Характеристики Декстрон 2 и 3 — в чем отличия

Различия между жидкостями Dexron 2 и 3, которые используются в рулевом управлении и автоматических трансмиссиях, касаются их характеристик текучести, типа базового масла и температурных характеристик. В целом, можно сказать, что Dexron 2 — это более старый продукт, производимый General Motors, а Dexron 3 — более новый. Однако нельзя просто заменить старую жидкость на новую. Этого можно добиться только при соблюдении допусков производителя и свойств самих жидкостей.

Технические характеристики Dextron 2 и 3 - в чем разница

Поколения жидкостей Dexron и их характеристики

Чтобы понять различия между жидкостями Dexron II и Dexron III, а также отличия одной от другой, необходимо кратко обсудить историю их создания, а также характеристики, которые менялись от поколения к поколению.

Dexron II характеристики

Эта трансмиссионная жидкость была впервые выпущена компанией General Motors в 1973 году. Первое поколение этого масла называлось Dexron 2 или Dexron II C. В его основу легло минеральное масло второй группы по классификации API — Американского института нефти. Согласно этому стандарту, базовые масла второй группы были получены методом гидрокрекинга. Они содержат не менее 90 процентов насыщенных углеводородов, менее 0,03 процента серы и имеют индекс вязкости от 80 до 120.

Индекс вязкости — это относительная величина, характеризующая степень изменения вязкости масла с температурой в градусах Цельсия, а также определяющая наклон кривой кинематической вязкости с температурой окружающей среды.

Технические характеристики Dextron 2 и 3 - в чем разница

Первыми присадками, которые начали добавлять в трансмиссионные жидкости, были ингибиторы коррозии. Согласно лицензии и обозначению (Dexron IIC), состав на упаковке маркируется с буквы C, например, C-20109. Производитель указал, что жидкость следует менять каждые 80 000 км. Однако на практике оказалось, что коррозия возникает гораздо быстрее, поэтому General Motors начала производство следующего поколения своей продукции.

И вот в 1975 году появилась трансмиссионная жидкость Dexron-II (D). Оно производилось на основе того же базового минерального масла второй группы, но с улучшенным набором антикоррозионных присадок, в частности, предотвращающих коррозию соединений масляного радиатора в автоматических трансмиссиях. Эта жидкость имела довольно высокую минимально допустимую рабочую температуру — всего -15°C. Однако, поскольку вязкость оставалась относительно высокой, оно стало вызывать вибрации при движении в некоторых новых моделях автомобилей из-за усовершенствования систем трансмиссии.

Начиная с 1988 года, производители автомобилей начали заменять автоматические коробки передач гидравлической системой с электронным управлением. В результате им потребовалась другая жидкость для автоматических трансмиссий с более низкой вязкостью, которая обеспечивала бы гораздо более высокий коэффициент передачи мощности (отклика) благодаря улучшенной текучести.

В 1990 году был представлен Dexron-II (E) (спецификация была изменена в августе 1992 года, повторное производство началось в 1993 году). У него была такая же база — вторая группа по API. Однако, благодаря использованию более современного пакета присадок, трансмиссионное масло с тех пор считается синтетическим! Самая низкая температура для этой жидкости была понижена до -30°C. Улучшенные характеристики являются залогом более плавного переключения передач в автоматических трансмиссиях и увеличения срока службы коробки передач. Код лицензии начинается с буквы E, например, E-20001.

Dexron III характеристики

Характеристики Dextron 2 и 3 - в чем разница

В случае трансмиссионных жидкостей Dexron III базовыми маслами являются масла группы 2+, которые характеризуются улучшенными свойствами класса 2, в частности, благодаря применению гидроочистки в процессе производства. Здесь индекс вязкости увеличивается, минимальное значение составляет 110…115 единиц в сторону увеличения. Другими словами, Dexron 3 является полностью синтетическим.

Читайте также:  Лучший набор инструментов для авто

Первым поколением был Dexron-III (F). Фактически, это просто улучшенная версия Dexron-II (E) с тем же температурным индексом -30°С. Недостатком является низкая прочность и плохая устойчивость к сдвигу, жидкостному окислению. Это соединение маркируется буквой F в начале, например, F-30001.

Второе поколение — Dexron-III (G) — было запущено в 1998 году. Улучшенный состав этой жидкости полностью устранил проблемы вибрации при движении автомобиля. Производитель также рекомендует его для использования в гидравлических усилителях руля (HST), некоторых гидравлических системах и в роторных воздушных компрессорах, где требуется высокий уровень текучести при низких температурах.

Минимальная рабочая температура, при которой можно использовать жидкость «Dextron 3», составляет -40°C. Обозначение этой рецептуры начиналось с буквы G, например, G-30001.

Третье поколение — Dexron III (H). Он был выпущен в 2003 году. Эта жидкость имеет синтетическую основу и еще более улучшенный пакет присадок. Таким образом, производитель заявляет, что его можно использовать в качестве универсальной смазки для всех автоматических трансмиссий с муфтой, управляемой блокировкой гидротрансформатора, или так называемой GKÜB для блокировки муфты переключения передач, и без нее. Он обладает очень низкой вязкостью при отрицательных температурах и поэтому может использоваться до -40°C.

Отличия Dexron 2 от Dexron 3 и заменяемость

Наиболее распространенные вопросы относительно использования трансмиссионных жидкостей Dexron 2 и Dexron 3 касаются того, можно ли их смешивать и можно ли использовать одну из них вместо другой. Потому что улучшение характеристик, несомненно, должно отразиться на улучшении работы агрегата (независимо от того, гидравлическая это трансмиссия или автоматическая).

Заменяемость Dexron 2 и Dexron 3
Взаимозаменяемость/смешиваемостьТребования
Для автоматических трансмиссий
Dexron II D → Dexron II E
  • Может работать при температуре до -30°C;
  • Не меняйтесь обратно!
  • Dexron II D → Dexron III F, Dexron III G, Dexron III H
  • Жидкости одного производителя;
  • Dexron III D → жидкости Dexron III D того же производителя; — использовать до -30°C (F), -40°C (G и H);
  • Не использовать от -30°C (F) до -40°C (G и H); — Обратная совместимость невозможна!
  • Dexron II E → Dexron III F, Dexron III G, Dexron III H
  • не менее -40°C (G и H), смените на F, если в руководстве по эксплуатации автомобиля не указано иное;
  • Обратная замена не допускается!
  • Dexron III F → Dexron III G, Dexron III H
  • Машина работает при низких температурах до -40 °C;
  • Движение задним ходом запрещено!
  • Dexron III G → Dexron III H
  • При использовании присадок, снижающих трение;
  • Не меняйтесь обратно!
  • Для гидравлических систем
    Дексрон II → Дексрон III
  • Изменение возможно, если снижение трения является приемлемым;
  • оборудование работает при низких температурах — до -30°C (F), до -40°C (G и H)
  • Обратный обмен допустим, но нежелателен; необходимо учитывать условия рабочей температуры.
  • Разница Dexron 2 и Dexron 3 для АКПП

    Характеристики Dextron 2 и 3 - в чем разница

    Прежде чем заливать или смешивать различные типы трансмиссионной жидкости, узнайте, какой тип трансмиссионной жидкости рекомендован производителем автомобиля. Эта информация обычно содержится в руководстве пользователя, а на некоторых автомобилях (например, Toyota) ее можно найти на щупе коробки передач.

    В идеале, в автоматической коробке передач следует использовать смазочные материалы только определенного класса, даже если в зависимости от класса улучшаются эксплуатационные характеристики, влияющие на срок службы жидкости. Смешивания также следует избегать, соблюдая интервалы замены (если они вообще существуют, так как многие современные автоматические трансмиссии рассчитаны на работу с одной и той же жидкостью в течение всего срока службы, а добавляется она только по мере ее высыхания).

    Читайте также:  Какую незамерзайку купить

    Также помните, что смешивание жидкостей на минеральной и синтетической основе разрешено с ограничениями! Например, в автоматических коробках передач их можно смешивать только в том случае, если они содержат одинаковые присадки. На практике это означает, что, например, Dexron II D и Dexron III можно смешивать только в том случае, если они изготовлены одним и тем же производителем. В противном случае в автоматической коробке передач могут происходить химические реакции, приводящие к образованию отложений, которые блокируют тонкие линии гидротрансформатора и могут привести к поломке.

    Жидкости ATF на основе минерального масла обычно имеют красный цвет, а жидкости на основе синтетического базового масла — желтый. Такая же маркировка применяется к консервным банкам. Однако это требование не всегда соблюдается, поэтому рекомендуется читать состав на упаковке.

    Характеристики Dextron 2 и 3 - в чем разница

    Разница между Dexron II D и Dexron II E заключается в температурной вязкости. Поскольку рабочая температура первой жидкости составляет до -15°C, а второй — ниже, до -30°C. Кроме того, синтетический Dexron II E более долговечен и имеет более стабильные характеристики в течение всего срока службы. Это означает, что замена Dexron II D на Dexron II E разрешена, но при условии, что машина будет использоваться в сильный мороз. Если температура воздуха не опускается ниже -15 °С, то существует риск, что при высоких температурах большее количество жидкости Dexron II E будет просачиваться через уплотнения автоматической коробки передач, а может просто вытекать из нее, не говоря уже об износе деталей.

    При замене или смешивании жидкостей Dexron обратите внимание на требования производителя автоматической коробки передач, допускают ли они меньшее трение жидкости ATF, так как этот фактор может негативно повлиять не только на работу агрегата, но и на его долговечность, а учитывая высокую стоимость трансмиссий, это весомый аргумент!

    Замена Dexron II E на Dexron II D определенно не допускается, поскольку первый является синтетическим и имеет более низкую вязкость, а второй — на минеральной основе и имеет более высокую вязкость. Кроме того, Dexron II E имеет более эффективные модификаторы (присадки). Поэтому имеет смысл использовать Dexron II E только в регионах со значительными морозами, особенно учитывая, что Dexron II E значительно дороже своего предшественника (из-за более дорогой технологии производства).

    Что касается Dexron II, то его замена на Dexron III зависит от поколения. Так, первый Dexron III F не сильно отличался от Dexron II E, поэтому замена второго Dexron на третий вполне допустима, но не наоборот, по тем же причинам.

    Dexron III G и Dexron III H имеют еще более высокую вязкость и набор модификаторов, снижающих трение. Это означает, что теоретически их можно использовать вместо Dexron II, но с некоторыми ограничениями. В частности, если оборудование (автоматическая коробка передач) не позволяет снизить фрикционные свойства жидкости ATF, замена Dextron 2 на Dextron 3, как более «продвинутый» состав, может привести к следующим негативным последствиям

    Характеристики Dextron 2 и 3 - в чем разница

  • Увеличение скорости переключения передач. Именно это преимущество отличает автоматические трансмиссии с электронным управлением от автоматических трансмиссий с гидравлическим управлением.
  • Сдвиговые рывки. Фрикционные диски в автоматической коробке передач страдают, т.е. изнашиваются сильнее.
  • Могут возникнуть проблемы с электронным управлением автоматической коробки передач. Если переключение передач занимает больше времени, чем положено, электронные системы контроля могут передать сообщение об ошибке на электронный блок управления.
  • Трансмиссионные жидкости Dexron III имеют смысл только в северных регионах, где рабочая температура автомобиля с автоматической коробкой передач может достигать -40°C. Если такая жидкость будет использоваться в южных регионах, необходимо отдельно ознакомиться с информацией о ее допустимости в документации на автомобиль, так как она может привести только к повреждению автоматической коробки передач.

    Читайте также:  Замена и ремонт модуля зажигания Опель двигателя Z18XE

    Таким образом, популярный вопрос о том, что лучше — Dexron 2 или Dexron 3, не корректен, поскольку разница между ними не только в поколении, но и в целях. Поэтому ответ зависит, во-первых, от рекомендованного масла для автоматической коробки передач, а во-вторых, от условий эксплуатации автомобиля. Поэтому не следует слепо добавлять Dextron 3 вместо Dextron 2, думая, что это только улучшит работу автоматической коробки передач. Прежде всего, следуйте рекомендациям производителя автомобиля!

    Декстрон 2 и 3 отличия для ГУР

    При замене жидкости гидроусилителя руля (CPS) действует аналогичная схема. Однако здесь есть тонкость, а именно вязкость жидкости не так важна для гидроусилителя руля, поскольку температура насоса гидроусилителя руля не поднимается выше 80 градусов Цельсия. Вот почему на бачке или крышке может быть написано «Dexron II или Dexron III». Это объясняется тем, что в гидроусилителе руля нет тонких каналов преобразователя и усилие, передаваемое жидкостью, намного меньше.

    Таким образом, в целом, замена Dexron 3 вместо Dexron 2 в гидроусилителе руля допустима, хотя и не во всех случаях. Наиболее важно, чтобы жидкость соответствовала критериям вязкости при низкой температуре (холодный запуск с вязким маслом может вызвать высокое давление и утечки через сальники, а также повышенный износ лопастей насоса)! В случае реверса это недопустимо по причинам, описанным выше. В зависимости от температуры окружающей среды насос CPS может гудеть.

    При использовании жидкости ATF стоит обратить внимание на минимальную температуру прокачки и кинематическую вязкость, которая не должна превышать 800 м㎡/с, чтобы обеспечить длительный срок службы масла.

    Разница Dexron и ATF

    Когда речь заходит о взаимозаменяемости жидкостей, автовладельцы задаются вопросом не только о совместимости Dexron 2 3, но и о разнице между Dexron 2 и маслом ATF. На самом деле, этот вопрос некорректен, и вот почему…. ATF расшифровывается как Automatic Transmission Fluid, что в переводе означает жидкость для автоматической трансмиссии. То есть, все трансмиссионные жидкости, используемые в автоматических коробках передач, подпадают под это определение.

    Характеристики Dextron 2 и 3 - в чем разница

    Что касается Dexron (независимо от поколения), то это просто название группы технических спецификаций (иногда называемых торговой маркой) для жидкостей для автоматических трансмиссий, созданных компанией General Motors (GM). Под этой маркой выпускаются не только жидкости для автоматических коробок передач, но и жидкости для других механизмов. Это означает, что Dexron — это общее название спецификаций, которые со временем были приняты различными производителями отдельных продуктов. Вот почему на одной и той же канистре часто можно увидеть маркировку ATF и Dexron. На самом деле, жидкость Dexron — это просто жидкость для автоматических трансмиссий (ATF). Они могут быть смешанными, если их спецификации относятся к одной и той же группе. Что касается вопроса о том, почему одни производители пишут на канистрах Dexron, а другие ATF, ответ тот же — определение. Жидкости Dexron изготавливаются в соответствии со спецификациями General Motors, в то время как другие жидкости изготавливаются в соответствии со спецификациями других производителей. То же самое относится и к цветовой маркировке банок. Она никоим образом не указывает на спецификацию, а лишь сообщает вам (и то не всегда), какой тип масла был использован в качестве основы при производстве конкретной трансмиссионной жидкости, представленной на полках магазинов. Красный цвет обычно указывает на минеральное базовое масло, а желтый — на синтетическое базовое масло.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру