Отказы насоса проявляются в значительных зазорах вала, утечках уплотнений, износе (коррозии или растрескивании) рабочего колеса. Все эти неисправности приводят к нарушению работы водяного насоса автомобиля, что делает невозможным поддержание необходимого давления в системе охлаждения двигателя, что, в свою очередь, вызывает повышение температуры охлаждающей жидкости до температуры кипения. Для решения проблемы может потребоваться покупка нового насоса и установка его на место старого.
Признаки неисправности помпы
Существует всего шесть основных признаков «умирающего» насоса, которые говорят о том, что часть или весь насос вышел из строя и нуждается в замене. Эти симптомы включают:
При появлении хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов неисправности водяного насоса требуется дополнительная диагностика, как насоса, так и системы охлаждения. Когда появляются первые признаки умирающего насоса, вы еще можете ездить на машине, но неизвестно, как долго, и лучше не искушать судьбу. В одних случаях автомобиль может проехать от 500 до 1 000 км, а в других не проедет и ста. В любом случае, с системой охлаждения шутить нельзя и необходимо вовремя и в полном объеме ее диагностировать и ремонтировать.
Часто замена насоса производится вместе с одновременной (второй) заменой ремня ГРМ в соответствии с регламентом автомобиля. Также стоит заменить антифриз на новую жидкость.
В зависимости от марки и качества водяного насоса и системы охлаждения, правила предписывают его замену примерно через 60 000 км (это зависит от конкретного случая и рекомендуется производителем автомобиля, соответствующую информацию можно найти в руководстве пользователя).
Причины неисправности помпы
Каковы возможные причины отказа насоса? Этот вопрос интересует не только новичков, но и достаточно опытных автолюбителей. Вот основные причины, от самых частых и распространенных до «экзотических». Среди них:
Часто после применения герметика, используемого для ремонта протекающего радиатора, наблюдается снижение производительности насоса, что приводит к падению давления в системе охлаждения. В результате его состав смешивается с охлаждающей жидкостью и засоряет камеры (каналы) радиатора, а также налипает на крыльчатку насоса. В такой ситуации необходимо слить антифриз, демонтировать насос, а затем промыть систему охлаждения с помощью специальных или подручных средств.
Как определить неисправность помпы
Проверить водяной насос двигателя автомобиля на предмет выхода из строя довольно просто. Самый простой метод — попытаться почувствовать, есть ли люфт на валу насоса или нет. Для этого просто возьмитесь пальцами за вал насоса и подергайте его из стороны в сторону в направлении, перпендикулярном самому валу (т.е. поперек). Если подшипник в порядке, то люфта быть не должно. Если имеется даже незначительный люфт, насос следует заменить.
Однако более тщательная проверка без демонтажа насоса проводится по следующему алгоритму:
Помните, что температура охлаждающей жидкости, а значит и температура трубы, довольно высока, поэтому работайте осторожно, используя перчатки или тряпку.
Для проверки насоса необходимо также визуально осмотреть посадочные места насоса. Для этого снимите крышку ГРМ, чтобы получить доступ непосредственно к насосу (у разных автомобилей разная конструкция, поэтому крышки может не быть или снимать ее не обязательно). Затем следует тщательно осмотреть корпус насоса, уплотнение и посадочные места.
Посмотрите, не вытекает ли антифриз из-под уплотнения. Он не должен быть влажным на момент проверки. Если седло и прокладка сухие, но в зоне седла есть засохшие (и свежие) следы охлаждающей жидкости, это означает, что прокладка все еще пропускает охлаждающую жидкость высокого давления. Следы утечки имеют красноватый или коричневатый, в некоторых случаях сероватый цвет (это зависит от цвета антифриза в системе охлаждения).
Прежде чем разбирать насос для дальнейшей диагностики (проверка крыльчатки и подшипников), убедитесь, что термостат системы охлаждения работает правильно и что в системе нет воздушной пробки. Если это не так, устраните соответствующие неисправности.
Если насос разобран, проверьте состояние рабочего колеса. В частности, целостность лопастей, а также их форма.
Насос также следует проверить в том месте, где он сидит на блоке двигателя. В идеале не должно быть утечек охлаждающей жидкости из сливного отверстия. Однако если имеются незначительные утечки, можно попытаться избавиться от них, заменив прокладку и нанеся герметик вместо замены насоса.
Чтобы проверить, шумит ли и свистит именно подшипник насоса, просто снимите ремень со шкива насоса и открутите его вручную, желательно как можно скорее.
Если подшипник поврежден, он будет издавать жужжащий звук и переворачиваться с заметным стуком и неравномерностью. Однако этот метод подходит для насосов, шкив которых вращается приводным ремнем. Однако если он вращается с помощью ремня ГРМ, то для диагностики следует ослабить ремень и проверить его работу в этих условиях.
Как неисправный насос издает звуки?
Многие водители задаются вопросом, стоит ли ремонтировать старый насос или лучше купить новый и заменить его. Однозначного ответа в данном случае нет, и это зависит от состояния насоса, его износа, качества, бренда, цены. Однако, как показывает практика, ремонт возможен только при замене резинового уплотнения. В других случаях лучше заменить насос на новый, особенно если он использовался в течение длительного времени. При замене насоса также заменяется антифриз.