Неисправности блока фазировки могут быть следующими: блок фазировки начинает издавать неприятные дребезжащие звуки, замирает в одном из крайних положений, электромагнитный клапан блока фазировки выходит из строя и в памяти ЭБУ генерируется ошибка.
Хотя ездить с неисправным фазовращателем распредвала можно, важно отметить, что двигатель не будет работать оптимально. Это повлияет на расход топлива и работу двигателя. В зависимости от проблемы со сцеплением, клапаном или системой управления фазами в целом, симптомы и способы их устранения будут различными.
Принцип действия фазорегулятора
Чтобы понять, почему выскакивает модуль изменения фазы или клапан, важно понять, как работает вся система. Это позволит вам лучше понять неисправности и то, как приступить к их устранению.
Двигатель не работает одинаково на разных скоростях. На холостом ходу или низких оборотах двигателя существуют так называемые «узкие фазы», когда скорость выхлопных газов низкая. Напротив, высокие обороты двигателя характеризуются «широкими фазами», при которых объем выхлопных газов высок. Если «широкие фазы» используются на низких скоростях, выхлопные газы смешиваются с новыми впускными газами, снижая мощность двигателя и даже заглушая его. А когда «узкие фазы» используются на высоких оборотах, это приводит к снижению мощности и эффективности двигателя.
Изменение фаз с «узких» на «широкие» позволяет двигателю увеличить мощность и эффективность за счет закрытия и открытия клапанов под разными углами. Это основная задача фазирующего подразделения.
Существует несколько типов систем контроля фаз. VVT (Variable Valve Timing), разработанная Volkswagen, CVVT — используется Kia и Hyindai, VVT-i — используется Toyota и VTC — устанавливается в двигателях Honda, VCP — фазовые контроллеры Renault, Vanos / Double Vanos — система, используемая в BMW. Рассмотрим принцип работы фазовращателя распредвала на примере автомобиля Renault Megane 2 с 16-клапанным двигателем K4M, так как его поломка является «детской болезнью» этого автомобиля и его владельцы часто борются с неработающим фазовращателем распредвала.
Он управляется электромагнитным клапаном, поток масла которого регулируется электроникой с дискретной частотой 0 или 250 Гц. Весь процесс контролируется электронным блоком управления на основе сигналов от датчиков двигателя. Фазовращатель распредвала активируется при увеличении нагрузки двигателя (от 1500 до 4300 об/мин) при выполнении следующих условий
Модуль изменения фазы возвращается в исходное положение при снижении оборотов в тех же условиях, но с той разницей, что рассчитывается нулевой сдвиг фазы. В этом случае блокирующий поршень блокирует механизм. Таким образом, «виновником» отказа модуля изменения фаз может быть не только сам модуль изменения фаз, но и электромагнитный клапан, датчики двигателя, неисправности в двигателе, неисправности в ЭБУ.
Признаки неисправности фазорегулятора
Полный или частичный отказ фазорегулятора можно оценить по следующим симптомам:
Лучше всего провести диагностику, расшифровать ошибки и сбросить их с помощью многомашинного автосканера. Одним из таких вариантов является Rokodil ScanX Pro. Он позволяет считывать показания датчиков большинства автомобилей, выпущенных в 1994 году и позже, нажатием нескольких кнопок. Вы также можете проверить срабатывание датчика, включив/выключив различные функции.
Обратите внимание, что, кроме того, в случае отказа фазовращателя, только некоторые из этих симптомов могут иметь место или проявляться по-разному в разных автомобилях.
Причины неисправности фазорегулятора
Неисправности классифицируются по отношению к самому фазовому модулю и его управляющему клапану. Причины неисправности блока изменения фаз следующие
Но причины отказа клапана vvt могут быть разными.
Причины отказа модуля изменения фазы могут также заключаться в неисправности других связанных с ним компонентов:
Демонтаж и чистка фазорегулятора
Модуль изменения фаз также можно проверить без демонтажа. Однако для проверки износа необходимо снять и разобрать модуль изменения фаз. Чтобы найти его, посмотрите на передний край распределительного вала. В зависимости от конструкции двигателя, демонтаж самого фазовращателя распредвала может быть разным. Однако во всех случаях ремень ГРМ проходит через его крышку. Поэтому необходимо обеспечить доступ к ремню и снять сам ремень.
После отсоединения клапана всегда проверяйте состояние фильтрующей сетки. Если он загрязнен, его необходимо очистить (промыть чистящим средством). Чтобы очистить экран, аккуратно потяните его в месте защелки и снимите с сиденья. Экран можно промыть в бензине или другой чистящей жидкости с помощью зубной щетки или другого мягкого предмета.
Сам клапан модуля переменной фазы также можно очистить от масляных и углеродистых отложений (как внутри, так и снаружи, если позволяет конструкция) с помощью очистителя карбюратора. Если клапан чистый, можно приступать к его проверке.
Как проверить фазорегулятор
Существует один простой метод, как проверить, работает ли модуль переменных фаз в двигателе или нет. Для этого вам понадобятся два тонких провода длиной около полутора метров. Суть теста заключается в следующем:
Проверьте электромагнитный клапан фазорегулятора по следующему алгоритму:
Измерение сопротивления можно провести и без разборки, но при этом необходимо проверить и механический элемент клапана. Для этого вам понадобятся:
Чтобы «продлить срок службы» модуля переменных фаз и его электромагнитного клапана, рекомендуется чаще менять масло и масляные фильтры. Особенно если машина эксплуатируется в сложных условиях.
Ошибка фазорегулятора
Если на Renault Megane 2 возникает неисправность DF080 (цепь переменных характеристик распредвала, разомкнутая цепь), сначала проверьте клапан, используя описанную выше процедуру. Если он работает нормально, то провода от якоря клапана к электронному блоку управления должны быть «подключены» через цепь.
Чаще всего проблемы возникают в двух местах. Первый находится в жгуте проводов, идущем от самого двигателя к блоку управления двигателем. Второй — в самом разъеме. Если жгут проводов цел, осмотрите разъем. Со временем булавки на них отслаиваются. Выполните следующие действия, чтобы затянуть их:
Отключение фазорегулятора
Многих водителей беспокоит вопрос — можно ли ездить с неисправным фазовым регулятором? Ответ: да, можете, но вы должны понимать последствия. Если по каким-то причинам вы решили отсоединить блок фазирования синхронизации, это можно сделать следующим образом (рассматривается на том же Renault Megane 2)
Обратите внимание, что при отключении фазовращателя мощность двигателя снижается примерно на 15%, а расход бензина немного увеличивается.
Заключение
Производители автомобилей рекомендуют заменять клапаны фаз ГРМ каждые 100…200 тыс. км пробега. Если он гремит раньше, то сначала следует проверить его клапан, так как это проще. Решение о подавлении фазовращателя принимает владелец автомобиля, так как это имеет негативные последствия. Снятие и замена самого блока фаз ГРМ — трудоемкая задача на всех современных автомобилях. Поэтому эту процедуру можно выполнять только при наличии опыта и необходимых инструментов. Однако лучше обратиться за помощью в гараж.