Неисправности масляного насоса

Неисправности масляного насоса могут нанести значительный ущерб двигателю автомобиля, поскольку они нарушают нормальную циркуляцию моторного масла в системе. Неисправности могут быть вызваны плохим качеством масла, низким уровнем масла в картере, неисправностью редукционного клапана, грязным масляным фильтром, засорением решетки маслозаборника и некоторыми другими причинами. Состояние масляного насоса можно проверить как с его снятием, так и без него.

Неисправности масляного насоса

Признаки неисправности масляного насоса

Существует несколько типичных симптомов неисправного масляного насоса. К ним относятся:

  • Падение давления масла в двигателе. Об этом будет свидетельствовать лампочка масла на приборной панели.
  • Повышенное давление масла в двигателе. Моторное масло выдавливается из различных уплотнений и соединений в системе. Например, сальники, прокладки, место соединения масляного фильтра. В более редких случаях из-за избыточного давления в масляной системе автомобиль вообще невозможно завести. Это происходит потому, что гидрокомпенсаторы больше не выполняют свою функцию, а клапаны, соответственно, не работают должным образом.
  • Повышенный расход масла. Возникает из-за утечки или потери масла.
  • Следует понимать, что некоторые из них могут также указывать на повреждение других компонентов масляной системы. Поэтому рекомендуется проверять их все вместе.

    Причины неисправности масляного насоса

    Причину неисправности масляного насоса можно определить с помощью диагностики. Существует как минимум 8 основных неисправностей масляного насоса. К ним относятся:

    Неисправности масляного насоса

  • Засорен впускной масляный фильтр. Он расположен на входе в насос и выполняет задачу предварительной фильтрации моторного масла. Как и система масляного фильтра, он постепенно засоряется мелкой грязью и отложениями (часто в результате промывки двигателя различными средствами).
  • Неисправен редукционный клапан масляного насоса. Поршень и пружина обычно повреждены.
  • Износ внутренней части корпуса насоса, так называемого зеркала. Возникает по естественным причинам во время работы двигателя.
  • Износ трущихся поверхностей (лопастей, шлицов, осей) шестерен масляного насоса. Это происходит из-за длительного использования или нечастой замены (очень густого) масла.
  • Использование загрязненного или неподходящего моторного масла. Загрязнения в масле могут быть вызваны различными причинами — небрежной установкой насоса или фильтра, использованием неподходящего смазочного масла.
  • Небрежная установка насоса. В частности, в масло попали различные загрязнения или насос был неправильно установлен.
  • Уровень масла в картере двигателя снизился. В таких условиях насос работает с избыточной производительностью, что вызывает его перегрев и может привести к преждевременному выходу из строя.
  • Засоренный масляный фильтр. Когда фильтр сильно засорен, насосу приходится прилагать большие усилия, чтобы прокачать масло. Это приводит к его износу и частичному или полному выходу из строя.
  • Читайте также:  Очиститель тормозов

    Независимо от причины частичного отказа масляного насоса, его следует тщательно осмотреть и, при необходимости, отремонтировать или полностью заменить.

    Как определить неисправность масляного насоса

    Существует два вида проверки насоса — без демонтажа и с демонтажем. Без демонтажа насоса можно проверить, находится ли он уже в состоянии «смерти», поэтому для детальной диагностики его лучше демонтировать.

    Как проверить масляный насос, не снимая

    Неисправности масляного насоса

    Перед проверкой насоса неплохо бы проверить давление масла в системе с помощью манометра. Так вы сможете проверить, работает ли лампочка давления масла правильно и не горит ли она без причины. Для этого вкрутите манометр на место манометра на индикаторе.

    Обратите внимание, что значение давления часто падает, когда двигатель горячий, т.е. прогретый. Поэтому испытание следует проводить при прогретом двигателе и на холостом ходу. Минимальное и максимальное значения давления варьируются от автомобиля к автомобилю. Например, минимальное значение аварийного давления в ВАЗ «классика» (ВАЗ 2101-2107) составляет 0,35…0,45 кгс/см². В этих условиях на приборной панели загорается предупреждающая лампочка. Нормальное значение давления составляет 3,5 … 4,5 кгс/см² при 5600 об/мин.

    На той же «классике» можно проверить масляный насос, не вынимая его из гнезда. Для этого демонтируйте распределитель и снимите шестерню, приводящую в действие насос. Затем оцените его состояние. Если на его поверхности имеются многочисленные потертости на лопастях или валу-шестерне, необходимо разобрать насос. Также стоит обратить внимание на шлицы шестерен. Если они сбиты, это означает, что насос заблокирован. Обычно это вызвано наличием грязи и/или шлака в масле.

    Другой способ проверки без демонтажа насоса — проверка зазора между штоком и поршнем. Это делается аналогичным образом: снимается маркер и разбирается коробка передач. Нужно взять длинную отвертку и просто потрясти ею стержень. Если есть люфт, насос неисправен. Зазор между поверхностями штока поршня и корпуса должен составлять 0,1 мм в нормально работающем насосе, поэтому зазор очень мал.

    Сетка маслоприемника

    Для более тщательной проверки необходимо разобрать насос. Это делается также для того, чтобы впоследствии можно было смыть накопившуюся грязь. Сначала открутите масляный бак. При этом проверьте состояние уплотнительного кольца в месте соединения. Мы рекомендуем заменить его, если он значительно затвердел. Особое внимание следует уделить сетчатому фильтру масляного поддона, так как он является наиболее распространенной причиной плохой прокачки масла. Поэтому, если он засорился, его следует прочистить или заменить весь масляный бак и сетчатый фильтр.

    Читайте также:  Как проверить ЕГР

    Проверка редукционного клапана

    Неисправности масляного насоса

    Следующим элементом, который необходимо проверить, является редукционный клапан. Задача этого элемента — сбросить избыточное давление в системе. Основными элементами являются поршень и пружина. Когда давление достигает максимального значения, срабатывает пружина, и масло через поршень попадает обратно в систему, тем самым выравнивая давление. Наиболее распространенной неисправностью редукционного клапана масляного насоса является неисправная пружина. Он либо теряет жесткость, либо ломается.

    В зависимости от конструкции насоса клапан может быть демонтирован (разгерметизирован). Следующий шаг — оценка износа поршня. Рекомендуется очистить его очень мелкой наждачной бумагой, а для дальнейшего нормального использования распылить чистящий спрей.

    Поверхность поршня следует тщательно отшлифовать, чтобы не снять слишком много металла. В противном случае масло будет поступать обратно в магистраль при давлении ниже установленного значения (например, при холостых оборотах двигателя).

    Обязательно проверьте седло клапана на корпусе. Не должно быть никаких канавок или заусенцев. Эти неисправности могут привести к снижению давления в системе (снижение производительности насоса). Что касается клапанной пружины, то ее размеры в расслабленном состоянии должны составлять 38 мм, также для ВАЗ «БИКА».

    Корпус и шестерни насоса

    Необходимо проверить состояние внутренних поверхностей крышки, корпуса насоса, а также состояние лопаток. В случае значительного повреждения этих компонентов эффективность работы насоса ухудшается. Существует несколько типичных тестов.

    Неисправности масляного насоса

    Проверка зазора между коробкой передач и корпусом масляного насоса

    Во-первых, необходимо проверить зазор между соприкасающимися лопастями двух шестерен. Он измеряется с помощью набора специальных щупалец (инструментов для измерения зазоров различной толщины). Другой вариант — тормозной суппорт. В зависимости от модели насоса максимальный допустимый зазор варьируется, поэтому проверьте дополнительную информацию.

    Например, в новом Volkswagen B3 зазор для оригинального масляного насоса составляет 0,05 мм, в то время как максимально допустимый зазор — 0,2 мм. Если этот люфт будет превышен, насос придется заменить. Такое же максимальное значение для ВАЗ «классики» — 0,25 мм.

    Неисправности насоса смазочного масла

    Износ шестерен масляного насоса

    Вторая проверка заключается в измерении зазора между торцом шестерни и корпусом крышки насоса. Чтобы измерить это, положите металлическую линейку (или аналогичный инструмент) на верхнюю часть корпуса насоса и измерьте расстояние между торцом шестерни и линейкой с помощью тех же щупалец. Аналогичным образом следует дополнительно проверить максимально допустимое расстояние. Для того же насоса Passat B3 максимально допустимый зазор составляет 0,15 мм. Если он больше, требуется новый насос. Для ВАЗ «классики» значение должно быть в диапазоне 0,066…0,161 мм. А предел аварийного зазора составляет 0,2 мм.

    Читайте также:  Горит лампа зарядки аккумулятора

    В масляном насосе ВАЗ следует также обратить внимание на состояние коричневой втулки ведущей шестерни. Он снимается с блока двигателя. Если он имеет значительное истирание, его лучше заменить. Аналогичным образом стоит проверить состояние сиденья. Перед установкой новой втулки рекомендуется очистить ее.

    Если вы обнаружили повреждения «зеркала» и самих лезвий, можно попробовать отфрезеровать их в автосервисе со специальным оборудованием. Однако зачастую это невозможно или нецелесообразно, поэтому необходимо приобрести новый насос.

    После приобретения насоса его следует полностью разобрать и проверить его состояние. В частности, проверьте, нет ли заусенцев на его деталях и нет ли люфта. Это особенно относится к недорогим насосам.

    Дополнительные советы

    Отдельно стоит отметить, что во избежание проблем с масляной системой, включая насос, необходимо периодически проверять уровень масла в картере, проверять качество масла (не слишком ли оно почернело/обезжирено), менять моторное масло и масляный фильтр согласно предписанию. Также следует использовать моторное масло, соответствующее спецификациям производителя двигателя.

    Если необходимо приобрести новый масляный насос, лучше всего, чтобы он был оригинальным. Это особенно актуально для автомобилей среднего и верхнего ценового диапазона. Китайские аналоги не только имеют меньший срок службы, но и могут вызвать проблемы с давлением масла в системе.

    После тестирования и установки нового насоса необходимо смазать его внутренние детали (лопасти, редуктор давления, корпус, вал), чтобы он не запускался «всухую».

    Заключение

    Выход из строя, даже незначительный, масляного насоса может привести к серьезным повреждениям других компонентов двигателя. Поэтому при появлении любых признаков его неисправности его следует надлежащим образом проверить и при необходимости как можно скорее отремонтировать или заменить.

    Проводить проверку самостоятельно имеет смысл только в том случае, если вы обладаете необходимым опытом и понимаете все этапы работы. В противном случае лучше обратиться за помощью в мастерскую.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру