Как проверить тормоза автомобиля

Проверка тормозов автомобиля включает в себя диагностику состояния тормозных колодок, тормозных дисков, работы ручного (стояночного) тормоза и горного тормоза (при наличии), уровня тормозной жидкости в системе, степени износа отдельных компонентов, составляющих тормозную систему, и эффективности ее работы в целом.

Как проверить тормоза моего автомобиля?

В большинстве случаев автовладелец может самостоятельно поставить правильный диагноз, не обращаясь за помощью на станцию технического обслуживания.

Признаки износа тормозной системы

Безопасность дорожного движения зависит от эффективности тормозов. Поэтому тормозную систему следует проверять не только тогда, когда замечено снижение эффективности торможения, но и периодически, по мере увеличения пробега автомобиля. Регулярность проверок отдельных компонентов регулируется требованиями производителя, которые четко указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля (график проверок). Однако внеплановую проверку тормозов следует проводить всегда, если имеет место хотя бы один из следующих факторов:

Как проверить тормоза моего автомобиля?

  • Скрежет при торможении. Ненормальные звуки обычно указывают на износ тормозных колодок и/или дисков (барабанов). Часто современные тормозные колодки оснащены так называемыми «пищалками» — специальные устройства, задача которых — издавать пищащие звуки, указывающие на критический износ колодки. Однако существуют и другие причины, по которым колодки визжат при торможении.
  • Визжащий шум при торможении. Этот шум или скрип означает, что в область между колодкой и тормозным диском проник посторонний предмет (камень или мусор) или что из колодки выходит много тормозной пыли. Это, конечно, не только снижает эффективность торможения, но и изнашивает диск и саму тормозную колодку.
  • При торможении автомобиль будет уводить в сторону. Причиной обычно является заклинивание тормозного суппорта. Менее распространенной проблемой является различная степень износа тормозных колодок и/или дисков.
  • При торможении ощущается вибрация. Обычно это вызвано неравномерным износом одного (или нескольких) тормозных дисков на контактной поверхности. Исключением могут быть случаи, когда автомобиль оснащен антиблокировочной тормозной системой (ABS), так как в этом случае может ощущаться легкая вибрация и отдача педали тормоза.
  • Неадекватное поведение педали тормоза. В частности, он может быть жестким при нажатии, сильно падать или даже нажимать на тормоза при незначительном давлении.
  • И, конечно, всегда следует проверять тормозную систему, если ее эффективность снижается по мере увеличения тормозного пути даже на низких скоростях.

    Помните, что если автомобиль сильно «раскачивается» при торможении, это означает, что передние амортизаторы значительно изношены, что в свою очередь увеличивает тормозной путь. Поэтому рекомендуется проверить состояние амортизаторов и при необходимости заменить их, а не искать причину неисправности тормозов.

    Проверка тормозной системы — что и как проверяется

    Прежде чем перейти к более детальному анализу отдельных частей тормозной системы, необходимо выполнить очень простые действия для определения эффективности и пригодности системы.

    Как проверить тормоза автомобиля

  • Осмотр головки тормозного цилиндра. В неподвижном автомобиле при работающем двигателе нажмите на педаль тормоза до упора и удерживайте ее в течение 20-30 секунд. Если педаль тормоза останавливается нормально, но затем начинает падать дальше — скорее всего, неисправен главный цилиндр (чаще всего негерметичны уплотнения поршня главного цилиндра). Аналогичным образом, педаль не должна сразу опускаться на пол, а также не должна иметь слишком малый ход.
  • Проверьте обратный клапан вакуумного усилителя тормозов. При работающем двигателе нажмите на педаль тормоза до упора, затем выключите двигатель и не отпускайте педаль в течение 20-30 секунд. В идеале педаль тормоза не должна «давить» на ногу. Если педаль пытается подняться, вероятно, неисправен вакуумный обратный клапан тормозов.
  • Проверьте вакуумный усилитель тормозов. Эту функцию можно проверить и при работающем двигателе, но сначала прокачайте педаль при выключенном двигателе. Несколько раз нажмите и отпустите педаль тормоза, чтобы выровнять давление в вакуумной системе усилителя тормозов. Вы услышите звук воздуха, выходящего из усилителя тормозов. Повторяйте эти действия до тех пор, пока шум не прекратится и педаль не станет более стабильной. Затем, при нажатой педали тормоза, запустите двигатель, переключив коробку передач на холостой ход. Педаль должна слегка опуститься, но не настолько, чтобы опуститься на пол или остаться неподвижной. Если после запуска двигателя педаль тормоза остается на одном уровне и никак не «вибрирует», возможно, в автомобиле неисправен вакуумный усилитель тормозов.

    Чтобы проверить герметичность вакуумного усилителя, нажмите на тормоз при работающем на холостом ходу двигателе. Двигатель не должен реагировать на эту процедуру скачками оборотов и не должно быть слышно шипения. Невыполнение этого требования может привести к утечке в вакуумной системе усилителя тормозов.

  • Читайте также:  Замена прокладки клапанной крышки Опель Рекорд
  • Выполните процедуру проверки тормозов. Запустите двигатель и разгонитесь до 60 км/ч по прямой, затем нажмите на педаль тормоза. При нажатии на тормоз не должно быть стука, звона или шума при нажатии на тормоз и при нажатии на тормоз.

    Если этого не происходит, вероятно, имеется неисправность, например, люфт в креплении суппорта, направляющей, заблокированный поршень суппорта или поврежденный диск. Дребезжащий шум также может быть вызван отсутствием фиксатора тормозной колодки. Если дребезжащий звук исходит от задних тормозов, он может быть вызван ослаблением стояночного тормоза на барабанных тормозах. Однако не следует путать дребезжащий звук со звуком постукивания по педали тормоза при активации ABS. Если при торможении вы слышите стук, вероятно, тормозные диски деформировались из-за перегрева и резкого охлаждения.

  • Если это не является признаком разницы в тормозном давлении между левой и правой сторонами при торможении на низкой скорости, проведите дополнительные проверки передних и задних тормозов.

    Если суппорт заклинило, а автомобиль находится в движении, машину может потянуть в сторону не только при торможении, но и при обычном движении и при ускорении. Однако это требует дополнительной диагностики, поскольку автомобиль может уходить в сторону и по другим причинам. В любом случае, после поездки следует проверить состояние пластин. Если один из них сильно перегрет, а остальные нет, то проблема, скорее всего, в тормозном суппорте.

    Проверка педали тормоза

    Как проверить тормоза автомобиля

    Для проверки хода педали тормоза двигатель автомобиля не должен работать. Для проверки достаточно несколько раз подряд нажать на педаль тормоза. Если он падает, а затем поднимается дальше, то в тормозную гидравлическую систему попал воздух. Пузырьки воздуха можно удалить из системы, прокачав тормоза. Однако сначала рекомендуется провести диагностику системы на предмет утечек тормозной жидкости.

    Если при нажатии педаль медленно опускается на пол, это означает, что главный тормозной цилиндр неисправен. Чаще всего уплотнительная манжета на поршне пропускает жидкость под крышку штока поршня и затем в полость вакуумного усилителя.

    Может быть и другая ситуация… Например, после длительного перерыва между поездками педаль не отпружинивает, как это может произойти при попадании воздуха в тормозную гидравлическую систему, но, тем не менее, при первом нажатии она проседает слишком глубоко, а при втором и последующих нажатиях работает нормально. Причиной однократного затишья может быть низкий уровень тормозной жидкости в расширительном бачке главного цилиндра.

    На автомобилях с барабанными тормозами это может быть вызвано чрезмерным износом колодок и барабана или засорением устройства автоматического контроля накладок.

    В таблице приведены значения усилия и хода педали тормоза и рычага стояночного тормоза для легковых автомобилей.

    ОперацияТип тормозной системыМаксимально допустимое усилие на педали или рычаге, НьютоныМаксимально допустимый ход педали или рычага, мм
    Ножной тормозРабота, резерв500150
    Парковка700180
    РуководствоЗапасной, парковка400160

    Как проверить тормоза

    Более детальная проверка тормозов включает в себя осмотр различных компонентов автомобиля и оценку их эффективности. Прежде всего, убедитесь, что уровень и качество тормозной жидкости соответствуют требованиям.

    Проверка тормозной жидкости

    Тормозная жидкость не должна быть черной (даже темно-серой), в ней не должно быть никаких посторонних примесей или отложений. Также важно, чтобы жидкость не имела запаха гари. Если уровень немного снизился, но нет видимой утечки, можно долить жидкость, но убедитесь, что старая и новая жидкость совместимы.

    Помните, что большинство автопроизводителей рекомендуют заменять тормозную жидкость через 30-60 000 км или каждые два года независимо от ее состояния.

    Со временем тормозная жидкость теряет свои свойства (насыщается влагой), что напрямую влияет на эффективность работы тормозной системы. Процент влажности измеряется специальным тестом, который оценивает его проводимость. Если содержание воды критическое, жидкость может закипеть, и педаль провалится при экстренном торможении.

    Проверка тормозных колодок

    Как проверить тормоза

    Видео о проверке тормозов

    В первую очередь необходимо проверить толщину тормозных колодок, которые находятся в непосредственном контакте с тормозным диском или барабаном. Минимальная толщина фрикционной накладки должна быть не менее 2-3 мм (в зависимости от конкретной марки накладки и автомобиля в целом).

    Допустимая рабочая толщина тормозных колодок проверяется в большинстве дисковых тормозов с помощью пищалки или электронного измерителя износа тормозных колодок. При проверке передних или задних дисковых тормозов следите за тем, чтобы этот датчик износа не терся о диск. Протирание металлической колодки недопустимо, вы практически лишитесь тормозов!

    При малейшем износе колодки будут издавать скрипящий звук при торможении или на приборной панели загорится индикатор тормозных колодок.

    Также следует визуально проверить, что износ колодок на одной оси автомобиля примерно одинаков. Если нет, то направляющие тормозного суппорта заклинило или неисправен главный цилиндр.

    Читайте также:  Задние тормозные колодки для Дэу Ланос

    Проверка тормозных дисков

    Как проверить тормоза

    Общеизвестно, что треснувший диск неприемлем, но помимо фактического повреждения следует также проверить общий внешний вид и износ диска. Необходимо проверить наличие и размер обода на краю тормозного диска. Со временем они изнашиваются, и даже если колодки относительно новые, изношенный диск не сможет обеспечить эффективное торможение. Размер бусины не должен быть больше 1 мм. В этом случае следует заменить и диски, и колодки, или, по крайней мере, заново отшлифовать сами диски.

    Когда толщина диска легкового автомобиля уменьшается примерно на 2 мм, это свидетельствует о 100% износе. Номинальную толщину часто можно найти на краю диска. Что касается осевого биения, то критическое значение не превышает 0,05 мм.

    Перегрев и деформация диска нежелательны. Их можно легко распознать по обесцвечиванию, т.е. синеватому оттенку на поверхности. Перегрев тормозных дисков может быть вызван стилем вождения автомобиля или сильным торможением суппортов.

    Проверка барабанных тормозов

    Как проверить тормоза

    При осмотре тормозных барабанов проверьте толщину фрикционных накладок, герметичность уплотнений колесного тормозного цилиндра и проскальзывание поршня, целостность прижимной пружины и остаточную толщину.

    Многие барабанные тормоза оснащены специальным смотровым окошком, которое позволяет визуально оценить состояние тормозной колодки. Однако на практике через это окно ничего нельзя увидеть без снятия колеса, поэтому лучше сначала снять колесо.

    Состояние самих барабанов оценивается по их внутреннему диаметру. Если он увеличился более чем на 1 мм, барабаны необходимо заменить.

    Как проверить ручной тормоз

    Проверка стояночного тормоза является обязательной процедурой при проверке тормозов автомобиля. Стояночный тормоз следует проверять каждые 30 000 км. Для этого необходимо припарковать автомобиль под уклоном или просто попытаться завести его с затянутым ручным тормозом или повернуть рулевое колесо руками.

    Как проверить тормоза

    Поэтому для проверки эффективности ручного тормоза склон должен быть ровным, а угол наклона отрегулирован в соответствии с правилами. Правила гласят, что ручной тормоз должен удерживать легковой автомобиль с полной нагрузкой на уклоне 16%. При полной загрузке уклон составляет 25% (это соответствует пандусу или эстакаде высотой 1,25 м при длине пандуса 5 м). Для грузовиков и прицепов относительный уклон должен составлять 31%.

    Затем автомобиль должен остановиться, поставить на ручной тормоз и попытаться тронуться с места. Поэтому он считается исправным, если автомобиль остается неподвижным после 2-8 нажатий на рычаг тормоза (чем меньше, тем лучше). В идеале ручной тормоз должен надежно удерживать автомобиль после 3-4 щелчков вверх. Если его нужно поднять до максимума, лучше подтянуть трос или проверить механизм регулировки тормозных колодок, так как он часто заедает и не выполняет свою функцию.

    Проверка стояночного тормоза вторым способом (откручивание рукоятки и начало движения при поднятом рычаге) будет происходить по следующему алгоритму:

    Как проверить тормоза

  • автомобиль припаркован на ровной площадке;
  • рычаг ручного тормоза поднимается на два или три щелчка;
  • поднимайте поочередно правое и левое заднее колесо;
  • если ручной тормоз более или менее цел, невозможно вручную вращать испытуемые колеса одно за другим.
  • Самый быстрый способ проверить стояночный тормоз — вытянуть рычаг стояночного тормоза до упора на ровной дороге, запустить двигатель и попытаться тронуться с места на первой передаче. Если ручной тормоз работает исправно, автомобиль не сможет завестись, и двигатель заглохнет. Если автомобиль движется, отрегулируйте стояночный тормоз. В редких случаях в том, что стояночный тормоз не держит, виноваты задние тормозные колодки.

    Как проверить горный тормоз

    Горный тормоз, или замедлитель, предназначен для ограничения движения автомобиля без необходимости применения основной тормозной системы. Эти устройства обычно устанавливаются на тяжелые транспортные средства (тракторы, самосвалы). Они могут быть электродинамическими или гидродинамическими. Их недостатки варьируются соответственно.

    Отказы горных тормозов могут быть вызваны неисправностями следующих компонентов:

    Как проверить тормоза

  • Датчик скорости;
  • Проводка CAN (возможно короткое замыкание или обрыв цепи);
  • Датчик температуры воздуха или охлаждающей жидкости;
  • охлаждающий вентилятор;
  • электронный блок управления (ЭБУ).
  • Недостаточное количество охлаждающей жидкости в горном тормозе;
  • проблемы в жгуте проводов.
  • Первое, что может сделать владелец автомобиля, это проверить уровень охлаждающей жидкости и долить ее при необходимости. После этого следует провести диагностику электропроводки. Дальнейшая диагностика достаточно сложна, поэтому лучше обратиться за помощью к специалисту в автосервис.

    Главный тормозной цилиндр

    Поврежденный главный тормозной цилиндр вызывает неравномерный износ тормозных колодок. Если в автомобиле используется диагональная тормозная система, левое переднее и правое заднее колеса будут изнашиваться одновременно, но правое переднее и левое заднее колеса будут изнашиваться по-разному. Если автомобиль имеет параллельную систему, износ будет разным на передней и задней оси автомобиля.

    Также при неисправном ГТЦ педаль тормоза будет нажиматься медленно. Самый простой способ проверить это — открутить деталь от вакуумного усилителя и посмотреть, не течет ли оттуда жидкость, или снять его полностью и посмотреть, есть ли жидкость в вакуумном усилителе (можно взять тряпку и положить ее внутрь). Правда, это не даст полной картины состояния главного цилиндра, а только покажет целостность втулки низкого давления, в то время как она может быть повреждена и другими работающими уплотнениями. Поэтому необходимо провести дополнительную проверку.

    Читайте также:  Заливает свечи на холодную

    Как проверить тормоза

    При осмотре тормозов также рекомендуется проверить работу главного цилиндра. Самый простой способ сделать это — одному человеку за рулем прокачать тормоза при работающем двигателе (нажимая и отпуская педаль, поставив автомобиль на нейтраль), в то время как другой проверяет содержимое расширительного бачка тормозной жидкости. В идеале в резервуаре не должно образовываться пузырьков воздуха или завихрений. Поэтому, если на поверхности жидкости видны пузырьки воздуха, это указывает на то, что главный цилиндр вышел из строя и должен быть снят для дальнейшей проверки.

    Состояние главного цилиндра также можно проверить в мастерской, просто заменив его выпускные трубопроводы на заглушки. Затем следует нажать на педаль тормоза. В идеале она не должна угнетать. Если вы можете нажать на педаль, это означает, что главный цилиндр негерметичен и требует ремонта.

    Если ваш автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой (ABS), цилиндры следует проверить следующим образом Во-первых, отсоедините ABS и проверьте тормоза без нее. Также рекомендуется отключить вакуумный усилитель тормозов. Во время проверки педаль не должна проваливаться, а система должна быть накачана. Если давление нарастает и педаль тормоза не деформируется при нажатии, значит, с главным цилиндром все в порядке. Если при нажатии на педаль давление в системе отсутствует, это означает, что цилиндр не держит, и тормозная жидкость возвращается в расширительный бачок (систему).

    Тормозная магистраль

    Как проверить тормоза

    Если вы обнаружили утечку тормозной жидкости, проверьте тормозную магистраль. Ищите места повреждений на старых шлангах, уплотнениях и соединениях. Утечки обычно возникают в области суппорта или главного цилиндра, в местах уплотнений и соединений.

    Для обнаружения утечек тормозной жидкости можно подложить под тормозные суппорты белую прозрачную бумагу, когда автомобиль стоит на стоянке. Конечно, поверхность, на которой припаркован автомобиль, должна быть чистой и сухой. Аналогично можно положить лист бумаги под капот, где расположен расширительный бачок тормозной жидкости.

    Помните, что уровень тормозной жидкости, даже если система работает, будет постепенно уменьшаться по мере износа тормозных колодок или, наоборот, увеличиваться при установке новых колодок, даже в сочетании с новыми тормозными дисками.

    Как проверить тормоза с АБС

    Как проверить тормоза

    В автомобилях, оборудованных ABS, педаль тормоза вибрирует, что означает срабатывание системы при экстренном торможении. Как правило, полная проверка тормозов с ABS должна проводиться в специализированной мастерской. Однако самый простой тест тормозов ABS можно провести на пустой парковке с гладкой, ровной поверхностью.

    Антиблокировочная система тормозов не должна работать на скорости ниже 5 км/ч, поэтому если ABS срабатывает даже при небольшом движении, причину следует искать в датчиках. Также рекомендуется проверить датчики, проводку или ступицу в сборе, если на приборной панели загорелась сигнальная лампа ABS.

    Самый простой способ проверить, работает ли антиблокировочная система тормозов, — разогнать автомобиль до 50-60 км/ч и резко нажать на тормоза. Должна появиться вибрация в педали, также можно изменить траекторию движения, при этом автомобиль не должен уйти в занос таким образом.

    Лампочка ABS на приборной панели загорается на короткое время и гаснет при запуске двигателя. Если лампа не горит вообще или горит постоянно, это указывает на неисправность антиблокировочной тормозной системы.

    Проверка тормозной системы на специализированном стенде

    Как проверить тормоза

    Хотя самообследование не требует много времени и усилий, в некоторых случаях лучше прибегнуть к помощи мастерской. Для проверки тормозной системы обычно имеются специальные стенды. Наиболее важным параметром, который можно определить на испытательном стенде, является разница в тормозных усилиях на правом и левом колесе одной и той же оси. Большая разница между этими силами может привести к потере устойчивости автомобиля при торможении. В случае полноприводных автомобилей существуют аналогичные, но специализированные испытательные стенды, которые также учитывают специфику полноприводных трансмиссий.

    Как проводится проверка тормозов на стенде

    Процедура для владельца автомобиля заключается в том, чтобы просто загнать автомобиль на испытательный стенд. Большинство скамеек — барабанного типа, они имитируют движение автомобиля со скоростью 5 км/ч. Затем каждое колесо испытывается, получая вращательное движение от роликов испытательного стенда. Во время теста педаль тормоза выжимается до упора, и ролик фиксирует тормозное усилие каждого колеса. Большинство автоматизированных испытательных стендов имеют специальное программное обеспечение, которое корректирует полученные данные.

    Заключение

    Часто эффективность работы, а также состояние отдельных компонентов тормозной системы автомобиля можно проверить, просто сев за руль автомобиля и выполнив соответствующие действия. Этого может быть достаточно для обнаружения проблем в системе. Более глубокая диагностика предполагает исследование отдельных деталей.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру