Износ тормозных колодок

Износ тормозных колодок зависит от интенсивности использования, стиля вождения водителя, условий эксплуатации автомобиля, качества материалов колодок, системы ABS и даже типа трансмиссии. Однако ненормальный или неравномерный износ является индикатором проблем с тормозной системой.

Износ тормозных колодок

Износ тормозных колодок следует проверять периодически, каждые 2 000-3 000 км, а также во время сервисных работ, например, при замене тормозной жидкости. Износ тормозных колодок можно проверить двумя способами — непосредственно во время движения, а также путем визуального осмотра и измерения оставшегося фрикционного материала.

Причины износа тормозных колодок

В целом, тормозные колодки в автомобилях являются расходным материалом, и их постепенный износ — это естественный и нормальный процесс. При торможении их контактная поверхность прижимается к тормозному диску (или барабану), это действие диска вызывает нагрев фрикционной части колодки, для чего она и предназначена. Однако на интенсивность и равномерность этого истирания могут влиять различные дефекты.

На скорость износа тормозных колодок влияют следующие факторы:

Изношенные тормозные колодки

  • Качество материала фрикционной накладки. Этот параметр зависит исключительно от производителя тормозных колодок и используемых им технологий производства. Как правило, дешевые колодки быстро изнашиваются, что ухудшает торможение.
  • Стиль вождения. Это включает в себя частоту и интенсивность торможения. Это нормально, что частое и резкое торможение приводит к более быстрому износу тормозных колодок, но это не должно влиять на равномерность этой операции.
  • Условия эксплуатации. Световые условия — это, например, езда по городу. И наоборот, при езде по бездорожью, например, с большим количеством песка, пыли и воды, потребуется замена колодок.
  • Исправность тормозной системы. Равномерность и интенсивность износа фрикционных накладок зависит от эффективности работы тормозных цилиндров, направляющих суппортов, качества тормозной жидкости и состояния тормозных дисков. Если тормозные цилиндры смещены или направляющие суппорта заклинило, это приведет к неравномерному износу тормозных колодок и/или дисков.
  • Тип трансмиссии. Автомобили с автоматическими и роботизированными коробками передач изнашивают тормозные колодки быстрее, чем автомобили с механической коробкой передач. Причина очень проста. Автоматические коробки передач могут быть остановлены водителем только с помощью педали тормоза, в то время как механические коробки передач часто тормозятся с помощью двигателя.
  • Наличие АБС. Если автомобиль оснащен антиблокировочной тормозной системой, тормозные колодки изнашиваются реже. Это происходит потому, что антиблокировочная тормозная система оптимизирует силу, с которой тормозная колодка прижимается к тормозному диску.
  • Жесткость колодки. Мягкая тормозная колодка изнашивается дольше, но оказывает меньшее повреждающее воздействие на тормозной диск. И наоборот, твердый фрикционный материал колодок будет изнашиваться дольше, но «убьет» тормозной диск. Именно поэтому производители прокладок часто имеют несколько серий (Sport, Comfort, Classic). Они имеют разную твердость и скорость износа.
  • Колодки также изнашиваются быстрее, когда автомобиль эксплуатируется в нагруженном состоянии, то есть при перевозке тяжелых грузов или буксировке прицепа, не имеющего собственной тормозной системы. То же самое следует делать при эксплуатации машины на холмистой или горной местности.

    Как определить что произошел износ колодок

    Симптомы износа тормозных колодок можно условно разделить на два типа. Во-первых, рассмотрим те симптомы, которые можно обнаружить, управляя автомобилем во время движения.

    Износ тормозных колодок

  • Изменение поведения педалей. В частности, если при торможении педаль тормоза начала сильно проваливаться, это может свидетельствовать о неисправности не только колодок, которые, безусловно, необходимо проверить, но и других компонентов тормозной системы (тормозной цилиндр, уровень тормозной жидкости).
  • Вибрация при торможении. Если тормозная колодка или тормозной диск изношены неравномерно, то при резком торможении могут ощущаться вибрации как непосредственно на педали тормоза, так и на кузове автомобиля. В этом случае проверьте не только тормозные колодки, но и тормозные диски.
  • Свист или визг при торможении. Скрип при торможении может иметь три причины. Первый — это так называемый «скрип», который является индикатором изношенных тормозных колодок. Вторая причина — дефект фрикционного слоя между колодкой и диском. Третья — проблема с тормозной системой.
  • Индикатор приборной панели. Многие современные автомобили оснащены электронной системой контроля износа тормозных колодок вместо индикатора на приборной панели. Поэтому, когда достигается минимально допустимый износ, на приборной панели загорается контрольная лампа износа тормозных колодок. Работа системы основана на использовании датчика, который начинает контактировать при касании диска.

    Проблема, однако, в том, что это предупреждение может быть как ложным, если есть ошибка в памяти блока управления или короткое замыкание в проводке датчика, так и не очень информативным. Индикатор износа тормозных колодок загорится, когда внутренняя колодка потребует замены, даже если вы сможете проехать несколько сотен километров. Поэтому, чтобы определить степень износа тормозных колодок, необходимо всегда снимать колесо и измерять износ линейкой.

  • Снижение эффективности торможения. По мере износа тормозных колодок торможение становится менее эффективным. В частности, увеличивается тормозной путь. Однако этот факт нелегко заметить.
  • Также необходимо всегда проверять уровень тормозной жидкости в системе. Если в расширительном бачке слишком мало жидкости, возможны два варианта. Первое — это утечка, которую следует искать, чтобы устранить проблему. Вторая возможность — чрезмерный износ тормозных колодок. По мере износа тормозных колодок в исполнительном механизме (суппорте) требуется больше жидкости, чтобы рабочий поршень мог перемещать колодки на диск. В результате уровень жидкости в резервуаре снижается.

    Читайте также:  Замена ламп ПТФ Лада Веста

    Это прямой признак того, что колодки изношены. Другие владельцы автомобилей, не знающие об этом, часто доливают жидкость вместо замены колодок. Они не смогут нажать на поршень и заправить колодки, так как уровень жидкости в бачке чрезмерно повысится!

    Датчик износа колодок не 100% показатель

    Владельцам автомобилей, оборудованных датчиком износа тормозных колодок, следует помнить, что ожидание активации значка на приборной панели не является хорошей идеей. Многие автомобили не имеют электронных указателей поворота на всех колесах. В зависимости от тормозной системы датчик расположен на одном переднем или одном заднем колесе.

    Износ тормозных колодок

    Это означает, что если есть проблемы с суппортами и износ неравномерен, вы можете пропустить момент, когда толщина тормозных колодок достигает предела. Ошибка «износ колодок» не будет отображаться, если внешние и внутренние колодки одного колеса изношены неравномерно. Поэтому тормозные колодки следует осматривать визуально.

    Ошибка износа тормозных колодок в памяти ЭБУ и последующее загорание лампочки на приборной панели также может быть вызвана замыканием/коротким замыканием в самом датчике. Многие специалисты по техническому обслуживанию отмечают, что датчик работает правильно только при использовании более или менее новых тормозных дисков, т.е. их толщина достаточно велика. Если диск используется с третьим или четвертым комплектом колодок, велика вероятность того, что метка износа диска может вообще не загореться или дать ложные показания.

    Таким образом, датчик износа — это, по сути, последнее средство, страховочная мера, показывающая, когда колодки полностью изношены, и вы не должны полагаться на него, чтобы знать, когда их заменить!

    Чтобы лучше понять эту проблему, мы предлагаем рассмотреть конкретный пример, касающийся автомобиля LAND ROVER Discovery. Конкретные нормы износа колодок на других автомобилях будут немного отличаться (± 0,5-1 мм), но суть одна и та же.

    Таким образом, толщина новой тормозной колодки составляет 12 мм. Производитель автомобиля заявляет, что минимально допустимый износ тормозных колодок для этой модели составляет 3 мм. Расстояние от края фрикционной накладки до чувствительного элемента составляет 8,5 мм. Это означает, что датчик будет работать, когда толщина футеровки составляет примерно 3,5 мм. Поэтому, когда на панели загорается лампочка, оказывается, что необходимо заменить колодки, но на самом деле вы еще можете какое-то время ездить, но предел износа уже недалеко, и стоит запланировать визит в сервис или подготовиться к замене.

    Как определить износ колодок

    Износ тормозных колодок

    При техническом обслуживании автомобиля или при обнаружении признаков износа тормозных колодок всегда полезно самостоятельно проверить толщину оставшихся колодок. Однако перед этим необходимо проверить в технической документации (руководстве по обслуживанию и ремонту) допустимый предел износа тормозных колодок для вашего автомобиля.

    В ходе проверки проводится визуальная оценка состояния наружной колодки и самого тормозного диска. Если на диске есть царапины или темные пятна, скорее всего, подушечка уже изношена. Недостаточно оценить толщину только внешней колодки, всегда необходимо посмотреть, а еще лучше снять обе колодки с суппорта и измерить их толщину линейкой или штангенциркулем.

    Как проверить износ передних колодок

    Чтобы проверить износ колодок в дисковых тормозах, снимите колесо, поднимите суппорт и оцените толщину колодок (можно не поднимать). Одновременно проверьте направляющие суппорта и, подняв пылезащитную крышку, проверьте внешний вид рабочего поршня. При необходимости смажьте суппорт и направляющие.

    Хорошим признаком будет зазор (продольный/диагональный) на фрикционной накладке, которая предназначена для отвода тормозной пыли. Если она все еще есть, значит, прокладка находится в хорошем состоянии.

    Как посмотреть износ барабанных колодок

    Барабанные тормозные колодки имеют более длительный срок службы, поскольку они подвергаются гораздо меньшим нагрузкам, поэтому их обычно хватает на 2-3 замены передних дисковых колодок. Этот рисунок может указывать на износ, но чтобы знать наверняка, осмотрите их визуально.

    Износ тормозных колодок

    Проверка износа колодок барабанных тормозов часто является сложной задачей. Самый простой способ проверить износ колодок заднего барабана — посмотреть в смотровое окно. Это может быть либо спереди барабана, либо сзади (под резиновой крышкой). Поэтому часто это не очень удобно, так как приходится либо ставить машину на смотровой канал, либо лезть под машину.

    Через стекло можно увидеть износ только одной накладки, в то время как другая может быть более изношенной или даже плохо прижатой. Кстати, минимально допустимая толщина фрикционных накладок в барабанах составляет 1,5 мм.

    Лучший способ визуально оценить состояние накладок заднего барабана — снять барабан. Это хороший способ проверить механизм распределения трения, поршень и износ внутри барабана. При осмотре барабана обратите внимание на его внутреннюю поверхность. Если она блестящая и умеренно изношенная, колодки, вероятно, исправны.

    Если визуально колодка изношена наполовину, то на самом деле она изношена не на 50%, а на 70%! Конечно, в идеале, накладка должна изнашиваться равномерно по всей рабочей поверхности.

    Диагностика причины по износу

    Износ тормозных колодок

    Как правило, у всех автомобилей наблюдается неравномерный износ тормозных колодок на разных колесах. Прежде всего, следует отметить, что тормозные колодки на передней оси всегда изнашиваются быстрее, чем на задней. Объяснение этому довольно простое. Дело в том, что при торможении передняя часть кузова опускается, а задняя соответственно поднимается (автомобиль как бы «проваливается»). Поэтому на передние колодки будет действовать большее усилие, чем на задние. Чем сильнее вы тормозите (чем круче угол наклона автомобиля), тем большее усилие прикладывается к передним колодкам.

    Читайте также:  Ошибка дроссельной заслонки

    По статистике, на каждую замену задних тормозных колодок требуется примерно три комплекта передних тормозных колодок.

    Многие современные автомобили оснащены электронной системой стабилизации (сокращенно ESP). Его задача — обеспечить курсовую устойчивость автомобиля на дороге при сложных маневрах, т.е. предотвратить занос. На практике система работает путем торможения одного или нескольких колес в критических ситуациях. Конечно, работа ESP также влияет на износ тормозных колодок. Следовательно, чем чаще включается ESP, тем больше изнашиваются тормозные колодки. Кроме того, колодки на разных колесах будут изнашиваться неравномерно!

    В противном случае, конкретный тип неравномерного износа колодок может быть вызван причинами, указанными в таблице ниже.

    Тип износаПричина повреждения
    Клиновидная форма
  • Неправильная установка накладки;
  • Низкое качество материала фрикционной накладки;
  • Тормозная система с несколькими суппортами;
  • Ослаб крепежный болт на направляющей (кронштейн суппорта);
  • Направляющая суппорта погнута (если не затянута с правильным моментом);
  • Люфт подшипника в ступице;
  • Погнутая шейка подшипника на стойке;
  • Клиновидные направляющие.
  • Быстро
  • Мягкий или некачественный материал фрикционной накладки;
  • Грубый стиль вождения;
  • использование системы курсовой устойчивости в транспортном средстве;
  • изношенный тормозной диск (барабан);
  • Тормозные колодки постоянно прижаты к диску (проблемы с работой тормозного суппорта).
  • Износ внутренней части обуви
  • Прихваченный поршень;
  • Направляющая суппорта сухая и/или повреждена;
  • сухая и/или поврежденная направляющая суппорта; — механическое повреждение суппорта.
  • Износ наружных тормозных колодок
  • Направляющие суппорта, которые заклинило;
  • Изношенные или несмазанные направляющие поверхности;
  • Погнутый тормозной суппорт.
  • Неравномерный износ отдельных колес
  • Неисправности главного тормозного цилиндра;
  • Частое использование стояночного тормоза;
  • Низкое качество или неравномерная жесткость материала на отдельных накладках;
  • Отсутствует (поврежден) тормозной диск.
  • неравномерный износ одного колеса
  • дефект или повреждение материала фрикционной накладки на одной из колодок в комплекте;
  • засоренные поршни суппорта.
  • Клиновидный износ

    Износ тормозных колодок

    Первая причина косого износа — неправильное позиционирование самой колодки. В этом случае колодка изношена не до самого тормозного диска и, следовательно, изношена только ее часть. Второй причиной может быть некачественный материал накладки (дефект). Третья причина особенно важна для автомобилей с несколькими суппортами в тормозной системе. В этом случае при торможении они покидают свои места не одновременно, а по очереди. Тормозной суппорт расположен первым по направлению движения. Соответственно, в одном и том же месте будет происходить больший износ колодок. Чем дальше суппорт находится от первого суппорта, тем меньше будет износ.

    Другой причиной клиновидного износа колодок (обычно на внешних поверхностях) является ослабление болта на одной из направляющих суппорта или скоб. Клиновидный износ может также возникать, когда:

  • Погнутая направляющая суппорта (например, в результате аварии или неправильного ремонта);
  • Ослабление подшипника ступицы (это может привести к небольшому смещению тормозного диска, но такое случается крайне редко);
  • Погнутая шейка подшипника на стойке (также очень редкая причина);
  • штифты тормозных суппортов застряли в своих гнездах (как правило, это приводит к ускоренному износу внешних колодок, даже если они немного смещены).
  • Быстрый износ колодок

    Водителя с агрессивным стилем вождения не должен удивлять слишком быстрый износ тормозных колодок на одной оси. Однако если при стандартном использовании колодки изнашиваются быстрее, чем предыдущий комплект, стоит обратить внимание на такие факторы, как

    Износ тормозных колодок

  • Материал, из которого изготавливаются фрикционные накладки. Он может быть хорошего качества или не очень, может быть мягким или твердым. В первом случае очевидно, что прокладка низкого качества не будет иметь большого значения. Что касается твердости, то мягкие накладки изнашиваются быстрее, но имеют ряд преимуществ. Во-первых, они не так сильно изнашивают тормозные диски. Во-вторых, они «работают» более мягко, то есть тормозят более плавно. И наоборот, жесткие колодки быстрее изнашивают тормозные диски и обеспечивают более резкое торможение. Если колодки пылят, значит, фрикционный материал либо неисправен, либо колодки некачественные!
  • Тип трансмиссии. Как было сказано выше, автомобили с автоматической коробкой передач имеют самый быстрый износ тормозных колодок, поскольку торможение осуществляется исключительно тормозной системой автомобиля.
  • Тормозная колодка постоянно прижата к диску (барабану). Эта проблема вызвана неисправностью тормозного суппорта. Это может быть недостаток смазки в направляющих, изношенная поверхность направляющих, погнутый тормозной суппорт или заедание (коррозия) направляющих или суппорта. Если какая-либо из колодок постоянно прижимается к диску, автомобиль будет иметь сниженные динамические характеристики, будет хуже разгоняться, а количество потребляемого топлива увеличится.
  • Изношенный тормозной диск (барабан). Если диск находится в плохом состоянии (например, погнутый, ржавый или с ямами), это также приводит к износу тормозных колодок. Изношенный или треснувший диск необходимо заменить новым.
  • Износ внутренней колодки

    Износ тормозных колодок

    Внутренние колодки в дисковых тормозах всегда изнашиваются быстрее, чем внешние. Поэтому состояние тормозов нельзя проверить только визуально. Внутренние колодки подвержены большему износу, поскольку тормозной суппорт сначала давит на внутренние колодки, что означает, что они первыми прижимаются к диску. Внешний башмак прижимается немного позже. И наоборот, когда педаль тормоза отпущена, сначала включается наружная колодка, а затем внутренняя.

    Если вы заметили ускоренный износ внутренней колодки, проверьте разницу в износе и осмотрите состояние суппорта. Может существовать конкретная причина аномально высокого износа внутренней части обуви.

    Читайте также:  Как проверить шаровую опору

    Нередко дисковые тормоза имеют чрезмерный износ внутренних колодок из-за проблем с захваченным поршнем. Если направляющие не смазаны (или повреждены) или поршень заклинило (чрезмерное количество грязи или ржавчины), внутренняя колодка может неправильно вернуться в исходное положение при отпускании педали тормоза. Поэтому он прижимается к диску, хотя и с меньшей силой, чем при нажатии на педаль. В результате автомобиль теряет динамику, расходует больше топлива, а тормозной диск при длительном движении может сильно нагреваться. Если поверхность перегревается, лучше заменить диск на новый.

    Разный износ колодок

    Тормозные колодки могут изнашиваться неравномерно на одной оси. Это может быть вызвано:

    Износ тормозных колодок

  • Неравномерное тормозное усилие. При использовании параллельной или диагональной тормозной системы неравномерный износ может возникнуть, если главный цилиндр работает неправильно. В первом случае неравномерный износ происходит на колодках одной оси, во втором случае (диагональная система) неравномерный износ происходит по диагонали (передний левый — задний правый и передний правый — задний левый).
  • Ручной тормоз установлен неправильно. Стояночный тормоз может иметь чрезмерный износ задних колодок из-за неправильной регулировки или заедания стояночного тормоза. Обычно это приводит к чрезмерному износу обеих пар колодок на задней оси.
  • Низкое качество материала накладок. В редких случаях неравномерный износ может быть вызван дефектом или некачественным материалом одной из колодок.
  • Искаженный (деформированный) тормозной диск. Если один диск выходит из строя, высока вероятность того, что соответствующая колодка или пара колодок также быстро выйдет из строя. Диски обычно не ремонтируются (не шлифуются), а заменяются на новые. И желательно заменять их комплектом на одной оси.
  • Что касается неравномерного износа колодок на колесе, то здесь есть только две причины:

  • Низкое качество материала на одной из прокладок в комплекте. В идеале обе прокладки должны быть изготовлены из одного и того же материала (с одинаковой жесткостью).
  • Заедание поршней тормозных суппортов. В дисковых тормозах в этом случае быстрее изнашивается внутренняя тормозная колодка, поскольку она прижимается к тормозному диску даже при отпущенной педали тормоза. Барабанные тормоза имеют аналогичную ситуацию, за исключением того, что тормозной поршень иногда заедает (это происходит, когда резиновый буфер повреждается или отваливается).
  • Когда менять колодки

    Замена тормозных колодок производится в двух случаях — либо по мере их износа (критически), либо в соответствии с графиком техосмотра (через определенный период времени или при наступлении указанного производителем пробега). В большинстве случаев замена колодок необходима при их критическом износе, но не забывайте, что если вы используете свой автомобиль очень редко и они работают 3-4 года, то лучше подумать о замене, так как время им не служит.

    Износ тормозных колодок

    В большинстве случаев пробег, при котором необходимо заменить тормозные колодки, составляет в среднем от 30 до 50 тысяч километров. Однако если владелец автомобиля не заметил проблем с тормозными колодками даже после пробега 50 тысяч километров и более, это означает, что изнашиваются не колодки, а тормозной диск (барабан). Это происходит потому, что фрикционная накладка обуви со временем твердеет (или изначально является очень твердой, как в случае со спортивной обувью) и изнашивает барабан. Поэтому при большом пробеге лучше заменить колодки на новые, даже если они находятся в более или менее нормальном состоянии. Это дешевле, чем замена тормозного диска.

    Допустимый износ колодок

    Независимо от марки автомобиля, рекомендации по замене, как правило, одинаковы. Например, если толщина фрикционной накладки составляет около 2-3 мм, колодки следует заменить. Чем тяжелее автомобиль, тем толще должна быть прокладка. То есть, если это кроссовер или внедорожник, то минимально допустимый износ составляет от 3 до 3,5 мм, а у небольшого городского автомобиля он может быть около 2 мм.

    Барабанные тормозные колодки имеют гораздо больший срок службы, чем дисковые. Примерный пробег дисковых тормозных колодок составляет от 100 000 до 150 000 км. Поэтому обычно заменяется 3-4 комплекта передних дисковых тормозных колодок и один комплект задних барабанных тормозных колодок.

    Причина их длительного срока службы заключается в том, что, во-первых, при торможении под действием инерции масса автомобиля перемещается вперед и, соответственно, увеличивается усилие на передних тормозах, а во-вторых, в современных автомобилях часто встречаются отдельно задние диски, действующие при торможении, и отдельно барабаны, которые используются только при постановке автомобиля на стояночный тормоз.

    Помните, что тормозные колодки всегда заменяются парами, независимо от степени их износа. Комплект состоит из 4 штук, что означает, что они должны быть заменены на обоих колесах одной оси!

    Заключение

    Тормозные колодки следует регулярно осматривать и проверять в соответствии с рекомендациями производителя. Если ваш автомобиль оснащен индикатором и лампочкой состояния тормозных колодок, это не гарантирует, что пришло время заменить колодки, как только они загорятся. Рекомендуется визуально проверять колодки на износ и не уменьшать толщину фрикционного материала до минимальной, так как это уменьшит время реакции и увеличит тормозной путь, особенно если тормозной диск чрезмерно нагревается при интенсивном торможении.

    Средний допустимый износ колодок составляет около 2-3 мм остатка фрикционной накладки и соответствует расстоянию, на которое тормозной диск «утоплен» по отношению к ободу. В любом случае, помните, что ездить с изношенными колодками не только неудобно, но и просто опасно, поэтому необходимо своевременно их заменять!

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру