Как проверить кондиционер в автомобиле

Вопрос о том, как проверить кондиционер в автомобиле, часто интересует именно будущих автовладельцев, решивших купить подержанный автомобиль, но и те, кто уже ездит на машине с автоматическим кондиционером, могут задаться вопросом, если воздух в жилой комнате перестал охлаждаться должным образом.

В идеале лучше обратиться в специализированный сервисный центр, поскольку там есть не только квалифицированные сотрудники, но и подходящее специальное оборудование. Однако вы можете проверить работу кондиционера своими руками. Поэтому процесс проверки должен состоять из нескольких этапов — проверка состояния кондиционера, состояния его компрессора, муфты компрессора, уровня масла и фреона, а также герметичности системы.

Как проверить кондиционер в вашем автомобиле

Как часто проверять кондиционер автомобиля

Проверка автомобильного кондиционера проводится как в плановом порядке, так и в аварийных ситуациях. В первом случае проверяется уровень фреона и масла в системе, а также уровень утечки. Согласно графику технического обслуживания большинства современных автомобилей, необходимо провести соответствующие проверки и дозаправить фреон:

  • для автомобилей возрастом до шести лет — один раз в два года;
  • для автомобилей старше шести лет — один раз в год.
  • Но вопрос о том, как проверить кондиционер автомобиля, часто интересует людей, которые покупают подержанный автомобиль и не знают об обслуживании кондиционера, ведь продавец всегда скажет, что проблем нет или нужно только долить фреон. И действительно, очень часто бывшие владельцы автомобилей допускают ошибки при использовании кондиционера! Поэтому проверьте, дал ли владелец один из следующих ответов:

    Как проверить кондиционер в автомобиле

  • Кондиционер работает, но его необходимо заправить фреоном (хладагентом);
  • Кондиционер был перезаряжен в прошлом году и работает в этом сезоне
  • За зиму из системы был откачан фреон;
  • ремень компрессора был снят, ремень порван, ремень старый и т.д;
  • имеются механические повреждения, разгерметизация системы (например, поврежденный радиатор, прорванные трубы и т.д.).
  • Имейте в виду, что ремонт автомобильного кондиционера может стоить около $500 — $1000. Поэтому, если агрегат хотя бы частично неисправен — можно начинать разговор о снижении общей цены на автомобиль.

    Для того чтобы самостоятельно проверить кондиционер автомобиля, необходимо провести диагностику различных компонентов системы кондиционирования. Если при включении кондиционера появляется неприятный запах, стоит очистить его с помощью специальных средств.

    Что проверять

    На практике существует список типичных соединений и частей системы кондиционирования, которые теоретически могут выйти из строя, поэтому необходимо проверить их при появлении неисправности. Давайте перечислим их по порядку:

    Как проверить кондиционер в автомобиле

  • Конденсатор. Это устройство обеспечивает охлаждение с помощью фреона. Если он частично выходит из строя или загрязняется, соответствующее охлаждение будет осуществляться с низкой эффективностью. Это обычно приводит к перегреву и повышению давления в системе кондиционирования.
  • Компрессор. Он обеспечивает рабочее давление в системе. Его поломка обычно вызвана снижением давления в системе, износом уплотнений, ослаблением натяжения приводного ремня, износом уплотнений, подшипников, трещинами в корпусе и незначительным загрязнением.
  • Испаритель. Его неисправность вызывает неприятный запах в салоне автомобиля, а также возможность попадания влаги на вентиляционные каналы. Коррозия корпуса испарителя или засорение дренажной трубы являются наиболее распространенными причинами такого рода неисправностей.
  • Приемник. Он отвечает за удаление избыточной влаги из кондиционируемого помещения и очистку его от частиц износа. На неисправность ресивера может указывать стойкий слой конденсата на шлангах.
  • Термостатический расширительный клапан (TEF). Он контролирует уровень хладагента и регулирует давление в зависимости от количества хладагента и температуры. Неисправность терморегулирующего клапана может привести к прерывистой работе кондиционера, периодическому отключению, образованию инея на шлангах и неравномерной подаче холодного воздуха в салон.
  • Датчик давления. Предназначен для аварийного отключения кондиционера в случае критического падения уровня хладагента в системе.
  • Вентилятор. Не все кондиционеры оснащены дополнительными вентиляторами. Они предназначены для дополнительного охлаждения хладагента. Как правило, отказ вентилятора вызван поломкой подшипника или повреждением электрической системы автомобиля.
  • Часто при диагностике состояния кондиционера также проверяют герметичность системы и наличие утечки хладагента. Лучше это делать в автосервисе, но ряд проверок можно выполнить и самостоятельно.

    Как проверить работу кондиционера

    Желательно проверять работу автомобильного кондиционера в условиях, когда температура воздуха снаружи автомобиля составляет от +15°С вверх, то есть летом. Это позволит вам лучше почувствовать его работу.

    Обратите внимание, что в некоторых автомобилях индикатор на кнопке включения/выключения будет активен (включен), но сам кондиционер не будет работать.

    Самая простая проверка — измерить температуру, которая поступает из кондиционера. Для этого необходимо использовать термометр, лучше всего электронный, так как работать с ним удобнее, но и результат он дает быстрее.

    Как проверить кондиционер в автомобиле

    Поэтому необходимо поместить зонд термометра как можно глубже в дефлектор, откуда поступает холодный воздух. Затем установите минимальную температуру на кондиционере, включите вентилятор на максимум и желательно включить режим рециркуляции. Если кондиционер работает, через несколько минут термометр должен показать температуру около +10°C. Если ниже — еще лучше, значит, кондиционер неисправен; просто проверьте целостность и герметичность магистрали. Если из кондиционера дует горячий воздух — есть несколько вариантов.

    Первый — прошло недостаточно времени, поэтому вам еще нужно подождать. Второе — на улице очень жарко, а в гостиной — возможно, что воздух поступал снаружи. Третье — неисправность кондиционера, отдельных компонентов системы, низкий уровень фреона и другие. Необходима дальнейшая диагностика.

    Читайте также:  Заливает свечи на холодную

    При температуре окружающей среды ниже -10°C проверять его не рекомендуется. Причина в том, что при низких температурах давление хладагента значительно падает, что может привести к ошибочным результатам испытаний. В крайнем случае, можно прогреть машину с включенным отопителем, чтобы обогреть не только салон, но и «торпеду». Это делается для того, чтобы датчик испарителя «понял», что салон также может быть охлажден. После этого можно активировать систему кондиционирования или климат-контроля.

    В некоторых автомобилях, оснащенных датчиком наружной температуры, кондиционер не может быть включен, если температура ниже установленной (например, ниже +5 °C). В этом случае имеет смысл включить режим рециркуляции, при котором компрессор запускается принудительно.

    Проверка магистралей системы

    Если кондиционер запускается и его компрессор работает, проверьте температуру различных частей системы. В частности, возьмитесь рукой за металлическую часть (не за резиновый или пластиковый шланг!!!) обратной магистрали. Обычно это толстая труба, идущая из салона к компрессору. И вы должны взять его рукой, чтобы почувствовать его температуру. Почти сразу (в течение 5…10 секунд) металл под вашей рукой должен стать очень холодным. Если все в норме, вы должны почувствовать, как будто у вас в руке сосулька.

    Как проверить кондиционер в автомобиле?

    И холод в проводе будет только тогда, когда компрессор включен. Когда он выключен, металл нагревается, но при включении он снова остывает.

    Аналогичным образом попытайтесь прощупать напорную трубку, особенно ее металлическую часть. Он ведет от компрессора к радиатору. Если на улице не очень жарко (примерно до +20°C), то будет очень тепло. Если температура окружающей среды выше этого значения, трубка будет сильно нагреваться. Если это не так, необходима дальнейшая диагностика.

    Затем необходимо на ощупь проверить тонкую трубку, которая идет от радиатора кондиционера в салон автомобиля. В зависимости от температуры окружающего воздуха, температура упомянутой трубы также будет варьироваться от теплой до очень горячей. Однако косвенным признаком поломки является его очень высокая температура — такая, что невозможно держать на нем руку. Причин может быть несколько — вентилятор не работает, радиатор кондиционера очень грязный, система переполнена фреоном.

    Обратите внимание, что автомобили, оборудованные расширительным трубопроводом (в частности, большинство американских автомобилей, некоторые модели Audi, Volkswagen, Daewoo, Volvo и другие), имеют несколько иной последний чек. Идея заключается в том, что их осушитель резервуара также действует как предварительный испаритель, который предотвращает попадание жидкого фреона в компрессор. Это устройство устанавливается на обратной линии. Ресивер довольно большой и также становится холодным, когда работает кондиционер. Следовательно, тонкая трубка, упомянутая перед входом в кабину, также становится холодной.

    Дополнительные проверки

    Всегда есть риск, что перед продажей предыдущий владелец быстро заправил кондиционер и произвел быстрый ремонт. Поэтому необходимо проверить все узлы системы. В частности, трубы (соединители), клеммы, приемный осушитель, охладитель и компрессор. Обратите внимание на наличие масляных пятен и разводов, а также жирных загрязнений. Если они присутствуют, существует высокая вероятность утечки. Поэтому необходимо провести дополнительную проверку герметичности системы.

    Как проверить муфту компрессора

    Простейшая проверка электромагнитной муфты компрессора (старого типа) состоит из следующих шагов.

    Как проверить кондиционер в автомобиле

    1. Включите кондиционер. Обычно это делается с помощью специальной кнопки на панели управления водителя. В результате должен загореться специальный индикатор. Обычно это световой индикатор либо на самой кнопке, либо на приборной панели.
    2. При включении кондиционера, помимо вышеуказанного индикатора, из-под капота должен раздаться легкий щелчок, который свидетельствует о том, что муфта кондиционера соединена со своим валом.

    В большинстве японских автомобилей, а также во многих европейских и американских автомобилях вентилятор радиатора кондиционера также включается принудительно. Часто звук сцепления не слышен в салоне, поэтому необходимо дополнительно провести диагностику сцепления.

    Когда компрессор выключен, вращается только шкив компрессора, а нажимной диск остается на месте. Когда кондиционер включен, пластина примагничивается к шкиву для обеспечения работы. Существует два способа проверки работы сцепления.

    Проверка при включении

    Чтобы выполнить эту проверку работы автомобильного кондиционера, запустите двигатель и откройте капот. Затем просто включите кондиционер. Рекомендуется проводить проверку вдвоем. Один человек включает кондиционер, а другой находится у открытой вытяжки и прислушивается к наличию упомянутого «щелчка». В некоторых автомобилях можно увидеть сцепление. Точнее, не само сцепление, а та часть, которую вращает ремень. Поэтому, если щелчок есть — хорошо, если нет — следует дополнительно проверить эффективность сцепки.

    Для проверки компрессора в пространстве под капотом желательно взять фонарь.

    Обратите внимание, что для некоторых немецких автомобилей эта проверка нереальна из-за их конструктивных особенностей. Особенно это касается автомобилей Mercedes A-класса, Mercedes 220 различных классов, BMW E60, E65, E87 и Audi, выпущенных до 2003 года. Отсутствие упомянутого щелкающего шума в этих автомобилях объясняется тем, что их нажимной диск постоянно вращается, а кондиционер (муфта) задействован внутри его конструкции.

    Проверка при выключенном двигателе

    Аналогичную проверку сцепления можно выполнить и при выключенном двигателе. Это рекомендуется, например, если двигатель издает много шума, а звук сцепления довольно слабый. Тест должен проводиться по следующему алгоритму:

  • выключите двигатель;
  • отсоедините штекер от компрессора и выньте вилку из розетки;
  • используйте дополнительный кабель для подключения плюсового разъема аккумулятора к плюсовому разъему на компрессоре (кроме того, выясните, какой из них плюсовой);
  • если муфта исправна, при подключении она должна двигаться с описанными выше мягкими щелчками.
  • Как проверить компрессор кондиционера автомобиля

    Как проверить кондиционер в автомобиле

    На многих новых автомобилях вместо электромагнитных компрессоров установлены компрессоры с фиксированной скоростью (так называемый новый тип). Обычно они имеют пластиковый шкив (он специально сделан так, чтобы при заклинивании пластик ломался и приводной ремень не слетал с вала), который постоянно соединен с валом компрессора. Внутри шкива находится резиновый амортизатор. При запуске двигателя компрессор сразу же начинает работать.

    Читайте также:  Замена патрубка воздухозабора Приора

    Распространенной неисправностью компрессоров стационарного типа является заклинивание их приводных валов. Причин может быть много, например, перегрев (включая перегрев/засорение радиатора кондиционера), попадание грязи или мелких металлических частиц и подобного мусора.

    Единственный способ проверки в этом случае — демонтаж устройства и его полная разборка. Ремонт такого компрессора часто затруднен, а иногда и невозможен. Поэтому, чтобы избежать засорения компрессора, желательно следить за состоянием системы кондиционирования автомобиля и ее отдельных частей.

    Проверка автокондиционера на герметичность

    Проверить наличие утечки кондиционера можно не только при покупке автомобиля, но и при появлении симптомов, указывающих на такой дефект. Утечку можно распознать по следующим признакам:

  • потеря производительности кондиционера (устройство недостаточно охлаждает воздух в салоне);
  • Наледь на внешних стенках трубок кондиционера;
  • масляные пятна на трубопроводах кондиционера.
  • При критически низком уровне фреона в системе кондиционер не может быть включен, так как он будет автоматически отключен системой на основании данных от соответствующего датчика.

    Как проверить фреон в кондиционере автомобиля

    Первое, что необходимо сделать, — это проверить наличие хладагента в автомобильном кондиционере визуальным методом. Самый простой метод проверки уровня фреона в кондиционере — это использование смотрового стекла, расположенного в верхней части ресивера-осушителя. Он специально разработан для визуальной проверки наличия и уровня хладагента.

    В некоторых случаях это смотровое стекло банально покрыто грязью и/или пылью. Поэтому его следует протирать тряпкой.

    Как проверить кондиционер в автомобиле

    Чтобы проверить фреон, запустите двигатель и включите кондиционер на полную мощность. Затем посмотрите в вышеупомянутый глазок, чтобы проверить состояние фреона. Возможна одна из описанных ниже ситуаций.

    1. В жидкости появляются пузырьки воздуха, которые через некоторое время исчезают. Вывод — количество фреона достаточно для нормальной работы кондиционера.
    2. Вначале в жидкости много пузырьков, но затем их становится меньше, и они не исчезают полностью. Это означает, что уровень фреона критически низкий. Это необходимо для подзарядки.
    3. Жидкий фреон имеет молочно-белый цвет, на его поверхности постоянно появляются пузырьки. Уровень фреона ниже допустимого. Система A/C не должна эксплуатироваться до тех пор, пока система не будет перезаряжена фреоном.

    Помимо дозаправки системы фреоном, рекомендуется также проверить систему на наличие утечек, чтобы предотвратить утечки хладагента в будущем.

    Проверка автокондиционера азотом

    Визуальный контроль уровня фреона является весьма традиционным методом. Это связано с тем, что современный фреон с обозначением R134A не оставляет масляных следов при смешивании с синтетическим компрессорным маслом. Поэтому лучше использовать специальные приборы для диагностики и измерения давления газа в системе A/C.

    Наиболее распространенными местами утечки являются соединения различных компонентов системы кондиционирования воздуха. Возможны также утечки через резиновые стенки труб или уплотнения компрессора (при их механическом повреждении или просто в силу возраста — когда резина теряет эластичность).

    Испытание проводится в системе под давлением, которое должно составлять не менее 3,5 атмосфер. Если в системе недостаточно фреона, его необходимо полностью удалить и провести тест с азотом (полное название газа — OFN, oxygen freenitrogen). Этот тест на герметичность с помощью азота проводится только на станциях технического обслуживания. Этим методом следует проверить следующие точки в системе кондиционирования воздуха

    Как проверить кондиционер в автомобиле

  • все трубы и соединения;
  • вал компрессора;
  • сервисные клапаны и уплотнения компрессора;
  • трубопроводы конденсатора и испарителя;
  • соединения приемника/осушителя;
  • манометры;
  • пружинно-замковые соединения;
  • шланги.
  • Перед проверкой приготовьте мыльный раствор. Лучше всего использовать брусковое мыло и «мягкую» воду (без значительных примесей солей металлов). Раствор должен быть такой консистенции, чтобы на поверхности воды легко образовывались мыльные пузыри. Алгоритм проверки с азотом следующий:

    1. Если в системе есть фреон, его необходимо удалить.
    2. Баллон OFN должен быть подключен к специальному сервисному соединению системы кондиционирования воздуха в автомобиле.
    3. Откройте вентиль на баллоне и установите давление в системе в диапазоне 10…15 атмосфер и закройте вентиль.
    4. С помощью щетки или тряпки нанесите мыльный раствор на указанные выше места утечек. Если азот выходит из системы под давлением — это будет хорошо видно по образованию мыльных пузырей на поверхности деталей. Следовательно, чем больше и интенсивнее пузырьки, тем значительнее утечка в этом месте.
    5. После завершения испытаний весь азот должен быть удален из системы.

    Во время работы нельзя превышать максимально допустимое давление (не забывайте использовать манометр и регулятор давления). Кроме того, нельзя включать кондиционер, пока в системе есть азот.

    Проверять азот самостоятельно в гараже не очень рентабельно, так как дополнительное оборудование стоит довольно дорого. Поэтому лучше обращаться за такими проверками в специализированный автосервис. По состоянию на лето 2019 года цена такой процедуры составляет около 800…1200 рублей, в зависимости от самой услуги, используемого оборудования и типа кондиционера (объема используемого азота).

    Проверка на утечку с помощью электронного течеискателя

    Тестер утечек — предназначен для обнаружения даже самых маленьких утечек. Устройство довольно специфическое и дорогое, поэтому используется в основном на профессиональных станциях технического обслуживания. Алгоритм работы течеискателя следующий:

    Как проверить кондиционер в автомобиле

  • Его необходимо испытывать в закрытом помещении без сквозняков, рекомендуется предварительно проветрить помещение.
  • Система кондиционирования должна быть заправлена фреоном, даже частично.
  • Детектор утечки имеет специальный тестовый датчик, который необходимо приложить к месту, где подозревается утечка хладагента.
  • Проверка должна проводиться сверху вниз, так как фреон тяжелее воздуха, и поэтому большая его часть находится внизу.
  • Если в воздухе обнаружена значительная концентрация фреона, испытательный прибор издает звуковой сигнал. В зависимости от модели и настроек, акустический и/или световой сигнал будет меняться в зависимости от концентрации обнаруженного газа.
  • Если утечка фреона не может быть обнаружена при выключенном кондиционере (особенно если система частично заполнена хладагентом), можно включить устройство, чтобы создать давление в системе. Затем повторите проверку с помощью детектора утечек.
  • Читайте также:  Ремонт форсунок Delphi своими руками

    Проверка утечки ультрафиолетовой лампой

    Как проверить кондиционер в автомобиле

    Для проверки герметичности системы кондиционирования с помощью УФ-лампы необходимо добавить в свежезаправленный фреон специальный краситель с флуоресцентными свойствами. В автосалонах она продается отдельно. Его следует добавить в линию низкого давления в соответствии с инструкциями, входящими в комплект поставки.

    Следовательно, в случае утечки такого окрашенного фреона он прекрасно виден под ультрафиолетовой лампой (обычно он имеет фиолетовый, красный или зеленый оттенок). Приведенный метод проверки прост и недорог, поэтому всем владельцам автомобилей можно посоветовать также добавлять соответствующий краситель при заправке нового фреона. А затем можно увидеть место утечки, осветив места соединений труб ультрафиолетовой горелкой.

    Как проверить масло в автокондиционере

    Уровень масла в кондиционере очень важен, поскольку он обеспечивает не только его нормальную работу, но и исправность и долговечность его различных компонентов. Когда кондиционер включен, масло постоянно циркулирует в системе, смазывая движущиеся части внутри компрессора и другие компоненты системы. Однако, когда кондиционер выключен, часть масла остается в компрессоре. Именно этот уровень можно проверить. Это можно сделать следующим образом:

  • дайте кондиционеру поработать около 20 минут в режиме охлаждения;
  • необходимо проверить уровень масла в компрессоре через смотровое стекло.
  • Уровень масла в автомобильном кондиционере обязательно должен быть выше минимальной отметки (обычно обозначается черточкой и словом MIN), но выше примерно на одну восьмую нижнего уровня смотрового стекла. Следовательно, масла также не должно быть слишком много (не более максимальной отметки). При необходимости добавьте масло в систему.

    Обратите внимание на уровень масла. Сначала проверьте наличие пены. Если на поверхности появляются пузырьки воздуха, высока вероятность попадания фреона. Поэтому ищите места утечки хладагента, а затем полностью замените масло новой смесью.

    Как проверить давление кондиционера в автомобиле

    Как проверить кондиционер в автомобиле

    Для проверки давления в системе кондиционирования воздуха автомобиля необходимо использовать специальный манометр (манометр) или стенд. В частности, давление следует проверять с помощью манометра при включенном кондиционере.

    Место и способ соединения зависят от конструкции рассматриваемого автомобиля. Обычно в линиях имеются специальные сервисные заглушки для подключения манометрической станции. Именно к ним необходимо подключить адаптер манометра.

    При измерении помните, что давление во всасывающей линии (низкое давление) должно составлять около 2 бар, а в нагнетательной линии (высокое давление) 9…12 бар, если кондиционер работает нормально. Если давление ниже, проверьте работу компрессора.

    Проверка датчика автокондиционера

    Как проверить кондиционер в автомобиле

    Основной задачей датчика давления автомобильного кондиционера является контроль величины давления в системе. При превышении критического предела датчик посылает сигнал на блок управления с информацией о необходимости отключения вентилятора и выключения нагнетательного насоса (компрессора).

    Проверяется как сам датчик (визуальный осмотр на предмет механических повреждений), так и его электрические и сигнальные цепи. Цепь датчика в большинстве автомобилей является отказоустойчивой, т.е. когда цепь датчика разомкнута, ECM принудительно включает вентилятор двигателя.

    Проверка сопротивления цепи

    Перед проведением проверки необходимо определить положение датчика давления в системе кондиционирования воздуха. В зависимости от марки и модели автомобиля соответствующее место может отличаться. Дальнейшая процедура проверки схемы выглядит следующим образом:

  • отсоедините электрические клеммы от датчика;
  • переведите электротестер в режим измерения сопротивления в диапазоне, в котором можно измерять сопротивления от 100 кОм и выше;
  • попарно прикоснитесь щупом тестера к клеммам датчика;
  • при высоком давлении в системе A/C величина сопротивления в цепи датчика давления должна быть не менее 100 кОм, цепь разомкнута;
  • если цепь не разомкнута (сопротивление меньше или равно нулю), датчик неисправен и подлежит замене;
  • если система A/C находится под низким давлением, значение сопротивления не должно превышать 10 Ом, т.е. система закрыта;
  • если цепь не замкнута, это означает, что датчик давления A/C неисправен.
  • Если измерение цепи показывает, что датчик в порядке, следует дополнительно проверить, нет ли в его цепи короткого замыкания.

    Проверка короткого замыкания в датчике

    Алгоритм соответствующей проверки будет следующим:

  • если давление в системе кондиционирования воздуха низкое, коснитесь одним щупом тестера наконечника датчика, а другим щупом коснитесь «земли» (тело);
  • Если датчик исправен, то соответствующее значение сопротивления будет не менее 100 кОм (т.е. разомкнутая цепь);
  • Если цепь замкнута, датчик неисправен.
  • Датчик давления A/C не подлежит ремонту, его следует заменять только на аналогичный.

    Как проверить ТРВ автокондиционера

    Как проверить кондиционер в автомобиле

    Назначение термостатического расширительного клапана (сокращенно ТРВ) заключается в обеспечении правильной работы различных компонентов системы A/C — соединительной линии, радиатора, компрессора, расширительного устройства и испарителя. В кондиционере расширительный клапан служит в качестве ограничительного канала в трубопроводе для обеспечения снижения температуры рабочего газа. То есть, он регулирует поток фреона, предотвращая перегрев.

    Термостатический расширительный клапан — это довольно простое устройство. Поэтому основной признак его поломки — заклинивание иглы клапана. Из-за этого может не соблюдаться правильный баланс давления в контурах низкого и высокого давления системы кондиционирования воздуха. Поэтому достаточно проверить давление в контурах.

    Заедание может быть вызвано поломкой клапана (например, из-за возраста или просто механического повреждения) или неправильным выбором клапана. В любом случае, клапан не подлежит ремонту и должен быть заменен на новый.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру