Обороты двигателя увеличиваются, когда двигатель холодный, при повышенной подаче топлива в цилиндры для быстрого прогрева, при неучтенном впуске воздуха, при проблемах с датчиками (кислорода, положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха, температуры двигателя), низком давлении топлива, неисправном регуляторе холостого хода и других в зависимости от типа двигателя. Если датчики неисправны, ЭБУ будет выдавать неправильные команды, что может привести к плаванию оборотов двигателя и их повышению или понижению при холодном двигателе.
Большинство проблем, будь то с инжекторами, карбюраторами или дизелем, одинаковы, но есть некоторые особенности, из-за которых двигатель может работать на холостом ходу, а часто и на горячую. Вкратце, все причины того, что двигатель не держит обороты на холодную, изложены в таблице, но если вам нужны более конкретные рекомендации по устранению скачков оборотов на холодном двигателе — читайте статью и комментарии к ней, где автовладельцы часто делятся своим опытом.
Причина неисправности | Дефектная деталь | Необходимые действия |
---|---|---|
Инжектор | ||
Забор воздуха | Проверьте все вышеперечисленное, пережав шланги, используя компрессор (сжатый воздух) или дымогенератор | |
Неисправность датчика двигателя | Выполните диагностику перечисленных датчиков. При необходимости замените их на новые. | |
Недостаточное количество топлива для поддержания оборотов двигателя | Проведите диагностику, очистку или замену форсунок. Замените бензин на более качественный. | |
Проблемы с системой зажигания | Проверьте работу этих компонентов. Свечи зажигания могут быть очищены или заменены. Провода и катушки заменяются на новые. | |
Снижение компрессии | Проверка компрессии цилиндров, корректирующие действия в зависимости от диагноза | |
Низкое давление топлива | Проверьте бензонасос, топливные фильтры (фильтр тонкой очистки и сетчатый фильтр), регулятор давления (сетка может быть засорена). | |
Карбюратор | ||
Недостаточное количество топлива или воздуха | Неправильно отрегулированный карбюратор или засоренные жиклеры | Отрегулируйте карбюратор, найдите оптимальные обороты холостого хода и очистите форсунки. |
Чрезмерное потребление воздуха | Грязный дроссель | Очистите дроссельную заслонку, проверьте привод дроссельной заслонки |
Поврежденная переливная пластина | Проверьте и замените при необходимости | |
Прокладка на карбюраторе | Заменить на новый блок | |
Электромагнитный клапан | Проведите диагностику клапанов и при необходимости замените их | |
Дизельные двигатели | ||
Недостаточное давление топлива | ||
Неправильные команды от электронного блока управления | ||
Избыток выхлопных газов во впускном коллекторе | Система EGR | Проверьте клапан EGR и работу всей системы. Отремонтируйте или почистите его. |
Воздух в топливопроводе. | Проверьте перечисленные компоненты, в случае утечки топлива отремонтируйте прокладки, замените топливный фильтр. |
Почему на холодную плавают обороты
Общие причины скачков революции
Давайте сначала разберем основные причины этой неисправности для двигателей с инжекторами, потому что именно в этих двигателях чаще всего возникает эта проблема. Кроме того, большинство из перечисленных ниже проблем будут возникать в двигателях с любым типом подачи топлива.
Подсасывание атмосферного воздуха
Поступление атмосферного воздуха во впускной коллектор может вызвать колебания оборотов холодного и горячего двигателя. Воздух может попасть в двигатель не только через сам впускной коллектор, но и через зазоры в компонентах воздушной системы. Например, через стенки коллектора (это очень актуально для коллекторов с пластиковыми корпусами), негерметичность вакуумных шлангов, мест соединения шлангов или труб. Воздух часто засасывается в месте соединения заслонки с коллектором.
Поскольку вопрос заключается в том, почему просто холодный двигатель не держит обороты, а после прогрева все приходит в норму, в данном случае необходимо вспомнить простую физику. По мере прогрева двигателя все компоненты под капотом нагреваются и всасывают меньше воздуха. Следовательно, обороты выравниваются и больше не скачут.
Типичные детали впускного коллектора, через которые обычно всасывается воздух:
На автомобилях с карбюратором кровотечение также может происходить в следующих местах:
Низкое давление топлива
Низкое давление топлива в топливной системе является такой же распространенной причиной, как и утечка воздуха, почему двигатель не работает на холостом ходу при низких температурах. Это, в свою очередь, может быть вызвано следующими факторами:
Регулятор холостого хода
Если он частично поврежден или загрязнен, регулятор холостого хода может заблокироваться и не сразу достичь требуемых оборотов после запуска двигателя. Регулятор холостого хода может заклинить как при холодном, так и при прогретом двигателе.
В целом, регулятор холостого хода предназначен для регулирования (увеличения или уменьшения) подачи топлива в камеру сгорания. Устройство работает на основе иглы и стержня. Он активируется на холостом ходу, т.е. при низких оборотах двигателя. Одним из признаков неисправности регулятора холостого хода является то, что двигатель может нормально работать под нагрузкой, но останавливается на холостом ходу. Аналогично, водитель вынужден «ускоряться» при запуске двигателя. Если холостой ход неисправен, обороты холостого хода могут изменяться при увеличении нагрузки на двигатель (аккумулятор). В частности, при включении внешнего освещения, кондиционера, климат-контроля и других потребителей.
Датчики двигателя
Современный двигатель с инжекторами оснащен большим количеством датчиков, поэтому отказ многих из них может вызвать проблему, например, колебания оборотов холостого хода на холодном двигателе. Как показывает практика, наиболее частыми «виновниками» такой ситуации являются:
Вышеуказанные датчики в некоторых случаях (при полном или частичном отказе, например, из-за возраста/износа) в критических условиях эксплуатации могут передавать неверные данные в ЭБУ двигателя. И, соответственно, ЭБУ будет выдавать сигналы, из-за которых обороты сильно плавают на холодную. Это может быть как повреждение, так и обычное загрязнение.
Если датчик температуры неисправен, двигатель часто глохнет после первой попытки запуска, если педаль акселератора не увеличивает обороты. После второго запуска двигатель обычно работает ровно, но обороты «плавают». Они падают с 1000 об/мин до примерно 700…800 об/мин, затем «перепрыгивают» через тысячу и снова падают. Это может продолжаться до тех пор, пока двигатель не будет более или менее прогрет.
Это происходит потому, что если ЭБУ «видит», что от датчика поступает неверная информация или сигнал вообще отсутствует, его алгоритм предназначен для перехода в аварийный режим. В этом случае ЭБУ берет для расчета средние данные вместо сигнала датчика и одновременно сохраняет ошибку в памяти. Например, если датчик температуры двигателя неисправен, вместо данных с него будет учитываться температура окружающего воздуха. В результате обороты будут «плавать», пока двигатель не прогреется. Более того, чем холоднее на улице, тем больше будет распространение и непредсказуемость революции.
Аккумуляторная батарея
Низкий заряд аккумулятора является причиной холостого хода в некоторых автомобилях. Это означает, что аккумулятор изначально заряжен достаточно для запуска двигателя, но позже его емкость значительно падает, и энергии не хватает для нормального питания других потребителей.
Примером может служить ситуация, когда настройка дроссельной заслонки сбрасывается из-за низкого напряжения в электрической системе автомобиля. Как следствие, датчик передает ошибочную информацию в ЭБУ, и обороты колеблются. По мере прогрева двигателя аккумулятор заряжается, и дроссельная заслонка в большинстве автомобилей «обучается» (т.е. регулируется самостоятельно). Это означает, что обороты перестают скакать и стабилизируются через некоторое время после запуска двигателя. Поэтому, чтобы избежать подобных проблем, необходимо не только регулярно (особенно зимой) подзаряжать аккумулятор, но и следить за его состоянием и, при необходимости, приобрести новый.
В некоторых случаях замечено, что проблема с плавающими оборотами, в том числе при низких температурах, исчезает после замены батареи на новую. Во время замены ошибки в памяти ЭБУ очищаются, т.е. ЭБУ сбрасывается. Плавающие обороты могут быть результатом этих ошибок. Сами ошибки чаще всего вызваны неисправностью (или отказом) датчиков.
Известно, что обороты колеблются не только при недозаряде батареи, но и при низком уровне электролита в батарее, окислении клемм или других неисправностях в батарее. Обратите внимание, что переменные обороты, вызванные работой аккумулятора, более вероятны в автомобилях, оснащенных множеством дополнительных электрических устройств, таких как электроусилитель руля, множество дополнительных световых приборов, обширная аудиосистема и т.д.
Кислородный датчик
Автомобили с электронной системой управления двигателем оснащены датчиком кислорода, который анализирует количество CO2 и корректирует подачу топлива. Однако эта система работает только при прогретом двигателе. Поэтому при запуске двигателя ЭБУ подает сигнал на лямбда-датчик, чтобы двигатель прогревался как можно быстрее, потребляя больше топлива и воздуха. Поэтому в процессе прогрева в течение первых нескольких секунд (примерно 15-20 секунд) возможно, что обороты скачут, когда двигатель холодный. Двигатель стабилизируется по мере прогрева.
Износ деталей ЦПГ
При запуске холодного двигателя, например, в морозную погоду, иногда может возникать «дизельный» эффект, который вызывает сильную вибрацию двигателя и автомобиля в холодных условиях. Когда двигатель прогреется, вибрация прекратится.
В холодную погоду металлические части блока цилиндров немного сжимаются, что приводит к снижению компрессии в цилиндрах. Это означает, что при запуске холодного двигателя зазоры между деталями больше, а по мере прогрева двигателя зазоры увеличиваются, компрессия возрастает и обороты холостого хода выравниваются.
Почему плавают обороты на холодную карбюратор
У карбюраторных двигателей есть свои причины, по которым обороты холостого хода могут плавать, как «холодные», так и «горячие». Давайте перечислим их:
Почему плавают обороты на холодную дизель
Запуск дизельного двигателя в холодную погоду часто затруднен тем, что температура дизельного топлива выше, чем бензина, поэтому в холодную погоду часто бывает трудно прокачать топливо через топливную систему. В результате после запуска могут возникнуть проблемы с нормальной работой двигателя в различных режимах, включая холостой ход.
Другие причины холостого хода холодного дизельного двигателя — плавный холостой ход:
Заключение
Обычно при запуске «холодного» двигателя в первые несколько секунд его работы допускаются высокие и даже переменные обороты. Если да, то беспокоиться не о чем. Но если обороты плавают долгое время, а автомобиль (двигатель) вибрирует, это повод для диагностики. Прежде всего, начните с проверки ошибок в ЭБУ, и если таковые имеются, проверьте узлы и компоненты, к которым они подключены. Также следует провести некоторые манипуляции для обнаружения утечек воздуха.