Стук в двигателе на горячую

Дребезжание двигателя при нагревании

Стучащий звук горячего двигателя почти всегда является симптомом серьезной неисправности. Когда двигатель горячий, стучать могут не только гидрокомпенсаторы, неурегулированные клапаны или цепь ГРМ, но и шатуны, коренные подшипники или сломанный поршневой палец, или даже поршень с треснувшей нижней пластиной. В любом случае, лучше не проводить диагностику в своем гараже, а обратиться за помощью в автосервис, так как может потребоваться разборка двигателя.

Режим работы двигателяПричины стука
Стук на холостом ходу
  • низкий уровень масла;
  • детонация;
  • Гидрокомпенсаторы .
  • Дребезжание под нагрузкой и на повышенных оборотах
  • Вкладыши подшипников коленчатого вала;
  • Неправильно отрегулированные клапаны;
  • устройства для снятия фаски;
  • Поршни, стенки цилиндров, штифты или поршневые кольца;
  • подшипник коленчатого вала;
  • Почему двигатель стучит на горячую

    Дребезжащий звук при работе двигателя возникает из-за критического уменьшения зазора между деталями внутри двигателя. Когда двигатель холодный, масло в нем находится в густом состоянии, и металлические детали не расширяются. Однако при повышении температуры двигателя масло в нем становится более жидким, а зазор между изношенными деталями увеличивается, что приводит к появлению стука. Итак, причины, по которым двигатель гремит на горячую, могут быть следующими:

    Дребезжание горячего двигателя

  • Недостаточный уровень масла. В таких условиях пары трения будут работать без смазки. Это вызывает преждевременный износ и приводит к появлению стука.
  • Поддон коленчатого вала и подшипники. Шатун и вкладыши коренных подшипников изготовлены из более мягкого материала, чем сам коленчатый вал, и поэтому подвержены износу от поверхностной или возрастной смазки. Они могут крутиться и стучать.
  • Клапаны. Часто это вызвано износом рычагов клапанов или засорением масляного канала распределительного вала.
  • Деформационные швы. Обычно они стучат из-за низкого уровня масла или недостаточного давления масла. Их также можно носить.
  • Бластеры. В двигателях с цепным или ременным приводом с пробегом более 150 000 — 200 000 миль изнашиваются внутренние детали или зашлаковываются масляные каналы.
  • Поршни и стенки цилиндров. По мере износа двигателя геометрия поршней ухудшается. Кроме того, могут быть повреждены поршневые кольца и поршневой палец.
  • Подшипник коленчатого вала. Это изнашивается естественным образом или может быть неправильно установлено во время ремонта.
  • Детонация. Детонация звучит как приглушенный взрыв в цилиндре двигателя, вызванный быстрым, а не слабым воспламенением топлива.
  • Более подробная информация об этих причинах горячего стука, а также об их тонкостях и методах устранения написана ниже.

    Низкий уровень масла

    Дребезжание горячего двигателя

    Это одна из наиболее распространенных причин стука на горячем двигателе. Холодное моторное масло более вязкое, а при повышении температуры оно разжижается и часто действует как амортизатор, через который металлические детали взаимодействуют и издают различные стучащие звуки. Если уровень масла недостаточен, детали будут взаимодействовать «всухую», издавая гудящие металлические звуки. При нагревании двигателя масло конденсируется и не облегчает стук между изношенными деталями, который является источником шума двигателя, когда двигатель горячий.

    Обычно можно услышать жужжащий звук, который возникает в различных режимах работы, но усиливается при увеличении нагрузки на двигатель и его прогреве, или «работе на горячую». На самом деле, низкий уровень моторного масла очень вреден для двигателя, поэтому необходимо либо долить смазочное масло до нужного уровня, либо полностью заменить его новым вместе с масляным фильтром.

    Коленчатый вал и вкладыши

    Коленчатый вал имеет так называемые шейки, которые почти никогда не заедают, так как сделаны из очень прочного металла. Вкладыши подшипников крепятся к блоку, а вкладыши шатунных подшипников крепятся непосредственно к шатуну, и эта конструкция надевается на коленчатый вал. По мере износа вкладышей подшипников (обычно шатунов) они начинают издавать жужжащий звук.

    Читайте также:  Дергается на горячую

    Дребезжание горячего двигателя

    Кроме того, эти шумы возникают, когда двигатель горячий, потому что в этом состоянии металл расширяется, а металл подшипника намного мягче, чем металл коленчатого вала. Это может привести к тому, что один (или несколько) вкладышей подшипника повернется и ударит по подшипнику напротив на коленчатом валу. В результате шатун и поршень могут просто заклинить. Один из вариантов — «кулак дружбы», когда поршень разбивает блок цилиндров и выскакивает из него, что часто происходит при попадании воды в камеру сгорания.

    Максимально допустимый зазор варьируется от двигателя к двигателю, но средний зазор составляет около 0,07 мм. Тогда требуется срочный ремонт! Износ втулки вызывается недостаточным уровнем масла, отложениями сажи, водой, перегревом двигателя и частыми высокими оборотами двигателя.

    Неправильно отрегулированные клапана

    Клапаны издают дребезжащий звук при увеличении нагрузки на двигатель. Это особенно характерно для старых автомобилей, таких как ВАЗ-классика, Москвич и другие советские автомобили. Клапаны обычно стучат, когда двигатель находится под повышенной нагрузкой и уровень моторного масла низкий.

    Дребезжание горячего двигателя

    Причины дребезжания клапанов:

  • Износ корпуса распределительного вала;
  • износ коромысла (коромысло также известно как рычаг);
  • засорение масляного канала в распределительном валу, по которому масло подается к коромыслу.
  • Основной причиной стука клапанов является неотрегулированный зазор между коромыслами распределительного вала и кулачками распределительного вала. Если зазор увеличивается, кулачок ударяет по коромыслу, что вызывает характерный металлический дребезжащий звук, повторяющийся при вращении распределительного вала. Регулировку клапанов следует проводить в среднем каждые 10 000-15 000 км.

    Даже если уровень масла в двигателе недостаточен, клапаны могут не стучать на холостом ходу без нагрузки. Однако при ускорении, если масла недостаточно, слышен характерный повторяющийся металлический звук. А если двигатель оснащен гидрокомпенсатором — который автоматически регулирует зазор — это часто является причиной дребезжащего шума, когда двигатель горячий.

    Гидрокомпенсаторы

    Дребезжащие звуки также могут быть вызваны компенсаторами, когда двигатель горячий. В свою очередь, причиной их дребезжания могут быть:

    Дребезжание горячего двигателя

  • низкий уровень масла в картере двигателя
  • засоренный масляный фильтр
  • неправильное масло;
  • проблемы в масляном насосе;
  • Присадки снижают вязкость масла;
  • Проблемы с работой поршневой пары гидрокомпенсатора.
  • Чаще всего проблему стука в толкателях можно решить простой заменой масла и масляного фильтра.

    Фазовращатели (vvt-i, cvvt, vanos)

    Фазовые сдвигатели также могут издавать щелкающие звуки, когда они «горячие». Когда они холодные, масло в их суставах очень вязкое и становится тоньше по мере нагревания. Фазовращатели могут «щелкать» в различных условиях работы двигателя — на холостом ходу, при ускорении, под нагрузкой. Сцепление может также дребезжать из-за чрезмерного загрязнения, мешающего работе внутренних деталей.

    При частичном отказе фазовращателей, при значительном износе они уже издают неприятные звуки. Средний пробег на износ составляет не менее 150 — 200 тысяч километров. Срок службы сцепления vvt-i можно продлить, используя качественное моторное масло и экономно эксплуатируя двигатель.

    Поршни и стенки цилиндров

    Простукивание горячего двигателя

    Со временем на днище поршня образуется область износа и задира, что приводит к уменьшению диаметра и искажению формы поршня. Аналогичная ситуация возникает на стенках цилиндров в блоке. Поэтому эти пары трущихся деталей не прилегают друг к другу и обычно издают лязгающий металлический звук. То же самое относится к «пальцу», соединяющему шатун с корпусом поршня и его седлом. Штифт издает металлические звуки в различных режимах работы двигателя, но чаще при более высоких оборотах двигателя.

    Читайте также:  Как проверить тормоза автомобиля

    Треснувшее поршневое кольцо (или несколько колец) также может вызвать стук горячего металла. В зависимости от тяжести повреждения, они могут стучать либо холодным, либо горячим. Однако, когда двигатель горячий, стук определенно громче, потому что металл самого кольца расширяется в этом состоянии, и стук будет более слышен.

    Подшипник коленчатого вала

    Подшипник коленчатого вала со временем изнашивается. Это относится как к бензиновым, так и к дизельным двигателям, но дизельные двигатели, особенно с турбонаддувом, более подвержены износу. Износ увеличивается из-за низкого качества самого подшипника, некачественного моторного масла (или если оно не меняется регулярно), частого перегрева двигателя, продолжительной работы на повышенных оборотах, недостаточного уровня масла. В зависимости от износа шум подшипников может возникать как при холодном, так и при горячем двигателе. В первом случае он будет шуметь только во время запуска. В целом, это не критично, и вы можете ездить с таким подшипником еще некоторое время. Однако если он шумит даже в жаркую погоду, это явный сигнал, что подшипник коленчатого вала следует заменить как можно скорее, иначе вы можете столкнуться с дорогостоящим ремонтом.

    Детонация

    Детонация — это нарушение процесса сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах, в результате чего смесь сгорает скачками, а не плавно. На самом деле, детонация может возникнуть в любом режиме работы двигателя, но чаще всего она возникает при прогреве двигателя, в том числе под нагрузкой. В момент детонации из-под капота автомобиля могут раздаваться звуки, похожие на взрыв.

    Как определить что стучит в двигателе

    Простукивание горячего двигателя

    На основании тональности и прогрессии звуков можно косвенно определить, какие детали требуют диагностики. Дело в том, что отдельные части ремня ГРМ в двигателе могут быть изготовлены как из твердых, так и из мягких металлов. В результате твердые металлы изнашиваются не так интенсивно, как более мягкие, которые являются причиной дребезжания двигателя в горячем состоянии.

    Что касается характера звука, то он часто определяется конструктивными особенностями конкретного двигателя, при этом два разных двигателя могут иметь одну и ту же причину горячего стука. Что касается тембра звука, то чем меньше рабочий объем двигателя, тем он громче и слышнее. Напротив, щелчки мощного двигателя могут быть не слышны в течение длительного времени.

    При диагностике звука на слух, прежде всего, необходимо различать периодичность появления звука. Например, она может быть постоянной, возникать через регулярные промежутки времени или появляться спорадически (хаотично). Обычно постоянные звуки напрямую связаны с частотой вращения двигателя. Чем выше обороты двигателя, тем чаще становится стук (или в два раза чаще). Аналогично, стук может усиливаться при увеличении нагрузки на двигатель, поскольку нагрузка на фрикционные детали ремня ГРМ, которые вызывают стук, также увеличивается.

    Сложность диагностики в этом случае заключается в том, что «слышание» звука требует определенного опыта, так как его часто приходится слушать на фоне шумного двигателя, в том числе на высоких оборотах.

    Как стучитЧто может быть причиной шума
    Скрежет при запуске горячего двигателя
  • Подшипник коленчатого вала;
  • В дизельных двигателях с турбонаддувом — турбина;
  • Подшипник коленчатого вала.
  • Дребезжание двигателя в горячем состоянии
  • Клапаны не отрегулированы должным образом;
  • Уровень моторного масла слишком низкий или масло уже потеряло свои свойства;
  • Фазовые сдвигатели.
  • Дребезжание двигателя в горячем состоянии
  • детонация.
  • Дребезжащий шум при нагреве двигателя
  • изношенный гидрокомпенсатор;
  • коленчатый вал;
  • поршни или поршневые кольца.
  • Часто бывает трудно определить источник стука, когда двигатель горячий. Детальную диагностику лучше проводить в сервисном центре, где есть необходимое оборудование и квалифицированные специалисты. Следующие проверки можно проводить в гаражных условиях:

    1. Проверьте уровень и состояние масла в картере двигателя. Долейте масло при необходимости или замените его, если истек интервал замены, в зависимости от пробега.
    2. Используйте штроборез или даже деревянную палочку для нанесения на различные части двигателя.
    3. Снимите головку блока и проведите ряд испытаний.
    Читайте также:  Сезонное обслуживание

    Однако, помимо проверки масла, дальнейшая диагностика имеет смысл только в том случае, если вы хорошо знаете свои двигатели. А для определения причины вам понадобятся навыки самостоятельной разборки и сборки. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.

    Как определить — стучит гидрокомпенсатор или поршневая группа

    Есть два способа определить, что гремит в жаркие дни — компенсаторы или любой из поршней. В первом случае алгоритм следующий:

    Простукивание горячего двигателя

  • катушки зажигания должны быть сняты с каждого поршня по очереди;
  • если после отсоединения всех поршней по очереди стук не прекращается, значит, стучат именно гидрокомпенсаторы;
  • Поэтому, если стук прекращается на любом из поршней, их необходимо дополнительно проверить на геометрию и общее состояние.
  • Алгоритм для второго метода проверки:

  • Выверните свечу зажигания на поршне, где прекращается стук;
  • довести поршень до верха или дать ему немного опуститься;
  • если есть люфт в «пальце» или в коленвале, то нажатие на поршневую группу приведет к тому, что поршень опустится вниз, что и вызовет стук;
  • все четыре (или более) поршня должны быть проверены таким образом;
  • если все поршни в порядке, то, вероятно, дребезжат только пластины ГРМ.
  • Как определить стук шатуна

    Особенностью звука поврежденного шатуна является то, что он исходит из нижней части блока двигателя. Поэтому, чтобы лучше его услышать, нужно либо загнать автомобиль вниз (на эстакаду), либо поднять его на домкрате. Вы должны иметь возможность слушать там. Характер звука низкий, а его частота увеличивается по мере роста оборотов двигателя. Вы можете слушать его на любых оборотах.

    В гаражных условиях можно легко определить, какой шатун неисправен. Это делается в соответствии со следующим алгоритмом:

    Простукивание горячего двигателя

  • необходимо снять головку блока цилиндров, чтобы обеспечить доступ непосредственно к поршневой группе;
  • Затем, используя гаечный ключ (или просто рукой), потяните вверх и вниз ремень привода так, чтобы поршни слегка сдвинулись;
  • При этом прислушайтесь, не раздастся ли из цилиндра громкий металлический звук, который будет свидетельствовать о том, что шатун постукивает.
  • Другой вариант — поочередно поддерживать поршни, а затем, используя отвертку или другой инструмент, резко попытаться «утопить» поршень вниз. Если вы чувствуете люфт на каждом поршне, это означает, что шатун вышел из строя.

    Как определить стук поршня

    Когда поршень изнашивается, он может издавать как глухие, так и слышимые звуки при прогретом двигателе. Именно характер звука указывает на стук. Следующие симптомы являются диагностическими:

  • Глухой звук, исходящий из верхней части блока двигателя. Громче всего он звучит, когда двигатель работает на холостом ходу после прогрева.
  • Короткий, высокочастотный металлический звук. Источником является изношенный поршневой палец, находящийся в контакте с шатуном. Этот звук слышен на всех оборотах двигателя и увеличивается по частоте с ростом оборотов. Однако лучше всего он работает на низких оборотах или на холостом ходу, когда нет других шумов.
  • Диагностику поршней или их пальцев лучше всего проводить в автосервисе, так как для этого требуется разборка двигателя.

    Заключение

    Диагностика проблемы, когда ваш автомобиль гремит на горячую, довольно сложна, поэтому имеет смысл делать это самостоятельно, только если у вас достаточно опыта и есть необходимое оборудование. Прежде всего, необходимо проверить уровень масла и состояние двигателя, а также определить, в каких режимах работы двигателя возникают характерные звуки. По статистике, чаще всего стучат неотрегулированные клапаны и поддон коленчатого вала, поэтому стоит начать их проверку.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру