Проверка датчика распредвала

Проверка датчика распределительного вала (VDC) позволяет не только проверить его работу, но и убедиться, что в двигателях с фазовым (последовательным) впрыском топливо подается точно в нужном порядке. Другое название устройства — датчик фазы (его часто используют владельцы отечественных автомобилей ВАЗ). Проверку можно выполнить с помощью мультиметра, переключенного в режим вольтметра, и/или осциллографа. Проверка датчика положения распределительного вала по своей сути проста, и с ней может справиться даже начинающий автолюбитель.

Проверка датчика распределительного вала

Что такое датчик распределительного вала

Прежде чем перейти к вопросу проверки датчика положения распределительного вала, необходимо знать, что это за устройство, для чего оно используется и по какому принципу работает. Это поможет уточнить детали проверки в будущем.

Проверка датчика распределительного вала

Датчик положения распредвала — это устройство, которое регистрирует угловое положение определенного распредвала в определенный момент времени. Полученная информация передается в электронный блок управления (ЭБУ) двигателя, и на основе этой информации ЭБУ выдает команды на впрыск топлива и воспламенение воздушно-топливной смеси в каждом цилиндре в определенный момент времени.

Работа датчика положения распределительного вала основана на эффекте Холла. На распределительном валу имеется металлический зуб, который при вращении распределительного вала изменяет магнитное поле в датчике приближения. Этот зуб называется рэппер. Рэпер обнаруживает изменения в магнитном поле и преобразует их в низковольтный электрический сигнал. Затем этот сигнал передается на электронный блок управления.

Фактически, датчик положения распредвала распознает только одно положение, которое соответствует положению поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке. Затем происходит поэтапный впрыск топлива в последовательность цилиндров. Обычно это система 1-3-4-2.

Датчики положения распредвала устанавливаются на двигатели с раздельным (фазированным) впрыском примерно с 2005 года.

Если датчик положения распредвала выходит из строя (ЭБУ получает от него ошибочную информацию или не получает ее вовсе), программируется переход в аварийный режим. Это предполагает использование паропараллельной (групповой) подачи топлива в двигатель. Это имеет два негативных эффекта:

  1. Небольшая потеря мощности двигателя, особенно при движении в критических режимах (ускорение, движение под нагрузкой).
  2. Расход топлива увеличивается примерно на 10-20 % (в зависимости от мощности двигателя, конструкции и условий эксплуатации).

В случае дизельных двигателей датчики положения распределительного вала сконструированы аналогичным образом, но с одним отличием. Дело в том, что датчик регистрирует положение не только первого цилиндра, но и всех цилиндров. Это происходит потому, что для каждого цилиндра на целевом диске имеется отдельный зуб.

Поэтому, если датчик вышел из строя, имеет смысл как можно скорее провести его диагностику и при необходимости заменить.

Признаки поломки ДПРВ

Существует несколько типичных симптомов, указывающих на неисправность датчика положения распределительного вала. Следует сразу отметить, что перечисленные ниже симптомы могут указывать на совершенно разные неисправности. Поэтому имеет смысл провести дополнительную диагностику. Таким образом, признаки неисправности датчика положения распределительного вала:

Читайте также:  Герметик для фар

Проверка датчика распределительного вала

  • Проблемы с запуском двигателя, в любых условиях — «холодный», «горячий» и в других режимах. Обычно это выражается в том, что для вращения стартера требуется больше времени.
  • Неустойчивая работа двигателя, «плавающие» рабочие и холостые обороты двигателя.
  • «Провалы» в движении автомобиля, при нажатии на педаль акселератора он реагирует не сразу, теряются динамические характеристики автомобиля (плохое ускорение, отсутствие сцепления с дорогой, особенно при нагрузке и при движении в гору).
  • При отпускании педали акселератора двигатель останавливается.
  • Увеличивается расход топлива (на 10-20%).
  • На панели приборов горит предупреждающая лампа Check Engine. Дальнейшую диагностику необходимо проводить с помощью электронного сканера (например, ELM 327 или эквивалент). Здесь характерные ошибки, связанные с работой датчика, имеют номера P0340, P0342, P0343.
  • В действительности датчик положения распределительного вала является простым и достаточно надежным устройством и поэтому редко выходит из строя. Чаще всего из строя выходит проводка — провода перетираются, на них повреждается изоляция, выходит из строя так называемая фишка, то есть место, где датчик подключается к цепи автомобиля.

    Однако в случае с бензиновыми автомобилями описанные выше проблемы не столь очевидны. Однако неисправный датчик положения распределительного вала также может вызвать проблемы у владельцев автомобилей, оснащенных системами сжиженного газа, особенно четвертого поколения. Описанные выше неисправности и проблемы могут встречаться на таких автомобилях «во всей красе». Поэтому владельцам автомобилей, оборудованных системами LPG, рекомендуется как можно скорее провести диагностику и заменить датчик в случае подозрения на его неисправность.

    Расположение ДПРВ на двигателе

    Чтобы проверить датчик положения распределительного вала, необходимо знать, где он расположен. На восьмиклапанных двигателях VDC обычно устанавливается в конце головки блока цилиндров. На шестнадцатиклапанных двигателях он также устанавливается на головке блока цилиндров, обычно рядом с первым цилиндром.

    В популярных отечественных автомобилях ВАЗ их владельцы называют эти устройства фазовращателями. Их положение в этих двигателях аналогично. Так, в восьмиклапанных двигателях датчик расположен с левой стороны головки блока цилиндров (если смотреть по направлению движения). В 16-клапанном двигателе он расположен с правой стороны в передней части двигателя. В последнем случае датчик нельзя увидеть визуально; его положение можно определить только по идущим к нему сигнальным и питающим линиям. Датчик фаз ВАЗ 2114 устанавливается возле воздушного фильтра, рядом с головкой блока цилиндров.

    Способы проверки датчика распредвала

    Проверка датчика распределительного вала

    Перед проверкой датчика с помощью мультиметра или других электронных приборов проверьте его механическую целостность. В частности, он установлен в корпусе с уплотнительным кольцом для обеспечения надежной фиксации. Необходимо проверить его состояние. Также стоит проверить корпус датчика на наличие трещин или других повреждений. Также рекомендуется проверить направляющий диск на наличие поврежденных зубцов, металлической стружки на корпусе датчика или рядом с ним.

    Читайте также:  Ошибки при использовании кондиционера в автомобиле

    В Интернете можно найти информацию о том, что работу DDPW можно определить, просто проверив его магнитные свойства. В частности, на его конец (рабочую часть) следует поместить небольшой металлический кусочек, который должен «прилипнуть» к датчику. В действительности это не так, и неработающий датчик SD может быть магнитным, а может и не быть. Поэтому испытание следует проводить другими методами.

    Существует два основных способа проверки датчика положения распределительного вала — с помощью электронного мультиметра и осциллографа. Первый метод более простой и быстрый, но второй метод более точный и предоставляет больше диагностической информации.

    Проверка датчика распредвала мультиметром

    Чтобы проверить датчик положения распределительного вала, его необходимо демонтировать. Это просто, достаточно отсоединить жгут проводов и открутить крепежный винт. Вам также понадобится небольшой металлический предмет (черный металл, чтобы он был магнитным).

    Проверка датчика распределительного вала

    Схема подключения датчика пробной фазы 21110-3706040

    Проверка датчика распределительного вала

    Схема подключения для проверки датчика фазы 21120-3706040

    Алгоритм проверки с помощью мультиметра следующий:

    1. Возьмите мультиметр и переключите его в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 В (зависит от конкретной модели мультиметра).
    2. Отсоедините «штекер» от датчика, отпустив фиксатор.
    3. Извлеките датчик из гнезда.
    4. На датчике «фишки» автомобиля ВАЗ 21110-3706040 (и многих других) контакт «А» соответствует общей земле, контакт «С» — плюсовой провод от реле управления, а контакт «В» — сигнальный (центральный) провод. Контакт «A» соответствует GND на разъеме датчика 21120-3706040, контакт «B» — плюсовой провод от реле управления, а контакт «C» — сигнальный провод.
    5. Проверьте наличие питания на разъемах. Для этого включите зажигание в автомобиле (но не запускайте двигатель) и проведите измерения мультиметром. Если питание на клеммах отсутствует, ищите причину. Это может быть неисправность проводки (повреждение изоляции, обрыв провода), отказ реле управления, «неисправность» электронного блока управления (ЭБУ).
    6. Затем подключите датчики для проверки в соответствии со схемами, показанными на рисунке.
    7. Подайте на датчик напряжение 13,5±0,5 В (допустимо более низкое напряжение, например, 12…12,5 В от батареи).
    8. Если после подачи напряжения на датчик вольтметр не обнаруживает на нем напряжения, это означает, что либо сам датчик неисправен, испытание можно прекратить и подготовиться к замене датчика на новый.
    9. Измерьте напряжение между плюсовой и сигнальной клеммами. Оно должно составлять не менее 90% от напряжения питания (т.е. если напряжение питания составляет 12 В, напряжение на сигнальном контакте должно быть не менее 10,8 В).
    10. Прижмите заранее подготовленный металлический предмет к концу датчика (его сигнальной части). Снова измерьте напряжение на сигнальном контакте. Оно не должно быть больше 0,4 В. Снимите плату — напряжение должно вернуться к 90…100% от напряжения питания. Если в процессе проверки возникают какие-либо отклонения от нормы, датчик неисправен и подлежит замене.
    Читайте также:  Причины неисправности двигателя BMW

    Обратите внимание, что рекомендуется проверять не только уже установленные в двигателе датчики, но и вновь приобретенные, так как всегда существует риск покупки бракованного товара.

    Проверка ДПРВ с помощью осциллографа

    Проверка датчика распределительного вала

    Осциллограф помогает определить, как работает датчик положения распредвала и излучает ли он импульсы. Осциллограф — это простая программа моделирования на ноутбуке или подобном устройстве. Подключите датчик распредвала и снимите с него осциллограмму. В идеале должен получиться ровный график с одним падающим пиком, который соответствует прохождению рэпера через датчик. Однако если осциллограмма имеет другую форму, требуется дополнительная проверка.

    Когда осциллограф диагностирует датчик распредвала в автомобиле Nissan (особенно Nissan Almera), форма осциллограммы будет другой. Он будет не плоским, а в виде 3 импульсов, затем промежуток, затем 4 импульса — промежуток, 2 импульса — промежуток и один импульс — промежуток. Для двигателей этого производителя это нормальная характеристика.

    Замена датчика положения РВ

    Если в ходе проверки выяснится, что датчик положения распределительного вала неисправен, его следует заменить. Как правило, эти устройства не подлежат ремонту, поскольку их корпус герметичен и не может быть извлечен. Датчик стоит недорого, а процедура замены проста, и с ней справится даже начинающий автолюбитель.

    Алгоритм замены датчиков выглядит следующим образом:

    Проверка датчика распределительного вала

    1. При выключенном двигателе отсоедините отрицательную клемму аккумулятора.
    2. Отсоедините кабель от датчика положения распредвала (как для проверки).
    3. В зависимости от модели автомобиля снимите детали, затрудняющие доступ к датчику. Например, на современных автомобилях, таких как Lada Vesta, снимите кронштейн дополнительного оборудования.
    4. С помощью гаечного ключа выкрутите один или два крепежных винта, в зависимости от типа крепления. Размер гаечного ключа может быть разным, обычно для ВАЗ это ключ на 10 мм.
    5. После снятия кронштейна необходимо также извлечь датчик из гнезда.
    6. Установка нового датчика выполняется в обратном порядке.
    7. Подключите минусовую клемму к аккумулятору.

    При покупке нового датчика положения распределительного вала обратите внимание на состояние уплотнительного кольца. Обычно он продается отдельно. При замене датчика рекомендуется также заменить уплотнительное кольцо, так как со временем оно изнашивается и теряет эластичность. Старое уплотнительное кольцо следует использовать только в случае крайней необходимости, когда нет возможности приобрести новое.

    Заключение

    Датчик положения распределительного вала — это несложное, но важное устройство в двигателе, от работы которого зависит нормальное функционирование двигателя. Поэтому при обнаружении признаков его неисправности рекомендуется как можно скорее провести соответствующие диагностические процедуры. Они несложные, и с ними может справиться даже неопытный автовладелец. То же самое относится и к его замене. Цена датчика фаз для автомобилей ВАЗ на зиму 2019 года составляет около 400 рублей.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру