Неисправности системы охлаждения

Неисправность системы охлаждения проявляется в частичном или полном отказе таких компонентов, как радиатор, насос, вентилятор охлаждения, термостат, датчик температуры и утечка охлаждающей жидкости. Когда это происходит, производительность системы охлаждения значительно снижается, что приводит к перегреву двигателя, который, в свою очередь, сокращает срок его службы, поскольку оказывает фатальное воздействие на его детали.

Неисправности в системе охлаждения

О том, каковы основные признаки неисправности системы охлаждения и как их выявить, подробно рассказано в этой статье.

Признаки неисправности системы охлаждения

Признаки неисправной системы охлажденияВозможные причины отказа
Перегрев двигателя
  • Недостаточное количество антифриза;
  • Ослабление натяжения в водяном насосе;
  • утечка насоса;
  • Неисправность вентилятора и/или компонентов привода вентилятора;
  • Неисправность термостата;
  • Внешнее и/или внутреннее засорение радиатора;
  • Засорение воздуховодов и/или соединений в системе охлаждения.
  • Переохлаждение двигателя
  • Неисправность термостата;
  • Проблемы с вентилятором и/или компонентами привода вентилятора (механические, электрические, гидравлические);
  • Неисправность датчика температуры.
  • Внешняя утечка охлаждающей жидкости
  • Негерметичность внешних трубопроводов или соединений;
  • Повреждение соединений, зажимов или других линий подачи антифриза;
  • Снижение давления в насосе;
  • Утечка в радиаторе охлаждения;
  • Повреждения (трещины) в рубашке охлаждения.
  • Утечка охлаждающей жидкости в салон автомобиля
  • Повреждение компонентов рубашки охлаждения;
  • Прогорела прокладка головки блока цилиндров.
  • Существует четыре внешних предупреждающих признака того, что вам следует проверить систему охлаждения. К ним относятся:

  • перегрев двигателя во время работы;
  • переохлаждение двигателя (двигатель нагревается слишком мало, например, в холодную погоду);
  • утечка охлаждающей жидкости наружу;
  • утечка охлаждающей жидкости в салон (другие системы автомобиля).
  • Неисправности в системе охлаждения

    Кроме того, о проблемах с системой охлаждения сигнализирует сигнальная лампочка на приборной панели (красный поплавок или желтый бачок). Каждый автомобиль оснащен индикатором, который загорается, когда охлаждающая жидкость начинает закипать. Перегрев также снижает производительность двигателя, а в худшем случае из-под капота (радиатора или бака) может выходить пар, когда двигатель уже закипел. Все это очень плохо для двигателя, так как перегрев приводит к его «прогоранию», что значительно сокращает срок его службы и даже может привести к полному отказу двигателя.

    Если утечка охлаждающей жидкости происходит снаружи, владелец автомобиля может заметить пятна охлаждающей жидкости на асфальте под автомобилем или на деталях ходовой части. Антифриз имеет специфический сладковатый запах, поэтому утечку часто можно обнаружить. Если в антифриз добавлен флуоресцентный агент, утечку можно обнаружить с помощью ультрафиолетовой лампы. Однако это следует сделать до заливки новой жидкости в систему.

    Внутренние утечки обнаружить сложнее. Если антифриз просочился в моторное масло, из выхлопной трубы автомобиля будет выходить белый дым. Также при проверке состояния моторного масла в нем будет присутствовать белая, похожая на сметану масса. Это прямо указывает на наличие антифриза в масле. Поэтому диагностические и ремонтные работы должны проводиться с полной заменой обеих жидкостей.

    Причины неисправности системы охлаждения

    Существует множество причин, которые вызывают частичный или даже полный отказ системы охлаждения. В зависимости от того, какие детали повреждены, основными причинами поломки являются следующие:

    Читайте также:  Свечи зажигания Рено Меган 2 и 3

    Неисправности в системе охлаждения

  • отсутствие обслуживания системы охлаждения (в частности, владелец автомобиля забывает периодически добавлять/заменять антифриз или использует охлаждающую жидкость с неподходящими для автомобиля параметрами);
  • использование некачественных компонентов системы (фитинги, клапаны, радиатор)
  • использование неправильной охлаждающей жидкости, не соответствующей требованиям;
  • Критический износ или полный отказ отдельных компонентов системы охлаждения автомобиля;
  • ненадлежащий ремонт или обслуживание как двигателя в целом, так и системы охлаждения в частности;
  • значительное засорение охлаждающих поверхностей.
  • Однако перечисленные причины являются лишь обобщением проблем с упомянутой системой. Настоящей причиной является износ отдельных компонентов.

    Основные неисправности охлаждающей системы двигателя

    Система охлаждения автомобиля состоит из большого количества отдельных частей — радиатора, вентилятора, системы форсунок, датчиков. Если хотя бы один компонент выйдет из строя, вся система может быть нарушена. Причина неисправности может быть следующей:

  • Радиатор засорен. Это компонент, предназначенный для принудительного отвода тепловой энергии от двигателя. Если он засоряется внешне (в его щели попадает большое количество пыли и грязи) или внутренне (сердечник забивается значительным количеством ржавчины и отложений жидкости), производительность узла резко падает. Поэтому радиатор, как и всю систему охлаждения, необходимо периодически очищать как внутри, так и снаружи с помощью специальных очистителей или подручных средств.
  • Неисправный насос. Это может привести к утечкам в системе охлаждения — либо из-за подшипника насоса охлаждающей жидкости, либо из-за того, что насос не циркулирует по рубашке охлаждения. Существует несколько причин выхода насоса из строя. К ним относятся наиболее распространенные причины, такие как износ лопастей или внутренних деталей, ослабление привода и утечки. Часто на металлических крыльчатках видна коррозия, а пластиковые крыльчатки рвутся и вращаются.
  • Термостат неисправен. Его основная задача — перекрыть поток антифриза или охлаждающей жидкости в радиатор, пока двигатель не прогреется достаточно. В большинстве автомобилей он открывается только тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигает +87 … +95°C. Следовательно, если он выйдет из строя, двигателю потребуется очень много времени для прогрева, особенно при низких температурах. Если термостат заблокирован и вообще не открывается, температура в системе будет выше нормы вплоть до точки кипения. Если он постоянно открыт, температура будет ниже нормальной.

    Неисправности в системе охлаждения

  • Неисправность вентилятора охлаждения. В зависимости от типа диска, причины могут быть самыми разными. Например, вентилятор с механическим приводом может иметь ослабленное напряжение привода. Если привод электрический, причиной может быть неисправный термостат или двигатель привода. Если привод гидравлический, причиной может быть недостаточное давление масла (низкий уровень) в системе.
  • Утечка в системе. Утечки охлаждающей жидкости могут возникать в различных местах. Например, на трубах, на фитингах (на хомутах), в корпусе радиатора, на насосе, на рубашках охлаждения головки блока цилиндров. Если прокладка головки блока цилиндров прогорела, охлаждающая жидкость смешивается с моторным маслом. Это не только снижает уровень антифриза, но и ухудшает характеристики масла, создавая дополнительную нагрузку на двигатель.
  • Неисправный датчик температуры. Информация с него поступает в ЭБУ, и на основе этой информации ЭБУ выдает команды на создание оптимальной топливно-воздушной смеси, включение/выключение вентилятора охлаждения и другие команды. Датчик температуры можно проверить с помощью мультиметра.
  • Низкий уровень охлаждающей жидкости. Даже если система охлаждения полностью герметична и не имеет утечек, уровень антифриза со временем снижается. Это происходит в результате его испарения. Это довольно длительный процесс, но владелец автомобиля должен периодически проверять уровень и при необходимости долить охлаждающую жидкость или полностью заменить ее, если срок ее службы истек.
  • Клапан крышки радиатора негерметичен. Если это произойдет, давление в системе охлаждения будет ниже нормы. Это приведет к закипанию жидкости даже при работе двигателя на холостом ходу. Охлаждающая жидкость также будет сливаться в расширительный бачок, но только после остановки двигателя. Также наблюдается высокий расход антифриза.
  • Читайте также:  Неисправности коробок передач

    Другой неисправностью может быть использование неподходящего антифриза, например, простой воды. Известно, что он кристаллизуется в холодную погоду, что обычно приводит к механическим повреждениям компонентов системы охлаждения. По этой причине выбирайте антифриз в соответствии с требованиями производителя автомобиля.

    Способы устранения неисправности системы охлаждения

    Выбор метода ремонта системы охлаждения зависит от причин возникновения дефекта. Мы перечислим их в том же порядке, что и причины.

    Неисправности системы охлаждения

  • Радиатор засорен. Его всегда нужно чистить снаружи и, желательно, изнутри. Как правило, для очистки радиатор снимается с автомобиля. Его герметичность можно проверить одновременно с чисткой. Обратите внимание, если автомобиль оснащен двумя радиаторами, для системы охлаждения двигателя и для кондиционера, необходимо демонтировать и очистить оба радиатора.
  • Отказ насоса. Данное устройство не подлежит ремонту, поэтому немедленно замените его на аналогичное. Выбор насоса зависит не только от производителя, но и от материала рабочего колеса — металл или пластик.
  • Проблемы с термостатом. Здесь аналогичная ситуация, обычно термостат не ремонтируют, а заменяют новым.
  • Охлаждающий вентилятор. Если вентилятор имеет неисправную крыльчатку, ее обязательно нужно заменить. Если механический привод ослаблен — затяните его до правильной настройки. Если ремень поврежден, замените его новым. Если термостат или приводной двигатель неисправны, эти детали также должны быть заменены. В редких случаях электродвигатель может быть отремонтирован (ремонт подшипников, перемотка обмоток). В гидравлическом приводе вентилятора необходимо доливать масло и проверять состояние подшипников.
  • Утечка в установке. Распространенная причина поломки, но трудно диагностируемая. Причина в том, что утечки могут быть очень маленькими и труднодоступными. Первое, что необходимо сделать, — проверить моторное масло на наличие белых сгустков, которые вытекают из антифриза. В этом случае проверьте состояние прокладки головки блока цилиндров, самой поверхности головки блока цилиндров, состояние теплообменника и его прокладки, состояние блока цилиндров на предмет утечек. Конечно, необходимо проверить все соединения трубопроводов на наличие признаков утечки охлаждающей жидкости, а также проверить компоненты под капотом на наличие следов антифриза на их поверхностях. Если охлаждающая жидкость вытекает из радиатора или треснувшего седла, можно временно применить герметик антифриза, чтобы заглушить утечку.
  • Неисправный датчик температуры. Его следует заменить на аналогичный. Сначала снимите его с автомобиля и проведите дополнительные проверки с помощью мультиметра и/или термометра.
  • Низкий уровень антифриза. Если уровень охлаждающей жидкости недостаточен, ее следует долить в рамках проверки (обращая внимание на возможные примеси антифриза!) или заменить новой.
  • Неисправность клапана на крышке радиатора. Обычно крышка и ее клапан не подлежат ремонту, поэтому их необходимо заменить. Однако сначала проверьте работоспособность крышки радиатора.
  • Читайте также:  Постоянно работает вентилятор охлаждения

    Лучше выполнить указанные ремонтные работы самостоятельно, если владелец автомобиля имеет опыт в подобных работах. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.

    Профилактика нормальной работы

    Эффективная система охлаждения в каждом автомобиле способна обеспечить нормальную работу двигателя даже при очень высоких температурах окружающей среды. Его остановки обычно вызваны тем, что владелец автомобиля не уделяет достаточно внимания проверке работы системы. На самом деле, существует несколько простых правил, позволяющих обеспечить бесперебойную работу системы охлаждения:

    Неисправность системы охлаждения

    1. Во время движения постоянно проверяйте указатель температуры охлаждающей жидкости, а также сигнальную лампу, которая загорается при закипании охлаждающей жидкости. Если лампочка загорается, как можно скорее остановите автомобиль и попытайтесь найти причину.
    2. Постоянно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в системе. Обычно антифриз заменяют примерно через 60-120 000 км. Другие автопроизводители рекомендуют заменять его каждые два-три года. Однако не лишним будет проверить уровень между обслуживаниями, особенно при подозрении на неисправность системы охлаждения двигателя.
    3. Используйте антифриз рекомендованных параметров. В документации каждого автомобиля производитель четко указывает, какую охлаждающую жидкость следует заливать в систему. Это относится к его сорту, стандарту совместимости и количеству. Реже указывается и производитель, но это скорее исключение и прямая реклама.
    4. Проверьте систему охлаждения на наличие утечек. В частности, есть ли внешние или внутренние утечки антифриза. Наряду с устранением утечек не забудьте долить охлаждающую жидкость до необходимого уровня или заменить ее новой.
    5. Проверьте состояние радиатора. Часто его внешняя поверхность забивается пылью и грязью, что значительно снижает его производительность.
    6. Не перегружайте двигатель. В частности, не рекомендуется часто развивать чрезмерную мощность на двигателе. Например, при управлении перегруженным автомобилем, при спортивном стиле вождения (высокие обороты, пробуксовка, резкие старты), при буксировке тяжелых прицепов. Все это приводит к значительному износу двигателя в целом и его системы охлаждения в частности.
    7. Проводите периодическую очистку системы охлаждения. Это можно сделать при замене антифриза на новый или при появлении видимых признаков снижения производительности системы.

    Следуя этим простым рекомендациям, владелец автомобиля может обеспечить правильную работу системы охлаждения и значительно продлить срок ее службы.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру