Неисправность датчика скорости

Неисправный датчик скорости обычно вызывает неисправность спидометра (стрелка прыгает), но в зависимости от автомобиля могут возникать и другие проблемы. В частности, сбои в переключении передач могут возникнуть, если коробка передач автоматическая, а не механическая, не работает одометр, принудительно отключена ABS или система контроля тяги двигателя (при наличии). Кроме того, в инжекторных автомобилях часто встречаются ошибки с кодами p0500 и p0503.

Если датчик скорости вышел из строя, он вряд ли подлежит ремонту, поэтому просто замените его на новый. Однако стоит выяснить, что делать в этой ситуации, проведя несколько дополнительных проверок.

Ошибка датчика скорости

Принцип работы датчика

В большинстве автомобилей с механической коробкой передач датчик скорости устанавливается рядом с коробкой передач, а в автомобилях с автоматической коробкой передач (и не только) он располагается ближе к выходному валу коробки передач, и его задача — определить скорость вращения указанного вала.

Ошибка датчика скорости

Чтобы устранить неисправность и понять, почему неисправен датчик скорости (DS), в первую очередь необходимо понять, как он работает. Лучше всего это сделать на примере популярного отечественного автомобиля ВАЗ-2114, так как по статистике именно на этом автомобиле датчики скорости ломаются чаще всего.

Датчики скорости на основе эффекта Холла генерируют импульсный сигнал, который по сигнальному проводу передается в ЭБУ. Чем быстрее едет автомобиль, тем чаще передаются импульсы. В ВАЗ 2114 количество импульсов на километр составляет 6004. Скорость их генерации зависит от частоты вращения вала. Существует два типа электронных датчиков — с контактом вала и без него. Однако сегодня наиболее часто используются бесконтактные датчики, которые имеют более простую и надежную конструкцию, поэтому они широко заменили старые версии датчиков скорости.

Для работы DS необходимо поместить датчик скорости с намагниченными участками на вращающийся вал (ось, коробка передач, трансмиссия). Когда эти сегменты проходят вблизи чувствительного элемента датчика, в датчике генерируются соответствующие импульсы, которые передаются на электронный блок управления. Сам датчик, интегральная схема и магнит не будут двигаться.

Большинство автомобилей, оснащенных автоматическими трансмиссиями, имеют два датчика скорости вращения вала — датчик скорости главного вала и датчик скорости вторичного вала. Это означает, что скорость автомобиля определяется по скорости вращения вторичного вала, отсюда и другое название датчика скорости автоматической коробки передач — датчик вторичного вала. Эти датчики обычно работают по одному принципу, но имеют разные конструктивные особенности, поэтому в большинстве случаев они не взаимозаменяемы. Использование двух датчиков обусловлено тем, что на основании разницы угловых скоростей валов ЭБУ принимает решение о переключении автоматической коробки передач на определенную передачу.

Признаки неисправности датчика скорости

Если есть проблема с датчиком скорости, водитель может косвенно диагностировать ее по следующим признакам:

Ошибка датчика скорости

  • Спидометр и одометр работают неправильно или не полностью. В частности, его показания либо не соответствуют действительности, либо «плавают» и неравномерны. Однако чаще всего спидометр вообще не работает, т.е. стрелка указывает на ноль или прыгает и бешено двигается. То же самое относится и к одометру. Он неверно указывает пройденное расстояние, т.е. просто не считает пройденное расстояние.
  • В автомобилях с автоматической коробкой передач само переключение передач происходит рывками и в неподходящее время. Причина в том, что электронный блок управления автоматической коробки передач не в состоянии правильно определить ходовые характеристики автомобиля, и процесс переключения передач происходит по сути случайно. В городе и на автостраде это опасно, поскольку автомобиль может вести себя непредсказуемо, т.е. переключение передач может быть хаотичным и нелогичным, а также очень быстрым.
  • В некоторых автомобилях электронный блок управления двигателем (ЭБУ) принудительно отключает антиблокировочную тормозную систему (ABS) и/или систему контроля тяги двигателя. Это необходимо, во-первых, для обеспечения безопасности движения, а во-вторых, для снижения нагрузки на компоненты двигателя в аварийных ситуациях.
  • В некоторых автомобилях ЭБУ может принудительно ограничить максимальную скорость и/или максимальные обороты двигателя. Это также делается из соображений безопасности движения и для снижения нагрузки на двигатель, в частности, чтобы он не работал на высоких оборотах при низкой нагрузке, что вредно для любого двигателя (холостой ход).
  • Активация предупреждающей лампы Check Engine на приборной панели. При сканировании памяти ЭБУ в ней часто появляются коды ошибок p0500 или p0503. Первое означает отсутствие сигнала от датчика, а второе — сигнал, превышающий допустимые руководством пределы.
  • Повышенный расход топлива. Это происходит потому, что ЭБУ выбирает неоптимальный режим работы двигателя, поскольку его процесс принятия решений основан на сложной информации от нескольких датчиков двигателя. По статистике, перерасход составляет около двух литров топлива на 100 километров (для ВАЗ-2114). Для автомобилей с более мощным двигателем величина перерасхода соответственно увеличивается.
  • Скорость холостого хода уменьшается или «плавает». При торможении автомобиля обороты также резко падают. В некоторых автомобилях (в частности, в некоторых моделях Chevrolet) электронный блок управления выключит двигатель, и дальнейшее движение может оказаться невозможным.
  • Снижается мощность и управляемость автомобиля. В частности, автомобиль плохо разгоняется и испытывает недостаток тяги, особенно при большой нагрузке и при движении в гору. В том числе при буксировке грузов.
  • Популярный отечественный автомобиль ВАЗ Калина в ситуации, когда датчик скорости не работает, либо возникают проблемы с сигналами от него к ЭБУ, блок управления принудительно отключает электроусилитель руля на автомобиле.
  • Круиз-контроль не работает в тех автомобилях, для которых он предназначен. ЭБУ отключает его из соображений безопасности дорожного движения.
  • Читайте также:  Ремонт насоса ГУРа

    Стоит отметить, что упомянутые выше предупреждающие сигналы могут также быть симптомами проблем с другими датчиками или другими компонентами автомобиля. Поэтому комплексная диагностика автомобиля должна проводиться с помощью диагностического сканера. Возможно, имели место и другие неисправности, связанные с другими системами автомобиля, которые хранятся в памяти ЭБУ.

    Причины неисправности датчика

    Сам по себе датчик скорости на эффекте Холла является надежным устройством, поэтому его отказы довольно редки. Наиболее распространенными причинами его отказа являются:

    Ошибка датчика скорости

  • Перегрев. Часто коробка передач в автомобиле (как автоматическая, так и механическая, но чаще автоматическая) значительно нагревается во время работы. Это приводит к тому, что повреждается не только корпус датчика, но и его внутренние механизмы. А именно, микросхема, спаянная из различных электронных компонентов (резисторов, конденсаторов и т.д.). Соответственно, высокая температура приводит к тому, что конденсатор (который является датчиком магнитного поля) замыкается и становится проводником электрического тока. В результате датчик скорости перестанет работать должным образом или полностью выйдет из строя. Ремонт в этом случае довольно сложен, так как нужно иметь опыт работы в данной области, знать, что и где паять, и не всегда удается найти нужный конденсатор.
  • Контактное окисление. Это происходит естественно и часто с течением времени. Окисление может произойти из-за того, что контакты не были покрыты защитной смазкой при сборке датчика, или из-за попадания значительного количества влаги на контакты вследствие повреждения изоляции. При ремонте необходимо не только очистить контакты от следов коррозии, но и смазать их защитной смазкой и убедиться, что влага больше не попадает на контакты.
  • Целостность жгута проводов нарушена. Это может быть вызвано перегревом или механическим повреждением. Как уже упоминалось выше, сам гидротрансформатор, в результате значительного нагрева компонентов трансмиссии, также работает при высоких температурах. Со временем изоляция теряет свою гибкость и может просто рассыпаться, особенно в результате механического воздействия. Аналогичным образом, провода могут быть повреждены в случае их обрыва или в результате неосторожного обращения. Обычно это приводит к короткому замыканию, реже — к полному повреждению проводов, например, в результате механических и/или ремонтных работ.
  • Проблемы со штекером. Часто контакты, соединяющие датчик скорости с электронным блоком управления, имеют низкое качество из-за проблем с их креплением. В частности, имеется так называемый «чип», т.е. пластиковый фиксатор, который обеспечивает плотное прилегание корпусов и, соответственно, контактов друг к другу. Для достижения плотного прилегания обычно используется механическая защелка (замок).
  • Проблемы с другими кабелями. Интересно, что проблемы с датчиком скорости могут возникать и в других системах. Например, если повреждена изоляция проводов других проводов в линии, находящихся в непосредственной близости от проводов датчика скорости. Примером может служить Toyota Camry. Были случаи, когда в системе датчиков парковки повреждалась изоляция проводов, что приводило к наведению электромагнитного поля на провода датчика скорости. Это, очевидно, привело к передаче неверных данных на электронный блок управления.
  • Металлическая стружка в датчике. В случае датчиков скорости, использующих постоянный магнит, иногда причиной неисправности датчика является металлическая стружка, налипшая на чувствительный элемент. В результате в ЭБУ поступает информация о кажущейся нулевой скорости автомобиля. Это, конечно же, приводит к сбою в работе всего ЭБУ и возникновению описанных выше проблем. Чтобы избавиться от этой проблемы, очистите датчик, желательно предварительно сняв его.
  • Загрязнение датчика изнутри. Если корпус датчика съемный (т.е. корпус крепится двумя или тремя винтами), возможно попадание загрязнений (мелкого мусора, пыли) внутрь корпуса датчика. Типичным примером является Toyota RAV4. Для решения этой проблемы достаточно разобрать корпус датчика (винты предварительно смазать WD-40), а затем удалить все загрязнения с датчика. Практика показывает, что таким образом можно восстановить работу, казалось бы, «мертвого» датчика.
  • Читайте также:  Замена ламп в заднем фонаре Opel Zafira A

    Неисправный датчик скорости

    Обратите внимание, что на некоторых автомобилях спидометр и/или одометр могут работать неправильно или не работать вообще не потому, что вышел из строя датчик скорости, а потому, что неисправна приборная панель. Также часто «сбоят» другие приборы на приборной панели. Например, электронные спидометры могут работать неправильно из-за попадания воды и/или грязи на их клеммы или обрыва сигнальных (силовых) проводов. Чистки электрических контактов спидометра обычно достаточно для устранения проблемы.

    Другой возможностью является неисправный двигатель, приводящий в движение иглу спидометра, или слишком большое расстояние до иглы, что приводит к ситуации, когда игла спидометра касается панели и не может двигаться в пределах своего нормального рабочего диапазона. Иногда предохранитель может перегореть из-за того, что двигатель не может сдвинуть заблокированную стрелку и прилагает к ней значительное усилие. Поэтому имеет смысл проверить его целостность с помощью мультиметра. Чтобы узнать, какой предохранитель отвечает за спидометр (моторчик стрелки), проверьте электрическую схему данного автомобиля.

    Как определить неисправность датчика скорости

    Наиболее распространенные датчики скорости, устанавливаемые в современных автомобилях, работают на основе физического эффекта Холла. Таким образом, существует три способа проверки этого типа датчика скорости, как с его снятием, так и без него. Однако в обоих случаях вам понадобится электронный мультиметр, способный измерять до 12 вольт постоянного тока.

    Неисправный датчик скорости

    В первую очередь необходимо проверить целостность предохранителя, питающего датчик скорости. У каждого автомобиля своя схема проводки, но в автомобиле ВАЗ-2114, упомянутом выше, датчик скорости питается от предохранителя на 7,5 ампера. Предохранитель установлен на реле вентилятора электрического отопителя. На панели приборов в передней части приборной панели контакт с адресом «DS» и «контроллер управления двигателем» имеют одинаковый номер — «9». Используя мультиметр, проверьте, что предохранитель цел и что ток течет непосредственно к датчику. Если предохранитель перегорел, замените его новым.

    Сняв датчик с автомобиля, проверьте, где находится его импульсный (сигнальный) контакт. Приложите один из щупов мультиметра к нему, а другой щуп приложите к «земле». Если датчик контактный, необходимо повернуть его ось. Если он магнитный, необходимо поднести металлический предмет близко к его чувствительному элементу. Чем быстрее движение (вращение), тем больше напряжение, которое покажет мультиметр, при условии, что датчик находится в хорошем состоянии. Если это не так, то неисправен датчик скорости.

    Такую же процедуру можно выполнить с датчиком, не вынимая его из гнезда. Мультиметр должен быть подключен таким же образом. Однако для выполнения проверки необходимо поднять одно из передних колес (обычно правое переднее колесо). Поставьте колесо в нейтральное положение и с силой поверните его, наблюдая за показаниями мультиметра (самостоятельно это делать неудобно, поэтому в данном случае вам понадобится помощник для проведения теста). Если мультиметр показывает переменное напряжение при вращении колеса, датчик скорости исправен. Если нет, то датчик неисправен и его следует заменить.

    Если процедура выполняется при прокручивающемся колесе, вместо мультиметра можно использовать 12-вольтовую сигнальную лампу. Подключите его таким же образом к сигнальному проводу и проводу заземления. Если лампочка загорается (или даже пытается загореться) при повороте рулевого колеса, датчик исправен. Если нет, замените его на новый.

    Если марка устройства требует специального программного обеспечения для диагностики датчика (и других его компонентов), лучше использовать соответствующее программное обеспечение.

    Детальную работу датчика скорости можно проверить с помощью электронного осциллографа. В этом случае можно проверить не только наличие сигнала осциллографа, но и его форму. Осциллограф подключается к импульсному кабелю при вывернутых колесах автомобиля (датчик не снимается, т.е. остается на месте). Затем колесо вращается, и датчик динамически контролируется.

    Проверка механического датчика скорости

    Во многих старых автомобилях (в основном карбюраторных) использовался механический датчик скорости. Он был аналогично установлен на трансмиссионном валу и передавал угловую скорость выходного вала с помощью вращающегося кабеля, заключенного в защитный кожух. Обратите внимание, что для диагностики потребуется снять приборную панель, а поскольку процедура варьируется от автомобиля к автомобилю, необходимы дополнительные разъяснения.

    Читайте также:  Замена реле дворников Опель Рекорд

    Используйте следующую процедуру для проверки датчика и кабеля:

    Неисправный датчик скорости

  • Снимите перегородку, чтобы получить доступ к внутренней части приборной панели. На некоторых автомобилях отсек перегородки может быть снят не полностью.
  • Открутите гайку крепления троса от указателя скорости, запустите двигатель и переключитесь на скорость 4.
  • При проверке обратите внимание на то, вращается ли кабель в кожухе.
  • Если трос вращается, остановите двигатель, замените и затяните конец троса.
  • Затем запустите двигатель и включите четвертую передачу.
  • Если стрелка манометра по-прежнему находится на нуле, индикатор скорости неисправен и должен быть заменен на аналогичный.
  • Если трос не вращается в своей оболочке, когда двигатель находится на четвертой передаче, проверьте его крепление к коробке передач. Сделайте это в соответствии со следующим алгоритмом:

  • Выключите двигатель и отсоедините трос от привода коробки передач со стороны водителя.
  • Извлеките кабель из-под капота и проверьте концы кабеля, а также отсутствие повреждений поперечного квадранта кабеля. Это можно сделать, скрутив кабель с одной стороны и убедившись, что он не скручивается с другой стороны. В идеале они должны вращаться плавно и без усилий, а их концы не должны стираться.
  • Если все в порядке и трос вращается, проблема заключается в коробке передач, которую следует дополнительно продиагностировать и при необходимости заменить. Информацию о том, как это сделать, можно найти в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля, поскольку процедура отличается от автомобиля к автомобилю.
  • Как устранить проблему

    После выявления неисправности датчика скорости дальнейшие действия зависят от причин, вызвавших данную ситуацию. Возможны следующие способы устранения:

    Неисправный датчик скорости

  • Снимите датчик и проверьте его мультиметром, как описано выше. Если датчик неисправен, его обычно заменяют на новый, так как его довольно сложно отремонтировать. Некоторые «умельцы» пытаются вручную припаять паяльником отвалившиеся элементы схемы. Однако это не всегда возможно, поэтому решение остается за владельцем автомобиля.
  • Проверьте контакты датчика. Одной из наиболее распространенных причин неработоспособности датчика скорости является загрязнение и/или окисление контактов. В этом случае их следует осмотреть, очистить и смазать специальной смазкой для предотвращения дальнейшей коррозии.
  • Проверьте целостность цепи датчика. Просто «протестируйте» соответствующие провода с помощью мультиметра. Могут возникнуть две проблемы — короткое замыкание или полный обрыв проводов. В первом случае это связано с повреждением изоляции. Короткое замыкание может возникнуть между отдельными парами проводов или между одним проводом и землей. Все варианты должны быть опробованы в паре. Если проводник поврежден, контакта не будет. Если изоляция повреждена незначительно, допускается устранение дефекта с помощью термостойкой изоляционной ленты. Однако лучше заменить поврежденный кабель (или весь пучок), так как кабели часто подвергаются воздействию высоких температур, поэтому существует высокий риск их повторного повреждения. Если кабель полностью сломан, его, конечно, следует заменить на новый (или весь пучок).
  • Ремонт датчика

    Неисправный датчик скорости

    Некоторые механики, имеющие опыт ремонта электроники, могут самостоятельно отремонтировать датчик скорости. Особенно в описанном выше случае, когда конденсатор под воздействием высокой температуры отпаивается и начинает замыкаться и проводить электричество.

    Процедура заключается в демонтаже корпуса датчика скорости для проверки работоспособности конденсатора и его замены при необходимости. Как правило, в микросхемах используются японские или китайские конденсаторы, которые можно заменить отечественными. Самое главное — выбрать правильные параметры, т.е. расположение контактов и емкость. Если корпус датчика собран, то для доступа к конденсатору достаточно снять крышку. Если корпус не разбирается, его необходимо аккуратно разрезать, не повредив внутренние компоненты. В дополнение к вышеуказанным требованиям к конденсатору, необходимо обратить внимание на его размер, так как корпус датчика должен снова бесшовно закрываться после припаивания его к плате. Корпус может быть приклеен термостойким клеем.

    По отзывам мастеров, которые проводили подобную операцию таким образом, можно сэкономить несколько тысяч рублей, так как новый датчик стоит довольно дорого.

    Заключение

    Отказ датчика скорости — некритичная, но довольно неприятная проблема. Ведь от его нормальной работы зависят не только показания спидометра и одометра, но и увеличивается расход топлива, а двигатель работает не на полную мощность. Кроме того, принудительно отключаются отдельные системы автомобиля, что может повлиять, в частности, на безопасность движения как в городском режиме, так и на автомагистрали. Поэтому не следует слишком затягивать с поиском неисправности датчика скорости.

    Возможно, вам также будет интересно узнать:

  • Не работает спидометр в автомобиле Priora
  • Hyundai Santa Fe 2 Не работает спидометр и одометр
  • Замена датчика скорости ВАЗ 2110
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру