Неисправности вакуумного усилителя

Неисправности в системе вакуумного усилителя означают, что водитель не может приложить усилие, необходимое для нормальной работы тормозной системы автомобиля. Существует всего три неисправности вакуумного усилителя тормозов (сокращенно VBP). К ним относятся: снижение давления в трубопроводе (местах соединения), разрыв обратного клапана усилителя тормозов или снижение давления в рабочих камерах.

Третья причина встречается довольно редко, но первые являются основными. Проверка трубки гидроусилителя проста и может быть выполнена даже начинающим водителем. Что касается ремонта, то восстановление герметичности имеет смысл только в местах соединений (хомутов), в остальных случаях, как правило, заменяется вся система регулирования объема или ее соединительные трубки.

Неисправности вакуумного усилителя

Что такое и для чего нужен ВУТ

Для того чтобы определить повреждение вакуумной трубки, полезно описать ее функцию, принцип работы и влияние вакуумного усилителя на работу двигателя. Таким образом, основной задачей вакуумного усилителя является увеличение физического усилия (обычно в 3-5 раз), прилагаемого водителем к педали тормоза. Это чрезвычайно важно, поскольку даже очень сильный человек не может создать достаточное усилие в гидравлической тормозной системе, чтобы в критический момент сжать все тормозные колодки до необходимой величины. Эта сила создается на выходе воздуха и подается через зону во впускном коллекторе двигателя или подается вспомогательным насосом.

VFT состоит из двух камер — атмосферной (со стороны водителя) и вакуумной (со стороны двигателя). Вакуумная камера соединяется с впускным коллектором с помощью подходящей трубы. При нажатии на педаль тормоза вакуумная камера соединяется с атмосферной камерой при помощи толкателя, который имеет так называемый следящий клапан. Затем мембрана соединяется со штоком поршня, и тормозная жидкость нагнетается в тормозные цилиндры. При нажатии на педаль тормоза возвратная пружина заставляет мембрану вернуться в исходное положение и снизить давление тормозной жидкости, что приводит к размыканию тормозных колодок, прерывая торможение.

Неисправности вакуумного усилителя

Конструкция привода с переменной скоростью (VSD)

В самом простом виде вакуум усилителя тормозов забирает вакуум из впускного коллектора. Для этого он соединяется с впускным коллектором с помощью трубы. Однако многие современные автомобили оснащены отдельными вакуумными насосами для вакуумного усилителя. Они бывают двух типов. Первый — механический, приводится в действие распределительным валом двигателя. Второй является электрическим и приводится в движение отдельным электродвигателем. Использование дополнительных насосов повышает не только комфорт тормозной системы, но и ее надежность (например, в случае повреждения и/или отсутствия давления). Насос по-прежнему является лишь вспомогательным элементом, а основное всасывание происходит из впускного коллектора.

Признаки неисправности ВУТ

Частичный отказ усилителя тормозов обязательно проявится, причем с худшей стороны и довольно отчетливо. Симптомы неисправного усилителя включают:

Неисправности вакуумного усилителя

  • Значительное усилие при нажатии на педаль тормоза. Чтобы почувствовать это самому, можно четыре-пять раз нажать на педаль с привычной, безотказной «вакуумной трубкой» и выключенным двигателем. При последнем выжимании усилие на педали значительно увеличится. Иногда может возникнуть обратная ситуация — педаль слишком мягкая. Это указывает на то, что тормозная система заблокирована воздухом.
  • Влияние вакуумного усилителя на работу двигателя. Поскольку ВУТ всасывает вакуум из впускного коллектора, двигатель может изменить режим работы во время торможения (хотя при нормальной работе этого не должно происходить). Причина этого заключается в том, что в коллектор засасывается избыток воздуха, что влияет на состав топливно-воздушной смеси.
  • Шипение вакуумного усилителя тормозов. В частности, шипение возникает при нажатии на педаль. Шипящий звук является самым явным признаком утечки в системе усилителя тормозов (например, когда открывается мембрана) или в магистрали усилителя тормозов или обратном клапане (например, когда изношены резиновые уплотнения).
  • Дребезжание вакуумных насосов. На отказ механического вакуумного насоса обычно указывает грохот, издаваемый его приводным штоком (также может появиться ошибка p1479). Если автомобиль оснащен электрическим вакуумным насосом, водители часто сталкиваются с перегревом двигателя привода вакуумного насоса.
  • Стук при резком торможении. И звук носит инерционный характер, поскольку он вызван ослаблением крепления мембраны.
  • Читайте также:  Ремонт рычага передней подвески на ВАЗ 2101 — 2107

    Поэтому появление одного или нескольких симптомов прямо указывает владельцу автомобиля на необходимость проверки вакуумного усилителя тормозов и его компонентов.

    Ошибка p1479

    Неисправности вакуумного усилителя

    Современные автомобили, оснащенные электронным блоком управления (ЭБУ), часто имеют в своей памяти код ошибки p1479, «Механическая неисправность вакуумной системы усилителя тормозов». С ней сталкиваются владельцы различных автомобилей — Audi, Volkswagen (Touareg, Passat), Ford и других. Причины неисправности контроллера могут быть различными. Например, забор воздуха в трубопроводе между впускным коллектором и непосредственно усилителем тормозов.

    Другой распространенный вариант — результат измерения вакуума вакуумным датчиком. Это особенно актуально, если внутри вакуумного усилителя и/или его труб есть влага. Решение заключается в очистке и просушке трубок, а в редких случаях — в замене самого датчика.

    Также имеет смысл проверить целостность предохранителя, идущего от контроллера к датчику. Каждая машина имеет свою собственную электрическую схему, поэтому в рамках данного материала невозможно дать конкретную информацию.

    Другим вариантом является функция вакуумного насоса. В частности, его электродвигатель, крыльчатка, подшипники, крепление, соединительная колодка, а также реле и предохранитель.

    Причины неисправности вакуумного усилителя

    Вакуумный усилитель и его вспомогательные компоненты являются довольно простыми устройствами, поэтому специалисты выделяют следующие основные и возможные неисправности в системе вакуумного усилителя:

    Неисправности вакуумного усилителя

  • Вакуумная линия негерметична. Это линия, которая создает вакуум, необходимый для правильной работы тормозной системы. Поэтому, если имеется забор воздуха извне, VFT не будет работать. Утечка (забор воздуха) из-за старения резины может происходить в самых разных местах — резиновые линии, фитинги, суппорты.
  • Неисправный обратный клапан. Его задача — стравливать воздух из тормозной системы и не допускать его попадания в систему, а также в главный тормозной цилиндр. Сам клапан может быть неисправен, например, из-за нормального износа или чрезмерного износа резиновых уплотнений.
  • Негерметичность камер вакуумного усилителя. Это относительно редкая причина, которая чаще всего возникает в результате механического повреждения VFT. Например, во время ремонта или в результате аварии.
  • Треснувшая мембрана. Это критическая неисправность, поскольку она возникает внутри самого усилителя и обычно не подлежит ремонту, поэтому ее необходимо заменить. Это вызывает задержку воздуха в бустере и шипящий звук.
  • Образование дополнительного разрыва в VFT. Дело в том, что в результате эксплуатации автомобиля, и в частности механизма крепления вакуумного усилителя, его мембрана немного смещается вперед, что фактически облегчает водителю нажатие на педаль тормоза. Однако это создает ненужный зазор в креплении, который иногда может вызывать дребезжащий шум при резком торможении. Чтобы решить эту проблему, просто отрегулируйте кронштейн, сдвинув его немного вперед. Этот ремонт можно выполнить на СТО или в авторизованном сервисном центре.
  • Читайте также:  Неисправность фазорегулятора

    Если автомобиль оборудован вспомогательным вакуумным насосом, то четвертой неисправностью обычно является частичный или полный отказ этого узла. В то же время сама тормозная система будет работать, но не в оптимальном режиме. В частности, при резком торможении значительно увеличивается усилие, которое водитель должен физически приложить к педали.

    Как проверить вакуумный усилитель тормозов

    Возникает логичный вопрос, как определить, неисправен ли вакуумный усилитель тормозов. На самом деле, сделать это довольно просто, и без использования дополнительного оборудования тест можно провести в гараже или даже на улице.

    Простейшая проверка осуществляется по следующему алгоритму:

  • При выключенном двигателе накачайте вакуумный усилитель (тормозная система). Для этого нажмите на педаль тормоза примерно 4-5 раз.
  • После последнего нажатия педаль должна быть зафиксирована в нажатом положении.
  • Запустите двигатель на холостом ходу.
  • Если вакуумный клапан работает правильно, при запуске двигателя в него будет поступать вакуум, а педаль тормоза будет слегка перемещаться вниз, что будет отчетливо ощущаться, когда вы поставите на нее ногу.
  • Если педаль не перемещается и не реагирует при запуске двигателя, в системе имеется утечка.
  • Если кажется, что тормозная система работает правильно, но при нажатии на педаль тормоза происходит изменение в работе двигателя, стоит провести еще одну проверку. Поэтому тест проводится по следующему алгоритму:

    Отсоедините трубу от впускного коллектора.

    Неисправности вакуумного усилителя

  • Его соединение должно быть герметично «закупорено». Для этой цели можно использовать хомут для шланга или чрезмерно затянутую резиновую трубку с хомутом для шланга.
  • Запустите двигатель и дайте ему немного прогреться.
  • Несколько раз нажмите на педаль тормоза.
  • Если при нажатии на соответствующую педаль нет изменений в работе двигателя (нет увеличения или уменьшения оборотов), значит, имеется утечка в системе усилителя тормозов.
  • Соответственно, если при нажатии на педаль акселератора двигатель начинает «дросселировать», это означает, что вакуумный генератор и его система работают правильно.
  • Обратите внимание, что вышеуказанные проверки должны выполняться при неподвижном автомобиле, так как в этом режиме система вакуумного усилителя не будет работать со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Если при осмотре обнаружено снижение давления, следующим шагом будет обнаружение места повреждения. Это не всегда легко сделать, так как трещина или утечка может быть очень маленькой и иногда обнаруживается в самых неожиданных местах. Тем не менее, следующие компоненты вакуумного усилителя должны быть проверены в качестве контрольной и профилактической меры:

  • Герметичность и общее состояние зажимов трубок ВУТ;
  • Герметичность герметичной трубки VFT в местах крепления и по всей ее длине (если это возможно), причиной снижения давления часто является трещина в этой трубке;
  • Состояние прокладки обратного клапана вакуумного усилителя руля, это также распространенная причина, особенно на старых автомобилях (например, ВАЗ-классика).
  • Читайте также:  Вода под ковриком. Причины проблемы и ее устранение

    Если проверка не дала результатов, стоит просто заменить все шланги вакуумного усилителя с хомутами.

    Проверка обратного клапана

    Проверка обратного клапана VFT возможна одним из двух методов. Первый заключается в демонтаже упомянутого элемента, а второй — в нажатии на педаль тормоза на работающем двигателе.

    Как проверить снятый вакуумный усилитель тормозов

    Неисправности вакуумного усилителя

    После откручивания клапана просто подуйте в патрубок, подключенный к бустеру, ртом или с помощью воздушного компрессора. Если клапан исправен, воздух должен поступать без препятствий. Следующим шагом в этом случае будет забор воздуха из этого соединения. Лучший способ сделать это — через рот. Поэтому клапан не должен пропускать воздух обратно. В противном случае обратный клапан частично или полностью поврежден и подлежит замене. Вместо рта можно использовать плотную резиновую колбу, например, от ареометра.

    Однако удаление обратного клапана — не лучшее решение, так как это может нарушить герметичность системы вакуумного усилителя тормозов. Лучше проверить обратный клапан вакуумного усилителя тормозов на автомобиле самым простым методом. В соответствии со вторым методом проверки рекомендуется следующая процедура

  • запустите двигатель и поработайте в течение одной-двух минут;
  • полностью выжмите педаль тормоза и выключите двигатель;
  • Если обратный клапан неисправен, он закроется, так как на стороне коллектора нет вакуума, а в камере останется вакуум, поэтому педаль не поднимется (для ее поддержания не требуется дополнительных усилий);
  • В противном случае (при резком нажатии на педаль) обратный клапан ATC будет поврежден.
  • Как и в случае с трубопроводами, проще и быстрее заменить обратный клапан на новый, поскольку это устройство обычно неразрушимо и неремонтопригодно, а также относительно недорого.

    Как устранить неисправность

    Ремонт системы вакуумного усилителя имеет смысл только в том случае, если трубка усилителя, его обратный клапан или уплотнение клапана частично вышли из строя. Если замена этих компонентов не помогла, необходима полная замена VFT, поскольку его конструкция является несъемной и не подлежит ремонту.

    Существует несколько причин для замены труб на трубные хомуты:

  • Низкая стоимость материалов;
  • Трудности с определением места утечки;
  • Сложность заделки трещин или других повреждений трубопровода.
  • Замена самого трубопровода не представляет собой ничего сложного, и даже начинающий автолюбитель может сделать это без проблем. Самое главное — купить в автомобильном магазине новый комплект труб, хомутов и соответствующих прокладок. Затем просто поменяйте местами один комплект труб с помощью слесарных инструментов.

    Ремонт вспомогательных насосов

    Как упоминалось выше, когда механический вакуумный насос частично выходит из строя, некоторые водители просто вынимают штифт, тем самым отсоединяя его и устраняя стук, возникающий при работе насоса. В этом случае усилитель тормозов будет работать, но не так эффективно, что отразится в более «тугой» педали тормоза. Некоторые мотоциклисты решают эту ситуацию, поворачивая шток на 180 градусов. Иногда это помогает, так как есть только одна часть.

    В случае с электрическими вакуумными насосами эти устройства обычно не подлежат ремонту, поэтому их просто заменяют на новые.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру