Неисправности помпы

Отказы насоса проявляются в значительных зазорах вала, утечках уплотнений, износе (коррозии или растрескивании) рабочего колеса. Все эти неисправности приводят к нарушению работы водяного насоса автомобиля, что делает невозможным поддержание необходимого давления в системе охлаждения двигателя, что, в свою очередь, вызывает повышение температуры охлаждающей жидкости до температуры кипения. Для решения проблемы может потребоваться покупка нового насоса и установка его на место старого.

Неисправности насосов

Признаки неисправности помпы

Существует всего шесть основных признаков «умирающего» насоса, которые говорят о том, что часть или весь насос вышел из строя и нуждается в замене. Эти симптомы включают:

Отказ насоса

  • Необычные звуки. Обычно частично вышедший из строя водяной насос системы охлаждения издает «нездоровый» громкий или «воющий» шум во время работы. Это может быть вызвано значительным износом подшипников и/или соприкосновением крыльчатки насоса с корпусом насоса при вращении. Это также вызвано частичным повреждением подшипника.
  • Ослабление шкива насоса. Это вызвано повреждением или естественным износом вращающегося подшипника. Диагностика в этом случае может быть проведена простым перемещением вала насоса из стороны в сторону пальцами. Если есть люфт, он будет четко ощущаться при прикосновении. Обратите внимание, что люфт приблизит точку утечки охлаждающей жидкости к месту утечки сальника насоса.
  • Появление утечки. Таким образом, антифриз может вытекать из прокладки, а также из других мест, таких как корпус и крыльчатка. В этом случае охлаждающая жидкость или антифриз могут быть видны на корпусе насоса, креплении насоса, некоторых компонентах под насосом (в зависимости от конструкции автомобиля) или просто на земле под автомобилем.
  • Наличие запаха антифриза. В частности, он ощущается не только в пространстве под капотом (при открытии капота), но и в салоне, поскольку его пары попадают в салон через систему вентиляции. Охлаждающая жидкость имеет сладковатый запах, иногда с оттенком спирта.
  • Перекос при монтаже. В частности, в отношении зубчатых колес и шкивов. Это можно наблюдать визуально или поместив плоский предмет (например, линейку) в одну плоскость с валами и насосом. В этом случае нередко происходит разъедание ремня.
  • Значительное повышение температуры двигателя. И не только двигателя, но и охлаждающей жидкости, о чем будет сигнализировать предупреждающая лампочка на приборной панели. В критических случаях происходит банальное закипание воды, и из радиатора выходит пар. Однако этот пункт является критическим, и если он возник, не используйте автомобиль!
  • Читайте также:  Плавают обороты на холодную

    При появлении хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов неисправности водяного насоса требуется дополнительная диагностика, как насоса, так и системы охлаждения. Когда появляются первые признаки умирающего насоса, вы еще можете ездить на машине, но неизвестно, как долго, и лучше не искушать судьбу. В одних случаях автомобиль может проехать от 500 до 1 000 км, а в других не проедет и ста. В любом случае, с системой охлаждения шутить нельзя и необходимо вовремя и в полном объеме ее диагностировать и ремонтировать.

    Часто замена насоса производится вместе с одновременной (второй) заменой ремня ГРМ в соответствии с регламентом автомобиля. Также стоит заменить антифриз на новую жидкость.

    В зависимости от марки и качества водяного насоса и системы охлаждения, правила предписывают его замену примерно через 60 000 км (это зависит от конкретного случая и рекомендуется производителем автомобиля, соответствующую информацию можно найти в руководстве пользователя).

    Причины неисправности помпы

    Каковы возможные причины отказа насоса? Этот вопрос интересует не только новичков, но и достаточно опытных автолюбителей. Вот основные причины, от самых частых и распространенных до «экзотических». Среди них:

    Отказ насоса

  • Неисправный подшипник. Это устройство изнашивается естественным образом при использовании. Однако ускоренный износ может быть вызван дополнительными негативными факторами. Одним из них является неправильное (повышенное) натяжение ремня, которое создает большую нагрузку на подшипник. Еще одной причиной значительного износа является проникновение антифриза в пары трения из-за негерметичности уплотнений и утечек охлаждающей жидкости.
  • Нарушение герметичности. Насос имеет два уплотнения — сальник и резиновый сальник. Чаще всего повреждается именно сальник (прокладка). Этому есть две причины — естественный износ (дубление резины) и использование низкокачественного, дешевого антифриза без соответствующих присадок или даже воды. В конечном итоге эти жидкости «съедают» уплотнение, оно начинает течь, что приводит, во-первых, к снижению уровня охлаждающей жидкости в системе, а во-вторых, к проникновению антифриза или воды в подшипник, вымыванию смазки и возникновению вышеупомянутых проблем.
  • Перекос при монтаже. Возможны две причины этого — неправильная установка или производственный брак. Однако неправильный монтаж — редкий случай, поскольку корпус имеет подготовленные для установки монтажные отверстия, и промахнуться очень сложно. Другой причиной является неравномерное прилегание к блоку двигателя (из-за загрязнения, ржавчины или деформации посадочных поверхностей). И, к сожалению, производственные дефекты, особенно в насосах низкого класса, не такая уж редкость. Несоосность приведет к неравномерному вращению шкива, что ускорит износ нагрузки на ремень и износ подшипников. В самых критических случаях может произойти обрыв ремня и столкновение клапанов и поршней. Иногда несоосность возникает в результате попадания автомобиля в аварию, что приводит к смещению отдельных элементов кузова и/или двигателя.
  • Читайте также:  P0336 — ошибка датчика коленвала

    Часто после применения герметика, используемого для ремонта протекающего радиатора, наблюдается снижение производительности насоса, что приводит к падению давления в системе охлаждения. В результате его состав смешивается с охлаждающей жидкостью и засоряет камеры (каналы) радиатора, а также налипает на крыльчатку насоса. В такой ситуации необходимо слить антифриз, демонтировать насос, а затем промыть систему охлаждения с помощью специальных или подручных средств.

    Как определить неисправность помпы

    Проверить водяной насос двигателя автомобиля на предмет выхода из строя довольно просто. Самый простой метод — попытаться почувствовать, есть ли люфт на валу насоса или нет. Для этого просто возьмитесь пальцами за вал насоса и подергайте его из стороны в сторону в направлении, перпендикулярном самому валу (т.е. поперек). Если подшипник в порядке, то люфта быть не должно. Если имеется даже незначительный люфт, насос следует заменить.

    Отказ насоса

    Однако более тщательная проверка без демонтажа насоса проводится по следующему алгоритму:

  • Прогрейте двигатель до рабочей температуры. Это означает, что температура охлаждающей жидкости должна быть около +90°C.
  • При работающем двигателе сожмите рукой толстый трубопровод охлаждающей жидкости от радиатора.
  • Если насос в порядке, вы должны почувствовать давление в нем. Если давления нет или оно пульсирует, это означает, что насос частично или полностью неисправен. Более вероятно, что крыльчатка насоса прокрутилась.
  • Помните, что температура охлаждающей жидкости, а значит и температура трубы, довольно высока, поэтому работайте осторожно, используя перчатки или тряпку.

    Для проверки насоса необходимо также визуально осмотреть посадочные места насоса. Для этого снимите крышку ГРМ, чтобы получить доступ непосредственно к насосу (у разных автомобилей разная конструкция, поэтому крышки может не быть или снимать ее не обязательно). Затем следует тщательно осмотреть корпус насоса, уплотнение и посадочные места.

    Читайте также:  Неисправности сцепления

    Неисправности насосов

    Посмотрите, не вытекает ли антифриз из-под уплотнения. Он не должен быть влажным на момент проверки. Если седло и прокладка сухие, но в зоне седла есть засохшие (и свежие) следы охлаждающей жидкости, это означает, что прокладка все еще пропускает охлаждающую жидкость высокого давления. Следы утечки имеют красноватый или коричневатый, в некоторых случаях сероватый цвет (это зависит от цвета антифриза в системе охлаждения).

    Прежде чем разбирать насос для дальнейшей диагностики (проверка крыльчатки и подшипников), убедитесь, что термостат системы охлаждения работает правильно и что в системе нет воздушной пробки. Если это не так, устраните соответствующие неисправности.

    Если насос разобран, проверьте состояние рабочего колеса. В частности, целостность лопастей, а также их форма.

    Неисправности насосов

    Неисправности насосов

    Насос также следует проверить в том месте, где он сидит на блоке двигателя. В идеале не должно быть утечек охлаждающей жидкости из сливного отверстия. Однако если имеются незначительные утечки, можно попытаться избавиться от них, заменив прокладку и нанеся герметик вместо замены насоса.

    Чтобы проверить, шумит ли и свистит именно подшипник насоса, просто снимите ремень со шкива насоса и открутите его вручную, желательно как можно скорее.

    Если подшипник поврежден, он будет издавать жужжащий звук и переворачиваться с заметным стуком и неравномерностью. Однако этот метод подходит для насосов, шкив которых вращается приводным ремнем. Однако если он вращается с помощью ремня ГРМ, то для диагностики следует ослабить ремень и проверить его работу в этих условиях.

    Неисправности насосов

    Как неисправный насос издает звуки?

    Многие водители задаются вопросом, стоит ли ремонтировать старый насос или лучше купить новый и заменить его. Однозначного ответа в данном случае нет, и это зависит от состояния насоса, его износа, качества, бренда, цены. Однако, как показывает практика, ремонт возможен только при замене резинового уплотнения. В других случаях лучше заменить насос на новый, особенно если он использовался в течение длительного времени. При замене насоса также заменяется антифриз.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру