Постоянно работает вентилятор охлаждения

Причин, по которым вентилятор не работает постоянно, может быть несколько: неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости или его проводка, неисправное реле запуска вентилятора, неисправная проводка приводного двигателя, неисправности электронного блока управления двигателем (ЭБУ) и некоторые другие.

Вентилятор охлаждения постоянно включен

Чтобы понять, как должен правильно работать вентилятор охлаждения, необходимо знать, на включение при какой температуре запрограммирован ЭБУ. В качестве альтернативы проверьте данные на выключателе вентилятора, расположенном в радиаторе. Обычно она находится в диапазоне +87…+95 °C.

В этой статье мы подробно рассмотрим все основные причины, по которым вентилятор охлаждения двигателя работает не только тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигает 100 градусов, но и всегда, когда выключено зажигание.

Причины включения вентилятораУсловия активации
Неисправность DTC или повреждение его проводкиДвигатель работает в аварийном режиме
Короткое замыкание в проводке на землюДвигатель работает, вентилятор может быть отключен при отсутствии контакта
Короткое замыкание на землю при наличии двух индикаторов зажигания.При работающем двигателе (первый датчик) или включенном зажигании (второй датчик).
Неисправное реле вентилятораЗапуск двигателя в аварийном режиме
«Неисправности ЭБУРазличные режимы, в зависимости от конкретного ЭБУ
Ненормальный отвод тепла от радиатора (загрязнение)При работающем двигателе, при движении на большие расстояния
Неисправный датчик давления фреонаПри включении кондиционера
Низкая эффективность системы охлажденияС работающим двигателем

Почему постоянно работает вентилятор охлаждения

Если вентилятор двигателя работает непрерывно, это может быть вызвано 7 причинами.

Вентилятор охлаждения постоянно включен

Датчик температуры охлаждающей жидкости

  • Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости или повреждена его проводка. Если от датчика к ЭБУ поступает неверная информация (избыток или недостаток информации, отсутствие сигнала, короткое замыкание), ЭБУ генерирует ошибки, что в свою очередь заставляет двигатель перейти в аварийный режим, при котором вентилятор «качает» непрерывно, чтобы предотвратить перегрев двигателя. Причину неисправности можно определить по тому, что двигатель трудно запустить, пока он не прогрелся.
  • Провода замыкаются на землю. Нередко вентилятор работает непрерывно, если провод заземления вентилятора перетерся. В зависимости от конструкции двигателя он может находиться в различных местах. Если в конструкции двигателя предусмотрены два датчика VTG, то при включении зажигания вентилятор будет «трепыхаться», если оборвать минусовой провод первого датчика. Если изоляция второго датчика повреждена, вентилятор будет работать непрерывно при работающем двигателе.
  • Неисправное реле вентилятора. На большинстве автомобилей питание вентилятора состоит из «плюса» от реле и «минуса» от ЭБУ, основанного на температуре от щупа. «Плюс» применяется постоянно, а «минус» — когда антифриз достигает рабочей температуры.
  • «Неисправности» в электронном блоке управления. С другой стороны, неисправность ЭБУ может быть вызвана сбоем в его программном обеспечении (например, после перепрошивки прошивки) или попаданием влаги в его корпус. Влага может быть банальным попаданием антифриза в ЭБУ (актуально для автомобилей Chevrolet Cruze, когда антифриз попадает в ЭБУ через лопнувшую трубку обогрева дроссельной заслонки, она находится рядом с ЭБУ).
  • Грязный радиатор. Это относится как к основному радиатору, так и к радиатору кондиционера. В этом случае вентилятор часто работает непрерывно при включенном кондиционере.
  • Датчик давления фреона в кондиционере. Если это не удается и происходит утечка охлаждающей жидкости, система «видит», что радиатор перегревается, и пытается охладить его с помощью постоянно работающего вентилятора. У некоторых водителей вентилятор охлаждения работает постоянно, когда кондиционер включен. На самом деле этого не должно быть, так как это указывает либо на засорение (загрязнение) радиатора, либо на проблемы с датчиком давления фреона (утечка фреона).
  • Низкая эффективность системы охлаждения. Неисправности могут быть вызваны низким уровнем охлаждающей жидкости, утечками охлаждающей жидкости, неисправным термостатом, неисправным насосом, крышкой радиатора или вентиляционным отверстием расширительного бачка. В этом случае вентилятор может работать не постоянно, а в течение длительного периода времени или часто включаться.
  • Читайте также:  Ошибка P0404

    Что делать если постоянно работает вентилятор охлаждения

    Если вентилятор охлаждения двигателя продолжает работать, стоит поискать неисправность, выполнив несколько простых диагностических действий. Проверку следует проводить поочередно, исходя из наиболее вероятных причин.

    Охлаждающий вентилятор постоянно работает

    Очистите радиатор

  • Проверьте наличие ошибок в памяти ЭБУ. Например, код ошибки p2185 указывает на отсутствие минуса на указателе уровня топлива, а некоторые другие (p0115 — p0119) указывают на другие неисправности в его электрической цепи.
  • Проверьте целостность проводов. В зависимости от конструкции двигателя отдельные провода, связанные с приводом вентилятора, могут быть повреждены (как правило, потертая изоляция), что приводит к короткому замыканию. Поэтому достаточно определить место повреждения провода. Это можно сделать визуально или с помощью мультиметра. В качестве альтернативы можно вставить две иглы в контакты разъема и закоротить их. Если провода целы, ЭБУ выдаст ошибку перегрева двигателя.
  • Проверьте датчик. Если с проводкой и питанием датчика все в порядке, стоит проверить датчик температуры охлаждающей жидкости. Помимо проверки самого датчика, необходимо также проверить контакты на его разъеме и качество крепления разъема (чтобы наконечник/зажим не был сломан). При необходимости очистите окись на контактах разъема.
  • Проверьте реле и предохранитель. Проверьте мультиметром, что реле вентилятора находится под напряжением (см. схему с номерами контактов). Иногда он может «заклинить» и его необходимо заменить. Если питание отсутствует, проверьте предохранитель.
  • Очистите радиаторы и систему охлаждения. Если основной радиатор или радиатор кондиционера засорен, очистите его. Засорение радиатора двигателя может образоваться и внутри, в этом случае необходимо очистить всю систему охлаждения с помощью специальных средств. Или демонтируйте радиатор и промойте его отдельно.
  • Проверьте систему охлаждения. Вентилятор может работать непрерывно, если система охлаждения и ее отдельные компоненты неэффективны. Поэтому рекомендуется проверить систему охлаждения и при обнаружении неисправностей отремонтировать или заменить детали.
  • Проверьте уровень фреона и работу датчика давления хладагента. Для выполнения этих процедур и устранения причины лучше посетить станцию технического обслуживания.
  • Проверка ЭБУ является крайней мерой, когда все остальные компоненты уже проверены. В общем случае необходимо разобрать ЭБУ и демонтировать его корпус. Затем следует проверить состояние внутренней платы и ее компонентов и при необходимости очистить их спиртом, чтобы удалить остатки антифриза и грязь.
  • Читайте также:  Ошибка дроссельной заслонки

    Летом езда с постоянно работающим вентилятором нежелательна, но допустима. Однако если зимой вентилятор постоянно включается, рекомендуется как можно скорее диагностировать и устранить неисправность.

    Заключение

    Чаще всего вентилятор охлаждения радиатора работает непрерывно из-за короткого замыкания в пусковом реле или его проводке. Другие проблемы возникают реже. Поэтому начните диагностику с проверки реле, проводки и наличия ошибок в памяти ЭБУ.

    Михаил Самсонов Ремонт ходовой части, замена агрегатов, плотный ремонт систем автокондиционирования. Задать вопрос

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру