Как проверить турбину

Существует несколько основных методов проверки турбины для оценки ее состояния. Для этого не требуется использование дополнительного оборудования, а только визуальная, слуховая и тактильная оценка состояния отдельных компонентов турбины. Знание того, как проверить турбину в дизельном или бензиновом двигателе, будет особенно полезно тем, кто планирует купить подержанный автомобиль с турбодвигателем или приобретает эту деталь на свалке.

Люфт кулера

Как проверить турбину

Проверка игры

При снятии форсунки стоит проверить зазор установленного радиатора. Обратите внимание, что различают поперечный (радиальный) и продольный (осевой) зазор относительно корпуса. Таким образом, продольный люфт не допускается, но поперечный люфт не только допускается, но и всегда будет допускаться. Поперечный люфт можно проверить без демонтажа турбины, а продольный люфт можно проверить только при демонтаже узла.

Чтобы проверить это, осторожно сдвиньте пальцами ось радиатора к стенкам периметра турбины. Всегда будет присутствовать боковой люфт; в хорошем состоянии турбина имеет диапазон около 1 мм. Если люфт намного больше, то турбина изношена. Чем больше люфт, тем больше износ турбины. В то же время следует оценить состояние стенок турбины. В частности, ищите на них следы от лопастей радиатора. Ведь если турбина сильно шатается во время работы, ее лопасти также оставят следы на корпусе турбины. Ремонт в этом случае может быть дорогим, поэтому лучше отказаться от покупки.

Состояние лопастей

Как проверить турбину

Помимо проверки точечных меток, следует также проверить состояние самих лезвий. Новые (или восстановленные) турбины будут иметь острые лопасти. Если они тупые, то у турбины есть проблема.

Однако лезвия могут затупиться и по другим причинам. В частности, песок или другой мелкий мусор попадал в турбину вместе с воздухом и со временем притуплял лопасти. На это есть разные причины. Наиболее распространенным является несвоевременная замена воздушного фильтра. Использование турбины с изношенными лопастями может привести к снижению эффективности и увеличению расхода топлива.

Однако наиболее важной проблемой изношенных лезвий является дисбаланс. Если какая-либо из лопаток имеет меньшую массу из-за износа, это создаст центробежные силы, которые постепенно разрушат подшипник радиатора, значительно сокращая общий срок службы турбины и быстро выводя ее из строя. Поэтому не рекомендуется покупать турбокомпрессор с изношенными лопастями.

Наличие механических повреждений

Обязательно проверьте корпус турбины на наличие механических повреждений, в частности вмятин. Это особенно важно, если автовладелец хочет купить подержанную турбину, снятую с автомобиля, попавшего в аварию. Или турбина, которую просто уронили на пол и на корпусе которой есть небольшая вмятина. Не все вмятины являются критическими, но желательно, чтобы их не было.

Например, резьбовые соединения внутри турбины могут ослабнуть при ударе. А при работе двигателя, особенно при высоких оборотах и мощности турбокомпрессора, указанные соединения могут открутиться, что, безусловно, нанесет значительный ущерб не только турбине, но и двигателю.

Проверка актуатора турбины

Приводы — это клапаны, которые управляют механизмом изменения геометрии выхлопа турбины. Возвращаясь к механическим повреждениям, стоит отметить, что на корпусе электропривода не может быть вмятин. Дело в том, что если корпус поврежден, то велика вероятность того, что ход штока поршня будет уменьшен. В частности, он не достигнет своего наивысшего положения. Следовательно, турбина не будет работать должным образом, и ее производительность снизится.

Читайте также:  Свечи на Шкода Фабия 1, 2

Как проверить турбину?

Как проверить актуатор турбины?

Особенностью приводов является то, что они очень чувствительны к коррозии. Однако проблема заключается в том, что вы не можете проверить наличие ржавчины без разборки. Поэтому всегда проверяйте наличие коррозии у основания поршневого штока. Его там вообще не должно быть!

Если на основании есть ржавчина, внутренняя часть клапана также будет ржаветь. Почти гарантировано, что поршневой шток заклинит, что не позволит турбине работать должным образом и снизит ее эффективность.

При осмотре турбинного актуатора также обратите внимание на ход поршня и целостность мембраны. Клапан обычно менее долговечен, чем вся турбина, поэтому нередко можно встретить турбокомпрессор с замененным актуатором. Мембрана изготовлена из резины, поэтому со временем она может «засориться», потрескаться и прийти в негодность.

Для проверки хода необходимо разобрать турбину. Однако такая проверка обычно проводится при покупке турбины для восстановления. Используя гаечный ключ или другой слесарный инструмент, проверьте, что ход штока поршня составляет около одного сантиметра (это значение может варьироваться в зависимости от компрессора) и что нет никаких препятствий или скрипов.

Диафрагму можно проверить следующим образом. Необходимо поднять шток поршня в самое верхнее положение. Затем заткните пальцем верхнее технологическое отверстие, которое соединено с диафрагмой. Если все в порядке и воздух не вытекает, шток поршня будет оставаться в этом положении до тех пор, пока мастер не уберет палец из отверстия. Когда это произойдет, стебель вернется в исходное положение. Время тестирования составляет приблизительно 15-20 секунд. В течение этого времени стебель не должен двигаться полностью.

Как проверить датчик турбины

Задача датчика турбины — предотвратить детонацию в цилиндрах двигателя. Датчик расположен непосредственно между турбокомпрессором и впускным коллектором. Часто, если датчик выходит из строя, ЭБУ принудительно ограничивает мощность двигателя, не позволяя ему подниматься выше 3000 об/мин, и отключает турбонагнетатель.

Как проверить турбину?

Проверка точности показаний датчика заряда проводится при неработающем двигателе, между включением зажигания и запуском двигателя. В ходе теста сравниваются данные с датчика наддува и датчика атмосферного давления. Результатом сравнения отдельных показаний является так называемая разность давлений, которая не должна превышать определенного значения.

Обычно, если датчик давления наддува частично или полностью неисправен, на приборной панели загорается предупреждающая лампа Check Engine. Номер ошибки P0238, который расшифровывается как «Датчик давления наддува — высокое напряжение», является наиболее распространенной ошибкой, которая появляется во время сканирования ошибок. Это может быть вызвано неисправным разъемом на датчике или неисправным жгутом проводов. Поэтому, чтобы проверить это, используйте мультиметр для проверки цепи между датчиком и ЭБУ, отсоединив сам датчик.

Хорошим методом проверки является замена тестируемого датчика на аналогичный, но заведомо исправный датчик. Другой вариант — использовать программное обеспечение «Вася-диагност» (или его эквивалент) на ноутбуке для динамического считывания показаний давления наддува. Если они не изменяются, это означает, что датчик неисправен. В этом случае мощность двигателя обязательно ограничивается.

Читайте также:  Зачем смазывать клеммы аккумулятора

Помните, что датчик наддува имеет тенденцию загрязняться со временем, т.е. к нему прилипает грязь, пыль и мусор. В критических случаях это приводит к передаче ошибочной информации от датчика в ЭБУ со всеми вытекающими последствиями. Поэтому датчик турбины необходимо периодически вынимать из гнезда и чистить. В случае поломки сам датчик не подлежит ремонту и должен быть заменен на аналогичный.

Как проверить клапан турбины

Перепускные клапаны турбины предназначены для управления потоком выхлопных газов из двигателя. В частности, клапан продувает избыточный газ через саму турбину или в турбину. Поэтому такие клапаны иначе называют клапанами сброса давления. Существует три типа клапанов:

Как проверить турбину?

  • Перепускные клапаны. Они устанавливаются в двигателях, работающих в тяжелых условиях (обычно на тракторах и грузовиках). Их конструкция требует дополнительной поперечной трубы.
  • Внешний перепускной клапан. Для этого также требуется специальная конструкция турбины, поэтому такие клапаны встречаются довольно редко.
  • Внутренние. Этот тип регулирующего клапана турбины является наиболее распространенным.
  • Процесс проверки клапана представлен на примере клапана управления турбиной в популярном автомобиле Mercedes Sprinter, но последовательность операций и логика будут аналогичны для всех подобных узлов в других автомобилях.

    Проверка клапана управления турбины

    Во-первых, проверьте проводку. С помощью вольтметра проверьте, что на датчик подается питание. Напряжение стандартное, равное +12 В. Также используйте мультиметр в режиме омметра для проверки внутреннего сопротивления датчика. Если устройство находится в хорошем рабочем состоянии, этот показатель должен составлять около 15 Ом.

    Следующим шагом является проведение испытания на отключение. Подключите насос к выходу с маркировкой VAC, который будет всасывать воздух (создавать вакуум). Из клапана, обозначенного OUT, воздух поступает в турбину. Третий выход — это выпускной воздух. Чтобы проверить срабатывание, подайте 12 В постоянного тока на работающий датчик. Если клапан неисправен, каналы VAC и OUT будут иметь внутреннее соединение.

    Проверьте, заткнув порт OUT пальцем и одновременно включив насос для стравливания воздуха из порта VAC. Это должно создать вакуум. Если этого не происходит, клапан неисправен и подлежит замене. Этот узел обычно не ремонтируется, так как он не подлежит ремонту.

    Интересно, что когда электромагнит клапана закорочен, он начинает издавать визжащий звук, особенно когда двигатель прогрет. Это означает, что клапан необходимо заменить, так как проводка часто не подлежит ремонту.

    Как проверить геометрию турбины

    Основная проблема с геометрией турбины — заклинивание турбины, из-за чего актуатор не может плавно перемещаться в сидячем положении. Это приводит к тому, что турбина также включается и выключается рывками, т.е. имеет место либо недообдув, либо переобдув. Поэтому, чтобы избавиться от этого явления, необходимо правильно очистить геометрию. Это можно сделать только путем разборки турбины, так как для этого необходимо удалить геометрические элементы.

    Читайте также:  Очиститель клапанов

    После надлежащей разборки первое, что необходимо сделать при проверке геометрии, — это проверить, насколько сильно движутся лопасти внутри него. В идеале они должны вращаться без каких-либо проблем. Однако часто внутри него и даже в отверстиях для крепления лезвий скапливается много сажи, что приводит к заеданию лезвий. Часто на обратной стороне геометрии скапливается нагар, и именно в этом месте лопасти заедают.

    Поэтому, чтобы восстановить нормальную работу, необходимо снять кольцо с лопастями, очистить его, лопасти, заднюю часть геометрии. Однако делать это нужно осторожно, используя чистящие средства.

    Ни в коем случае нельзя использовать пескоструйную обработку для очистки, так как это «убьет» геометрию!

    После очистки проверьте геометрию с помощью манометра и компрессора. Таким образом, при правильно очищенной и исправной геометрии цилиндр будет нормально двигаться при давлении 0,6…0,7 бар (в зависимости от конструкции турбины).

    Как Васей проверить турбину (программно)

    Описанные выше методы проверки позволяют лишь косвенно оценить состояние использованной турбины. Для детальной диагностики лучше использовать электронные инструменты — ноутбук с установленной диагностической программой. Наиболее популярной программой для этих целей среди мастеров и автовладельцев является «Вася Диагност». Ниже приведен краткий алгоритм проверки давления в тестируемой турбине. Предполагается, что водитель знает, как подключиться к служебному разъему ЭБУ и запустить программу. Все последующие показания снимаются на холостом ходу, т.е. при работающем двигателе и турбине.

    Как проверить турбину

    Проверка турбины в автомобиле «Васей».

    1. В программе выберите «Выбор устройств управления», затем «Электроника двигателя».
    2. Выберите кнопку «Настраиваемые группы». Слева открывается окно Конфигурируемые группы, а справа — окно списка для прямого выбора групп. Здесь вы найдете описание всех компонентов, влияющих на функциональность двигателя автомобиля (датчики, исполнительные механизмы и т.д.).
    3. В списке выберите строку «Абсолютное давление на входе» или «Абсолютное давление на входе». Соответствующее давление будет отображено в левом окне. Единицей измерения в данном случае является кПа, а не бар.
    4. На холостом ходу давление в турбине составляет чуть более 100 кПа (или 1 бар, например, 107 кПа).
    5. Наряду с давлением турбины полезно учитывать и дополнительные характеристики — угол наклона педали акселератора, величину крутящего момента, температуру охлаждающей жидкости и т.д. Это будет полезно для понимания динамики работы турбины.
    6. При движении автомобиля соответствующее давление в турбине увеличивается и составляет около 2-3 бар (200-300 кПа), в зависимости от типа турбины и условий движения.

    Рекомендуется перед покупкой подержанного автомобиля проверить все его системы, включая турбины, не только визуально и тактильно, но и с помощью описанных программных средств, таких как «Вася-диагност».

    Подведение итогов

    Приведенные выше методы проверки позволяют оценить состояние турбины автомобиля примерно в 95% случаев. Практика показывает, что наиболее распространенной причиной повреждений в турбинах являются плавающие подшипники. В результате лопасти повреждают свой корпус, но давление все еще сохраняется. Основным признаком частичного отказа турбины является повышенный расход масла. В очень редких случаях радиатор просто разрушается. В любом случае, покупая подержанный автомобиль с турбированным двигателем, всегда следует проверять состояние его турбины.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру