Неисправные амортизаторы оказывают большое влияние на поведение автомобиля на дороге. В частности, кузов автомобиля «ныряет» при разгоне и торможении, увеличивается тормозной путь, автомобиль сильно раскачивается при маневрировании и отклоняется от оси при проезде неровностей.
Существуют видимые и скрытые признаки поврежденных амортизаторов. Симптомы могут включать утечку масла (повреждение сальника и/или штока поршня), но есть и более скрытые симптомы, такие как старение масла, деформация пластин клапанного механизма, повреждение уплотнений поршня и внутренних стенок рабочего цилиндра. Чтобы избежать неприятных последствий, необходимо вовремя обнаружить неисправность дроссельной заслонки.
Признаки неисправности амортизаторов
Существует два типа признаков полного или частичного отказа амортизатора. Первый тип — визуальный. Их можно распознать, в частности, при визуальном осмотре амортизатора. Второй тип признаков — это изменения в поведении машины при движении. Сначала перечислим симптомы, относящиеся ко второму типу, поскольку необходимо обратить внимание, в частности, на изменения в поведении машины:
Обратите внимание, что такие симптомы, как увеличенный тормозной путь, неравномерный износ шин и постоянная необходимость подруливать, могут указывать на другие проблемы автомобиля, такие как износ тормозных колодок, низкий уровень тормозной жидкости, неравномерное давление в шинах, проблемы с шаровой опорой или другими компонентами подвески. Поэтому рекомендуется провести комплексную диагностику. Визуальные признаки износа амортизатора включают:
Это означает, что если произошел отказ амортизаторов, следует ждать отказа других компонентов подвески, так как все они взаимосвязаны и могут влиять друг на друга.
На что влияет неисправность амортизатора
Использование изношенных амортизаторов может вызвать не только дискомфорт при вождении, но и реальную опасность при движении. Возможные проблемы, возникающие в результате повреждения амортизатора, включают в себя
Причины неисправности амортизаторов
Повреждения обычно вызываются естественными факторами, включая:
Как определить неисправность амортизаторов
Автовладельцев почему-то интересует, как проверить масляный или газовый амортизатор. Это связано с тем, что современные амортизаторы часто имеют более сложную конструкцию, чем старые модели, что еще больше усложняет диагностику. Поэтому их следует проверять в мастерской с помощью специального инструмента. Однако существует также ряд «гаражных» методов проверки.
Раскачка кузова
Самый простой, «древний» метод — раскачивание тела. В частности, кузов раскачивается спереди или сзади, или амортизаторы отдельно. Вам нужно качаться сильно, но не сгибать части тела (такие случаи на практике бывают!). В теории, вы должны раскачаться до максимально возможной амплитуды, затем отпустить тело и проверить дальнейшее движение.
Если амортизатор исправен, тело качнется один раз (или полтора), затем успокоится и останется в исходном положении. Однако если амортизатор неисправен, кузов раскачается два или более раз. В этом случае его следует заменить.
Стоит отметить, что метод раскачки предназначен для автомобилей с простой системой подвески, например, ВАЗ «классика» (модели от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107). Современные автомобили часто имеют сложную (часто поперечную) подвеску, поэтому она будет гасить колебания даже при повреждении амортизаторов. Поэтому, раскачивая кузов, можно определить два граничных условия — амортизатор полностью не работает или поврежден во время работы. «Средние» состояния амортизаторов нелегко определить с помощью рулевой тяги.
Визуальный осмотр
При диагностике неисправности амортизатора необходимо провести визуальный осмотр. Для этого подгоните автомобиль к смотровой яме или поднимите его на домкрате. Конечно, вы можете демонтировать амортизатор, но это может занять много времени и сил. Во время осмотра проверьте, нет ли утечек масла на корпусе амортизатора. Следы масла можно стереть салфеткой и оставить так на несколько дней. По истечении этого времени повторите проверку.
Если автомобиль поднят, стоит проверить состояние штоков амортизаторов. На них не должно быть ржавчины и повреждений. Если они есть, то устройство, по крайней мере, частично повреждено и требуется дальнейшая диагностика.
Во время осмотра следует обратить внимание на тип износа шин. Часто, когда амортизаторы повреждены, они изнашиваются неравномерно, обычно основной износ приходится на внутреннюю часть шины. На резине также могут быть отдельные лысые участки износа. Однако износ протектора может указывать и на другие неисправности компонентов подвески, поэтому требуется дополнительная диагностика.
При проверке передних амортизаторов (стоек) на наличие неисправностей всегда следует проверять пружины и верхние кронштейны. Пружины амортизаторов должны быть целыми, без трещин и механических повреждений.
Часто даже частично поврежденный амортизатор может не иметь никаких визуальных признаков поломки. Поэтому рекомендуется провести комплексную диагностику, предпочтительно на СТО.
Проверка управлением машины
Если амортизаторы неисправны, водитель во время движения будет чувствовать, что автомобиль «отклоняется» на дороге, т.е. ему придется постоянно подруливать, чтобы удержать автомобиль на траектории. Автомобиль будет шататься при разгоне и торможении. То же самое относится и к боковому изгибу кузова. Не обязательно разгоняться до значительной скорости, для проверки достаточно городской скорости. В частности, на скорости 50…60 км/ч можно выполнять резкие ускорения, торможения, рывки.
Обратите внимание, если амортизатор почти «мертв», опасно входить в крутой поворот на высокой скорости, так как есть риск опрокидывания на бок! Это особенно актуально для автомобилей с мощными двигателями.
Когда менять амортизатор
Важно понимать, что, независимо от качества амортизатора и условий эксплуатации автомобиля, этот узел подвержен постоянному износу. В большей или меньшей степени, но постоянно! Поэтому их состояние также требует постоянного контроля. Большинство производителей амортизаторов средней ценовой категории рекомендуют проверять его каждые 20-30 000 км. Когда речь идет о замене, амортизатор обычно значительно изнашивается примерно через 80-100 000 км пробега. В этот момент его следует более тщательно осмотреть и при необходимости заменить.
Чтобы максимально продлить срок службы вашего амортизатора, соблюдайте следующие рекомендации
Поэтому при возникновении проблем с амортизаторами лучше не медлить и заменить проблемные узлы на новые. Когда речь идет о покупке, лучше приобретать лицензионные амортизаторы у «официальных дилеров». Или выбирайте товары в надежных магазинах, полагаясь на мнения автовладельцев.
Иван Матиешин — автомеханик с 20-летним опытом ремонта и обслуживания автомобилей различных марок. Основные направления деятельности: диагностика и механика. Задать вопрос