Дергания и пинки АКПП

Существует множество причин, по которым автоматическая коробка передач дергается. Это может быть недостаточный уровень жидкости ATF в трансмиссии, засорение масляного фильтра, износ фрикционных дисков, засорение масляного радиатора, неисправный масляный насос, проблемы с гидроблоком и/или соленоидами. Довольно часто пинки автоматической коробки передач происходят в результате недобросовестного обслуживания владельцем автомобиля или мастерами СТО, на которых возлагается вина за это. Тем не менее, в большинстве случаев, чтобы избежать рывков и толчков в автоматической коробке передач, достаточно своевременно и качественно ее обслуживать.

Стук и лязг автоматической коробки передач

Многие производители автомобилей намеренно вводят в заблуждение своих клиентов, говоря им, что современная автоматическая коробка передач в их автомобилях не требует технического обслуживания и нет необходимости в ней разбираться. В действительности, после покупки нового автомобиля и после 100 000 км пробега (конечно, эта цифра приблизительна и условна), при переключении режимов автоматической коробки передач можно получить шок. Афера «официальных дилеров» заключается в том, что владелец автомобиля будет вынужден приехать к ним для ремонта. Вот список причин и методов их устранения и профилактики в порядке от самых частых до «экзотических».

Недостаточный уровень жидкости ATF

Автоматическая коробка передач перескакивает или пинается

Истощение жидкости ATF в автомате является одной из наиболее распространенных причин рывков автоматической коробки передач при ускорении или на скорости. Особенностью является то, что оно очень тонкое, и по этой причине его не называют трансмиссионным маслом. Помимо смазывающей и защитной функции, жидкость также выполняет дополнительную функцию передачи крутящего момента от одной части гидротрансформатора к другой. В результате жидкость подвергается большему напряжению, чем обычное масло, и ее характеристики и уровень быстро снижаются. Именно эти факторы приводят к тому, что автоматическая коробка передач подвергается тяжелым условиям эксплуатации, которые в конечном итоге вызывают стук и/или лязг.

Поэтому, чтобы восстановить работоспособность вашей автоматической коробки передач и предотвратить возникновение неисправностей в будущем, необходимо заменить масло в вашей коробке передач. Это следует делать периодически через каждые 40-50 000 км. Если замена жидкости ATF не помогает — необходима дополнительная диагностика коробки передач.

Неправильно подобранная жидкость ATF

Обратите внимание, что в коробке передач конкретного автомобиля необходимо использовать жидкость ATF определенной вязкости и эксплуатационных характеристик, предусмотренных производителем автомобиля (или коробки передач, если производитель осуществляет только сборку). Поэтому необходимо заливать «правильную» жидкость. Поскольку масло с несоответствующими техническими характеристиками также может вызывать рывки или удары при движении.

Еще один распространенный случай — вибрация автоматической коробки передач «на холодную», особенно после длительной стоянки на холоде, например, утром. Однако после прогрева проблема исчезает. Это означает, что владелец автомобиля изначально выбрал неправильное масло, которое густеет при низких температурах и не обеспечивает нормальную работу автоматической коробки передач. Поэтому масло следует заменить на более жидкое.

Масляный фильтр

Автоматическая коробка передач перескакивает или пинается

Даже в самых современных и технологически совершенных автоматических коробках передач, в которых шестерни подогнаны друг к другу с очень высокой точностью, в трансмиссионной жидкости со временем образуется металлическая стружка. Это происходит из-за банального износа металлических деталей. А чем больше износ, тем больше сколов. А износ определяется пробегом и условиями эксплуатации машины.

Соответственно, масляный фильтр в автоматической коробке передач со временем засоряется и не может пропускать необходимое количество масла. Это приводит к снижению рабочего давления в системе, что влияет на работу фрикционных дисков. Они не останавливаются в нужный момент и не зажимаются с нужной силой. В результате диски начинают проскальзывать, что вызывает рывки при переключении передач, как при разгоне, так и при торможении. В худшем случае, когда масла очень мало, а нагрузка на диски высока, они могут сгореть.

Читайте также:  Как проверить подушки безопасности

Это особенно актуально, когда автоматическая коробка передач дергается на «горячую». То есть, когда двигатель и трансмиссия горячие, а давление и количество жидкости ATF низкое и недостаточное.

Вывод очевиден — проверьте состояние масляного фильтра в коробке передач, используйте высококачественную жидкость ATF с параметрами, указанными производителем. И, конечно же, следует вовремя менять сам фильтр и масло.

Фрикционные диски

Автоматическая коробка передач дергается или стучит

Фрикционные диски в автоматических коробках передач работают как сцепление. Их задача — включить или выключить нужную передачу. Фрикционные диски сцепляются и расцепляются. Они приводятся в движение трансмиссионной жидкостью, которая циркулирует по системе под давлением. Если давление недостаточно, диски не могут сжиматься и расширяться с достаточной силой. Это означает, что они скользят и трутся друг о друга, и если масла недостаточно, они нагреваются и горят.

Когда один или несколько фрикционных дисков критически сгорели, а остальные сцепления все еще находятся в более или менее нормальном состоянии, происходит только переключение на конкретную комбинацию передач. Например, при переходе с первого на второй, со второго на третий и т.д. Причем это может быть как при переключении на повышенную передачу, так и при переключении на пониженную, т.е. при торможении автомобиля.

Это, в свою очередь, приводит к быстрому старению ATF. Из-за этого он также становится жженым, черным и теряет свои свойства. Он также имеет специфический запах гари. В совсем «запущенных» случаях, когда фрикционные диски сильно повреждены и/или сгорели, шестерни коробки передач не смогут включаться и выключаться, когда это необходимо. Такая ситуация приводит к ощущению толчков или рывков при переключении передач. Также часто можно услышать неприятный стук, исходящий из коробки передач.

При сильном износе дисков переключение передач вообще невозможно. Другая возможность заключается в том, что автомобиль продолжает двигаться, когда он находится в нейтральном положении. Износ фрикционного диска — очень серьезная поломка, и ремонт невозможен без разборки и вскрытия автоматической коробки передач.

Масляный радиатор охлаждения

Автоматическая коробка передач дергается или дребезжит

Задача радиатора в системе автоматической трансмиссии — охлаждать жидкость ATF. Если его работа будет нарушена, масло сильно нагреется и загорится. Это приводит не только к повреждению самой жидкости, но и влияет на работу автоматической коробки передач в целом, по причинам, описанным ранее.

Основной причиной постепенного повреждения радиатора является необходимость замены находящейся под давлением трансмиссионной жидкости. В случае так называемых агрегатов высокого давления система устанавливается в зазоре между радиатором и автоматической коробкой передач. Затем старое масло удаляется из системы под давлением, а на его место заливается новое. Однако этот процесс не предполагает замены масляного фильтра или промывки поддона коробки передач, включая радиатор. Поэтому возникает ситуация, когда загрязнения принудительно поднимаются со дна поддона и засоряют некоторые компоненты трансмиссии, в частности радиатор, масляный фильтр, гидравлический блок и соленоиды.

Радиатор состоит из множества мелких трубок и сот, которые просто забиваются грязью. А когда температура повышается, он прилипает к его стенкам, что значительно снижает производительность масляного радиатора.

Поэтому, чтобы избавиться от тряски при переключении передач в автоматической коробке передач, одним из вариантов является очистка радиатора с помощью охлаждающей жидкости ATF. И впредь не желательно менять жидкость ATF под давлением, а вместе с ней менять фильтр и чистить радиатор (магниты). Это обойдется дороже, но в долгосрочной перспективе продлит срок службы автоматической коробки передач в целом.

Масляный насос

Справедливости ради стоит отметить, что насос очень редко выходит из строя. В зависимости от конструкции насос может быть установлен в одном из двух мест:

  • непосредственно за гидробоксом;
  • Вниз на поддон, вращаемый цепью от приводных валов автоматической коробки передач.
  • Насос имеет прочную конструкцию, но в случае механической поломки или производственного дефекта он может быть поврежден. Следовательно, в этих условиях трансмиссионная жидкость перестанет циркулировать под рабочим давлением или перестанет циркулировать вообще. Давление упадет, что вызовет рывки при переключении передач, а в критических случаях — полный выход из строя коробки передач.

    Читайте также:  Что такое система DSTC на Вольво?

    Гидроблок

    Автоматическая коробка передач гремит или лязгает

    Второе название гидроблока — гидравлическая пластина. Это управляющая часть автоматической коробки передач, состоящая из множества мелких каналов, по которым под давлением движется непосредственно ATF. В двух словах, вы можете увидеть, что каждая коробка передач получает отдельный канал жидкости, которая заставляет муфты сжиматься или разжиматься под давлением.

    Поэтому, если эти неглубокие каналы засоряются загрязненной жидкостью, давление будет недостаточным для работы муфт. Они не смогут нормально открываться и закрываться, и вы будете испытывать рывки или толчки.

    Причины те же — грязное масло (несвоевременная замена масла), замена жидкости ATF под давлением. Очистка указанных каналов возможна только после разборки и демонтажа трансмиссии, что может быть достаточно дорогостоящим.

    Еще одна причина, связанная с гидрозамком — изношенная пластина. Дело в том, что гидрогруппа состоит из двух пластин, между которыми находится специальная пластина. В нем покоится шаровой стержень от катушки. Таким образом, обеспечивается закрытие (фиксация) давления. В пластине есть отверстие, которое закрывается шариком. Со временем это отверстие засоряется, что приводит к возникновению небольших толчков при переключении передач в автоматической коробке передач. Для того чтобы избавиться от этой проблемы, необходимо отшлифовать пластину или заменить ее на новую, если она сильно изношена. В обоих случаях трансмиссия должна быть разобрана для детальной диагностики и ремонта.

    Соленоиды

    Автоматическая коробка передач гремит или лязгает

    Соленоиды управляют подачей трансмиссионного масла в вышеупомянутые линии гидравлического блока. Они представляют собой специальные клапаны, которые открываются и закрываются в нужное время. Они приводятся в действие встроенными поршневыми штоками. Обратный ход плунжера обеспечивается механической пружиной.

    Со временем катушка (или катушки) может выйти из строя из-за механических повреждений или просто от старости. Следовательно, они либо не закрывают, либо не открывают канал. Второй случай встречается чаще, т.е. соленоид постоянно оставляет нужный канал в закрытом положении. Часто соленоиды работают не плавно, а рывками и заедают. Соответственно, это влияет и на работу всей автоматической коробки передач — она переключает передачи с рывками, во всех режимах.

    Ситуация усугубляется тем, что соленоиды в современных автомобилях часто изготавливаются из пластика. В результате при высоких температурах они могут расплавиться, потерять свою геометрию и перестать функционировать должным образом. С металлическими катушками таких проблем не возникает. Для ремонта змеевиков необходимо разобрать, очистить и отрегулировать гидрогруппу, включая змеевики.

    Электропроводка от ЭБУ

    Автоматическая коробка передач управляется ЭБУ, который является электронным блоком управления двигателя. Он посылает по проводам электромагнитам информацию о том, как они должны вести себя в тот или иной момент времени. В редких случаях, но в старых автомобилях, это может произойти, жгут проводов окисляется или полностью разрывается, или один или несколько проводов теряют контакт.

    Все это приводит к нарушению работы коробки передач, что также может выражаться в рывках и неправильном переключении передач. Стоит отметить, что это довольно редкая неисправность, которую можно диагностировать только с помощью электронных сканеров неисправностей.

    Электронный блок управления

    В еще более редких случаях виновником отказа автоматической коробки передач является электронный блок управления двигателем. В частности, его микропрограмма может просто «сбойнуть». Однако в таких «экзотических» случаях могут наблюдаться не только рывки при переключении передач, но и другие дефекты. Например, обороты двигателя будут нестабильными, коробка передач не будет реагировать на механическое нажатие рычага в определенном режиме и так далее. В этом случае необходимо провести компьютерную диагностику электронного блока. И в этом случае рекомендуется не использовать машину, а поднести диагностическое устройство (лучше всего ноутбук с необходимым программным обеспечением) непосредственно к машине. Не рекомендуется самостоятельно перепрошивать блок управления. Во-первых, для этого требуется специальное оборудование и программное обеспечение, а во-вторых, это ответственное занятие, и лучше доверить его профессионалам, которые дают гарантию на свою работу.

    Читайте также:  Диагностика передней подвески

    Дополнительные причины

    В некоторых случаях виновником является не коробка передач, а плохо настроенный двигатель. В частности, дроссельная заслонка, свечи, форсунки, воздушный фильтр, моторное масло. В частности, это касается дроссельной заслонки. Он должен быть чистым, чтобы обеспечить нормальный поток воздуха. То же самое относится и к воздушному фильтру. Общая работа вышеупомянутых компонентов обеспечивает уменьшение рывков при переключении передач и избавляет вас от длительного переключения передач в автоматической коробке передач.

    Автоматическая коробка передач гремит и лязгает

    Подушки, на которых установлены двигатель и коробка передач, могут быть причиной вибраций в автоматической коробке передач. Дело в том, что двигатель и навесная коробка передач установлены на специальных подушках, которые представляют собой две металлические пластины с резиновой вставкой между ними. Со временем (в том числе под воздействием вибраций) резина теряет свои свойства, в частности эластичность, и перестает работать должным образом. Это вызывает удары при переключении передач. Это можно устранить, заменив прокладку (прокладки) на новую.

    Во многих старых автомобилях автоматика управляется с помощью троса. То же самое относится и к педали акселератора. Соответственно, можно попытаться настроить изменение отдельных скоростей с помощью определенных параметров — оборотов и крутящего момента. Однако самостоятельно это сделать вряд ли удастся, лучше обратиться за помощью в автосервис.

    В старых автоматических коробках передач, используемых в иностранных автомобилях с 1990 … 2000 годов выпуска (как правило, четырехскоростные), вместо фрикционных лент тормозов использовались ремни. Это объясняется простотой и низкой стоимостью конструкции. Однако проблема заключалась в том, что они довольно быстро выходили из строя. Особенно это проявлялось при переключении не между всеми передачами, а только между определенными парами передач. Например, между 1 и 2 или 3 и 4. Классическим примером такой коробки передач является автоматическая коробка передач Ford 4F27E. Ремонт в этом случае невозможен, и «вылечить» такую неисправность можно только путем полной замены тормозной ленты.

    Присадки в АКПП против пинков

    Рынок современной автохимии чрезвычайно насыщен, и стоит упомянуть, например, специальные присадки для автоматических трансмиссий. Они предназначены для следующих целей:

    Стук и лязг автоматической коробки передач

  • для повышения плавности работы трансмиссии, в частности, переключения передач;
  • Продление срока службы отдельных компонентов трансмиссии и всей автоматической коробки передач;
  • Уменьшение шумов при передаче;
  • Восстановление и дальнейшая защита отдельных компонентов трансмиссии;
  • Восстановление и дальнейшая защита пластиковых и резиновых деталей коробки;
  • Очистка жидкости ATF от металлической стружки и других загрязнений, что продлевает срок службы масляного фильтра;
  • Предотвращение и устранение утечек трансмиссионной жидкости из системы;
  • что приводит к устранению рывков и толчков при работе автоматической коробки передач автомобиля.
  • Представителями таких защитных присадок в масле для автоматических трансмиссий являются: «Ормекс», Liqui Moly ATF Additiv, Hi-Gear HG7012.

    Такие присадки для автоматических коробок передач используются каждые 20 000 км, но не более трех раз в одном и том же масле.

    Однако, справедливости ради, следует отметить, что у таких добавок есть как поклонники, так и недоброжелатели, поскольку композиции в основном имеют недостатки, а не преимущества. Поэтому использовать присадки для автоматической коробки передач или нет — это решение владельца автомобиля.

    Итоги

    Первое, что необходимо сделать при появлении рывков или ударов, исходящих от автоматической коробки передач при переключении передач, — это провести компьютерную диагностику. Обнаруженные ошибки (если они есть) покажут, насколько серьезна проблема.

    Вы можете заменить трансмиссионную жидкость и масляный фильтр (но не используйте изменение давления), чтобы избежать разборки трансмиссии. Если проблема была в жидкости — этого должно быть достаточно для устранения удара. Если замена масла не помогла — необходимо разобрать коробку передач и провести ее диагностику в сервисном центре. Эта процедура довольно дорогая, но необходимая.

    Чтобы избежать проблем с АКПП в будущем, старайтесь следить за ней, периодически меняйте масло и фильтр, не используйте АКПП в критических режимах.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру