Вопрос о том, как проверить пружину, часто интересует автовладельцев только тогда, когда автомобиль «проседает» даже при незначительной нагрузке или вообще без нее. Однако проверка пружин подвески должна проводиться только при появлении первых признаков износа. Диагностику лучше всего проводить в автосервисе на специальном стенде, но самый простой способ — проверить состояние пружин самостоятельно в гараже. Вам не нужен специальный инструмент, а процедура доступна практически каждому.
Признаки неисправности пружин подвески
Необходимость проведения проверки на усталость пружин подвески автомобиля может заключаться в появлении одного или нескольких признаков. Среди них:
При появлении хотя бы одного из вышеперечисленных симптомов целесообразно провести комплексную диагностику подвески, включая пружины амортизаторов. Причем желательно проверить не только ту сторону, где автомобиль потерял сцепление с дорогой, но и все остальные.
Причины поломки пружины
Существует пять основных причин полного или частичного отказа задних и/или передних пружин.
- Усталость металла и износ пружин. Это происходит естественным образом с течением времени. В процессе эксплуатации металл становится мягче и пластичнее, и пружина также становится мягче. Кроме того, при столкновении витков пружины ржавеют и образуют микротрещины. Особый вред катушкам наносит сильный удар, возникающий при наезде автомобиля на выбоину или кочку на высокой скорости.
- Постоянное трение между витками ослабленной или сильно нагруженной пружины. Это приводит к снижению жесткости пружины, а поверхность самих витков больше не является круглой, как это было изначально, а имеет изношенную плоскость. В результате стержень становится тоньше, а пружина, соответственно, слабее.
- Перегрузка автомобиля и движение в таком состоянии на высокой скорости по ухабам или участкам. В таких условиях страдают все компоненты подвески, включая пружины.
- Коррозия металла пружины. Это очень распространенная причина поломки пружины. Со временем краска на их поверхности отслаивается, а вода и дорожные реагенты делают свое дело. Интересно, что если коррозия «съела» слой толщиной 0,15 мм на 10-миллиметровой пружинной проволоке, то площадь поперечного сечения этой проволоки уменьшилась на целых 6%!
- Установка неподходящей пружины. В частности, это может быть вызвано неправильным выбором деталей. Другой вариант — производственный дефект. Часто бывает так, что в одном пакете оказываются пружины с разной жесткостью.
Как проверить пружину подвески
Чтобы проверить состояние пружины подвески, выньте ее из гнезда и очистите от грязи и ржавчины. Это позволит вам визуально оценить его состояние, проверить наличие трещин, зазубрин и других дефектов.
Первое, что необходимо сделать, это проверить жесткость пружины. Однако перед этим необходимо выяснить, к какому классу она относится, а также какие пружины производитель автомобиля рекомендует устанавливать на ту часть подвески, с которой она была снята.
Все пружины делятся на два основных класса — A и B. Они различаются по жесткости и длине. Пружины типа А имеют длину до 27,8 см, а пружины типа В — более 27,8 см. Цветовая кодировка зависит от марки автомобиля и производителя пружин.
Проверка прессом
Чтобы определить усталость ваших пружин путем сжатия, необходимо знать, насколько жесткими они должны быть, чтобы знать, с чем сравнивать результат в будущем. Поэтому жесткость пружины можно проверить в мастерской с помощью следующих инструментов
Алгоритм проверки в этом случае будет следующим:
Если пружина сжимается на определенное расстояние с недостаточным усилием, это означает, что она значительно ослабла, и рекомендуется ее замена. Однако решение о его замене должно приниматься на основании визуального осмотра и информации о том, сколько километров проехал автомобиль этой весной.
На практике, однако, этот метод довольно проблематичен, поскольку для проведения испытания требуется значительное усилие. Например, при испытании рессор автомобиля ВАЗ-2110 необходимо развить усилие, равное 325 килограммам. При таком значении стандартная пружина передней подвески должна иметь длину не менее 201 мм (для так называемой «европейской» пружины это значение составит 182 мм). Для задней стандартной пружины с таким же усилием ее длина составит не менее 233 мм (для «европейской» пружины — не менее 223 мм).
Теоретические вычисления
Допустимые геометрические изменения пружины, а также ее жесткость также могут быть рассчитаны с помощью соответствующих формул. Таким образом, геометрическое перемещение рассчитывается следующим образом X = F × L / C. Здесь X — изменение размера пружины, F — приложенная сила, L — начальная длина пружины, C — коэффициент пропорциональности, табличное значение (зависит от радиуса витка, материала пружины, диаметра стержня).
Жесткость пружины рассчитывается аналогичным образом, по другой формуле — k = F / X. Здесь снова F — сила, а X — величина сжатой пружины, измеренная опытным путем. Сложность таких расчетов связана с тем, что необходимо знать коэффициент пропорциональности, а эту информацию можно найти только в технической документации.
Проверка по мануалу
В технической документации (инструкции по эксплуатации) каждого автомобиля содержится подробное описание процедуры проверки зазоров, и в частности пружин. Рассмотрим такую диагностику на примере популярного автомобиля Toyota Camry. Поэтому необходимо предварительно измерить четыре параметра:
Затем найдите разность между A и B, C и D. Затем сравните с минимально допустимыми значениями, указанными в таблице. Если измеренные значения ниже приведенных в таблице, необходимо провести дополнительную диагностику. Может потребоваться использование дополнительных проставок или замена пружины на новую. Если измеренные значения выше минимально допустимых, то с пружиной все в порядке (если нет дополнительных симптомов неисправности).
Колеса (ось) | Дорожный просвет, мм |
---|---|
Двигатель 1MZ-FE, (3,0 л) Диаметр шин — любой | |
Фронт | A — B: 116 |
Задний | D — C: 40 |
Двигатель 1AZ-FE (2,0 литра), 2AZ-FE (2,4 литра), диаметр шин — 15 дюймов | |
Фронт | A — B: 115 |
Задний | D — C: 40 |
Двигатель 1AZ-FE (2,0 литра), 2AZ-FE (2,4 литра), диаметр шин — 16 дюймов | |
Фронт | A — B: 115 |
Задний | D — C: 38 |
Все двигатели, диаметр шин более 16 дюймов | |
Фронт | A — B: 101 |
Задний | D TO C: 25 |
Для других моделей автомобилей аналогичную процедуру с соответствующими значениями можно найти в технической документации. Как правило, алгоритм тестирования идентичен или отличается незначительно (точки измерения могут отличаться).
Дополнительно
Также стоит проверить пружины передней подвески, если, например, после проезда скоростного отбойника в городе (или аналогичного препятствия) нос автомобиля значительно опускается, вплоть до царапания поверхности асфальта. Это означает, что пружины значительно ослабли и поэтому требуют либо дополнительных проставок, либо замены.
При проверке состояния пружин следует также обратить внимание на состояние резиновых прокладок под ними. Со временем они подвергаются естественному износу, поэтому если резиновые прокладки сильно изношены, их следует заменить новыми. Важно учитывать их высоту, чтобы обеспечить клиренс автомобиля.
Когда менять пружины
Замена пружин оправдана в следующих случаях:
Многие автомеханики рекомендуют заменять пружины в автомобиле каждые 10 лет его жизни. Однако это зависит, во-первых, от качества используемых пружин, а во-вторых, от пробега и условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Перед принятием такого решения лучше провести дополнительную диагностику состояния деталей, установленных в машине. Другая рекомендация — замена пружин при каждой второй замене амортизаторов, т.е. каждые 80-100 тыс. км.
Использование «уставших» пружин заставит владельца менять амортизаторы в 2-3 раза чаще!
Перед заменой детали необходимо выбрать лучшие пружины, которые обеспечат не только комфортную езду, но и безопасность. Лучшим решением является установка пружин, аналогичных тем, которые были установлены на автомобиль с завода. В этом вам поможет VIN-номер детали (артикул).
Заключение
Проверка пружин подвески — несложное занятие даже для начинающего автолюбителя. Однако для проведения диагностики часто необходимо извлечь пружину из гнезда, поэтому будьте готовы к этому и имейте под рукой подходящий инструмент. Езда с треснувшей пружиной опасна, поэтому если она полностью треснула или имеет значительную трещину, замените ее на новую. Если он просто обломился, но состояние металла хорошее, просто используйте резиновые прокладки нужной толщины, чтобы выровнять зазор автомобиля.