

    Вождение с динамичными изменениями — быстрыми ускорениями и резкими торможениями — очевидно, резко увеличивает расход топлива. Также стоит помнить, что тюнинг и аэродинамические модификации стоят денег, включая дополнительные расходы на заправке.

    #11 Постоянно включенные потребители электроэнергии

    Особенно страдает кондиционер — при включенном «кондиционере» автомобиль начинает потреблять больше топлива. Например, на каждые 100 километров пути в среднем расходуется 0,8 литра топлива, поэтому кондиционером следует пользоваться только при необходимости. Постоянное использование фар также влияет на расход топлива.

    Поведение стрелки указателя уровня топлива часто начинает беспокоить именно зимой, когда задействовано много потребителей электроэнергии, а также факторы перегрузки автомобиля, на которые начинающие водители обычно не обращают внимания. К ним относятся печка, кондиционер и различные виды обогревателей (подогрев сидений, стекол, зеркал, печка и т.д.).

    #12 Перегруз автомобиля

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Когда автомобиль перегружен, например, когда в пяти машинах сидят семь человек и в багажнике лежит тяжелый багаж, для движения автомобиля расходуется больше топлива. Каждые 100 кг нагрузки означают увеличение примерно на 10 %.

    Читайте также:  Свечи зажигания на Рено Логан

    Пустой багажник на крыше увеличивает расход топлива на 5 %, а загруженный — до 40 %. Прицеп сзади увеличивает эту печальную цифру на 60%.

    #13 Движение с непрогретым двигателем

    Существует мнение, что можно сэкономить бензин, если прогреть двигатель перед началом движения. Это верно лишь отчасти. Это правда, прогретый двигатель потребляет меньше топлива. Это связано с тем, что определенная часть тепловой энергии расходуется на нагрев кузова и деталей двигателя. Однако это происходит на начальном этапе. Поэтому небольшая часть бензина расходуется, грубо говоря, не по назначению. А когда двигатель прогрет, тепловая энергия идет непосредственно на работу самого двигателя.

    Однако этот способ экономии топлива сомнителен. Дело в том, что для прогрева двигателя используется не так много бензина. Учитывая, что разогрев также требует определенного количества топлива, получается, что экономия при таком способе не имеет смысла.

    Помните, что холодный двигатель выбрасывает в атмосферу гораздо больше загрязняющих веществ. Некоторые западные автопроизводители пишут об этом в руководствах к своим автомобилям. Поэтому лучше прогревать автомобиль на улице, а не в гараже.

    Причины перерасхода топлива на дизеле

    Теперь рассмотрим типичные причины чрезмерного расхода топлива в дизельных двигателях. Не упоминая общие (например, прокол шин, перевозка тяжелых грузов, езда при сильном ветре), перечислим только те, которые непосредственно влияют на дизельный двигатель.

    1. Засорение топливного и/или воздушного фильтра. Это является распространенной причиной заправки слишком большого количества топлива. Засоренные фильтры также приводят к засорению топливных форсунок. Это приводит к снижению давления в системе впрыска топлива.
    2. Неподходящее моторное масло. Для дизельных двигателей важно использовать моторные масла, рекомендованные производителем двигателя.
    3. Снижение компрессии. Со временем это может ухудшиться из-за износа поршневой группы, что автоматически приводит к увеличению расхода топлива двигателем.
    4. Частичный отказ датчика. Если по какой-то причине датчики передают неверную информацию в ЭБУ, этот блок, соответственно, будет генерировать ошибочные команды.
    5. Проблемы с ЭБУ. Это редкая проблема, но она может возникнуть. Из-за этого могут возникать сбои в работе программного обеспечения или другие так называемые неисправности.

    Как вы можете видеть, неисправности довольно типичны. Поэтому, чтобы предотвратить чрезмерное сжигание топлива, необходимо обеспечить хорошее техническое состояние вышеуказанных элементов.

    Типы двигателей и характерные причины перерасхода топлива

    Ниже приведена таблица, в которой систематизированы причины высокого расхода топлива для различных типов двигателей.

    Причины высокого расхода топлива, к которым относятсяТипы двигателей
    ДизельКарбюраторИнжектор
    Износ двигателя

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Износ сцепления

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Неправильное зажигание

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Износ шин

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Низкое давление в шинах

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Неисправная тормозная система

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Неправильные свечи зажигания

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Засоренные форсунки

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Засоренный карбюратор

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Неисправный лямбда-датчик или расширительный клапан

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Засоренный воздушный фильтр

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Засоренный топливный фильтр

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Включены потребители электроэнергии

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Машина перегружена

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Езда с холодным двигателем

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Большой расход топлива Большой расход топлива

    Подводя итоги

    Итак, проанализировав все, что было сказано выше, нетрудно прийти к выводу и определить, хотя бы приблизительно, причину, по которой тот или иной автомобиль вдруг стал потреблять больше топлива. Поэтому, прежде чем паниковать, стоит рассмотреть возможные факторы влияния.

    Иван Матиешин — автомеханик с 20-летним опытом ремонта и обслуживания автомобилей различных марок. Основные направления деятельности: диагностика и механика. Задать вопрос

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру