Неисправности насоса впрыска дизельного топлива вызывают потерю мощности, повышенный расход топлива, затрудненный запуск, повышенную дымность и многое другое. Типичные неисправности топливного насоса высокого давления в дизельных автомобилях включают попадание воды в плунжерную пару, падение давления в плунжерной паре, разрушение уплотнительного кольца, неисправность датчика или проводки (в дизельных двигателях с электронным управлением).
Лучше всего проверять топливный насос на специальном стенде на заправочной станции, но самую простую проверку топливного насоса можно выполнить в гараже.
- Типы топливных насосов
- Признаки неисправности ТНВД
- Основные причины неисправности ТНВД
- Как определить неисправности ТНВД
- Проверка наличия воды в плунжерных парах
- Проверка давления в плунжерной паре
- Датчики управления
- Утечка топлива
- Схватывание рейки
- Замерзание насоса
- Использование стенда
- Ремонт ТНВД
- Замена плунжерной пары своими руками
- Заедание рейки
- Профилактические меры
Типы топливных насосов
Давайте разберемся с типами топливных насосов для дизельных двигателей, ведь каждый из них имеет свои особенности и типичные неисправности ТНВД. Таким образом, зная, к какому типу относится насос, можно лучше понять принцип работы и непосредственно причину поломки. Важно понимать, что основным компонентом является так называемая плунжерная пара — поршень (плунжер) и цилиндр (гильза).
Всего существует два основных типа ВПЧ:
Однако топливные насосы высокого давления подразделяются на классы в зависимости от их конструкции. В частности:
В насосах с прямым впрыском впрыск и нагнетание происходят одновременно. Управление осуществляется с помощью механического привода плунжера. В аккумуляторных насосах топливо подается в отдельных циклах, сначала в аккумулятор насоса, а затем к форсункам. Самые современные системы имеют электронное управление и называются Common Rail. Они полагаются на информацию от ряда датчиков, расположенных в разных частях автомобиля.
Другой системой впрыска является насос-форсунка. В этом случае они объединены в единый механизм. Такая система упрощает контроль давления, а также повышает надежность, поскольку при выходе из строя одного инжектора двигатель будет продолжать работать, хотя и с меньшей мощностью.
Для бензиновых двигателей также были разработаны топливные насосы высокого давления. Они используются в двигателях с прямым впрыском. Задача насоса — нагнетать бензин под высоким давлением в цилиндры, где он смешивается непосредственно с массой воздуха, создавая смесь, которая воспламеняется свечой зажигания.
Признаки неисправности ТНВД
Хотя насосы высокого давления относятся к разным типам, симптомы их частичного отказа типичны и в основном общие для всех. Например, симптомы неисправного HPF включают:
Обратите внимание, что вышеперечисленные симптомы также могут быть признаком неисправности других частей двигателя автомобиля, например, системы охлаждения. Поэтому состояние насоса высокого давления следует диагностировать отдельно.
Опытные автолюбители обращают внимание еще на один признак неисправного поршня насоса высокого давления. Она заключается в том, что «горячий» двигатель может заклинить при работе на низких оборотах. Если это произойдет, запустить насос будет практически невозможно, пока он не остынет. «Холодный» двигатель запустится без проблем.
Основные причины неисправности ТНВД
Существуют следующие причины выхода из строя насоса высокого давления. Обычно ломаются следующие компоненты:
При подозрении на повреждение рейки топливного насоса или сопрягаемых с ней деталей проверьте наличие следующих неисправностей
Одной из наиболее серьезных причин отказа является повреждение подвижности топливной рейки. В частности, если он заклинит в момент максимальной подачи топлива и, следовательно, у регулятора не будет достаточного усилия, чтобы переместить его в исходное положение, частота вращения коленчатого вала двигателя аварийно увеличится, что приведет к «пробуксовке» двигателя со всеми вытекающими последствиями. Если при включении передачи звездочку «заклинит», двигатель вообще нельзя будет запустить. Частично заклинившая звездочка приводит к неустойчивой работе двигателя и увеличивает его слышимую отдачу (он начинает «рычать»).
Если устройство используется в очень холодных условиях, детали насоса могут замерзнуть и частично выйти из строя. Чтобы избежать этого, необходимо использовать масло и дизельное топливо правильной температурной марки.
В системах common rail дизельных двигателей может выйти из строя регулирующий клапан (или SCV). Обычно его заменяют на новый. Реже может потребоваться капитальный ремонт системы и замена отдельных деталей на новые. В частности, часто заменяются стержень клапана и сердечник.
Как определить неисправности ТНВД
Обратите внимание, что проверку насоса высокого давления лучше всего проводить на профессиональном испытательном стенде, специально предназначенном для этих целей. Они позволяют узнать о рабочих характеристиках насоса и других компонентов топливной системы автомобиля. Однако такое тестирование возможно только в автосервисе, поскольку такой стенд является специализированным и дорогостоящим оборудованием. В мастерской можно провести частичную проверку системы впрыска топлива и выявить только основную неисправность, в то время как другие возможные неисправности не будут обнаружены!
Проверка наличия воды в плунжерных парах
Для этого снимите ремень ГРМ и осторожно поверните шкив. Если он вращается с переменным усилием, все в порядке и в насосе нет воды. Если же он вращается со значительным усилием или вообще не вращается, значит, присутствует влага. Это очень неблагоприятно как для насоса, так и для всего двигателя, поскольку при запуске двигатель будет работать с большим усилием, пока полностью не заклинит (выйдет из строя).
Проверка давления в плунжерной паре
Для этого используются специальные инструменты — тестеры, например, KI-4802 или TAD-01A. Если такого инструмента нет, можно использовать манометр с большим диапазоном измерения. Поэтому его необходимо вкручивать в штуцер топливопровода или в среднее отверстие головки насоса высокого давления. При нормально работающем двигателе показания давления должны составлять около 300 кг/см² или более (в действительности, соответствующее значение будет отличаться для разных марок автомобилей и условий работы двигателя). Если давление топлива ниже, это означает, что поршневая пара значительно изношена и требует ремонта или замены (чаще всего).
Датчики управления
В современных системах Common Rail на дизельных двигателях, которые управляются ЭБУ (электронным блоком управления), обычно возникают проблемы с датчиками и/или их сигнальной проводкой. Это часто приводит к тому, что на приборной панели загорается предупреждающая лампа Check Engine. Чтобы прочитать номера ошибок и расшифровать их, используйте сканер ошибок. Затем, в соответствии с полученной информацией, следует принять решение о ремонте.
В большинстве случаев датчики выходят из строя (из-за повреждения или возраста) или возникают проблемы с проводкой. Например, провода в местах вибрации и перегибов истираются, рвутся, снижается стоимость изоляции. Все это приводит к тому, что ЭБУ получает от них неверную информацию, что приводит к неправильным управляющим сигналам.
Утечка топлива
Если топливо вытекает из насоса впрыска, причиной, скорее всего, является повреждение его уплотнительных колец. Для диагностики переместите ось рычага насоса при работающем двигателе. Если уплотнительное кольцо повреждено, дизельное топливо будет вытекать из-под него. Иногда утечка происходит из гнезд пар штекеров. В этом случае необходимо провести их диагностику. Для этого насос высокого давления обычно демонтируется.
Чтобы проверить герметичность запорного клапана ВПЧ, выполните следующие действия
Если клапан неисправен, топливо будет просачиваться через отверстие напорного патрубка. В противном случае клапан неисправен.
Схватывание рейки
Чтобы проверить, не заедает ли рейка, сначала отсоедините тяги от рычага регулятора, а также от упорных скоб. Затем, используя рычаг управления насосом, переместите стойку в крайнее положение. Таким образом, при перемещении стойки можно увидеть, «заблокирована» она или нет. Также рекомендуется несколько раз провернуть распределительный вал. В идеале, стойка должна двигаться плавно и без рывков.
Можно также увидеть своими глазами, как движется стойка, но для этого необходимо провести некоторые работы по разборке. На большинстве двигателей необходимо снять крышку насоса. На двигателях JAMZ необходимо открутить корпус ограничителя или заглушку.
Замерзание насоса
В случае отказа насоса впрыска зимой можно проверить, не замерз ли он. Если насос замерз, демонтируйте его и поместите в теплое помещение. Затем подождите, пока она прогреется и восстановится подвижность стойки. Затем насос необходимо разобрать, слить масло и промыть чистым дизельным топливом. Затем необходимо залить новое масло в картер и собрать двигатель. А когда случаются особенно сильные морозы, используется также дизельный размораживатель для размораживания всей топливной магистрали.
Использование стенда
В сервисном центре мастера используют специальные диагностические тестеры, с помощью которых проверяют работу насоса высокого давления. Прежде всего, необходимо проверить производительность насоса. Также проверяется работа поршня и регулирующего клапана (проточного клапана SCV).
Система подключена к датчику положения вала, так что контроллер «видит», в каком положении находится давление насоса, а также клапан управления порциями топлива. Затем позиция запускается и отсчитывается определенное количество циклов (несколько сотен). В результате работы насоса определенное количество топлива вытекает из форсунок в подготовленные стаканы, по которым можно оценить, правильно ли работает каждая форсунка, а также клапан управления порциями топлива.
В некоторых случаях мастера заменяют управляющий клапан на заведомо исправный, чтобы определить фактическое состояние поршневой пары.
Ремонт ТНВД
Способы устранения неисправностей топливных насосов высокого давления зависят от типа устройства, а также от причины поломки. Перечислим наиболее распространенные ремонтные мероприятия.
Замена плунжерной пары своими руками
Перед проведением проверки самостоятельно (без использования специального стенда) необходимо иметь гидравлические инструменты и пару новых поршней, а также опыт проведения ремонтных работ. Мы опишем проверку топливного насоса высокого давления на примере широко используемого насоса впрыска Bosch.
Необходимо понимать, что снятие насоса зависит от конкретной модели автомобиля и даже двигателя, поэтому процедура будет описана в общих чертах. Итак, для замены пары поршней (самый распространенный вид ремонта) вам необходимо:
Обратите внимание, что плунжерную пару можно заменить только в том случае, если вы абсолютно уверены в частичном повреждении устройства, так как это стоит больших денег.
Заедание рейки
Если вы обнаружили, что стойка заклинила, в первую очередь необходимо найти место, где она «заклинила». Это можно сделать, прокачивая шестерню относительно шестерни в соответствующей секции. Если стойка не зажата, образуется небольшой зазор.
Самовосстановление в этом случае маловероятно. Однако в любом случае насос должен быть разобран и показан специалисту!
Профилактические меры
Как известно, профилактика — лучший ремонт, поэтому в целях экономии средств и обеспечения нормальной работы двигателя рекомендуется выполнять простые профилактические мероприятия, которые помогут продлить срок службы топливного насоса высокого давления. В частности:
Вышеперечисленные действия будут способствовать правильной работе не только насоса высокого давления, но и всей топливной системы автомобиля.