Масло в антифризе чаще всего вызвано пробоем прокладки головки блока цилиндров, а также повреждением системы охлаждения, чрезмерным износом прокладки теплообменника и рядом других причин, которые мы рассмотрим подробнее. Если масло попало в антифриз, не стоит откладывать решение проблемы, так как это может привести к серьезным проблемам в работе силового агрегата автомобиля.
Признаки попадания масла в антифриз
Существует несколько типичных признаков, по которым можно понять, что моторное масло попало в охлаждающую жидкость (антифриз или тосол). Независимо от того, сколько масла попало в антифриз, перечисленные ниже признаки подскажут вам, что существует проблема, которую необходимо решить как можно скорее, чтобы избежать серьезного и дорогостоящего ремонта двигателя вашего автомобиля.
Например, признаками утечки масла в антифриз являются:
Приведенная выше информация систематизирована в таблице ниже.
Признаки неисправности | Как проверить наличие неисправности |
---|---|
Изменение цвета и консистенции охлаждающей жидкости | Визуальный контроль охлаждающей жидкости |
Наличие масляной пленки на поверхности охлаждающей жидкости | Визуальный осмотр охлаждающей жидкости. Проверьте наличие масляных пятен на внутренних стенках расширительного бачка системы охлаждения |
Охлаждающая жидкость стала маслянистой | Визуальный осмотр охлаждающей жидкости. Проверьте внутреннюю поверхность крышек расширительного бачка и радиатора системы охлаждения. |
Охлаждающая жидкость пахнет маслом | Проверьте охлаждающую жидкость по запаху |
Частый перегрев двигателя, антифриз вытекает из-под крышки расширительного бачка, двигатель «ворчит». | Проверьте уровень и состояние антифриза (см. предыдущие пункты), проверьте давление охлаждающей жидкости |
Пузырьки воздуха, выходящие из расширительного бачка системы охлаждения | Чем выше рабочая скорость двигателя, тем больше появляется пузырьков воздуха, и в любом случае это признак того, что система разгерметизирована. |
Поэтому, если автовладелец столкнулся хотя бы с одним из вышеперечисленных симптомов, целесообразно провести дополнительную диагностику, проверить состояние антифриза и, соответственно, искать причины, вызвавшие такую ситуацию.
Причины попадания масла в антифриз
Почему масло попадает в антифриз? На самом деле, существует несколько распространенных причин возникновения этой неисправности. Чтобы понять, почему именно масло переходит в антифриз, необходимо провести дополнительную диагностику состояния отдельных компонентов двигателя.
Ниже приведен список типичных причин, от самых распространенных до довольно редких:
Помимо этих типичных причин, характерных для большинства бензиновых и дизельных двигателей, некоторые двигатели имеют свои конструктивные особенности, которые могут привести к попаданию масла в антифриз и наоборот.
Одним из таких двигателей является 1,7-литровый дизельный двигатель Opel с обозначением Y17DT, производимый компанией Isuzu. В частности, в этих двигателях форсунки расположены под крышкой головки блока цилиндров и установлены в стаканах, внешняя часть которых промывается охлаждающей жидкостью. Однако герметичность чашек обеспечивается кольцами из гибкого материала, который со временем изнашивается и трескается. В результате снижается степень герметичности и возникает риск смешивания масла с антифризом.
В этих же двигателях наблюдались случаи появления небольших отверстий или микротрещин в стенках ветровых стекол из-за повреждения коррозией. Это оказывает такое же влияние на смешивание технологических жидкостей, как и упомянутое выше.
Вышеперечисленные причины систематизированы в таблице.
Причины образования масла в антифризе | Методы устранения |
---|---|
Прогорела прокладка головки цилиндра | Замените прокладку на новую, затяните болты динамометрическим ключом с надлежащим моментом. |
Поврежденная поверхность прокладки головки блока цилиндров | Шлифование плоскостности головки цилиндров на специальных станках в автомобильной мастерской |
Повреждение теплообменника (масляного радиатора) или прокладки | Замените прокладку на новую. Можно попытаться припаять теплообменник, но это не всегда возможно. В последнем случае деталь должна быть заменена на новую. |
Уменьшите момент затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. | Установите правильный момент затяжки с помощью динамометрического ключа. |
Трещина в гильзе цилиндра | Снятие заусенцев, фасок, герметизация эпоксидной пастой. Последним этапом является наплавка стали чугунными прутками. В самых тяжелых случаях необходимо полностью заменить блок цилиндров. |
Последствия попадания масла в антифриз
Многие начинающие автолюбители интересуются, можно ли ездить с маслом в антифризе. В этом случае все зависит от точного количества масла в охлаждающей жидкости. В идеале даже самую маленькую утечку антифриза следует отнести на станцию техобслуживания или в мастерскую, чтобы устранить ее самостоятельно или поручить ремонт мастеру. Однако, если количество масла в охлаждающей жидкости невелико, все же можно проехать небольшое расстояние.
Важно понимать, что масло не только уменьшает выход антифриза (что снижает охлаждающую способность двигателя), но и повреждает всю систему охлаждения. Часто в таких ситуациях не только масло попадает в охлаждающую жидкость, но и наоборот — антифриз попадает в масло. А это уже может привести к серьезным проблемам в работе самого двигателя. Именно поэтому важно провести ремонтные работы как можно скорее при обнаружении проблемы, так как промедление может привести к более серьезным поломкам и, соответственно, дорогостоящему ремонту. Это особенно важно при эксплуатации машины в жаркий сезон (летом), когда работа системы охлаждения двигателя является критически важной для привода!
Использование охлаждающей жидкости, содержащей моторное масло, может вызвать следующие проблемы в двигателе автомобиля:
Поэтому лучше начать ремонтные работы как можно раньше, чтобы минимизировать негативное влияние смазки не только на систему охлаждения, но и предотвратить негативные последствия для двигателя автомобиля в целом.
Что делать если масло попало в антифриз
Вид ремонта зависит от причины появления масла в бачке антифриза и системы охлаждения в целом.
После выявления и устранения причины неисправности не забудьте заменить антифриз и промыть систему охлаждения. Это должно быть сделано по стандартному алгоритму и с использованием специальных или подручных средств. Если происходит взаимный обмен жидкостями и антифриз попадает в моторное масло, необходимо заменить масло с предварительной очисткой масляной системы двигателя.
Как промыть систему охлаждения от эмульсии
Промывка системы охлаждения после заполнения ее моторным маслом является обязательным условием. Если пренебречь промывкой эмульсии и залить только свежий антифриз, это негативно скажется на сроке службы и функционировании системы.
Перед промывкой необходимо слить из системы старый, испорченный антифриз. Вместо этого можно использовать специальные средства для промывки охлаждающей жидкости или так называемые народные средства. В последнем случае лучше использовать лимонную кислоту или молочную сыворотку. Водный раствор на основе этих продуктов заливают в систему охлаждения и проезжают несколько десятков километров. Рецепты их использования приведены в материале «Как промыть систему охлаждения». После промывки в систему охлаждения следует залить новый антифриз.
Заключение
На автомобиле с маслом в системе охлаждения можно ездить только в самых крайних случаях, например, чтобы добраться до автосервиса. Ремонт должен быть проведен как можно раньше, а причина выявлена и устранена. Эксплуатация автомобиля, в котором смешиваются моторное масло и охлаждающая жидкость, очень сложна и дорогостояща в долгосрочной перспективе. Поэтому, если вы заметили масло в антифризе, бейте тревогу и будьте готовы понести расходы.