Неисправности гидротрансформатора АКПП

Неисправности гидротрансформатора в автоматической коробке передач приводят к вибрациям и неприятным шумам при движении в городском режиме, т.е. на скорости около 60 км/ч. Причинами отказа могут быть частичный износ пар трения, износ лопастей шестерен, разрушение уплотнительных сальников, разрушение подшипников. Ремонт конвертера — довольно дорогое удовольствие. Поэтому, чтобы не доводить до такого «бублика» (гидротрансформатор так называют среди водителей из-за его круглой формы) АКПП, существует универсальный совет — регулярно заменять жидкость ATF.

Неисправности гидротрансформатора автоматической коробки передач

Признаки умирающего гидротрансформатора

Симптомы неисправности конвертера можно разделить на три группы — поведенческие, звуковые, дополнительные. Давайте проанализируем их по порядку.

Поведенческие симптомы выхода из строя гидротрансформатора АКПП

Существует множество типичных признаков поведения автомобиля, которые явно указывают на неисправность гидротрансформатора. К ним относятся:

Неисправности гидротрансформатора

  • Небольшая пробуксовка сцепления в автомобиле при запуске. Это особенно заметно на автомобилях, которые стартуют с места на второй передаче (как рекомендует производитель автомобиля). Например, при старте с места автомобиль в течение короткого времени (около двух секунд) не реагирует на педаль акселератора и очень плохо разгоняется. Однако через некоторое время симптомы исчезают, и автомобиль работает нормально.
  • Вибрация в городском режиме езды. Часто на скорости около 60 км/ч ± 20 км/ч.
  • Вибрация автомобиля под нагрузкой. Особенно при движении в гору, буксировке тяжелого прицепа или просто при перевозке тяжелых грузов. В таких условиях трансмиссия, включая гидротрансформатор, подвергается значительной нагрузке.
  • Автоматическая коробка передач дергается при спокойном движении или при торможении двигателем. Это часто происходит, когда двигатель глохнет во время движения и/или переключения передач. Это часто является признаком того, что электроника, управляющая гидротрансформатором, может быть неисправна. В этой ситуации автоматическая система может просто заблокировать «гидротрансформатор».
  • Отказы гидротрансформатора по симптоматике очень похожи на отказы других компонентов автоматической коробки передач. Поэтому необходимо провести дальнейшую диагностику.

    Звуковые симптомы

    Симптомы неисправности гидротрансформатора автоматической коробки передач можно также определить на слух. На это указывают следующие симптомы:

    Неисправности клапанов

  • Шум гидротрансформатора при переключении передач. Когда двигатель повышает обороты, что приводит к увеличению скорости, этот шум исчезает.
  • В редких случаях при определенной скорости около 60 км/ч слышен вой гидротрансформатора. Шум часто сопровождается вибрациями.
  • Шум исходит от автоматической коробки передач, поэтому водителю может быть трудно распознать гидротрансформатор на слух. Поэтому, если трансмиссия издает шумы, рекомендуется провести дальнейшую диагностику, так как шумы всегда указывают на неисправность, даже если она незначительна.

    Дополнительные признаки

    Существует также ряд дополнительных признаков того, что гидротрансформатор умирает. К ним относятся:

  • Неприятный запах гари, исходящий из коробки передач. Это явный признак перегрева трансмиссии, недостаточной смазки и критического состояния ее компонентов, особенно гидротрансформатора. Частичный отказ сцепления не является редкостью. Это очень опасный симптом, и диагностика должна быть проведена как можно скорее.
  • Обороты двигателя не увеличиваются выше определенного значения. Например, выше 2000 об/мин. Это непроизвольное действие, направленное на защиту устройства управляющей электроникой.
  • Машина перестает вращаться. Это наихудший сценарий, свидетельствующий о полной гибели гидротрансформатора или его управляющей электроники. В этом случае необходимо провести дополнительную диагностику, так как причиной могут быть и другие неисправности.
  • Читайте также:  Замена подшипника передней ступицы Тигуан

    При появлении одного или нескольких симптомов частичной неисправности конвертера следует как можно скорее провести диагностику проблемы. И если ремонт муфты отбоя может стоить больше или меньше денег, то неисправный гидротрансформатор может стать причиной выхода из строя других более дорогих компонентов трансмиссии, вплоть до всей автоматической коробки передач.

    Причины неисправности

    Гидротрансформатор не является сложным оборудованием, но в процессе эксплуатации автоматической коробки передач он изнашивается и в конечном итоге выходит из строя. Ниже мы рассмотрим, какие системы могут выйти из строя и каковы их причины.

    Фрикционные пары

    Внутри гидротрансформатора находится так называемая блокировка, которая по сути является компонентом автоматического сцепления. Механически он работает аналогично классическому сцеплению в механической коробке передач. Как следствие, фрикционные диски, отдельные пары дисков или весь узел сцепления подвергаются износу. Кроме того, изнашиваемые элементы фрикционной пластины (металлическая пыль) загрязняют трансмиссионную жидкость, и каналы, по которым течет жидкость, могут засориться. В результате давление в системе снижается, и страдают другие элементы АКПП — гидростоп, радиатор и т.д.

    Лопатки лопастей

    Металлические лезвия также под воздействием высоких температур и абразивных веществ в трансмиссионной жидкости со временем изнашиваются и добавляют в масло больше металлической пыли. Это снижает эффективность работы гидротрансформатора и общее давление в системе трансмиссии, а из-за загрязненной жидкости происходит перегрев системы, износ узлов и увеличение нагрузки на всю систему. В худших случаях одна или несколько лопастей ротора могут быть полностью разрушены.

    Разрушение сальников

    Горячая, загрязненная жидкость АТФ вызывает повышенную нагрузку на резиновые уплотнения. Это снижает герметичность системы, и может произойти утечка трансмиссионной жидкости.

    Блокировка гидротрансформатора АКПП

    Неисправности клапанов

    В старых автоматических коробках передач блокировка сцепления (управление сцеплением) была механической и включалась реже, только на высших передачах. Поэтому срок службы таких трансмиссий был больше, а интервалы между заменами трансмиссионной жидкости — длиннее.

    В современных автомобилях включается блокировка, т.е. гидротрансформатор блокируется на всех передачах, а специальный клапан регулирует его прижимную силу. Например, при плавном разгоне блокировка включается частично, а при резком разгоне — почти сразу. Это призвано снизить расход топлива, а также повысить динамические характеристики автомобиля.

    Другая сторона медали в этом случае заключается в том, что в этом режиме значительно увеличивается износ стопорных язычков. Трансмиссионная жидкость также быстро изнашивается (загрязняется), и в ней появляется много примесей. По мере увеличения пробега плавность работы запорной заслонки уменьшается, и автомобиль начинает слегка вибрировать при ускорении или обычном движении. Поэтому масло в автоматической коробке передач следует менять примерно через 60 000 километров пробега, так как вся система автоматической коробки передач уже находится в зоне риска.

    Износ подшипников

    В частности, опорные и промежуточные подшипники, между турбиной и насосом. Это нормально, если непосредственно в подшипниках слышен скрип или свист. Треск особенно слышен на высоких скоростях, но обычно исчезает, когда машина достигает постоянной скорости и нагрузки, при условии, что подшипники не слишком изношены.

    Потеря свойств трансмиссионной жидкости

    Если жидкость ATF долгое время находилась в коробке передач, она становится черной, густой и содержит примеси, в частности металлическую стружку. По этой причине страдает и гидротрансформатор. Особенно критичной является ситуация, когда жидкость не только теряет свои свойства, но и падает общий уровень в системе. В таком состоянии преобразователь будет работать в критическом режиме, при критических температурах, что значительно сокращает его общий срок службы.

    Читайте также:  Почему не работает один цилиндр?

    Обрыв соединения с валом АКПП

    Это критическая ошибка, которая, однако, случается нечасто. Он заключается в механическом разрушении шлицевого соединения между турбинным колесом и валом автоматической коробки передач. В этом случае движение автомобиля практически невозможно, так как крутящий момент не передается от двигателя к автоматической коробке передач. Ремонт заключается в замене вала, восстановлении шлицевого соединения или, в критических случаях, полной замене гидротрансформатора.

    Поломка обгонной муфты

    Внешним признаком неисправности одностороннего сцепления является ухудшение ходовых качеств, т.е. разгон будет более медленным. Однако без дополнительной диагностики точная причина не может быть установлена.

    Как проверить гидротрансформатор АКПП

    Существует несколько стандартных процедур, которые можно использовать для косвенной проверки гидротрансформатора в автоматической коробке передач. Полное, истинное состояние можно определить, только разобрав устройство и проведя детальную диагностику.

    Проверка сканером

    Первое, что необходимо сделать, чтобы определить, неисправен ли гидротрансформатор, — это выполнить сканирование ошибок с помощью специального сканирующего инструмента. Таким образом, вы можете получить коды ошибок и использовать их в качестве основы для проведения конкретных ремонтных работ. Это сканирование выявляет ошибки не только в гидротрансформаторе, но и в других системах автомобиля (если таковые имеются). Это позволяет оценить состояние всей трансмиссии и ее отдельных компонентов.

    Стоп-тест (stall-test)

    Промежуточный тест может быть проведен и без использования интеллектуальной электроники. Например, в руководствах по эксплуатации многих автомобилей можно найти алгоритм проведения теста на пробуксовку для проверки гидротрансформатора:

    Неисправности клапанов

  • Проверку следует проводить при хорошо прогретом двигателе и трансмиссии, особенно если проверка проводится зимой;
  • запустите двигатель и установите скорость на холостом ходу (около 800 об/мин);
  • затяните ручной тормоз, чтобы зафиксировать машину на месте;
  • полностью выжмите педаль тормоза;
  • переведите рычаг коробки передач в режим движения D;
  • полностью выжмите педаль акселератора;
  • Проверьте обороты, указанные на тахометре; максимальное значение для разных автомобилей должно находиться в пределах от 2 000 до 2 800 оборотов в минуту;
  • подождите 2-3 минуты на холостом ходу, чтобы дать коробке передач остыть;
  • повторите ту же процедуру, но с включенной задней передачей.
  • Большинство автомобилей имеют нормальное число оборотов от 2000 до 2400, точная информация для вашего автомобиля должна быть предоставлена. Показания тахометра являются индикатором состояния гидротрансформатора. Для этого используйте приведенные ниже усредненные данные:

  • Если частота вращения коленчатого вала лишь немного превышает норму, одна или несколько фрикционных муфт проскальзывают, например, из-за низкого давления масла или изношенных фрикционных накладок;
  • Если обороты коленчатого вала значительно превышают норму, это может указывать на проскальзывание фрикционных накладок или механическое повреждение гидротрансформатора или масляного насоса автоматической коробки передач;
  • Если частота вращения коленчатого вала ниже нормы, это может указывать на неисправность двигателя — потерю мощности (по различным причинам);
  • Если обороты коленчатого вала значительно ниже нормы, это может свидетельствовать о повреждении компонентов гидротрансформатора или серьезной поломке двигателя;
  • Обратите внимание, что точное значение оборотов в минуту для разных марок и моделей может отличаться, поэтому соответствующие значения должны быть указаны в технической документации машины.

    К сожалению, самостоятельная диагностика состояния гидротрансформатора владельцем автомобиля ограничена. Поэтому при появлении вышеописанных симптомов и проведении стоп-теста рекомендуется обратиться за детальной диагностикой в автосервис, где будет проверен разобранный гидротрансформатор АКПП.

    Читайте также:  Неисправности системы охлаждения

    Ремонт гидротрансформатора

    Покупка нового гидротрансформатора — дорогое удовольствие. Ситуация осложняется еще и тем, что зачастую трудно найти подходящее «сцепление» для старых, подержанных импортных автомобилей. Поэтому в большинстве случаев автовладельцы предпочитают ремонтировать гидротрансформаторы, тем более что этот узел довольно прост в обслуживании.

    Цена простейшего ремонта начинается от стоимости около 4 … 5 тысяч российских рублей. Здесь, однако, необходимо добавить стоимость разборки коробки передач, проведения осмотра, а также цену новых запасных частей. Как правило, ремонт гидротрансформатора состоит из следующих этапов:

    Неисправности клапанов

  • Разборка и резка. В большинстве случаев корпус преобразователя герметичен. Поэтому для того, чтобы добраться до внутренней части, необходимо выполнить резку.
  • Промывка внутренних частей. Для этого слейте трансмиссионную жидкость и очистите лопасти, каналы и другие части гидротрансформатора с помощью чистящего средства.
  • Дефектная проверка. Один из самых сложных процессов. В ходе этого процесса проверяются все внутренние детали гидротрансформатора. При обнаружении дефектных деталей принимается решение об их замене или ремонте.
  • Замена деталей. Как правило, во время ремонта все резиновые и пластиковые уплотнения заменяются на новые. Также часто заменяются фрикционные накладки и гидравлические цилиндры. Само собой разумеется, что эти запасные части должны быть приобретены дополнительно.
  • После ремонта корпуса судна его собирают и герметизируют.
  • Преобразователь сбалансирован. Это необходимо для правильной работы устройства в будущем.
  • При проведении ремонтных работ важен профессионализм подрядчиков. Дело в том, что конвертер работает при высоких скоростях и давлениях жидкости. Таким образом, точность регулировки узла имеет огромное значение, поскольку малейшая несоосность или дисбаланс при значительных нагрузках могут привести к повторному отключению гидротрансформатора и даже других компонентов АКПП, включая саму АКПП.

    Профилактика гидротрансформатора

    Ремонт сцепления может стоить довольно дорого, поэтому стоит задуматься о том, что лучше использовать гидротрансформатор экономно, чем допустить его частичный выход из строя. Тем более что рекомендации по его экономному использованию довольно просты:

    Неисправности клапанов

  • Управление автомобилем при высоких оборотах коленчатого вала менее утомительно. Движение на высоких скоростях заставляет гидротрансформатор работать в критическом положении, что приводит к значительному износу и сокращает общий срок службы гидротрансформатора.
  • Необходимо следить за тем, чтобы устройство не перегревалось. Это относится как к двигателю, так и к коробке передач. А перегрев может быть вызван двумя причинами — значительной загрузкой определенных узлов и плохой работой систем охлаждения. Перегрузка означает частую перегрузку автомобиля, движение в гору в таком состоянии, буксировку тяжелых прицепов и т.д. Что касается систем охлаждения, то они должны нормально работать как для двигателя, так и для трансмиссии (охладитель АКПП).
  • Регулярно меняйте трансмиссионную жидкость. Несмотря на заявления производителей автомобилей о том, что современные автоматические трансмиссии не требуют технического обслуживания, все же необходимо менять жидкость ATF в них как минимум каждые 90 000 км и даже чаще. Это продлит не только срок службы гидротрансформатора, но и общий срок службы трансмиссии, избавит автомобиль от рывков во время движения и, в конечном итоге, от дорогостоящего ремонта.
  • Пренебрежение гидротрансформатором может привести к постепенному выходу из строя других компонентов автоматической коробки передач. Поэтому при малейшем подозрении на неисправность конвертера следует как можно скорее провести диагностику и соответствующий ремонт.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру