Систему охлаждения можно проверить различными методами, и выбор зависит от причины плохой работы системы. Например, если из выхлопной трубы идет белый дым, ищите утечку антифриза; если есть воздушная пробка в системе, проверьте контур охлаждающей жидкости и его герметичность. Также проверьте, нет ли утечек антифриза, проверьте крышку радиатора и расширительный бачок, убедитесь в исправности датчика охлаждающей жидкости.
Часто автовладельцы промывают систему охлаждения двигателя специальными или подручными средствами. В некоторых случаях полезно заменить антифриз или золу, поскольку эти технологические жидкости со временем теряют свои свойства или изначально были неправильно подобраны, например, предыдущим владельцем автомобиля.
- Признаки неисправности системы охлаждения
- Причины неисправности системы охлаждения
- Как проверить систему охлаждения двигателя
- Как проверить газы в системе охлаждения
- Белые выхлопные газы
- Проверка выхлопных газов в системе охлаждения
- Как проверить утечку
- Проверка герметичности системы охлаждения
- Давление в системе
- Крышка радиатора
- Проверка вентилятора системы охлаждения
- Как проверить циркуляцию охлаждающей жидкости
- Термостат
- Радиатор
- Проверка датчика температуры ОЖ
- Состояние охлаждающей жидкости
- Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя
Признаки неисправности системы охлаждения
Существует ряд типичных признаков, которые явно указывают на то, что система охлаждения частично или полностью вышла из строя и требует диагностики. К ним относятся:
Появление хотя бы одного из перечисленных выше симптомов указывает на то, что рекомендуется провести диагностику системы охлаждения двигателя.
Причины неисправности системы охлаждения
Как только появляются первые признаки неисправности, необходимо искать причину неисправности и устранять ее соответствующим образом.
Эксплуатация двигателя внутреннего сгорания с неисправной системой охлаждения значительно снижает его эффективность и срок службы!
Неисправность системы охлаждения может быть вызвана следующими причинами
Каждая из этих причин диагностируется по-разному в зависимости от ее неисправных компонентов.
Как проверить систему охлаждения двигателя
Проверка системы охлаждения автомобиля требует осмотра семи ее компонентов. Основная цель — определить наличие газов в системе, проверить герметичность и обнаружить утечки, определить давление в системе, состояние циркуляции охлаждающей жидкости и рабочую температуру вентиляторов и термостата.
Поэтому необходимо проверить следующие компоненты системы охлаждения
Ниже мы кратко опишем, как проводить диагностику вышеперечисленных узлов и механизмов.
Как проверить газы в системе охлаждения
Правильная проверка заключается в определении наличия влаги в выхлопных газах и ее присутствия в системе охлаждения.
Белые выхлопные газы
На плохое состояние системы охлаждения и всего двигателя часто указывают белые выхлопные газы. Они вызваны утечкой антифриза (охлаждающей жидкости) из системы охлаждения непосредственно в камеру сгорания, где он разбавляется в топливно-воздушной смеси и сгорает вместе с ней. Причиной этого обычно является пробитая прокладка головки блока цилиндров.
Определить, что белый дым является результатом наличия антифриза в двигателе, довольно просто. Для этого выньте щуп из гнезда в блоке цилиндров и проверьте уровень масла. Как его уровень, так и состояние. Обычно также пробитая прокладка головки блока цилиндров «пропускает» масло, и его уровень быстро падает. Второе, на что следует обратить внимание, — это его состояние. Если в масляную среду попадает антифриз, моторное масло становится белым и выглядит как сметана или сливки (это зависит от количества и времени смешивания этих двух технологических жидкостей).
Другой способ проверки наличия испарившейся охлаждающей жидкости в выхлопной трубе — приложить белую чистую ткань к выхлопной трубе. Если в выхлопе присутствует влага, это означает, что она попала в цилиндры либо из топлива, либо из системы охлаждения (обычно это происходит, когда в качестве антифриза используется вода). Если на ткани появляются синеватые или желтоватые пятна, это следы «уходящего» антифриза. Эти пятна обычно имеют кислый запах. Дальнейшая диагностика должна быть проведена соответствующим образом.
Проверка выхлопных газов в системе охлаждения
Пробитая прокладка головки блока цилиндров часто приводит к попаданию выхлопных газов в систему охлаждения. Симптомы могут быть разными, но они такие же, как и при удушении системы. Например:
Чтобы определить наличие газа в системе охлаждения двигателя, можно воспользоваться тем же методом, что и для проверки прокладки головки блока цилиндров на герметичность — использовать презерватив или воздушный шарик. Проверьте в соответствии со следующим алгоритмом:
Не рекомендуется, по крайней мере в долгосрочной перспективе, эксплуатировать автомобиль с заполненной воздухом (газом) системой охлаждения, так как это может привести к значительному перегреву двигателя и его частичному или полному отказу.
Как проверить утечку
Еще одной распространенной проблемой в системе охлаждения двигателя автомобиля является утечка. Это приводит к утечке жидкости или закупорке, хотя это может быть вызвано и другими причинами. Утечки могут возникать во многих местах, но чаще всего в местах соединения форсунок.
Проверка герметичности системы охлаждения
Это потеря охлаждающей жидкости из-за утечек в системе. Поэтому для проверки герметичности следует осмотреть следующие компоненты
Наличие утечек определяется визуально путем проверки на наличие мокрых пятен или с помощью ультрафиолетового света. Существует специальное флуоресцентное вещество, которое можно добавить в антифриз перед заполнением системы. Многие современные антифризы также имеют такие добавки, поставляемые с завода. Использование флуоресцентных присадок обеспечивает большее удобство при диагностике, так как в случае утечки охлаждающей жидкости достаточно использовать ультрафиолетовую лампу для определения места повреждения, что значительно сокращает время и усилия владельца автомобиля или мастера, затрачиваемые на поиск места утечки.
Давление в системе
В системе охлаждения всегда должно быть положительное давление. Это необходимо для повышения температуры кипения теплоносителя, поскольку из законов физики известно, что температура кипения повышается при увеличении давления. В большинстве современных автомобилей температура антифриза при нормальной рабочей температуре двигателя составляет около +80°C … +90°C. Поэтому, если произойдет декомпрессия, давление упадет, а вместе с ним и температура кипения теплоносителя. Кстати, температура кипения старого антифриза ниже, чем у свежезалитого, поэтому охлаждающую жидкость следует менять в соответствии с правилами.
Однако существует и обратная проблема, когда давление в системе охлаждения значительно возрастает. Причиной этого обычно является неисправный воздушный клапан в крышке радиатора или расширительном бачке (на разных автомобилях этот клапан может находиться как на одной, так и на другой крышке). Как это проверить и для чего это нужно, читайте в следующем разделе.
Повышенное давление опасно тем, что в таких условиях даже новый антифриз, рассчитанный на температуру кипения около +130 °C, может закипеть со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, если такая ситуация возникла в вашем автомобиле, мы рекомендуем просто заменить крышку радиатора на новую. В крайнем случае можно попытаться очистить и отремонтировать старый, но это не лучшая идея.
Крышка радиатора
Как упоминалось выше, давление в системе охлаждения не является постоянным и увеличивается по мере нагрева жидкости. Долив антифриза осуществляется через крышку радиатора или крышку расширительного бачка. Крышка радиатора имеет два клапана — перепускной клапан (иначе известный как паровой клапан) и атмосферный клапан (впускной клапан). Перепускной клапан необходим для плавного регулирования давления в системе. Он используется для стравливания избыточного давления и поддержания значения давления на заданном уровне. Он используется при работающем двигателе. Функция атмосферного клапана противоположна и заключается в том, чтобы пропускать воздух в систему через крышку, когда охлаждающая жидкость в системе остывает. Обычно минимальное значение составляет около 50 кПа (в старых советских автомобилях), а максимальное — около 130 кПа (в современных иномарках).
Осмотр системы охлаждения также включает проверку крышки радиатора и входящих в нее клапанов. Кроме них, необходимо проверить его общее состояние (износ резьбы, износ поверхности, трещины, коррозия). Также следует проверить пружину крышки и ее уплотнительное соединение. Если пробка не работает должным образом, соединения и даже радиатор будут разбухать при нагревании антифриза и сжиматься при охлаждении. В любом случае, такая деформация негативно скажется как на состоянии самого радиатора, так и на работе всей установки.
Проверка вентилятора системы охлаждения
Перед проверкой вентилятора системы охлаждения важно помнить, что существует три типа привода вентилятора — механический, гидромеханический и электрический. Механический привод используется в старых карбюраторных автомобилях и приводится в действие натяжным ремнем, соединенным с коленчатым валом.
Для гидромеханического привода необходим гидропривод, т.е. гидравлическая система, что встречается довольно редко. Вентилятор приводится в действие с помощью вязкостной муфты. Он передает крутящий момент от коленчатого вала непосредственно на вентилятор. Вязкостная муфта регулирует скорость вращения вентилятора путем введения в масло заполняющей жидкости — силикона. С другой стороны, гидравлическая муфта регулирует скорость вращения вентилятора за счет количества жидкости в муфте.
Наиболее распространенным приводом вентилятора охлаждения является электропривод. Он управляется непосредственно ЭБУ на основе информации от нескольких датчиков, включая датчик температуры охлаждающей жидкости.
Приведенная выше информация необходима для того, чтобы понять, что проверять в конкретном случае. Например, в простейшем механическом приводе можно проверить натяжение ремня, целостность подшипников вентилятора, его ротор, его чистоту.
Для вентиляторов, управляемых вязкостной или гидравлической муфтой, следует также проверить вращающиеся подшипники и состояние рабочего колеса. Однако самым важным является работа сцеплений. Лучше не делать это самостоятельно, а обратиться за помощью в автосервис, так как для проверки и разборки необходимо дополнительное оборудование.
Диагностика наиболее распространенного электрического привода вентилятора включает проверку следующих компонентов:
Используйте обычный электронный мультиметр, переключенный в режим измерения постоянного напряжения.
Как проверить циркуляцию охлаждающей жидкости
Насос и термостат отвечают за циркуляцию. Поэтому, если его производительность ухудшится, давление в системе охлаждения также изменится. Поэтому обязательно нужно проверить насос и проверить термостат. Циркуляция также прекращается, если радиатор засоряется продуктами разложения, поэтому его также необходимо проверить.
Термостат
Термостат позволяет двигателю быстрее прогреваться и охлаждающей жидкости достигать рабочей температуры в холодное время года и предотвращает перегрев двигателя в теплое время года. Проверить его довольно просто, даже без демонтажа с автомобиля. Однако перед этим необходимо определить местонахождение термостата. Как правило, термостат расположен за радиатором и соединен с ним толстой трубкой, на которую и следует обратить внимание. Для проверки используется следующий алгоритм:
Если термостат не открывается во время проверки или открыт с самого начала, необходимо провести дополнительную диагностику после удаления термостата. Это делается в кастрюле с горячей водой и термометром.
Термостат может полностью выйти из строя (что случается нечасто), или он может быть просто забит мусором. В этом случае его можно просто очистить и переустановить, но лучше заменить на новый.
Радиатор
Проверка радиатора включает в себя определение его герметичности или засоренности, а также эффективности охлаждения антифриза. Внимательно осмотрите корпус радиатора (в холодном состоянии) и места подключения радиатора к соответствующим шланговым соединениям. Если есть микротрещины, охлаждающая жидкость будет просачиваться через них, поскольку антифриз очень текуч. Например, после того, как автомобиль был припаркован на некоторое время, вы можете обнаружить капли охлаждающей жидкости на асфальте (или другой поверхности).
Вы также можете проверить работу радиатора — если все остальные компоненты системы охлаждения работают нормально, радиатор, вероятно, засорен изнутри и не может выполнять свои функции должным образом. В этом случае вы можете либо очистить всю систему охлаждения (это в любом случае не повредит), либо снять радиатор (если это возможно) и очистить его отдельно внутри и снаружи.
Проверка датчика температуры ОЖ
Все современные автомобили с двигателями, управляемыми электронным блоком управления (ЭБУ), оснащены датчиком температуры охлаждающей жидкости. Это необходимо для передачи соответствующей информации в ЭБУ, который, в свою очередь, корректирует другие сигналы, связанные с работой.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно — датчик температуры охлаждающей жидкости) представляет собой термистор, т.е. резистор, который изменяет свое внутреннее электрическое сопротивление в зависимости от изменения температуры его чувствительного элемента. Последний помещается в магистраль охлаждающей жидкости для выполнения своей функции. Датчик проверяется с помощью электронного мультиметра, переключенного в режим омметра, т.е. измерения сопротивления.
Состояние охлаждающей жидкости
Прежде всего, следует помнить, что каждый производитель автомобилей рекомендует определенный тип антифриза для выпускаемых им автомобилей. Более того, некоторые из них можно смешивать друг с другом, а некоторые категорически нельзя! Поэтому необходимо использовать рекомендованный антифриз. Кроме того, существует список регламентных работ, включающий периодическую замену охлаждающей жидкости. В среднем рекомендуется делать это каждые два года.
При проверке системы охлаждения следует обратить внимание на уровень и состояние антифриза. Уровень можно проверить по соответствующим отметкам MIN и MAX на стенках расширительного бака. Слишком малое количество жидкости так же плохо, как и слишком большое. Однако обычно он постепенно заканчивается, поэтому его необходимо периодически доливать антифризом.
При проверке охлаждающей жидкости следует также обратить внимание на ее состояние. В частности, он должен быть максимально чистым и ясным. Если в антифризе слишком много примесей и/или примесей, он теряет некоторые из своих функциональных свойств, в частности, снижается температура кипения, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Также обратите внимание на наличие маслянистой пленки на поверхности жидкости в расширительном бачке. В этом случае жидкость следует заменить, а систему дополнительно продиагностировать, чтобы выяснить, откуда масло попадает в антифриз.
Последней проверкой в этом отношении является запах. Обычно новый антифриз имеет сладковатый запах. Если, с другой стороны, охлаждающая жидкость имеет запах гари, это означает, что она частично вышла из строя и должна быть заменена.
Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя
Проблемы с системой охлаждения обычно возникают из-за несвоевременного или некачественного обслуживания отдельных компонентов системы охлаждения или использования неподходящего антифриза. Поэтому периодическое техническое обслуживание и диагностика необходимы для того, чтобы система охлаждения работала правильно и выполняла свои функции в течение длительного времени. В перечень этих процедур входят:
Помните, что профилактические меры всегда требуют меньше времени и труда. Кроме того, правильно функционирующая система охлаждения увеличивает общий срок службы двигателя вашего автомобиля.