Неисправности гидротрансформатора в автоматической коробке передач приводят к вибрациям и неприятным шумам при движении в городском режиме, т.е. на скорости около 60 км/ч. Причинами отказа могут быть частичный износ пар трения, износ лопастей шестерен, разрушение уплотнительных сальников, разрушение подшипников. Ремонт конвертера — довольно дорогое удовольствие. Поэтому, чтобы не доводить до такого «бублика» (гидротрансформатор так называют среди водителей из-за его круглой формы) АКПП, существует универсальный совет — регулярно заменять жидкость ATF.
- Признаки умирающего гидротрансформатора
- Поведенческие симптомы выхода из строя гидротрансформатора АКПП
- Звуковые симптомы
- Дополнительные признаки
- Причины неисправности
- Фрикционные пары
- Лопатки лопастей
- Разрушение сальников
- Блокировка гидротрансформатора АКПП
- Износ подшипников
- Потеря свойств трансмиссионной жидкости
- Обрыв соединения с валом АКПП
- Поломка обгонной муфты
- Как проверить гидротрансформатор АКПП
- Проверка сканером
- Стоп-тест (stall-test)
- Ремонт гидротрансформатора
- Профилактика гидротрансформатора
Признаки умирающего гидротрансформатора
Симптомы неисправности конвертера можно разделить на три группы — поведенческие, звуковые, дополнительные. Давайте проанализируем их по порядку.
Поведенческие симптомы выхода из строя гидротрансформатора АКПП
Существует множество типичных признаков поведения автомобиля, которые явно указывают на неисправность гидротрансформатора. К ним относятся:
Отказы гидротрансформатора по симптоматике очень похожи на отказы других компонентов автоматической коробки передач. Поэтому необходимо провести дальнейшую диагностику.
Звуковые симптомы
Симптомы неисправности гидротрансформатора автоматической коробки передач можно также определить на слух. На это указывают следующие симптомы:
Шум исходит от автоматической коробки передач, поэтому водителю может быть трудно распознать гидротрансформатор на слух. Поэтому, если трансмиссия издает шумы, рекомендуется провести дальнейшую диагностику, так как шумы всегда указывают на неисправность, даже если она незначительна.
Дополнительные признаки
Существует также ряд дополнительных признаков того, что гидротрансформатор умирает. К ним относятся:
При появлении одного или нескольких симптомов частичной неисправности конвертера следует как можно скорее провести диагностику проблемы. И если ремонт муфты отбоя может стоить больше или меньше денег, то неисправный гидротрансформатор может стать причиной выхода из строя других более дорогих компонентов трансмиссии, вплоть до всей автоматической коробки передач.
Причины неисправности
Гидротрансформатор не является сложным оборудованием, но в процессе эксплуатации автоматической коробки передач он изнашивается и в конечном итоге выходит из строя. Ниже мы рассмотрим, какие системы могут выйти из строя и каковы их причины.
Фрикционные пары
Внутри гидротрансформатора находится так называемая блокировка, которая по сути является компонентом автоматического сцепления. Механически он работает аналогично классическому сцеплению в механической коробке передач. Как следствие, фрикционные диски, отдельные пары дисков или весь узел сцепления подвергаются износу. Кроме того, изнашиваемые элементы фрикционной пластины (металлическая пыль) загрязняют трансмиссионную жидкость, и каналы, по которым течет жидкость, могут засориться. В результате давление в системе снижается, и страдают другие элементы АКПП — гидростоп, радиатор и т.д.
Лопатки лопастей
Металлические лезвия также под воздействием высоких температур и абразивных веществ в трансмиссионной жидкости со временем изнашиваются и добавляют в масло больше металлической пыли. Это снижает эффективность работы гидротрансформатора и общее давление в системе трансмиссии, а из-за загрязненной жидкости происходит перегрев системы, износ узлов и увеличение нагрузки на всю систему. В худших случаях одна или несколько лопастей ротора могут быть полностью разрушены.
Разрушение сальников
Горячая, загрязненная жидкость АТФ вызывает повышенную нагрузку на резиновые уплотнения. Это снижает герметичность системы, и может произойти утечка трансмиссионной жидкости.
Блокировка гидротрансформатора АКПП
В старых автоматических коробках передач блокировка сцепления (управление сцеплением) была механической и включалась реже, только на высших передачах. Поэтому срок службы таких трансмиссий был больше, а интервалы между заменами трансмиссионной жидкости — длиннее.
В современных автомобилях включается блокировка, т.е. гидротрансформатор блокируется на всех передачах, а специальный клапан регулирует его прижимную силу. Например, при плавном разгоне блокировка включается частично, а при резком разгоне — почти сразу. Это призвано снизить расход топлива, а также повысить динамические характеристики автомобиля.
Другая сторона медали в этом случае заключается в том, что в этом режиме значительно увеличивается износ стопорных язычков. Трансмиссионная жидкость также быстро изнашивается (загрязняется), и в ней появляется много примесей. По мере увеличения пробега плавность работы запорной заслонки уменьшается, и автомобиль начинает слегка вибрировать при ускорении или обычном движении. Поэтому масло в автоматической коробке передач следует менять примерно через 60 000 километров пробега, так как вся система автоматической коробки передач уже находится в зоне риска.
Износ подшипников
В частности, опорные и промежуточные подшипники, между турбиной и насосом. Это нормально, если непосредственно в подшипниках слышен скрип или свист. Треск особенно слышен на высоких скоростях, но обычно исчезает, когда машина достигает постоянной скорости и нагрузки, при условии, что подшипники не слишком изношены.
Потеря свойств трансмиссионной жидкости
Если жидкость ATF долгое время находилась в коробке передач, она становится черной, густой и содержит примеси, в частности металлическую стружку. По этой причине страдает и гидротрансформатор. Особенно критичной является ситуация, когда жидкость не только теряет свои свойства, но и падает общий уровень в системе. В таком состоянии преобразователь будет работать в критическом режиме, при критических температурах, что значительно сокращает его общий срок службы.
Обрыв соединения с валом АКПП
Это критическая ошибка, которая, однако, случается нечасто. Он заключается в механическом разрушении шлицевого соединения между турбинным колесом и валом автоматической коробки передач. В этом случае движение автомобиля практически невозможно, так как крутящий момент не передается от двигателя к автоматической коробке передач. Ремонт заключается в замене вала, восстановлении шлицевого соединения или, в критических случаях, полной замене гидротрансформатора.
Поломка обгонной муфты
Внешним признаком неисправности одностороннего сцепления является ухудшение ходовых качеств, т.е. разгон будет более медленным. Однако без дополнительной диагностики точная причина не может быть установлена.
Как проверить гидротрансформатор АКПП
Существует несколько стандартных процедур, которые можно использовать для косвенной проверки гидротрансформатора в автоматической коробке передач. Полное, истинное состояние можно определить, только разобрав устройство и проведя детальную диагностику.
Проверка сканером
Первое, что необходимо сделать, чтобы определить, неисправен ли гидротрансформатор, — это выполнить сканирование ошибок с помощью специального сканирующего инструмента. Таким образом, вы можете получить коды ошибок и использовать их в качестве основы для проведения конкретных ремонтных работ. Это сканирование выявляет ошибки не только в гидротрансформаторе, но и в других системах автомобиля (если таковые имеются). Это позволяет оценить состояние всей трансмиссии и ее отдельных компонентов.
Стоп-тест (stall-test)
Промежуточный тест может быть проведен и без использования интеллектуальной электроники. Например, в руководствах по эксплуатации многих автомобилей можно найти алгоритм проведения теста на пробуксовку для проверки гидротрансформатора:
Большинство автомобилей имеют нормальное число оборотов от 2000 до 2400, точная информация для вашего автомобиля должна быть предоставлена. Показания тахометра являются индикатором состояния гидротрансформатора. Для этого используйте приведенные ниже усредненные данные:
Обратите внимание, что точное значение оборотов в минуту для разных марок и моделей может отличаться, поэтому соответствующие значения должны быть указаны в технической документации машины.
К сожалению, самостоятельная диагностика состояния гидротрансформатора владельцем автомобиля ограничена. Поэтому при появлении вышеописанных симптомов и проведении стоп-теста рекомендуется обратиться за детальной диагностикой в автосервис, где будет проверен разобранный гидротрансформатор АКПП.
Ремонт гидротрансформатора
Покупка нового гидротрансформатора — дорогое удовольствие. Ситуация осложняется еще и тем, что зачастую трудно найти подходящее «сцепление» для старых, подержанных импортных автомобилей. Поэтому в большинстве случаев автовладельцы предпочитают ремонтировать гидротрансформаторы, тем более что этот узел довольно прост в обслуживании.
Цена простейшего ремонта начинается от стоимости около 4 … 5 тысяч российских рублей. Здесь, однако, необходимо добавить стоимость разборки коробки передач, проведения осмотра, а также цену новых запасных частей. Как правило, ремонт гидротрансформатора состоит из следующих этапов:
При проведении ремонтных работ важен профессионализм подрядчиков. Дело в том, что конвертер работает при высоких скоростях и давлениях жидкости. Таким образом, точность регулировки узла имеет огромное значение, поскольку малейшая несоосность или дисбаланс при значительных нагрузках могут привести к повторному отключению гидротрансформатора и даже других компонентов АКПП, включая саму АКПП.
Профилактика гидротрансформатора
Ремонт сцепления может стоить довольно дорого, поэтому стоит задуматься о том, что лучше использовать гидротрансформатор экономно, чем допустить его частичный выход из строя. Тем более что рекомендации по его экономному использованию довольно просты:
Пренебрежение гидротрансформатором может привести к постепенному выходу из строя других компонентов автоматической коробки передач. Поэтому при малейшем подозрении на неисправность конвертера следует как можно скорее провести диагностику и соответствующий ремонт.