Контактное окисление — самый большой враг электрооборудования в автомобиле. Высокая влажность и температура, технические жидкости, кислотные испарения, сильные токи и токсичные соли, используемые на городских дорогах, могут очень быстро вызвать окисление. В этой статье мы рассмотрим, какие части электрической цепи наиболее подвержены окислению и коррозии и каковы могут быть их последствия.
Примерно пятая часть всех ремонтов электрических компонентов автомобиля так или иначе связана с процессом окисления. Например, КАМАЗ 5320 является популярной рабочей лошадкой. Он начинает ехать странно: фары начинают светить с разной яркостью, затем начинают работать дворники, а при включении поворотников свет начинает мигать. Типичные симптомы плохого контакта с землей. Мы смотрим и видим, что контакты на клеммах аккумулятора ослаблены и довольно грязные. Расположение здесь такое, что все летит с дороги. Решение простое и недорогое — очистить и защитить терминалы.
Вот как выглядит аккумулятор с грязными клеммами
Внимание! Механическая очистка зажимов не является хорошей идеей. Специальная автохимия была изобретена очень давно.
Многие бренды предлагают такие препараты и дополнительную защиту. Они покрывают клеммы термостойким слоем, который предотвращает окисление электрической системы в долгосрочной перспективе и предотвращает утечку напряжения и тока.
Процедура защиты клемм аккумулятора от окисления
Цена вопроса составляет в среднем 150 рублей за большую бутылку, занимает 10 минут, а досадной поломки нет. Однако окисление и порча контактов влияют не только на комфорт использования.
Другой пример — еще один грузовик, но на этот раз это МАЗ с системой Common Rail. Причина та же — плохой контакт заземления. Точнее, это была первоначальная причина, но ситуация зашла так далеко, что сгорел блок управления двигателем: после потери заземления в блоке отказал ключ управления главным реле. ЭБУ и, конечно же, контакты должны были быть защищены.
Окисленные контакты
Если вы думаете, что с грузовиками сложно обращаться, и поэтому они так реагируют, то вот вам легковой автомобиль. Автомобиль Lexus LX570 сначала просто застрял, а затем ситуация повторилась в пробке. Все погасло, и замигали аварийные огни. Причин было две. Во-первых, батарейка в пульте дистанционного управления была слабой, он терял связь с автомобилем, и срабатывала автомобильная сигнализация. Во-вторых, минусовая клемма аккумулятора была сильно окислена и ослаблена.
Очиститель клемм аккумулятора
Кроме того, за годы работы мы видели десятки автомобилей, которые просто останавливались из-за короткого замыкания, вызванного током утечки. И сотни из них с металлическими клеммами аккумулятора, покрытыми коррозией из-за влаги, сырости, перепадов температур.
Клеммы являются излюбленным местом для окисления, поскольку, помимо грязи и влаги, на них воздействуют пары электролита и кислорода. Утечка электролита, короткое замыкание элементов и негерметичность корпусов батарей являются основными причинами появления белого налета, который со временем превращается в коралловые ракушки и мешает нормальной работе электрической системы.
Помимо клеммы аккумулятора, окисление происходит на контактных поверхностях электродвигателей, вентиляторов, датчиков ABS и стартера, местах крепления реле и предохранителей, разъемах жгута проводов под капотом и контактах, расположенных в рулевом колесе.
Вот один из примеров. Volkswagen Passat, 2001, проявились симптомы неисправности клапана EGR: запах топлива, колебания оборотов холостого хода, также загорелся check engine. Согласно ошибкам ЭБУ, сканирование показало банальное загрязнение контактов на разъеме.
Процедура работы с булавками
В заключение следует сказать, что инструкции к аккумуляторам, особенно к российским, не менялись десятилетиями, и вполне можно выполнить рекомендацию смазывать клеммы Литолом-24 или солидолом. Это в корне неверно. Необходимо использовать специализированные смазочные материалы, которые проводят электричество, защищают от влаги, «ловят» утечки и служат долгое время. Вот как выглядит смазка через некоторое время:
Вот как выглядит смазка на клеммах после короткого периода использования