Неисправный датчик скорости обычно вызывает неисправность спидометра (стрелка прыгает), но в зависимости от автомобиля могут возникать и другие проблемы. В частности, сбои в переключении передач могут возникнуть, если коробка передач автоматическая, а не механическая, не работает одометр, принудительно отключена ABS или система контроля тяги двигателя (при наличии). Кроме того, в инжекторных автомобилях часто встречаются ошибки с кодами p0500 и p0503.
Если датчик скорости вышел из строя, он вряд ли подлежит ремонту, поэтому просто замените его на новый. Однако стоит выяснить, что делать в этой ситуации, проведя несколько дополнительных проверок.
Принцип работы датчика
В большинстве автомобилей с механической коробкой передач датчик скорости устанавливается рядом с коробкой передач, а в автомобилях с автоматической коробкой передач (и не только) он располагается ближе к выходному валу коробки передач, и его задача — определить скорость вращения указанного вала.
Чтобы устранить неисправность и понять, почему неисправен датчик скорости (DS), в первую очередь необходимо понять, как он работает. Лучше всего это сделать на примере популярного отечественного автомобиля ВАЗ-2114, так как по статистике именно на этом автомобиле датчики скорости ломаются чаще всего.
Датчики скорости на основе эффекта Холла генерируют импульсный сигнал, который по сигнальному проводу передается в ЭБУ. Чем быстрее едет автомобиль, тем чаще передаются импульсы. В ВАЗ 2114 количество импульсов на километр составляет 6004. Скорость их генерации зависит от частоты вращения вала. Существует два типа электронных датчиков — с контактом вала и без него. Однако сегодня наиболее часто используются бесконтактные датчики, которые имеют более простую и надежную конструкцию, поэтому они широко заменили старые версии датчиков скорости.
Для работы DS необходимо поместить датчик скорости с намагниченными участками на вращающийся вал (ось, коробка передач, трансмиссия). Когда эти сегменты проходят вблизи чувствительного элемента датчика, в датчике генерируются соответствующие импульсы, которые передаются на электронный блок управления. Сам датчик, интегральная схема и магнит не будут двигаться.
Большинство автомобилей, оснащенных автоматическими трансмиссиями, имеют два датчика скорости вращения вала — датчик скорости главного вала и датчик скорости вторичного вала. Это означает, что скорость автомобиля определяется по скорости вращения вторичного вала, отсюда и другое название датчика скорости автоматической коробки передач — датчик вторичного вала. Эти датчики обычно работают по одному принципу, но имеют разные конструктивные особенности, поэтому в большинстве случаев они не взаимозаменяемы. Использование двух датчиков обусловлено тем, что на основании разницы угловых скоростей валов ЭБУ принимает решение о переключении автоматической коробки передач на определенную передачу.
Признаки неисправности датчика скорости
Если есть проблема с датчиком скорости, водитель может косвенно диагностировать ее по следующим признакам:
Стоит отметить, что упомянутые выше предупреждающие сигналы могут также быть симптомами проблем с другими датчиками или другими компонентами автомобиля. Поэтому комплексная диагностика автомобиля должна проводиться с помощью диагностического сканера. Возможно, имели место и другие неисправности, связанные с другими системами автомобиля, которые хранятся в памяти ЭБУ.
Причины неисправности датчика
Сам по себе датчик скорости на эффекте Холла является надежным устройством, поэтому его отказы довольно редки. Наиболее распространенными причинами его отказа являются:
Обратите внимание, что на некоторых автомобилях спидометр и/или одометр могут работать неправильно или не работать вообще не потому, что вышел из строя датчик скорости, а потому, что неисправна приборная панель. Также часто «сбоят» другие приборы на приборной панели. Например, электронные спидометры могут работать неправильно из-за попадания воды и/или грязи на их клеммы или обрыва сигнальных (силовых) проводов. Чистки электрических контактов спидометра обычно достаточно для устранения проблемы.
Другой возможностью является неисправный двигатель, приводящий в движение иглу спидометра, или слишком большое расстояние до иглы, что приводит к ситуации, когда игла спидометра касается панели и не может двигаться в пределах своего нормального рабочего диапазона. Иногда предохранитель может перегореть из-за того, что двигатель не может сдвинуть заблокированную стрелку и прилагает к ней значительное усилие. Поэтому имеет смысл проверить его целостность с помощью мультиметра. Чтобы узнать, какой предохранитель отвечает за спидометр (моторчик стрелки), проверьте электрическую схему данного автомобиля.
Как определить неисправность датчика скорости
Наиболее распространенные датчики скорости, устанавливаемые в современных автомобилях, работают на основе физического эффекта Холла. Таким образом, существует три способа проверки этого типа датчика скорости, как с его снятием, так и без него. Однако в обоих случаях вам понадобится электронный мультиметр, способный измерять до 12 вольт постоянного тока.
В первую очередь необходимо проверить целостность предохранителя, питающего датчик скорости. У каждого автомобиля своя схема проводки, но в автомобиле ВАЗ-2114, упомянутом выше, датчик скорости питается от предохранителя на 7,5 ампера. Предохранитель установлен на реле вентилятора электрического отопителя. На панели приборов в передней части приборной панели контакт с адресом «DS» и «контроллер управления двигателем» имеют одинаковый номер — «9». Используя мультиметр, проверьте, что предохранитель цел и что ток течет непосредственно к датчику. Если предохранитель перегорел, замените его новым.
Сняв датчик с автомобиля, проверьте, где находится его импульсный (сигнальный) контакт. Приложите один из щупов мультиметра к нему, а другой щуп приложите к «земле». Если датчик контактный, необходимо повернуть его ось. Если он магнитный, необходимо поднести металлический предмет близко к его чувствительному элементу. Чем быстрее движение (вращение), тем больше напряжение, которое покажет мультиметр, при условии, что датчик находится в хорошем состоянии. Если это не так, то неисправен датчик скорости.
Такую же процедуру можно выполнить с датчиком, не вынимая его из гнезда. Мультиметр должен быть подключен таким же образом. Однако для выполнения проверки необходимо поднять одно из передних колес (обычно правое переднее колесо). Поставьте колесо в нейтральное положение и с силой поверните его, наблюдая за показаниями мультиметра (самостоятельно это делать неудобно, поэтому в данном случае вам понадобится помощник для проведения теста). Если мультиметр показывает переменное напряжение при вращении колеса, датчик скорости исправен. Если нет, то датчик неисправен и его следует заменить.
Если процедура выполняется при прокручивающемся колесе, вместо мультиметра можно использовать 12-вольтовую сигнальную лампу. Подключите его таким же образом к сигнальному проводу и проводу заземления. Если лампочка загорается (или даже пытается загореться) при повороте рулевого колеса, датчик исправен. Если нет, замените его на новый.
Если марка устройства требует специального программного обеспечения для диагностики датчика (и других его компонентов), лучше использовать соответствующее программное обеспечение.
Детальную работу датчика скорости можно проверить с помощью электронного осциллографа. В этом случае можно проверить не только наличие сигнала осциллографа, но и его форму. Осциллограф подключается к импульсному кабелю при вывернутых колесах автомобиля (датчик не снимается, т.е. остается на месте). Затем колесо вращается, и датчик динамически контролируется.
Проверка механического датчика скорости
Во многих старых автомобилях (в основном карбюраторных) использовался механический датчик скорости. Он был аналогично установлен на трансмиссионном валу и передавал угловую скорость выходного вала с помощью вращающегося кабеля, заключенного в защитный кожух. Обратите внимание, что для диагностики потребуется снять приборную панель, а поскольку процедура варьируется от автомобиля к автомобилю, необходимы дополнительные разъяснения.
Используйте следующую процедуру для проверки датчика и кабеля:
Если трос не вращается в своей оболочке, когда двигатель находится на четвертой передаче, проверьте его крепление к коробке передач. Сделайте это в соответствии со следующим алгоритмом:
Как устранить проблему
После выявления неисправности датчика скорости дальнейшие действия зависят от причин, вызвавших данную ситуацию. Возможны следующие способы устранения:
Ремонт датчика
Некоторые механики, имеющие опыт ремонта электроники, могут самостоятельно отремонтировать датчик скорости. Особенно в описанном выше случае, когда конденсатор под воздействием высокой температуры отпаивается и начинает замыкаться и проводить электричество.
Процедура заключается в демонтаже корпуса датчика скорости для проверки работоспособности конденсатора и его замены при необходимости. Как правило, в микросхемах используются японские или китайские конденсаторы, которые можно заменить отечественными. Самое главное — выбрать правильные параметры, т.е. расположение контактов и емкость. Если корпус датчика собран, то для доступа к конденсатору достаточно снять крышку. Если корпус не разбирается, его необходимо аккуратно разрезать, не повредив внутренние компоненты. В дополнение к вышеуказанным требованиям к конденсатору, необходимо обратить внимание на его размер, так как корпус датчика должен снова бесшовно закрываться после припаивания его к плате. Корпус может быть приклеен термостойким клеем.
По отзывам мастеров, которые проводили подобную операцию таким образом, можно сэкономить несколько тысяч рублей, так как новый датчик стоит довольно дорого.
Заключение
Отказ датчика скорости — некритичная, но довольно неприятная проблема. Ведь от его нормальной работы зависят не только показания спидометра и одометра, но и увеличивается расход топлива, а двигатель работает не на полную мощность. Кроме того, принудительно отключаются отдельные системы автомобиля, что может повлиять, в частности, на безопасность движения как в городском режиме, так и на автомагистрали. Поэтому не следует слишком затягивать с поиском неисправности датчика скорости.
Возможно, вам также будет интересно узнать: