Неисправности сцепления

Неисправность сцепления проявляется внешне в виде пробуксовки, рывков, шума или жужжания, вибрации при включении или неполном включении. Следует различать неисправности в самом сцеплении и в приводе сцепления или в самой коробке передач. Привод бывает механическим или гидравлическим, и каждый из них имеет свои конструктивные особенности и недостатки.

Неисправности сцепления

Само сцепление состоит из корзины сцепления и ведомого диска (дисков). Срок службы всего сцепления в сборе зависит от нескольких параметров — качества сборки и марки сцепления, технических характеристик сцепления и условий эксплуатации автомобиля и, в частности, сцепления в сборе. Обычный легковой автомобиль не должен иметь проблем со сцеплением до 100 000 км пробега.

Таблица неисправностей сцепления

ЗнакиПричины
Сцепление «работает» (диски не разделяются)Варианты:
  • Признаки деформации тормозного диска;
  • Шлицы на тормозном диске изношены;
  • Изношенная или поврежденная накладка на ведомом диске;
  • Повреждена или ослаблена пружина диафрагмы.
  • Заедание сцепленияУказывает на то, что сцепление
  • изношенные или поврежденные накладки тормозных дисков;
  • жирный тормозной диск;
  • ослаблена или сломана пружина диафрагмы;
  • износ поверхности маховика;
  • засорение гидравлического цилиндра;
  • неисправный рабочий цилиндр;
  • заклинивший кабель;
  • Запеченная вилка выключения сцепления.
  • Рывки автомобиля при работе сцепления (при запуске автомобиля и переключении передач в движении)Возможные режимы отказа:
  • Износ или повреждение фрикционных накладок;
  • жирный тормозной диск;
  • Заедание поверхностей скольжения ступицы подвижного колеса;
  • деформация диафрагменной пружины;
  • Износ или поломка демпфирующих пружин;
  • деформация нажимного диска;
  • ослабленные крепления двигателя.
  • Вибрация при включении сцепленияМожет быть:
  • изношенные шлицы на фрикционном диске;
  • деформация тормозного диска;
  • жирный тормозной диск;
  • Деформация диафрагменной пружины;
  • Ослабленные крепления двигателя.
  • Шум при отпускании сцепленияИзношен или поврежден выжимной подшипник сцепления.
    Сцепление не расцепляетсяПроисходит с:
  • неисправный кабель (механический привод);
  • в системе имеется утечка или в систему попадает воздух (гидравлический привод);
  • Неисправный датчик, исполнительный механизм или узел исполнительного механизма (электронный исполнительный механизм).
  • При выжатом сцеплении педаль остается на полу.Происходит, когда:
  • Отпадает возвратная пружина педали или фиксирующая вилка;
  • Выжимной подшипник заклинило.
  • Главные неисправности сцепления

    Неисправности сцепления можно разделить на две категории: неисправности в самом сцеплении и неисправности в приводе сцепления. Характерны проблемы с самим сцеплением:

    Неисправности сцепления

  • Износ и повреждение накладок сцепления;
  • деформация тормозного диска;
  • жирные скользящие подушечки;
  • изношенные шлицы на тормозном диске;
  • Износ или поломка демпфирующих пружин;
  • Пружины диафрагмы изношены или ослаблены;
  • Изношен или треснут выжимной подшипник сцепления;
  • Износ поверхности маховика;
  • износ поверхности нажимного диска;
  • Заедание разжимной вилки.
  • Что касается привода сцепления, то отказы зависят от того, является ли привод механическим или гидравлическим. Например, неисправности в механическом приводе сцепления включают:

  • Неисправность системы приводных рычагов;
  • Повреждение, заклинивание, удлинение или даже разрыв приводного кабеля.
  • В системе гидравлического привода возможны следующие неисправности:

  • Засорение в гидравлической системе, ее шлангах и соединениях;
  • Утечка в системе (причина утечки рабочей жидкости или утечки воздуха из системы);
  • Неисправность рабочего цилиндра (обычно из-за дефекта уплотнительной манжеты).
  • Перечисленные недостатки являются типичными, но не единственными. Причины перечислены ниже.

    Признаки неисправности сцепления

    Симптомы неисправного сцепления зависят от типа неисправности.

  • Неполное отключение сцепления. Проще говоря, сцепление «проскальзывает». В этой ситуации ведущий и ведомый диски не полностью разжимаются при нажатии на педаль привода и лишь слегка соприкасаются. В этом случае при попытке переключить передачу раздается стук тележек сцепления. Это очень неприятная неисправность, которая может привести к быстрому выходу из строя коробки передач.
  • Неисправности сцепления

  • Проскальзывание диска. То есть, его неполная вовлеченность. Такое возможное разрушение сцепления приводит к тому, что поверхности опорного и ведущего дисков не прилегают друг к другу, поэтому они проскальзывают между собой. Симптомом пробуксовки сцепления является запах горелых фрикционных накладок тормозных дисков. Запах похож на запах жженой резины. Этот эффект чаще всего возникает при движении на крутой подъем или при резком старте. Другим симптомом пробуксовки сцепления является ситуация, когда обороты двигателя увеличиваются, а коленчатый вал только ускоряется, в то время как автомобиль не разгоняется. Это означает, что на коробку передач передается лишь небольшая часть мощности двигателя.
  • Наличие вибрации и/или шума при включении или выключении сцепления.
  • Подергивающийся звук при работе сцепления. Они могут возникать как при запуске автомобиля, так и при движении с включенной или выключенной коробкой переключения передач.
  • Читайте также:  Большой расход топлива

    Вибрация и рывки сцепления сами по себе являются симптомами неисправности. В случае их возникновения следует провести диагностику и устранить проблему как можно скорее, чтобы снизить затраты.

    Как проверить сцепление

    Если во время эксплуатации возникает хотя бы один из вышеперечисленных симптомов неисправности сцепления, необходимо проверить отдельные компоненты сцепления. Сцепление в автомобиле с механической коробкой передач можно проверить на наличие 3 основных неисправностей без разборки.

    «Ведет» или «не ведет»

    Чтобы проверить, «едет» ли автомобиль, запустите двигатель на холостом ходу, выжмите сцепление и включите первую или заднюю передачу. Если необходимо приложить значительные физические усилия, вы услышите хруст или просто «нездоровые» звуки — это означает, что диск сцепления не полностью отходит от маховика. Единственный способ убедиться в этом — снять сцепление для дальнейшей диагностики.

    Еще один способ проверить, работает ли сцепление под нагрузкой (под нагрузкой или на подъеме) — почувствовать запах горелой резины. Сгорают фрикционные муфты сцепления. Его необходимо разобрать и проверить.

    Буксует ли сцепление

    Используйте ручной тормоз, чтобы проверить, не пробуксовывает ли сцепление. В частности, установите ручной тормоз на ровной поверхности, выжмите сцепление и включите третью или четвертую передачу. Затем попробуйте плавно отъехать на первой передаче.

    Если двигатель не работает и останавливается, сцепление в порядке. Если двигатель не гаснет, а машина глохнет, это означает, что сцепление заблокировано. Конечно, при проверке сцепления обратите внимание на то, не издает ли оно каких-либо необычных звуков или вибраций во время работы.

    Проверка износа сцепления

    Проверить износ фрикционного диска и понять, что сцепление необходимо заменить, довольно просто. В частности, вам необходимо:

    1. Запустите двигатель и включите первую передачу.
    2. Без наддува, после попытки тронуться с места, чтобы проверить состояние диска сцепления.
  • Если сцепление «схватывает» в самом начале, это означает, что диск сцепления и сцепление находятся в идеальном состоянии;
  • Если он находится где-то посередине, диск сцепления изношен на 40…50% или требует дополнительной регулировки;
  • Если сцепление включается только в конце хода педали, диск сцепления критически изношен и подлежит замене. Или достаточно отрегулировать сцепление с помощью соответствующих регулировочных гаек.
  • Причины неисправности сцепления

    Наиболее распространенной причиной является пробуксовка или ослабление сцепления. Скольжение может быть вызвано следующими факторами:

    Неисправности сцепления

  • Естественный износ ведущего и/или ведомого дисков. Эта ситуация возникает, когда автомобиль эксплуатируется в течение длительного периода времени, даже при нормальной эксплуатации. В частности, наблюдается сильный износ фрикционных накладок ведомого диска, а также износ рабочих поверхностей сепаратора и маховика.
  • «Сжигание» сцепления. «Сгорание» сцепления может быть вызвано, например, частым стартом с «педалью в пол». То же самое может произойти при длительной перегрузке машины и двигателя. Например, при длительном движении с тяжелым грузом и/или в гору. Другая ситуация — частая езда «по эстакаде» по бездорожью или в снежных заносах. Также сцепление может «выстрелить», если во время движения не выжимать педаль до конца, стараясь избегать резких рывков и толчков. Вам действительно не стоит этого делать.
  • Проблемы с выжимным подшипником. Если это происходит, то имеет место значительный износ («зажевывание») прижимных лопаток корзины.
  • Вибрация машины при запуске (или иногда при переключении передач) вызвана ослаблением демпфирующих пружин во фрикционном диске. Другая возможность заключается в том, что фрикционные накладки раскололись (деформировались). Чрезмерное использование сцепления может, в свою очередь, привести к выходу из строя вышеупомянутых компонентов. Например, частое начало движения в заносе, движение с перегруженным прицепом или движение в гору, длительное движение в режиме реального времени в условиях бездорожья.
  • Перечисленные выше причины являются типичными и наиболее распространенными. Однако существуют так называемые «экзотические» причины, которые не очень распространены, но могут доставить немало хлопот автовладельцам, когда дело доходит до их обнаружения.

    Читайте также:  Устранение течи масла с АКПП на Киа Оптима

    Неисправности сцепления

  • В большинстве случаев изнашивается именно диск сцепления, поэтому его замену производят чаще. Однако если сцепление пробуксовывает, следует также продиагностировать состояние картера сцепления и маховика. Они также подвержены повреждениям с течением времени.
  • Если корзина сцепления часто перегревается, она теряет свои фрикционные свойства. Внешне такая корзина выглядит слегка синей (на поверхности контакта с пластиной). Таким образом, это предупреждающий знак того, что сцепление работает не на 100% или близко к частичному отказу.
  • Сцепление могло частично выйти из строя из-за того, что моторное масло, вытекающее из-под заднего сальника коленчатого вала, проникло на его диск. Поэтому, если из двигателя вытекает моторное масло, необходимо как можно скорее диагностировать и устранить неисправность, так как она может повлиять и на сцепление. Попадая на диск, он, во-первых, способствует пробуксовке сцепления, а во-вторых, может там загореться.
  • Механическое повреждение диска сцепления. Это может проявляться при попытке отпустить сцепление во время движения, даже на холостом ходу. Из коробки передач раздается очень неприятный звук, а передача не выключается. Проблема в том, что иногда пластина ломается в центральной части (где находятся выступы). Конечно, переключение передач в этом случае невозможно. Такая ситуация может возникнуть при значительной и продолжительной нагрузке на сцепление (например, буксировка очень тяжелого прицепа, езда с большим пробегом и подобные частые тяжелые нагрузки).
  • Устранения неисправности сцепления

    Неисправности сцепления и способы их устранения зависят от типа и местоположения неисправности. Они описаны более подробно.

    Неисправности корзины сцепления

    Неисправности корзины сцепления могут проявляться следующим образом:

  • Шум при нажатии на педаль сцепления. Однако этот симптом может также указывать на проблему с выжимным подшипником или фрикционным диском. Однако проверьте, не изношены ли гибкие пластины (так называемые «лопасти») корзины сцепления. Если они значительно изношены, ремонт невозможен, необходимо заменить весь блок.
  • Деформация или поломка диафрагменной пружины нажимного диска. Пружину мембраны следует проверить и при необходимости заменить.
  • Изгиб нажимного диска. Часто помогает уборка. Если нет, то, скорее всего, потребуется замена всего нажимного диска.
  • Неисправность диска сцепления

    Проблемы с фрикционным диском в сцеплении выражаются в «пробуксовке» или «проскальзывании» сцепления. В первом случае необходимо предпринять следующие шаги для ее устранения:

    Неисправности сцепления

  • Проверьте деформацию фрикционного диска. Если величина торцевого износа равна или больше 0,5 мм, накладка на диске будет постоянно сцепляться с корзиной, что приведет к ситуации, когда она постоянно «ездит». В этом случае можно либо механически избавиться от деформации, чтобы не было торцевого люфта, либо заменить привод на новый.
  • Убедитесь, что ступица ведомой шестерни не заклинила (т.е. не перекосилась) на шлицах главного вала коробки передач. Эту проблему можно устранить путем механической очистки поверхности. Затем на очищенную поверхность можно нанести смазку LSZ15. Если очистка не решает проблему, необходимо заменить зубчатый диск и, в худшем случае, главный вал.
  • Масло на фрикционном диске приведет к проскальзыванию сцепления. Обычно это происходит на старых автомобилях, где сальники ослаблены, и моторное масло может вытекать из двигателя на диск. Чтобы устранить это, проверьте сальники и устраните причину утечки.
  • Изношена фрикционная накладка. В старых дисках фрикционная накладка может быть заменена на новую. Однако сегодня автовладельцы обычно заменяют весь фрикционный диск.
  • Шум при нажатии на педаль сцепления. Если демпферная пружина сцепления чрезмерно изношена, из узла сцепления может исходить скрежещущий или лязгающий звук.
  • Неисправность выжимного подшипника

    Диагностика неисправности подшипника муфты выключения сцепления довольно проста. Просто послушайте, как работает двигатель на холостом ходу. Если после полного нажатия на педаль сцепления из нейтрального положения из коробки передач раздается неприятный дребезжащий звук, это означает, что выжимной подшипник неисправен.

    Будьте внимательны, желательно не затягивать с его заменой. В противном случае вся корзина сцепления может выйти из строя, и вам придется заменить ее на новую, что гораздо дороже.

    Неисправности главного цилиндра сцепления

    Повреждение насоса сцепления (на машинах с гидравлической системой) приводит к пробуксовке сцепления. Это особенно актуально, если порт расширения значительно блокируется. Для восстановления работоспособности цилиндр необходимо осмотреть, разобрать и очистить отверстие. Также рекомендуется проверить общую функциональность цилиндра. Подведите автомобиль к испытательному стенду, попросите помощника нажать на педаль сцепления. При нажатии на нее вы увидите, как шток главного цилиндра толкает вилку системы сцепления, работая снизу.

    Читайте также:  Как проверить датчик вентилятора

    Дефекты сцепления

    Кроме того, если шток насоса сцепления работает неправильно, педаль может возвращаться в исходное положение очень медленно или вообще не возвращаться при нажатии. Это может быть вызвано длительной работой автомобиля на холостом ходу на открытом воздухе, загустевшим маслом, повреждением зеркала поверхности цилиндра. Причиной также может быть поврежденный выжимной подшипник. Поэтому для устранения проблемы необходимо разобрать и осмотреть главный цилиндр. При необходимости его следует очистить и смазать, а лучше всего заменить масло.

    Еще одна неисправность гидравлического насоса сцепления заключается в том, что сцепление отключается при резком нажатии на педаль привода. Причины этого и методы их устранения:

  • Низкий уровень рабочей жидкости в системе сцепления. Долейте или замените новой жидкостью (в случае загрязнения или по предписаниям).
  • Утечки в системе. В этом случае давление в системе падает, что приводит к неправильной работе системы.
  • Повреждение компонентов. Чаще всего это рабочий фланец, но возможно и зеркало насоса сцепления. Они должны быть осмотрены, отремонтированы или заменены.
  • Неисправности педали сцепления

    Причины неисправности педали сцепления зависят от типа используемого сцепления — механического, гидравлического или электронного.

    Если автомобиль оборудован гидравлическим сцеплением, но у него «мягкая» педаль, возможно, в системе есть утечка (система потеряла герметичность). Если это произошло, продуйте сцепление, заменив тормозную жидкость.

    В механических сцеплениях причиной неработающей педали часто является стертая вилка в сцеплении, в этом случае вилка обычно вставляется в шарнир. Такая поломка обычно устраняется путем приваривания деталей или просто регулировкой.

    Неисправности датчика

    Датчик расположен на электронной педали в соответствующей системе сцепления. Он передает информацию о положении педали в блок управления. Преимущество электронной системы заключается в том, что блок управления регулирует обороты двигателя и угол опережения зажигания в зависимости от положения педали. Это позволяет переключать передачи в оптимальных условиях. Это также способствует снижению расхода топлива.

    Дефекты сцепления

    С другой стороны, частичный отказ датчика приводит к рывкам при переключении передач и выбеге, повышенному расходу топлива и колебаниям оборотов двигателя. Неисправный датчик положения педали сцепления обычно вызывает включение предупреждающей лампы Check Engine на приборной панели. Для расшифровки ошибки следует также подключить диагностический инструмент. Причинами отказа датчика могут быть:

  • повреждение самого датчика;
  • короткое замыкание или обрыв в сигнальной и/или питающей цепи датчика;
  • перекос педали сцепления.
  • Как правило, проблемы возникают в самом датчике, поэтому чаще всего требуется замена датчика на новый. Реже возникают проблемы с проводкой или ЭБУ.

    Неисправности тросика сцепления

    Для старых систем сцепления, которые регулируются механически, используется педаль с тросовым управлением. В частности, ход приводной педали можно также регулировать путем регулировки троса. Информацию о количестве поездок можно найти в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля.

    Неправильная регулировка троса также может стать причиной пробуксовки сцепления. Это происходит, когда трос слишком туго натянут и поэтому барабан сцепления не прилегает плотно к ведущему диску.

    Однако основные проблемы с кабелем заключаются в его разрыве или натяжении, а реже — в заклинивании. В первом случае необходимо заменить трос, во втором — отрегулировать его натяжение в соответствии со свободным ходом педали и техническими требованиями данной машины. Регулировка осуществляется с помощью регулировочной гайки на «оболочке».

    Неисправности электронного привода

    Ниже перечислены неисправности электронного блока управления

  • неисправность датчика положения педали сцепления или других датчиков, задействованных в системе (в зависимости от конструкции конкретного автомобиля);
  • выход из строя электродвигателя привода (актуатора);
  • короткое замыкание или обрыв в цепи датчика/датчиков, электродвигателя или других компонентов системы;
  • Износ и/или смещение педали сцепления.
  • Перед ремонтом следует провести дополнительную диагностику. Статистика показывает, что наиболее распространенные проблемы связаны с датчиком положения и отклонением педали. Это связано с проблемами с внутренними контактами в этих механизмах.

    Рекомендации в заключении

    Чтобы избежать всех серьезных поломок сцепления, достаточно правильно эксплуатировать автомобиль. Конечно, компоненты сцепления довольно часто выходят из строя в результате износа (ведь ничто не вечно) или производственного дефекта. Однако, согласно статистике, причиной поломки чаще всего становится просто неправильное обращение со сцеплением.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру