Стучащий звук горячего двигателя почти всегда является симптомом серьезной неисправности. Когда двигатель горячий, стучать могут не только гидрокомпенсаторы, неурегулированные клапаны или цепь ГРМ, но и шатуны, коренные подшипники или сломанный поршневой палец, или даже поршень с треснувшей нижней пластиной. В любом случае, лучше не проводить диагностику в своем гараже, а обратиться за помощью в автосервис, так как может потребоваться разборка двигателя.
Режим работы двигателя | Причины стука |
---|---|
Стук на холостом ходу | |
Дребезжание под нагрузкой и на повышенных оборотах |
- Почему двигатель стучит на горячую
- Низкий уровень масла
- Коленчатый вал и вкладыши
- Неправильно отрегулированные клапана
- Гидрокомпенсаторы
- Фазовращатели (vvt-i, cvvt, vanos)
- Поршни и стенки цилиндров
- Подшипник коленчатого вала
- Детонация
- Как определить что стучит в двигателе
- Как определить — стучит гидрокомпенсатор или поршневая группа
- Как определить стук шатуна
- Как определить стук поршня
- Заключение
Почему двигатель стучит на горячую
Дребезжащий звук при работе двигателя возникает из-за критического уменьшения зазора между деталями внутри двигателя. Когда двигатель холодный, масло в нем находится в густом состоянии, и металлические детали не расширяются. Однако при повышении температуры двигателя масло в нем становится более жидким, а зазор между изношенными деталями увеличивается, что приводит к появлению стука. Итак, причины, по которым двигатель гремит на горячую, могут быть следующими:
Более подробная информация об этих причинах горячего стука, а также об их тонкостях и методах устранения написана ниже.
Низкий уровень масла
Это одна из наиболее распространенных причин стука на горячем двигателе. Холодное моторное масло более вязкое, а при повышении температуры оно разжижается и часто действует как амортизатор, через который металлические детали взаимодействуют и издают различные стучащие звуки. Если уровень масла недостаточен, детали будут взаимодействовать «всухую», издавая гудящие металлические звуки. При нагревании двигателя масло конденсируется и не облегчает стук между изношенными деталями, который является источником шума двигателя, когда двигатель горячий.
Обычно можно услышать жужжащий звук, который возникает в различных режимах работы, но усиливается при увеличении нагрузки на двигатель и его прогреве, или «работе на горячую». На самом деле, низкий уровень моторного масла очень вреден для двигателя, поэтому необходимо либо долить смазочное масло до нужного уровня, либо полностью заменить его новым вместе с масляным фильтром.
Коленчатый вал и вкладыши
Коленчатый вал имеет так называемые шейки, которые почти никогда не заедают, так как сделаны из очень прочного металла. Вкладыши подшипников крепятся к блоку, а вкладыши шатунных подшипников крепятся непосредственно к шатуну, и эта конструкция надевается на коленчатый вал. По мере износа вкладышей подшипников (обычно шатунов) они начинают издавать жужжащий звук.
Кроме того, эти шумы возникают, когда двигатель горячий, потому что в этом состоянии металл расширяется, а металл подшипника намного мягче, чем металл коленчатого вала. Это может привести к тому, что один (или несколько) вкладышей подшипника повернется и ударит по подшипнику напротив на коленчатом валу. В результате шатун и поршень могут просто заклинить. Один из вариантов — «кулак дружбы», когда поршень разбивает блок цилиндров и выскакивает из него, что часто происходит при попадании воды в камеру сгорания.
Максимально допустимый зазор варьируется от двигателя к двигателю, но средний зазор составляет около 0,07 мм. Тогда требуется срочный ремонт! Износ втулки вызывается недостаточным уровнем масла, отложениями сажи, водой, перегревом двигателя и частыми высокими оборотами двигателя.
Неправильно отрегулированные клапана
Клапаны издают дребезжащий звук при увеличении нагрузки на двигатель. Это особенно характерно для старых автомобилей, таких как ВАЗ-классика, Москвич и другие советские автомобили. Клапаны обычно стучат, когда двигатель находится под повышенной нагрузкой и уровень моторного масла низкий.
Причины дребезжания клапанов:
Основной причиной стука клапанов является неотрегулированный зазор между коромыслами распределительного вала и кулачками распределительного вала. Если зазор увеличивается, кулачок ударяет по коромыслу, что вызывает характерный металлический дребезжащий звук, повторяющийся при вращении распределительного вала. Регулировку клапанов следует проводить в среднем каждые 10 000-15 000 км.
Даже если уровень масла в двигателе недостаточен, клапаны могут не стучать на холостом ходу без нагрузки. Однако при ускорении, если масла недостаточно, слышен характерный повторяющийся металлический звук. А если двигатель оснащен гидрокомпенсатором — который автоматически регулирует зазор — это часто является причиной дребезжащего шума, когда двигатель горячий.
Гидрокомпенсаторы
Дребезжащие звуки также могут быть вызваны компенсаторами, когда двигатель горячий. В свою очередь, причиной их дребезжания могут быть:
Чаще всего проблему стука в толкателях можно решить простой заменой масла и масляного фильтра.
Фазовращатели (vvt-i, cvvt, vanos)
Фазовые сдвигатели также могут издавать щелкающие звуки, когда они «горячие». Когда они холодные, масло в их суставах очень вязкое и становится тоньше по мере нагревания. Фазовращатели могут «щелкать» в различных условиях работы двигателя — на холостом ходу, при ускорении, под нагрузкой. Сцепление может также дребезжать из-за чрезмерного загрязнения, мешающего работе внутренних деталей.
При частичном отказе фазовращателей, при значительном износе они уже издают неприятные звуки. Средний пробег на износ составляет не менее 150 — 200 тысяч километров. Срок службы сцепления vvt-i можно продлить, используя качественное моторное масло и экономно эксплуатируя двигатель.
Поршни и стенки цилиндров
Со временем на днище поршня образуется область износа и задира, что приводит к уменьшению диаметра и искажению формы поршня. Аналогичная ситуация возникает на стенках цилиндров в блоке. Поэтому эти пары трущихся деталей не прилегают друг к другу и обычно издают лязгающий металлический звук. То же самое относится к «пальцу», соединяющему шатун с корпусом поршня и его седлом. Штифт издает металлические звуки в различных режимах работы двигателя, но чаще при более высоких оборотах двигателя.
Треснувшее поршневое кольцо (или несколько колец) также может вызвать стук горячего металла. В зависимости от тяжести повреждения, они могут стучать либо холодным, либо горячим. Однако, когда двигатель горячий, стук определенно громче, потому что металл самого кольца расширяется в этом состоянии, и стук будет более слышен.
Подшипник коленчатого вала
Подшипник коленчатого вала со временем изнашивается. Это относится как к бензиновым, так и к дизельным двигателям, но дизельные двигатели, особенно с турбонаддувом, более подвержены износу. Износ увеличивается из-за низкого качества самого подшипника, некачественного моторного масла (или если оно не меняется регулярно), частого перегрева двигателя, продолжительной работы на повышенных оборотах, недостаточного уровня масла. В зависимости от износа шум подшипников может возникать как при холодном, так и при горячем двигателе. В первом случае он будет шуметь только во время запуска. В целом, это не критично, и вы можете ездить с таким подшипником еще некоторое время. Однако если он шумит даже в жаркую погоду, это явный сигнал, что подшипник коленчатого вала следует заменить как можно скорее, иначе вы можете столкнуться с дорогостоящим ремонтом.
Детонация
Детонация — это нарушение процесса сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах, в результате чего смесь сгорает скачками, а не плавно. На самом деле, детонация может возникнуть в любом режиме работы двигателя, но чаще всего она возникает при прогреве двигателя, в том числе под нагрузкой. В момент детонации из-под капота автомобиля могут раздаваться звуки, похожие на взрыв.
Как определить что стучит в двигателе
На основании тональности и прогрессии звуков можно косвенно определить, какие детали требуют диагностики. Дело в том, что отдельные части ремня ГРМ в двигателе могут быть изготовлены как из твердых, так и из мягких металлов. В результате твердые металлы изнашиваются не так интенсивно, как более мягкие, которые являются причиной дребезжания двигателя в горячем состоянии.
Что касается характера звука, то он часто определяется конструктивными особенностями конкретного двигателя, при этом два разных двигателя могут иметь одну и ту же причину горячего стука. Что касается тембра звука, то чем меньше рабочий объем двигателя, тем он громче и слышнее. Напротив, щелчки мощного двигателя могут быть не слышны в течение длительного времени.
При диагностике звука на слух, прежде всего, необходимо различать периодичность появления звука. Например, она может быть постоянной, возникать через регулярные промежутки времени или появляться спорадически (хаотично). Обычно постоянные звуки напрямую связаны с частотой вращения двигателя. Чем выше обороты двигателя, тем чаще становится стук (или в два раза чаще). Аналогично, стук может усиливаться при увеличении нагрузки на двигатель, поскольку нагрузка на фрикционные детали ремня ГРМ, которые вызывают стук, также увеличивается.
Сложность диагностики в этом случае заключается в том, что «слышание» звука требует определенного опыта, так как его часто приходится слушать на фоне шумного двигателя, в том числе на высоких оборотах.
Как стучит | Что может быть причиной шума |
---|---|
Скрежет при запуске горячего двигателя | |
Дребезжание двигателя в горячем состоянии | |
Дребезжание двигателя в горячем состоянии | |
Дребезжащий шум при нагреве двигателя |
Часто бывает трудно определить источник стука, когда двигатель горячий. Детальную диагностику лучше проводить в сервисном центре, где есть необходимое оборудование и квалифицированные специалисты. Следующие проверки можно проводить в гаражных условиях:
- Проверьте уровень и состояние масла в картере двигателя. Долейте масло при необходимости или замените его, если истек интервал замены, в зависимости от пробега.
- Используйте штроборез или даже деревянную палочку для нанесения на различные части двигателя.
- Снимите головку блока и проведите ряд испытаний.
Однако, помимо проверки масла, дальнейшая диагностика имеет смысл только в том случае, если вы хорошо знаете свои двигатели. А для определения причины вам понадобятся навыки самостоятельной разборки и сборки. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.
Как определить — стучит гидрокомпенсатор или поршневая группа
Есть два способа определить, что гремит в жаркие дни — компенсаторы или любой из поршней. В первом случае алгоритм следующий:
Алгоритм для второго метода проверки:
Как определить стук шатуна
Особенностью звука поврежденного шатуна является то, что он исходит из нижней части блока двигателя. Поэтому, чтобы лучше его услышать, нужно либо загнать автомобиль вниз (на эстакаду), либо поднять его на домкрате. Вы должны иметь возможность слушать там. Характер звука низкий, а его частота увеличивается по мере роста оборотов двигателя. Вы можете слушать его на любых оборотах.
В гаражных условиях можно легко определить, какой шатун неисправен. Это делается в соответствии со следующим алгоритмом:
Другой вариант — поочередно поддерживать поршни, а затем, используя отвертку или другой инструмент, резко попытаться «утопить» поршень вниз. Если вы чувствуете люфт на каждом поршне, это означает, что шатун вышел из строя.
Как определить стук поршня
Когда поршень изнашивается, он может издавать как глухие, так и слышимые звуки при прогретом двигателе. Именно характер звука указывает на стук. Следующие симптомы являются диагностическими:
Диагностику поршней или их пальцев лучше всего проводить в автосервисе, так как для этого требуется разборка двигателя.
Заключение
Диагностика проблемы, когда ваш автомобиль гремит на горячую, довольно сложна, поэтому имеет смысл делать это самостоятельно, только если у вас достаточно опыта и есть необходимое оборудование. Прежде всего, необходимо проверить уровень масла и состояние двигателя, а также определить, в каких режимах работы двигателя возникают характерные звуки. По статистике, чаще всего стучат неотрегулированные клапаны и поддон коленчатого вала, поэтому стоит начать их проверку.