Автомобильная колесная разметка делится на два типа — стандартная и дополнительная. Стандартные обода содержат информацию о ширине обода, типе обода, разделении обода, монтажном диаметре, выступе обода, смещении и т.д.
Дополнительная маркировка содержит информацию о максимальной нагрузке, максимальном давлении в шинах, информацию о методах производства и информацию о международной омологации колеса. Однако не каждый автомобильный обод будет содержать всю вышеперечисленную информацию. Большинство продуктов содержат лишь несколько из этих частей информации.
- Где на дисках маркировка
- Типовая маркировка колесных дисков
- Маркировка литых дисков
- Маркировка штампованных дисков
- Расшифровка маркировки дисков
- Ширина обода
- Тип кромки обода
- Разъемность обода
- Монтажный диаметр
- Кольцевые выступы
- Крепежные параметры (разболтовка PCD)
- Маркировка вылета на дисках
- Диаметр посадочного отверстия
- Дополнительная маркировка дисков и расшифровка их обозначений
- Маркировка на японских дисках
- Как выбрать диск колеса
- Заключение
Где на дисках маркировка
Что касается расположения надписи на алюминиевых ободах, то она обычно находится не по окружности стального обода, а на спицах или на внешнем крае между ними (рядом с отверстиями для крепления к ободу). Все зависит от конструкции колеса. Надписи обычно находятся на внутренней стороне спиц на ободе колеса. Конкретный размер и техническая информация колеса расположены по окружности отверстия колесной гайки и между отверстиями колесных болтов.
В случае штампованных ободов эта маркировка выбивается на внутренней или внешней стороне обода. Существует два типа надписей. Первый тип — это тот, в котором отдельные надписи наносятся на пространство между крепежными отверстиями диска. В качестве альтернативы информация указывается просто по окружности обода, ближе к внешнему краю обода. Последний вариант чаще встречается на недорогих дисках.
Типовая маркировка колесных дисков
Маркировка автомобильных колес
При выборе новых колесных дисков многие автолюбители сталкиваются с проблемами, связанными с тем, что они не знакомы с расшифровкой колесных дисков, и поэтому не знают, какие из них подходят для конкретного автомобиля, а какие нет.
На территории Российской Федерации действуют правила ЕЭК ООН, в частности, российский технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (ГОСТ Р 52390-2005 «Диски колес. Технические требования и методы испытаний»). Поэтому всю необходимую информацию можно найти в упомянутом официальном документе. Однако для большинства обычных автомобилистов информация, представленная там, будет излишней. Вместо этого необходимо знать основные требования и параметры и, соответственно, расшифровывать их непосредственно на колесе.
Маркировка литых дисков
Большинство параметров, перечисленных ниже, также применимы к алюминиевым колесам. Однако они отличаются от своих стальных аналогов. Легкосплавные диски дополнительно маркируются знаком рентгеновского испытания, а также знаком организации, проводившей такое испытание или имеющей необходимое разрешение. Часто они также имеют дополнительную информацию о качестве и сертификации колеса.
Маркировка штампованных дисков
Маркировка всех типов колесных дисков стандартизирована. Это означает, что информация на легкосплавных и штампованных ободах будет одинаковой и будет просто отражать техническую информацию на данном ободе. На штампованных ободах обычно указывается техническая информация, а также производитель и страна, в которой они находятся.
Расшифровка маркировки дисков
Стандартная автомобильная колесная маркировка наносится непосредственно на поверхность колеса. Чтобы получить представление о том, что включает в себя эта информация, приведем конкретный пример. Возьмем, к примеру, алюминиевый диск 7,5 J x 16 H2 4×98 ET45 d54.1.
Ширина обода
Ширина обода обозначается первым числом в маркировке, которое в данном случае равно 7,5. Это значение указывает на расстояние между внутренними краями обода. На практике это означает, что на этот обод можно установить шину соответствующей ширины. Дело в том, что на каждый обод можно установить шины в определенном диапазоне ширины. Это означает так называемые высокопрофильные и низкопрофильные шины. Соответственно, ширина шин также будет разной. Оптимальным выбором для обода колеса будет ширина шины, которая находится примерно на полпути между этими двумя значениями. Это позволяет устанавливать на колесо шины различной ширины и высоты.
Тип кромки обода
Следующее обозначение автомобильного обода — тип фланца обода. Согласно европейским и международным нормам, тип обода может быть обозначен одной из следующих латинских букв — JJ, JK, K, B, D, P для легковых автомобилей и E, F, G, H для грузовых колес. На практике описание каждого из этих типов довольно сложное. В каждом случае речь идет о форме или диаметре контура колеса и, в некоторых случаях, об угле наклона реборды обода. Этот параметр является служебной информацией и не полезен для отдельного водителя. Однако этот суффикс может понадобиться, когда вы читаете требования производителя автомобиля и задаетесь вопросом, какой тип борта требуется на ободе для вашего автомобиля.
Например, колеса с маркировкой JJ предназначены для бездорожья. Диск с маркировкой P подходит для автомобилей VW, диск с маркировкой K — для Jaguar. В частности, в руководстве четко указано, какие колесные диски подходят для того или иного автомобиля, и выбор должен осуществляться в соответствии с указанными требованиями.
Разъемность обода
Еще одним параметром обода является сцепка обода. В этом случае он обозначается английской буквой X. Эта буква означает, что обод является неразборным, т.е. что сам обод представляет собой цельное изделие. Если вместо буквы X стоит «-«, это означает, что обод съемный, т.е. состоит из нескольких частей.
Большинство колесных дисков легковых автомобилей не разъемные. Это позволяет устанавливать так называемые «мягкие» или гибкие шины. Разрезные обода обычно устанавливаются на грузовики или внедорожники. Это позволяет устанавливать жесткие шины, поэтому съемная конструкция приспособлена для этого.
Монтажный диаметр
После информации о делимости колеса кодировка включает число, указывающее на диаметр колеса, который в данном случае равен 16. Он соответствует диаметру шины. Для легковых автомобилей наиболее распространены размеры от 13 до 17 дюймов. Большие колеса и, соответственно, шины шире 17″ (20-22″) устанавливаются на автомобили с мощными двигателями, включая различные типы внедорожников, фургоны и грузовики. В таких случаях при выборе шин убедитесь, что диаметр шины точно соответствует диаметру колеса.
Кольцевые выступы
Другое их название — кольцевые шипы или хамперы. В данном примере они обозначены как H2. Это самые распространенные обода. Эта информация указывает на то, что конструкция колеса позволяет устанавливать бескамерную шину с помощью выступов с обеих сторон. Это обеспечивает более надежную фиксацию на колесе.
Если колесо имеет только один символ H, это означает, что проекция находится только на одной стороне колеса. Существует также несколько других подобных проекционных обозначений. В частности:
Два бугорка делают шину более надежной на диске и снижают вероятность разгерметизации. Однако недостатком двойного горба является то, что шину сложнее надевать и снимать. Однако если вы являетесь постоянным продавцом шин, эта проблема не должна вас волновать.
Крепежные параметры (разболтовка PCD)
Другой параметр, 4×98, означает, что данный диск имеет четыре крепежных отверстия определенного диаметра, через которые он крепится к ступице. На импортных колесных дисках этот параметр обозначается как PCD (Pitch Circle Diameter). В русском языке это также называется «размерность».
Число 4 — это количество крепежных отверстий. На английском языке обозначение — LK. Кстати, иногда фиксирующие параметры можно выразить как 4/98 в данном примере. Число 98 в данном примере относится к диаметру окружности, вдоль которой расположены отверстия.
В большинстве современных легковых автомобилей количество крепежных отверстий составляет от четырех до шести. Реже встречаются обода с тремя, восемью или даже десятью отверстиями. Диаметр обода колеса, в котором расположены монтажные отверстия, обычно составляет от 98 до 139,7 мм.
При выборе колеса следует обратить внимание на размер ступицы автомобиля, так как неопытные водители часто пытаются «угадать» правильное значение при выборе нового колеса. Это может привести к выбору диска, который не соответствует монтажному положению.
Стоит отметить, что для колесных дисков, имеющих четыре крепежных болта, PCD — это расстояние между центрами болтов или гаек, расположенных на центральной линии. Для ободов с пятью шпильками PCD — это расстояние между соседними шпильками, умноженное на коэффициент 1,051.
Некоторые производители выпускают универсальные колесные диски, которые можно устанавливать на различные ступицы. Например, 5×100/120. Соответственно, эти колеса будут подходить для разных машин. Однако на практике такие колеса лучше не использовать, так как их механические свойства хуже, чем у стандартных колес.
Маркировка вылета на дисках
В данном конкретном примере символы в обозначении колеса ET45 (Einpress Tief) обозначают так называемое смещение открытия (в английском языке также встречаются OFFSET или DEPORT). Это очень важный параметр для выбора. В частности, кант — это расстояние между вертикальной плоскостью, которая обычно проходит вдоль центра колеса, и плоскостью, соответствующей точке контакта между колесом и ступицей. Существует три типа наклона колеса
При выборе обода важно проверить, какие диски одобрены производителем автомобиля. В некоторых случаях могут быть установлены только диски с положительным или нулевым перекрытием. В противном случае автомобиль будет неустойчив, и управление может быть затруднено, особенно на высоких скоростях. Допустимое смещение колес составляет ±2 миллиметра.
Величина смещения колес влияет на ширину колесной базы автомобиля. Изменение смещения может привести к дополнительной нагрузке на подвеску и проблемам с вождением!
Диаметр посадочного отверстия
При выборе колеса важно знать, что обозначает аббревиатура dia в описании колеса. Как следует из названия, это число обозначает диаметр отверстия ступицы колеса в миллиметрах. В данном случае он обозначается как d54.1. Эта информация об установке колеса кодируется как DIA.
Для большинства легковых автомобилей соответствующее значение обычно составляет от 50 до 70 миллиметров. Это следует проверить перед выбором конкретного колеса, иначе колесо может быть неправильно установлено на автомобиль.
На многих легкосплавных дисках большого диаметра, например, с высоким значением DIA, производители указывают использование переходных колец или прокладок (также известных как «спиннеры») для центрирования их на ступице колеса. Они выпускаются из пластика и алюминия. Пластиковые шайбы менее долговечны, но на российском рынке они являются большим преимуществом. В частности, они не окисляются и предотвращают прилипание диска к ступице, особенно при сильном морозе.
Обратите внимание, что для штампованных (стальных) колес диаметр отверстия в ступице всегда должен соответствовать значению, рекомендованному производителем автомобиля. Это связано с тем, что стальные обода не имеют стопорных колец.
Если же используется литой или кованый обод, то диаметр отверстия ступицы определяется размером пластиковой втулки. Поэтому они должны быть адаптированы к конкретному автомобилю, особенно после выбора конкретного диска для автомобиля. Адаптерные кольца обычно не устанавливаются на штатные автомобильные диски автопроизводителем, так как диски имеют заводское отверстие нужного диаметра.
Дополнительная маркировка дисков и расшифровка их обозначений
Приведенные выше характеристики являются обязательными при выборе колеса для вашего автомобиля. Однако на некоторых из них можно найти дополнительные надписи и пометки. Например:
Маркировка на японских дисках
Некоторые колеса, произведенные в Японии, имеют так называемую JWL-маркировку. Это аббревиатура JWL (Japanese Light Alloy Wheels). Это относится только к колесным дискам, продаваемым в Японии. Другие производители могут использовать соответствующую аббревиатуру по своему усмотрению. Однако если на колесе есть такая маркировка, это означает, что колесо соответствует требованиям Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии. Кстати, для грузовиков и автобусов аналогичная аббревиатура будет иметь несколько иную форму — JWL-T.
Существует еще одно нестандартное обозначение — VIA. Это относится только к колесу, если изделие успешно прошло проверку Японской транспортной инспекции. Аббревиатура VIA является официально зарегистрированной торговой маркой. Поэтому использование этой аббревиатуры на дисках, не прошедших соответствующие тесты, наказуемо. Поэтому обода с этой аббревиатурой с самого начала будут отличаться высочайшим качеством и долговечностью.
Как выбрать диск колеса
При выборе конкретного обода автовладельцы часто сталкиваются с проблемой, как правильно подобрать обод к шине. Давайте рассмотрим маркировку шины 185/60 R14 на конкретном примере. Ширина обода должна быть на 25% меньше ширины профиля шины. Поэтому вычтите четверть из 185 и переведите это значение в дюймы. Результат — пять с половиной дюймов.
Обратите внимание, что для колес диаметром не более 15 дюймов ширина не должна отклоняться от идеальных условий более чем на один дюйм. Однако если диаметр колеса превышает 15 дюймов, допустимое отклонение может достигать полутора дюймов.
Таким образом, после вышеупомянутых расчетов можно сделать вывод, что колесо диаметром 14 дюймов и шириной от 5,5 до 6,0 дюймов подходит для шины 185/60 R14. Остальные параметры, указанные выше, см. в технической документации автомобиля.
В таблице ниже приведены данные производителя о допустимых колесных дисках, устанавливаемых в стандартной комплектации (заводской). Следовательно, для конкретного автомобиля необходимо выбрать диск правильного размера.
Модель автомобиля | Размер и информация о заводских колесных дисках |
---|---|
2010 Toyota Corolla | 6Jx15 5/114.3 ET39 d60.1 |
Форд Фокус 2 | 5JR16 5×108 ET52.5 ДИАМ 63.3 |
Прилавок Granta | 13 / 5.0J PCD 4×98 ET 40 BOP 58.5 или 14 / 5.5J PCD 4×98 ET 37 BOP 58.5 |
2019 Lada Vesta | 6Jx15 4/100 ET50 d60.1 |
2019 Hyundai Solaris | 6Jx15 4/100 ET46 d54.1 |
2015 Kia Sportage | 6.5Jx16 5/114.3 ET31.5 d67.1 |
Kia Rio | PCD 4×100 диаметр от 13 до 15, ширина от 5J до 6J, вылет от 34 до 48 |
Нива | расстояние между болтами — 5×139.7, выступ — ET 40, ширина — 6.5 J, центральное отверстие — POP 98.6 |
Renault Duster 2011 | Размер — 16×6.5, ET45, размер — 5×114.3 |
2019 Renault Logan | 6Jx15 4/100 ET40 d60.1 |
ВАЗ 2109 2006 | 5Jx13 4/98 ET35 d58.6 |
Заключение
Выбор колеса должен основываться на технической информации, предоставленной производителем автомобиля в руководстве по эксплуатации автомобиля. В частности, размеры, допустимые для установки дисков, их типы, величины отклонений, диаметры отверстий и т.д. На большинство автомобилей могут быть установлены диски разного диаметра. Однако они всегда должны соответствовать информации, содержащейся в технической документации.