Неисправность сцепления проявляется внешне в виде пробуксовки, рывков, шума или жужжания, вибрации при включении или неполном включении. Следует различать неисправности в самом сцеплении и в приводе сцепления или в самой коробке передач. Привод бывает механическим или гидравлическим, и каждый из них имеет свои конструктивные особенности и недостатки.
Само сцепление состоит из корзины сцепления и ведомого диска (дисков). Срок службы всего сцепления в сборе зависит от нескольких параметров — качества сборки и марки сцепления, технических характеристик сцепления и условий эксплуатации автомобиля и, в частности, сцепления в сборе. Обычный легковой автомобиль не должен иметь проблем со сцеплением до 100 000 км пробега.
- Таблица неисправностей сцепления
- Главные неисправности сцепления
- Признаки неисправности сцепления
- Как проверить сцепление
- «Ведет» или «не ведет»
- Буксует ли сцепление
- Проверка износа сцепления
- Причины неисправности сцепления
- Устранения неисправности сцепления
- Неисправности корзины сцепления
- Неисправность диска сцепления
- Неисправность выжимного подшипника
- Неисправности главного цилиндра сцепления
- Неисправности педали сцепления
- Неисправности датчика
- Неисправности тросика сцепления
- Неисправности электронного привода
Таблица неисправностей сцепления
Знаки | Причины |
---|---|
Сцепление «работает» (диски не разделяются) | Варианты:
|
Заедание сцепления | Указывает на то, что сцепление
|
Рывки автомобиля при работе сцепления (при запуске автомобиля и переключении передач в движении) | Возможные режимы отказа:
|
Вибрация при включении сцепления | Может быть:
|
Шум при отпускании сцепления | Изношен или поврежден выжимной подшипник сцепления. |
Сцепление не расцепляется | Происходит с:
|
При выжатом сцеплении педаль остается на полу. | Происходит, когда:
|
Главные неисправности сцепления
Неисправности сцепления можно разделить на две категории: неисправности в самом сцеплении и неисправности в приводе сцепления. Характерны проблемы с самим сцеплением:
Что касается привода сцепления, то отказы зависят от того, является ли привод механическим или гидравлическим. Например, неисправности в механическом приводе сцепления включают:
В системе гидравлического привода возможны следующие неисправности:
Перечисленные недостатки являются типичными, но не единственными. Причины перечислены ниже.
Признаки неисправности сцепления
Симптомы неисправного сцепления зависят от типа неисправности.
Вибрация и рывки сцепления сами по себе являются симптомами неисправности. В случае их возникновения следует провести диагностику и устранить проблему как можно скорее, чтобы снизить затраты.
Как проверить сцепление
Если во время эксплуатации возникает хотя бы один из вышеперечисленных симптомов неисправности сцепления, необходимо проверить отдельные компоненты сцепления. Сцепление в автомобиле с механической коробкой передач можно проверить на наличие 3 основных неисправностей без разборки.
«Ведет» или «не ведет»
Чтобы проверить, «едет» ли автомобиль, запустите двигатель на холостом ходу, выжмите сцепление и включите первую или заднюю передачу. Если необходимо приложить значительные физические усилия, вы услышите хруст или просто «нездоровые» звуки — это означает, что диск сцепления не полностью отходит от маховика. Единственный способ убедиться в этом — снять сцепление для дальнейшей диагностики.
Еще один способ проверить, работает ли сцепление под нагрузкой (под нагрузкой или на подъеме) — почувствовать запах горелой резины. Сгорают фрикционные муфты сцепления. Его необходимо разобрать и проверить.
Буксует ли сцепление
Используйте ручной тормоз, чтобы проверить, не пробуксовывает ли сцепление. В частности, установите ручной тормоз на ровной поверхности, выжмите сцепление и включите третью или четвертую передачу. Затем попробуйте плавно отъехать на первой передаче.
Если двигатель не работает и останавливается, сцепление в порядке. Если двигатель не гаснет, а машина глохнет, это означает, что сцепление заблокировано. Конечно, при проверке сцепления обратите внимание на то, не издает ли оно каких-либо необычных звуков или вибраций во время работы.
Проверка износа сцепления
Проверить износ фрикционного диска и понять, что сцепление необходимо заменить, довольно просто. В частности, вам необходимо:
- Запустите двигатель и включите первую передачу.
- Без наддува, после попытки тронуться с места, чтобы проверить состояние диска сцепления.
Причины неисправности сцепления
Наиболее распространенной причиной является пробуксовка или ослабление сцепления. Скольжение может быть вызвано следующими факторами:
Перечисленные выше причины являются типичными и наиболее распространенными. Однако существуют так называемые «экзотические» причины, которые не очень распространены, но могут доставить немало хлопот автовладельцам, когда дело доходит до их обнаружения.
Устранения неисправности сцепления
Неисправности сцепления и способы их устранения зависят от типа и местоположения неисправности. Они описаны более подробно.
Неисправности корзины сцепления
Неисправности корзины сцепления могут проявляться следующим образом:
Неисправность диска сцепления
Проблемы с фрикционным диском в сцеплении выражаются в «пробуксовке» или «проскальзывании» сцепления. В первом случае необходимо предпринять следующие шаги для ее устранения:
Неисправность выжимного подшипника
Диагностика неисправности подшипника муфты выключения сцепления довольно проста. Просто послушайте, как работает двигатель на холостом ходу. Если после полного нажатия на педаль сцепления из нейтрального положения из коробки передач раздается неприятный дребезжащий звук, это означает, что выжимной подшипник неисправен.
Будьте внимательны, желательно не затягивать с его заменой. В противном случае вся корзина сцепления может выйти из строя, и вам придется заменить ее на новую, что гораздо дороже.
Неисправности главного цилиндра сцепления
Повреждение насоса сцепления (на машинах с гидравлической системой) приводит к пробуксовке сцепления. Это особенно актуально, если порт расширения значительно блокируется. Для восстановления работоспособности цилиндр необходимо осмотреть, разобрать и очистить отверстие. Также рекомендуется проверить общую функциональность цилиндра. Подведите автомобиль к испытательному стенду, попросите помощника нажать на педаль сцепления. При нажатии на нее вы увидите, как шток главного цилиндра толкает вилку системы сцепления, работая снизу.
Кроме того, если шток насоса сцепления работает неправильно, педаль может возвращаться в исходное положение очень медленно или вообще не возвращаться при нажатии. Это может быть вызвано длительной работой автомобиля на холостом ходу на открытом воздухе, загустевшим маслом, повреждением зеркала поверхности цилиндра. Причиной также может быть поврежденный выжимной подшипник. Поэтому для устранения проблемы необходимо разобрать и осмотреть главный цилиндр. При необходимости его следует очистить и смазать, а лучше всего заменить масло.
Еще одна неисправность гидравлического насоса сцепления заключается в том, что сцепление отключается при резком нажатии на педаль привода. Причины этого и методы их устранения:
Неисправности педали сцепления
Причины неисправности педали сцепления зависят от типа используемого сцепления — механического, гидравлического или электронного.
Если автомобиль оборудован гидравлическим сцеплением, но у него «мягкая» педаль, возможно, в системе есть утечка (система потеряла герметичность). Если это произошло, продуйте сцепление, заменив тормозную жидкость.
В механических сцеплениях причиной неработающей педали часто является стертая вилка в сцеплении, в этом случае вилка обычно вставляется в шарнир. Такая поломка обычно устраняется путем приваривания деталей или просто регулировкой.
Неисправности датчика
Датчик расположен на электронной педали в соответствующей системе сцепления. Он передает информацию о положении педали в блок управления. Преимущество электронной системы заключается в том, что блок управления регулирует обороты двигателя и угол опережения зажигания в зависимости от положения педали. Это позволяет переключать передачи в оптимальных условиях. Это также способствует снижению расхода топлива.
С другой стороны, частичный отказ датчика приводит к рывкам при переключении передач и выбеге, повышенному расходу топлива и колебаниям оборотов двигателя. Неисправный датчик положения педали сцепления обычно вызывает включение предупреждающей лампы Check Engine на приборной панели. Для расшифровки ошибки следует также подключить диагностический инструмент. Причинами отказа датчика могут быть:
Как правило, проблемы возникают в самом датчике, поэтому чаще всего требуется замена датчика на новый. Реже возникают проблемы с проводкой или ЭБУ.
Неисправности тросика сцепления
Для старых систем сцепления, которые регулируются механически, используется педаль с тросовым управлением. В частности, ход приводной педали можно также регулировать путем регулировки троса. Информацию о количестве поездок можно найти в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля.
Неправильная регулировка троса также может стать причиной пробуксовки сцепления. Это происходит, когда трос слишком туго натянут и поэтому барабан сцепления не прилегает плотно к ведущему диску.
Однако основные проблемы с кабелем заключаются в его разрыве или натяжении, а реже — в заклинивании. В первом случае необходимо заменить трос, во втором — отрегулировать его натяжение в соответствии со свободным ходом педали и техническими требованиями данной машины. Регулировка осуществляется с помощью регулировочной гайки на «оболочке».
Неисправности электронного привода
Ниже перечислены неисправности электронного блока управления
Перед ремонтом следует провести дополнительную диагностику. Статистика показывает, что наиболее распространенные проблемы связаны с датчиком положения и отклонением педали. Это связано с проблемами с внутренними контактами в этих механизмах.
Рекомендации в заключении
Чтобы избежать всех серьезных поломок сцепления, достаточно правильно эксплуатировать автомобиль. Конечно, компоненты сцепления довольно часто выходят из строя в результате износа (ведь ничто не вечно) или производственного дефекта. Однако, согласно статистике, причиной поломки чаще всего становится просто неправильное обращение со сцеплением.