Как проверить датчик вентилятора

Вопрос о том, как проверить датчик вентилятора, может интересовать владельцев автомобилей, когда вентилятор охлаждения двигателя не включается или, наоборот, постоянно работает. Это связано с тем, что данный компонент часто является причиной проблемы. Чтобы проверить датчик вентилятора охлаждения, необходимо знать, как он работает, и с помощью мультиметра произвести некоторые измерения.

Как проверить датчик вентилятора

Прежде чем описывать процедуру проверки выключателя вентилятора радиатора, полезно понять, как он работает и каковы его основные виды неисправностей.

Как работает датчик вентилятора

Сам датчик вентилятора представляет собой температурный выключатель. В его основе лежит биметаллическая пластина, соединенная с подвижным валом. Когда чувствительный элемент датчика нагревается, биметаллическая пластина изгибается, и прикрепленный к ней штифт замыкает электрическую цепь привода вентилятора охлаждения.

Стандартное автомобильное напряжение 12 вольт (постоянный «плюс») непрерывно подается через предохранитель на датчик, который включает вентилятор. Минус» подается, когда стержень замыкает электрическую цепь.

Датчик находится в непосредственном контакте с антифризом, как правило, прямо в радиаторе (внизу радиатора, сбоку, зависит от модели автомобиля). Однако есть модели двигателей, в которых датчик вентилятора установлен в блоке цилиндров, например, популярный ВАЗ-2110 (в инжекторных двигателях). А иногда конструкция некоторых двигателей предусматривает целых два датчика включения вентилятора, особенно на впускном и выпускном патрубках радиатора. Таким образом, когда температура антифриза падает, вентилятор можно включать и выключать принудительно.

Также стоит знать, что существует два типа датчиков температуры вентилятора — двухконтактные и трехконтактные. Двухконтактные предназначены для работы вентилятора на одной скорости, а трехконтактные — на двух скоростях. Первая скорость включается при более низкой температуре (например, при +92°C…+95°C), а вторая — при более высокой (например, при +102°C…105°C).

Читайте также:  Замена цепи привода ГРМ на BMW X5 E53 3,0 л.

Температура срабатывания первой и второй скоростей обычно указывается непосредственно на корпусе датчика (на шестигранном ключе).

Неисправности датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора охлаждения — довольно простое устройство, поэтому причин для отказа немного. В таких случаях он может выйти из строя:

Как проверить датчик вентилятора

Разъемы на трехконтактном шлейфе воздухозаборника

  • Залипание контактов. В этом случае вентилятор будет работать постоянно, независимо от температуры антифриза.
  • Окисление контактов. В этом случае вентилятор вообще не включится.
  • Поломка реле (штырь).
  • Износ биметаллической пластины.
  • Отсутствие питания от предохранителя.
  • Следует помнить, что датчик активации вентилятора неразрушим и не подлежит ремонту, поэтому при обнаружении неисправности его следует заменить. В современном автомобиле проблема будет обозначена сигнальной лампой двигателя, поскольку в памяти ЭБУ будет присутствовать одна или несколько следующих ошибок: p0526, p0527, p0528, p0529. Эти коды ошибок будут указывать на обрыв цепи, как сигнальной, так и силовой, но является ли это следствием неисправности датчика или проводки или проблемы с подключением, можно будет узнать только после проверки.

    Как проверить датчик вентилятора

    Чтобы проверить работу датчика вентилятора, его необходимо извлечь из гнезда. Как упоминалось выше, он обычно расположен на радиаторе или в блоке двигателя. Однако перед тем, как снять и проверить датчик, необходимо убедиться, что на него подано питание.

    Проверка питания

    Как проверить датчик вентилятора

    Проверка мощности DVB

    Используя мультиметр, включите режим измерения постоянного напряжения при напряжении около 20 В (в зависимости от модели мультиметра). Отсоединив разъем датчика, проверьте напряжение. Если датчик двухконтактный, вы сразу увидите наличие напряжения 12 В. Для трехконтактного датчика проверьте напряжение попарно между контактами в разъеме и найдите, где есть один плюс и два минуса. Между плюсом и минусом также должно быть 12 В.

    Читайте также:  Ремонт ТНВД Bosch

    Если на разъеме нет тока, сначала проверьте работоспособность предохранителя (он может находиться в блоке капота или в салоне). Его расположение часто указывается на крышке блока предохранителей. Если предохранитель цел, «прозвоните» проводку и проверьте разъем. Затем можно приступить к проверке самого датчика вентилятора.

    Однако прежде чем сливать антифриз и откручивать датчик вентилятора радиатора, следует провести еще одну быструю проверку, чтобы убедиться, что вентилятор работает.

    Проверка срабатывания вентилятора

    Используйте что-то вроде перемычки (кусок тонкого провода), чтобы попарно закоротить плюс, а затем минус. Если проводка исправна и вентилятор работает, то при замыкании будет включаться сначала одна, а затем другая скорость вентилятора. Двухконтактный датчик будет иметь одну скорость.

    Также стоит проверить, выключается ли вентилятор при отсоединении датчика и не заблокированы ли контакты в датчике. Если вентилятор продолжает работать после отсоединения датчика, значит, с датчиком что-то не так, и его следует проверить. Для этого извлеките датчик из устройства.

    Проверка датчика включения вентилятора

    Датчик можно проверить двумя способами — нагреть его в теплой воде, или можно нагреть его паяльником. В обоих случаях речь идет о проверке разомкнутой цепи. Только для последнего метода требуется мультиметр с термопарой, а для первого — термометр, способный измерять температуру выше 100 градусов Цельсия. Если вы тестируете трехполюсный переключатель вентилятора с двумя скоростями переключения (используется во многих иностранных автомобилях), рекомендуется использовать два мультиметра одновременно. Один для проверки одной цепи и один для одновременной проверки другой цепи. Суть проверки заключается в том, чтобы определить, срабатывает ли реле при нагреве до температуры, указанной на датчике.

    Проверьте выключатель вентилятора радиатора по следующему алгоритму (на примере трехполюсного датчика и одного мультиметра и мультиметра с термопарой):

    Читайте также:  Ошибки датчика температуры охлаждающей жидкости

    Как проверить датчик вентилятора

    Тестирование ГВЧ в теплой воде с помощью мультиметра

    1. Установите электронный мультиметр в режим «тест».
    2. Подключите красный щуп мультиметра к клемме «плюс» датчика, а черный щуп — к клемме «минус» для пониженной скорости вращения вентилятора.
    3. Подсоедините температурный зонд к поверхности чувствительного элемента.
    4. Включите паяльник и приложите кончик паяльника к сенсорному элементу.
    5. Когда температура биметаллической пластины достигнет критического значения (указанного на датчике), неисправный датчик замкнет цепь, о чем просигнализирует мультиметр (в тестовом режиме мультиметр подает звуковой сигнал).
    6. Переместите черный щуп на «минус», который отвечает за вторую скорость вентилятора.
    7. Поскольку датчик продолжает нагреваться, через несколько секунд вторая цепь также должна замкнуться на исправном датчике, когда он достигнет пороговой температуры, и мультиметр снова подаст звуковой сигнал.
    8. Поэтому если датчик не замыкает цепь при нагреве, он неисправен.

    Двухконтактный датчик проверяется таким же образом, но сопротивление нужно измерять только между одной парой контактов.

    Если датчик нагревается не паяльником, а в емкости с водой, убедитесь, что покрыт только чувствительный элемент, а не весь датчик! По мере нагревания датчика (контролируется термометром) будет происходить такое же срабатывание, как описано выше.

    После покупки нового датчика вентилятора стоит также проверить, работает ли он. Сегодня в продаже много подделок и низкокачественных товаров, поэтому стоит проверить.

    Заключение

    Датчик вентилятора охлаждения — надежное устройство, но если вы подозреваете, что он вышел из строя, вам понадобится мультиметр, термометр и источник тепла для прогрева датчика.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру