Неисправный датчик детонации приводит к тому, что блок управления двигателем (ЭБУ) перестает определять процесс детонации во время сгорания топливной смеси в цилиндрах. Эта проблема возникает из-за слишком слабого или слишком сильного исходящего сигнала. В результате на приборной панели загорается лампочка «check engine», а поведение автомобиля меняется в зависимости от состояния двигателя.
Чтобы разобраться в проблеме неисправности датчика детонации, необходимо понять, как он работает и что делает.
Как работает датчик детонации
В автомобильных двигателях может использоваться один из двух типов датчиков детонации — резонансный и широкополосный. Однако, поскольку первый тип устарел и редко используется, опишем работу широкополосного датчика детонации (ШД).
В основе широкополосного датчика лежит пьезоэлектрический элемент, который при механическом воздействии (например, при взрыве, который на самом деле является детонацией) подает ток определенного напряжения на электронный блок управления. Датчик настроен на обнаружение звуковых волн в диапазоне от 6 Гц до 15 кГц. Датчик также оснащен нагрузочным элементом, который усиливает механическое воздействие на датчик, увеличивая силу, т.е. увеличивая амплитуду звука.
Напряжение, поступающее на ЭБУ от датчика, обрабатывается электронным способом через клеммы разъема, после чего определяется наличие детонации в двигателе и, соответственно, необходимость регулировки угла опережения зажигания для устранения детонации. Другими словами, датчик в данном случае является просто «микрофоном».
Признаки неисправности датчика детонации
Если датчик детонации полностью или частично неисправен, на его неисправность указывает один из следующих симптомов
Однако стоит помнить, что подобные симптомы могут указывать и на другие неисправности двигателя, в том числе и других датчиков. Рекомендуется дополнительно считать память ЭБУ в поисках ошибок, которые могли возникнуть при отказе отдельных датчиков.
Неисправности цепи датчика детонации
Для более точного определения неисправности DD рекомендуется использовать электронные сканеры ошибок ЭБУ. Особенно если на приборной панели загорается индикатор.
Лучшим прибором для этой задачи является Scan Tool Pro Black Edition — недорогой прибор корейского производства с высокой функциональностью, работающий с протоколом передачи данных OBD2 и совместимый с большинством современных автомобилей, а также программами для смартфона и ПК (с Bluetooth или Wi-Fi).
Считайте одну из 4 ошибок датчика детонации, а также ошибки датчиков ДПДЗ, лямбды или температуры охлаждающей жидкости, а затем просмотрите показания угла опережения зажигания и состава топливной смеси в режиме реального времени (ошибка датчика ДД возникает при значительном обеднении топлива).
Scan Tool Pro, имея 32-битный чип, а не 8-битные аналоги, может не только считывать и удалять ошибки, но и наблюдать за показаниями датчиков и регулировать параметры двигателя. Он также подходит для проверки работы коробок передач, трансмиссий и вспомогательных систем, таких как ABS, ESP и т.д. в местных, азиатских, европейских и даже американских автомобилях.
Часто ошибка p0325 «Разомкнутая цепь датчика детонации» указывает на проблемы в проводке. Это может быть поврежденный провод или, чаще всего, окисленные контакты. Разъемы на датчике должны быть обслужены. Иногда ошибка p0325 вызвана проскальзыванием ремня ГРМ на 1-2 зуба.
Ошибка P0328 «Высокий уровень сигнала датчика детонации» часто указывает на проблему с высоковольтными проводами. В частности, если они или пьезоэлемент имеют повреждения изоляции. Ошибка также может быть вызвана тем, что ремень ГРМ перескочил на несколько зубьев. Чтобы диагностировать это, проверьте метки ГРМ и состояние колодок.
Ошибки p0327 или p0326 обычно генерируются в памяти ЭБУ из-за низкого уровня сигнала от датчика детонации. Причиной может быть слабый контакт от него или слабый механический контакт между датчиком и блоком цилиндров. Для устранения ошибки можно попробовать смазать контакты и сам датчик средством WD-40. Также важно проверить момент затяжки датчика, так как этот параметр является критическим для его работы.
В целом можно отметить, что симптомы отказа датчика детонации очень похожи на симптомы, характерные для запаздывающего зажигания, поскольку ЭБУ в целях безопасности двигателя старается сделать его максимально запаздывающим, так как это исключает выход двигателя из строя (при слишком раннем угле, помимо того, что возникает детонация, не только снижается мощность, но и возникает риск прогорания клапанов). Таким образом, можно сделать вывод, что основные симптомы те же, что и в случае плохой настройки угла опережения зажигания.
Причины неисправности датчика детонации
Что касается причин проблем с датчиками детонации, то они подразделяются на следующие:
Интересно, что когда владелец автомобиля обращается в сервисный центр с жалобой на датчик детонации, некоторые недобросовестные механики сразу предлагают заменить датчик на новый. Следовательно, взять с клиента больше денег. Вместо этого можно попробовать увеличить момент затяжки резьбового крепления датчика и/или заменить болт на штифт. Во многих случаях это помогает.
На что влияют неисправности датчика детонации
Можно ли ездить с неисправным датчиком детонации? Этот вопрос интересует водителей, которые впервые столкнулись с этой проблемой. В общем, ответ можно сформулировать следующим образом — в ближайшее время вы можете управлять автомобилем, но при первой же возможности необходимо диагностировать и устранить проблему.
Фактически, по принципу работы, ЭБУ, в случае отказа датчика детонации, автоматически устанавливает отложенное зажигание, чтобы исключить повреждение компонентов поршневой группы, когда фактическая детонация происходит во время сгорания топливной смеси. Это приводит к повышенному расходу топлива и значительному снижению динамики, что особенно заметно на повышенных оборотах.
Что будет если отключить датчик детонации полностью?
Некоторые автовладельцы пытаются вообще отключить датчик детонации, поскольку при нормальных условиях движения и хорошем топливе он может показаться ненужным. Но это не тот случай! Потому что детонация вызывается не только плохим топливом и проблемами со свечами зажигания, компрессией и моментом зажигания. Поэтому, если сработает датчик детонации, последствия могут быть следующими:
Это связано с тем, что при возникновении данного явления электронный блок управления не предпримет действий для его устранения. Поэтому в любом случае не стоит его отсоединять и ставить перемычку из сопротивления, так как это обременено дорогостоящим ремонтом.
Как определить неисправность датчика детонации
При первых признаках отказа датчика детонации возникает логичный вопрос, как проверить и определить, неисправен ли датчик детонации. Прежде всего, следует сказать, что проверка датчика детонации возможна без снятия его с блока цилиндров, то есть после извлечения его из гнезда. И сначала лучше провести несколько тестов, пока датчик прикручен к блоку. Вкратце процедура выглядит следующим образом:
Для проверки датчика детонации водителю понадобится электронный мультиметр, способный измерять значения электрического сопротивления, а также напряжение постоянного тока. Лучший способ проверить это — использовать осциллограф. Схема работы датчика, снятая вместе с ним, наглядно покажет, работает он или нет.
Но поскольку обычный водитель может использовать только тестер, достаточно проверить показания сопротивления, которые датчик выдает при постукивании. Диапазон изменения сопротивления находится в пределах 400 … 1000 Ω. Также следует провести элементарную проверку целостности проводки — нет ли обрывов, повреждений изоляции или коротких замыканий. Для этой цели также необходим мультиметр.
Если проверка показывает, что датчик детонации в порядке, но ошибка находится вне диапазона сигнала датчика, причина может заключаться в двигателе или трансмиссии, а не в самом датчике. Почему? Все дело в звуках и вибрациях, которые воспринимаются датчиком как детонация топлива и неправильный угол зажигания!
Дальнейшее чтение