Неисправность амортизатора: признаки и на что влияет

Неисправные амортизаторы оказывают большое влияние на поведение автомобиля на дороге. В частности, кузов автомобиля «ныряет» при разгоне и торможении, увеличивается тормозной путь, автомобиль сильно раскачивается при маневрировании и отклоняется от оси при проезде неровностей.

Существуют видимые и скрытые признаки поврежденных амортизаторов. Симптомы могут включать утечку масла (повреждение сальника и/или штока поршня), но есть и более скрытые симптомы, такие как старение масла, деформация пластин клапанного механизма, повреждение уплотнений поршня и внутренних стенок рабочего цилиндра. Чтобы избежать неприятных последствий, необходимо вовремя обнаружить неисправность дроссельной заслонки.

Поврежденный амортизатор: признаки и последствия.

Признаки неисправности амортизаторов

Существует два типа признаков полного или частичного отказа амортизатора. Первый тип — визуальный. Их можно распознать, в частности, при визуальном осмотре амортизатора. Второй тип признаков — это изменения в поведении машины при движении. Сначала перечислим симптомы, относящиеся ко второму типу, поскольку необходимо обратить внимание, в частности, на изменения в поведении машины:

  • Раскачивание при торможении и ускорении. Если амортизаторы исправны, то даже при резком торможении автомобиль не должен отклоняться назад более одного раза, после чего амортизатор должен устранить движение. Если наблюдаются два или более колебаний, это является симптомом частичного или полного отказа.
  • Качение при маневрировании. Здесь ситуация аналогичная, после выхода из резкого наклона при входе в поворот, тело не должно раскачиваться в боковой плоскости. Если да, то это означает, что амортизатор неисправен.
  • Увеличение остановочного пути. Этот фактор вызван тем же раскачиванием при торможении. То есть при длительном торможении амортизатор не гасит вибрацию, и автомобиль периодически опускает и поднимает переднюю часть кузова. Это снижает нагрузку на передние колеса и уменьшает эффективность торможения. Тормозной путь особенно велик на автомобилях, оснащенных антиблокировочной тормозной системой. Это происходит потому, что задняя часть поднята и ABS снижает давление в тормозных магистралях. Тормозной путь также увеличивается при торможении на неровной поверхности.
  • Автомобиль не «прилипает» к дороге. В частности, когда рулевое колесо находится в положении «прямо», автомобиль постоянно поворачивает в сторону. Поэтому водитель должен постоянно управлять автомобилем, чтобы сохранить траекторию движения.
  • Дискомфорт во время вождения. Это может проявляться по-разному. В частности, некоторые водители и/или пассажиры испытывают дискомфорт при движении на большие расстояния, а люди, страдающие от укачивания (официально известное как «болезнь движения»), могут испытывать укачивание. Этот эффект является типичным симптомом неисправных задних амортизаторов.
  • Неисправность амортизатора: симптомы и последствия.

    Обратите внимание, что такие симптомы, как увеличенный тормозной путь, неравномерный износ шин и постоянная необходимость подруливать, могут указывать на другие проблемы автомобиля, такие как износ тормозных колодок, низкий уровень тормозной жидкости, неравномерное давление в шинах, проблемы с шаровой опорой или другими компонентами подвески. Поэтому рекомендуется провести комплексную диагностику. Визуальные признаки износа амортизатора включают:

    Читайте также:  Как проверить турбину
  • Появление потеков на корпусе и штоке. В частности, это вызвано износом сальника (уплотнения) и/или штока поршня амортизатора. Снижение уровня масла приводит к уменьшению амплитуды работы устройства, а также увеличивает износ деталей, составляющих его конструкцию.
  • Износ сайлентблоков. Как известно, в этом резинометаллическом суставе подвижность обеспечивается за счет эластичности резины (или полиуретана, в зависимости от конструкции). Естественно, если амортизатор работает жестко, повышенные усилия передаются на сайлентблок, что приводит к значительному износу и, как следствие, к его поломке. По этой причине всегда рекомендуется проверять состояние сайлентблоков во время диагностики амортизаторов.
  • Повреждение корпуса амортизатора и/или креплений. Это может проявляться по-разному. Например, наличие ржавчины на штоке (стойке, пилоне), деформация корпуса, повреждение крепежных болтов и так далее. В любом случае, амортизатор следует тщательно осмотреть.
  • Неравномерный износ шин. Их обычно носят больше на внутренней стороне и меньше на внешней.
  • Это означает, что если произошел отказ амортизаторов, следует ждать отказа других компонентов подвески, так как все они взаимосвязаны и могут влиять друг на друга.

    На что влияет неисправность амортизатора

    Использование изношенных амортизаторов может вызвать не только дискомфорт при вождении, но и реальную опасность при движении. Возможные проблемы, возникающие в результате повреждения амортизатора, включают в себя

  • Снижение сцепления колес с дорогой. В частности, сцепление колеблется при колебаниях автомобиля.
  • Увеличение остановочного пути, особенно на автомобилях с антиблокировочной тормозной системой (ABS).
  • Возможны сбои в работе некоторых электронных систем автомобиля, таких как ABS, ESP (электронная система стабилизации) и т.д.
  • Ухудшение характеристик управляемости автомобиля, особенно на высоких скоростях.
  • Возникновение «аквапланирования» при движении по мокрой дороге на низкой скорости.
  • При движении ночью постоянное покачивание передней части автомобиля может создавать блики для встречного транспорта.
  • Дискомфорт при вождении. Это может быть особенно заметно при езде на большие расстояния. Для водителя это может привести к повышенной утомляемости, а для тех, кто склонен к «морской болезни», это опасно укачиванием.
  • Повышенный износ шин, резиновых втулок, сайлентблоков, бамперов и пружин и других деталей подвески.
  • Неисправность амортизатора: признаки и последствия

    Причины неисправности амортизаторов

    Повреждения обычно вызываются естественными факторами, включая:

    Неисправный амортизатор: признаки и последствия.

  • Старение жидкости (масла) амортизатора. Как и другие автомобильные жидкости, масло в амортизаторе постепенно впитывает влагу и теряет свои функциональные свойства. Естественно, это делает амортизатор более жестким, чем раньше. Однако помните, что старение жидкости не происходит в одночасье, за исключением случаев нарушения герметичности корпуса амортизатора.
  • Разбитый сальник. В частности, уплотнение на поршне и внутренних стенках рабочего цилиндра. Упаковка сальника может порваться из-за внешних воздействий или просто в результате процесса старения. Как и любое резиновое уплотнение, со временем оно размягчается и начинает пропускать жидкость. Это приводит к утечке масла из амортизатора и попаданию влаги извне, что приводит к ухудшению качества масла.
  • Деформация тарелок клапанов. Этот процесс также является естественным и происходит регулярно, хотя и с разной скоростью. Таким образом, скорость деформации зависит от двух основных факторов — качества амортизатора (качество пластин) и условий эксплуатации машины (естественно, высокая ударная нагрузка приводит к преждевременной деформации).
  • Утечка газа. Это относится к газонаполненным амортизаторам. Суть здесь такая же, как и для маслонаполненных устройств. Газ здесь выполняет демпфирующую функцию, и его отсутствие сделает амортизатор неработоспособным.
  • Выход из строя сайлентблоков. Они изнашиваются по естественным причинам, теряют гибкость и функциональность. Ремонт этих узлов практически невозможен, поэтому в случае их выхода из строя достаточно заменить их (если возможно, или заменить весь амортизатор).
  • Читайте также:  Свечи накала на Киа Спортейдж

    Как определить неисправность амортизаторов

    Неисправность амортизатора: признаки и последствия

    Автовладельцев почему-то интересует, как проверить масляный или газовый амортизатор. Это связано с тем, что современные амортизаторы часто имеют более сложную конструкцию, чем старые модели, что еще больше усложняет диагностику. Поэтому их следует проверять в мастерской с помощью специального инструмента. Однако существует также ряд «гаражных» методов проверки.

    Раскачка кузова

    Самый простой, «древний» метод — раскачивание тела. В частности, кузов раскачивается спереди или сзади, или амортизаторы отдельно. Вам нужно качаться сильно, но не сгибать части тела (такие случаи на практике бывают!). В теории, вы должны раскачаться до максимально возможной амплитуды, затем отпустить тело и проверить дальнейшее движение.

    Неисправность амортизатора: признаки и последствия

    Если амортизатор исправен, тело качнется один раз (или полтора), затем успокоится и останется в исходном положении. Однако если амортизатор неисправен, кузов раскачается два или более раз. В этом случае его следует заменить.

    Стоит отметить, что метод раскачки предназначен для автомобилей с простой системой подвески, например, ВАЗ «классика» (модели от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107). Современные автомобили часто имеют сложную (часто поперечную) подвеску, поэтому она будет гасить колебания даже при повреждении амортизаторов. Поэтому, раскачивая кузов, можно определить два граничных условия — амортизатор полностью не работает или поврежден во время работы. «Средние» состояния амортизаторов нелегко определить с помощью рулевой тяги.

    Визуальный осмотр

    При диагностике неисправности амортизатора необходимо провести визуальный осмотр. Для этого подгоните автомобиль к смотровой яме или поднимите его на домкрате. Конечно, вы можете демонтировать амортизатор, но это может занять много времени и сил. Во время осмотра проверьте, нет ли утечек масла на корпусе амортизатора. Следы масла можно стереть салфеткой и оставить так на несколько дней. По истечении этого времени повторите проверку.

    Неисправность амортизатора: признаки и последствия

    Если автомобиль поднят, стоит проверить состояние штоков амортизаторов. На них не должно быть ржавчины и повреждений. Если они есть, то устройство, по крайней мере, частично повреждено и требуется дальнейшая диагностика.

    Читайте также:  Замена пружин стоек амортизаторов Опель Рекорд

    Во время осмотра следует обратить внимание на тип износа шин. Часто, когда амортизаторы повреждены, они изнашиваются неравномерно, обычно основной износ приходится на внутреннюю часть шины. На резине также могут быть отдельные лысые участки износа. Однако износ протектора может указывать и на другие неисправности компонентов подвески, поэтому требуется дополнительная диагностика.

    При проверке передних амортизаторов (стоек) на наличие неисправностей всегда следует проверять пружины и верхние кронштейны. Пружины амортизаторов должны быть целыми, без трещин и механических повреждений.

    Часто даже частично поврежденный амортизатор может не иметь никаких визуальных признаков поломки. Поэтому рекомендуется провести комплексную диагностику, предпочтительно на СТО.

    Неисправность амортизатора: признаки и последствия

    Проверка управлением машины

    Если амортизаторы неисправны, водитель во время движения будет чувствовать, что автомобиль «отклоняется» на дороге, т.е. ему придется постоянно подруливать, чтобы удержать автомобиль на траектории. Автомобиль будет шататься при разгоне и торможении. То же самое относится и к боковому изгибу кузова. Не обязательно разгоняться до значительной скорости, для проверки достаточно городской скорости. В частности, на скорости 50…60 км/ч можно выполнять резкие ускорения, торможения, рывки.

    Обратите внимание, если амортизатор почти «мертв», опасно входить в крутой поворот на высокой скорости, так как есть риск опрокидывания на бок! Это особенно актуально для автомобилей с мощными двигателями.

    Когда менять амортизатор

    Важно понимать, что, независимо от качества амортизатора и условий эксплуатации автомобиля, этот узел подвержен постоянному износу. В большей или меньшей степени, но постоянно! Поэтому их состояние также требует постоянного контроля. Большинство производителей амортизаторов средней ценовой категории рекомендуют проверять его каждые 20-30 000 км. Когда речь идет о замене, амортизатор обычно значительно изнашивается примерно через 80-100 000 км пробега. В этот момент его следует более тщательно осмотреть и при необходимости заменить.

    Чтобы максимально продлить срок службы вашего амортизатора, соблюдайте следующие рекомендации

  • Не перегружайте автомобиль. В руководстве по эксплуатации каждого автомобиля указана грузоподъемность. Не стоит перегружать автомобиль, так как это вредно для его различных компонентов, включая двигатель и компоненты подвески, особенно амортизаторы.
  • Подождите, пока автомобиль вернется в нормальный режим работы. При управлении автомобилем в холодную погоду (особенно в сильный мороз) старайтесь проехать первые 500…1000 метров на низкой скорости и избегайте резких движений. Это позволит маслу нагреться и вытечь.
  • Поэтому при возникновении проблем с амортизаторами лучше не медлить и заменить проблемные узлы на новые. Когда речь идет о покупке, лучше приобретать лицензионные амортизаторы у «официальных дилеров». Или выбирайте товары в надежных магазинах, полагаясь на мнения автовладельцев.

    Иван Матиешин — автомеханик с 20-летним опытом ремонта и обслуживания автомобилей различных марок. Основные направления деятельности: диагностика и механика. Задать вопрос

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру