Как проверить пружины подвески автомобиля

Вопрос о том, как проверить пружину, часто интересует автовладельцев только тогда, когда автомобиль «проседает» даже при незначительной нагрузке или вообще без нее. Однако проверка пружин подвески должна проводиться только при появлении первых признаков износа. Диагностику лучше всего проводить в автосервисе на специальном стенде, но самый простой способ — проверить состояние пружин самостоятельно в гараже. Вам не нужен специальный инструмент, а процедура доступна практически каждому.

Как проверить пружины подвески вашего автомобиля

Признаки неисправности пружин подвески

Необходимость проведения проверки на усталость пружин подвески автомобиля может заключаться в появлении одного или нескольких признаков. Среди них:

  • Невооруженным глазом видно, что в разгруженном состоянии (без груза и пассажиров) одна сторона автомобиля «прогибается» больше, чем другая. Необходимо смотреть на одну и ту же ось, т.е. сравнить, например, переднюю левую и переднюю правую пружины. В таких случаях более вероятно, что пружина провисла или полностью сломана (со стороны провисания). Однако здесь есть нюанс: на провисание той или иной стороны может влиять так называемая чашка — место, куда упирается пружина. В старых автомобилях (в основном ВАЗ «классика») часто случается, что чашка выходит из строя. Во время диагностики следует проверить усталость как пружины, так и чашки.
  • Как проверить пружины подвески

  • Металлический лязг при движении по неровной дороге является явным признаком поломки пружины подвески. Это может произойти даже при проезде небольших кочек или выбоин. Однако в этом случае стоит также проверить рулевой механизм и шаровой шарнир. Металлический стук обычно является признаком того, что один из витков пружины частично или полностью поврежден.
  • Автомобиль стоит низко над землей, пусть и незначительно. Особенно если до этого все было в порядке и это явление не наблюдалось. Обычно эта проблема чаще возникает на задних пружинах, колеса начинают тереться о крылья, а крылья касаются дорожного покрытия. Это очень опасная ситуация, поскольку шины будут изнашиваться беспорядочно и в один прекрасный день могут просто лопнуть.
  • Сильные вибрации и толчки во время движения, даже на ровной дороге. При этом тряска усиливается по мере увеличения скорости автомобиля. Обычно это признак того, что пружина полностью сломалась.
  • Снижение плавности движений. Вы можете убедиться в этом, сравнив характеристики автомобиля до и после устранения проблемы. Как правило, пружина перестает нормально работать, и автомобиль подпрыгивает или погружается в выбоину при проезде неровностей.
  • Значительный крен автомобиля, даже без резкого торможения.
  • При появлении хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов целесообразно провести комплексную диагностику подвески, включая пружины амортизаторов. Причем желательно проверить не только ту сторону, где автомобиль потерял сцепление с дорогой, но и все остальные.

    Причины поломки пружины

    Существует пять основных причин полного или частичного отказа задних и/или передних пружин.

    Как проверить рессоры вашего автомобиля

    1. Усталость металла и износ пружин. Это происходит естественным образом с течением времени. В процессе эксплуатации металл становится мягче и пластичнее, и пружина также становится мягче. Кроме того, при столкновении витков пружины ржавеют и образуют микротрещины. Особый вред катушкам наносит сильный удар, возникающий при наезде автомобиля на выбоину или кочку на высокой скорости.
    2. Постоянное трение между витками ослабленной или сильно нагруженной пружины. Это приводит к снижению жесткости пружины, а поверхность самих витков больше не является круглой, как это было изначально, а имеет изношенную плоскость. В результате стержень становится тоньше, а пружина, соответственно, слабее.
    3. Перегрузка автомобиля и движение в таком состоянии на высокой скорости по ухабам или участкам. В таких условиях страдают все компоненты подвески, включая пружины.
    4. Коррозия металла пружины. Это очень распространенная причина поломки пружины. Со временем краска на их поверхности отслаивается, а вода и дорожные реагенты делают свое дело. Интересно, что если коррозия «съела» слой толщиной 0,15 мм на 10-миллиметровой пружинной проволоке, то площадь поперечного сечения этой проволоки уменьшилась на целых 6%!
    5. Установка неподходящей пружины. В частности, это может быть вызвано неправильным выбором деталей. Другой вариант — производственный дефект. Часто бывает так, что в одном пакете оказываются пружины с разной жесткостью.
    Читайте также:  Плохо крутит стартер

    Как проверить пружину подвески

    Чтобы проверить состояние пружины подвески, выньте ее из гнезда и очистите от грязи и ржавчины. Это позволит вам визуально оценить его состояние, проверить наличие трещин, зазубрин и других дефектов.

    Как проверить рессоры автомобиля

    Первое, что необходимо сделать, это проверить жесткость пружины. Однако перед этим необходимо выяснить, к какому классу она относится, а также какие пружины производитель автомобиля рекомендует устанавливать на ту часть подвески, с которой она была снята.

    Все пружины делятся на два основных класса — A и B. Они различаются по жесткости и длине. Пружины типа А имеют длину до 27,8 см, а пружины типа В — более 27,8 см. Цветовая кодировка зависит от марки автомобиля и производителя пружин.

    Проверка прессом

    Чтобы определить усталость ваших пружин путем сжатия, необходимо знать, насколько жесткими они должны быть, чтобы знать, с чем сравнивать результат в будущем. Поэтому жесткость пружины можно проверить в мастерской с помощью следующих инструментов

  • два бруска квадратной формы толщиной не менее 1,2 см с поверхностью, немного превышающей переднюю поверхность измеряемой пружины;
  • напольные весы;
  • ручной пресс (приводимый в действие резьбовым приводом).
  • Алгоритм проверки в этом случае будет следующим:

  • Используя напольные весы, найдите общую массу двух стержней и измеряемой пружины.
  • Установите напольные весы на нижнюю платформу пресса и положите на них один из ранее подготовленных стержней.
  • Поместите пружину на брусок и положите сверху другой брусок.
  • При запуске пресса пружина должна быть сжата.
  • Величина сжатия (расстояние) и давление должны быть предварительно выбраны в соответствии с документацией. Поэтому никаких конкретных рекомендаций здесь дать нельзя.
  • Из полученного значения силы (в килограммах силы) необходимо вычесть общий вес брусьев и пружины, измеренный заранее.
  • Читайте также:  Замена зеркального элемента Мерседес W211

    Если пружина сжимается на определенное расстояние с недостаточным усилием, это означает, что она значительно ослабла, и рекомендуется ее замена. Однако решение о его замене должно приниматься на основании визуального осмотра и информации о том, сколько километров проехал автомобиль этой весной.

    На практике, однако, этот метод довольно проблематичен, поскольку для проведения испытания требуется значительное усилие. Например, при испытании рессор автомобиля ВАЗ-2110 необходимо развить усилие, равное 325 килограммам. При таком значении стандартная пружина передней подвески должна иметь длину не менее 201 мм (для так называемой «европейской» пружины это значение составит 182 мм). Для задней стандартной пружины с таким же усилием ее длина составит не менее 233 мм (для «европейской» пружины — не менее 223 мм).

    Теоретические вычисления

    Допустимые геометрические изменения пружины, а также ее жесткость также могут быть рассчитаны с помощью соответствующих формул. Таким образом, геометрическое перемещение рассчитывается следующим образом X = F × L / C. Здесь X — изменение размера пружины, F — приложенная сила, L — начальная длина пружины, C — коэффициент пропорциональности, табличное значение (зависит от радиуса витка, материала пружины, диаметра стержня).

    Жесткость пружины рассчитывается аналогичным образом, по другой формуле — k = F / X. Здесь снова F — сила, а X — величина сжатой пружины, измеренная опытным путем. Сложность таких расчетов связана с тем, что необходимо знать коэффициент пропорциональности, а эту информацию можно найти только в технической документации.

    Проверка по мануалу

    Как проверить пружины на вашем автомобиле

    В технической документации (инструкции по эксплуатации) каждого автомобиля содержится подробное описание процедуры проверки зазоров, и в частности пружин. Рассмотрим такую диагностику на примере популярного автомобиля Toyota Camry. Поэтому необходимо предварительно измерить четыре параметра:

  • A — расстояние (клиренс) от центра измеряемого переднего колеса до поверхности, на которой установлен автомобиль;
  • B — расстояние от центра пальца нижнего рычага управления № 2 измеряемого переднего колеса;
  • D — расстояние от центра измеряемого заднего колеса до земли (дорожный просвет);
  • C — расстояние от центра болта продольного рычага управления соответствующего измеряемого заднего колеса до земли.
  • Затем найдите разность между A и B, C и D. Затем сравните с минимально допустимыми значениями, указанными в таблице. Если измеренные значения ниже приведенных в таблице, необходимо провести дополнительную диагностику. Может потребоваться использование дополнительных проставок или замена пружины на новую. Если измеренные значения выше минимально допустимых, то с пружиной все в порядке (если нет дополнительных симптомов неисправности).

    Колеса (ось)Дорожный просвет, мм
    Двигатель 1MZ-FE, (3,0 л) Диаметр шин — любой
    Фронт A — B: 116
    ЗаднийD — C: 40
    Двигатель 1AZ-FE (2,0 литра), 2AZ-FE (2,4 литра), диаметр шин — 15 дюймов
    Фронт A — B: 115
    ЗаднийD — C: 40
    Двигатель 1AZ-FE (2,0 литра), 2AZ-FE (2,4 литра), диаметр шин — 16 дюймов
    ФронтA — B: 115
    ЗаднийD — C: 38
    Все двигатели, диаметр шин более 16 дюймов
    ФронтA — B: 101
    ЗаднийD TO C: 25

    Для других моделей автомобилей аналогичную процедуру с соответствующими значениями можно найти в технической документации. Как правило, алгоритм тестирования идентичен или отличается незначительно (точки измерения могут отличаться).

    Читайте также:  Замена свечей зажигания на двигателе Z18XE

    Дополнительно

    Также стоит проверить пружины передней подвески, если, например, после проезда скоростного отбойника в городе (или аналогичного препятствия) нос автомобиля значительно опускается, вплоть до царапания поверхности асфальта. Это означает, что пружины значительно ослабли и поэтому требуют либо дополнительных проставок, либо замены.

    При проверке состояния пружин следует также обратить внимание на состояние резиновых прокладок под ними. Со временем они подвергаются естественному износу, поэтому если резиновые прокладки сильно изношены, их следует заменить новыми. Важно учитывать их высоту, чтобы обеспечить клиренс автомобиля.

    Когда менять пружины

    Замена пружин оправдана в следующих случаях:

    Как проверить пружины на автомобиле

  • Замена вместе с поврежденным амортизатором. Причина в том, что если этот компонент поврежден, пружина, вероятно, уже достаточно изношена и скоро сломается. Кроме того, если амортизатор жестче, а пружина мягче, это повлияет на подвеску автомобиля.
  • Если катушки заметно повреждены. Если пружина полностью треснула, ее следует как можно скорее заменить на новую. Вождение автомобиля с такими повреждениями потенциально опасно, так как ухудшается управляемость. Кроме того, страдают и другие компоненты подвески.
  • Автомобиль сильно наклоняется в одну сторону. Однако в этом случае необходимо провести дополнительную диагностику пружины, так как подобная ситуация может возникнуть при неисправности амортизатора. В некоторых случаях (если пружина еще в более-менее нормальном состоянии и только слабая) ситуацию можно исправить с помощью резиновых проставок, которые устанавливаются в чашку, тем самым выравнивая дорожный просвет автомобиля.
  • Значительная коррозия. Если визуальный осмотр показывает, что коррозия «съела» большой слой металла, даже на небольшом участке, лучше заменить эту пружину, так как есть риск, что она сломается именно там, где находится пятно ржавчины.
  • Многие автомеханики рекомендуют заменять пружины в автомобиле каждые 10 лет его жизни. Однако это зависит, во-первых, от качества используемых пружин, а во-вторых, от пробега и условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Перед принятием такого решения лучше провести дополнительную диагностику состояния деталей, установленных в машине. Другая рекомендация — замена пружин при каждой второй замене амортизаторов, т.е. каждые 80-100 тыс. км.

    Использование «уставших» пружин заставит владельца менять амортизаторы в 2-3 раза чаще!

    Перед заменой детали необходимо выбрать лучшие пружины, которые обеспечат не только комфортную езду, но и безопасность. Лучшим решением является установка пружин, аналогичных тем, которые были установлены на автомобиль с завода. В этом вам поможет VIN-номер детали (артикул).

    Заключение

    Проверка пружин подвески — несложное занятие даже для начинающего автолюбителя. Однако для проведения диагностики часто необходимо извлечь пружину из гнезда, поэтому будьте готовы к этому и имейте под рукой подходящий инструмент. Езда с треснувшей пружиной опасна, поэтому если она полностью треснула или имеет значительную трещину, замените ее на новую. Если он просто обломился, но состояние металла хорошее, просто используйте резиновые прокладки нужной толщины, чтобы выровнять зазор автомобиля.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру