Стук при повороте рулевого колеса указывает на проблему в системе рулевого управления автомобиля. Скрежет может быть вызван шарниром CV (шарнир постоянной скорости), шаровой опорой, изношенным поворотом рулевого кулака и/или опорным подшипником, штангой стабилизатора или другими неисправностями. Если при повороте рулевого колеса постоянно слышен дребезжащий звук, необходимо как можно скорее провести диагностику, поскольку неисправности в системе рулевого управления не только ухудшаются со временем, но и могут привести к авариям, вплоть до дорожно-транспортных происшествий.
Причины стука при повороте руля
Существует множество различных причин возникновения стука при повороте рулевого колеса. Для более точного определения неисправности необходимо определить три вещи:
По этим данным можно определить источник стука.
Местонахождение стука | Причина стука |
---|---|
Стук в колесе | Частичная поломка ШРУСа (поврежденный пыльник, проблема с подшипником), шум от рулевого рычага/штанги, рулевая тяга на неровной дороге, амортизаторы (стучащая пружина), стабилизаторы. |
Дребезжание стойки | Неисправный вал-шестерня, чрезмерный люфт во втулках и/или подшипниках вала, на автомобилях с CSC, механическое повреждение двигателя и/или червячного вала, износ приводного вала рулевого управления |
Постукивание по рулевому колесу | Частичная поломка тяги, ржавчина на приводном валу тяги, в автомобилях с ESD износ червячного вала и/или механические проблемы с электродвигателем |
Положение рулевого колеса | Причины стука |
Шум при максимальном повороте рулевого колеса (влево/вправо) | При замене переднего рычага управления может случиться так, что рычаг управления упирается в подрамник. Иногда механики просто не затягивают болты должным образом, что вызывает скрип при вращении. |
При повороте рулевого колеса во время стоянки автомобиля | Неисправный рулевой механизм, звездочка, ослабленный крепеж или ослабленные тяги/трубки. |
При повороте рулевого колеса во время движения автомобиля | Те же причины, что и в неподвижном состоянии, но также возникают проблемы со штангами стабилизатора и амортизаторами. |
Ниже приведен список наиболее распространенных причин дребезжания при повороте рулевого колеса, подвески и рулевой системы.
Шарнир равных угловых скоростей
Когда колеса полностью вывернуты в одну сторону, шарнир CV будет в основном скрипеть (он может даже ударяться о рулевое колесо). Если вы повернете автомобиль влево, правый внешний CVT будет визжать/хрюкать, а левый внешний CVT будет хрюкать/хрюкать, если вы повернете его вправо. Внутренние шарниры CVT обычно визжат при движении на высокой скорости по ухабистой дороге, поэтому они не имеют отношения к стуку при поворотах. Если при повороте или резком ускорении слышен стук, следует заменить наружный шарнир. Однако для начала можно разобрать его и проверить — если износа нет или он незначительный, то смазка ШРУСа поможет.
Рулевые наконечники и рулевые тяги
Рулевые наконечники и тяги со временем могут ослабнуть и заскрипеть из-за нормального износа, а также могут издавать дребезжащий звук при повороте автомобиля. Для диагностики рулевых наконечников поднимите автомобиль с той стороны, откуда исходит раздражающий шум, и сначала снимите колесо. Затем проверьте, нет ли люфта в тягах и наконечниках. Часто бывает, что пыльник наконечника порван, что позволяет грязи и влаге проникать внутрь. Это вызывает дребезжащий шум.
Обычно водитель или мастер забывают затянуть фиксирующую гайку между рулевой тягой и наконечником рулевой тяги при регулировке развала-схождения и угла поворота рулевого колеса. В результате при повороте рулевого колеса, как в движении, так и на месте, слышен громкий металлический звук. Это можно определить более точно, если двигать переднее колесо вправо и влево, оно будет шататься и издавать похожие звуки.
Рулевая рейка
Неисправность рулевой тяги — одна из самых распространенных причин стука при повороте колес. Это может происходить в движении или при повороте рулевого колеса на месте. Существует множество причин, по которым может греметь соединительная тяга автомобиля:
Не сразу можно понять, что дребезжит именно рулевая шестерня, а не другая часть рулевого механизма. Необходимо выключить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом и попросить своего партнера сесть за руль. Залезьте под автомобиль, где расположен рулевой механизм. Если рулевая рейка работает неправильно, при повороте рулевого колеса вы услышите скрип (хруст).
Рулевой кардан
Если при повороте рулевого колеса слышен дребезжащий звук, проблема, скорее всего, связана с карданчиком рулевой колонки. Владельцы УАЗов очень часто сталкиваются с этой проблемой. Нарушения в работе возникают в результате увеличения зазора в шлицевом соединении. На ВАЗе стук из рулевой колонки возникает из-за поломки поперечины карданного шарнира. Его можно услышать как во время движения, так и при повороте руля на месте.
Это можно проверить вручную — удерживайте карданный вал одной рукой, а другой вращайте рулевое колесо, если он ослаблен, то его необходимо отремонтировать.
Многие владельцы отечественных автомобилей ВАЗ с передним приводом — «Калина», «Приора», «Гранта» сталкиваются с тем, что со временем поперечный вал начинает скрипеть в карданном валу. Его диагностика проводится в соответствии с процедурой, описанной выше. При обнаружении люфта и скрипа владелец автомобиля может воспользоваться одним из двух вариантов. Первый — купить новый карданный шарнир, второй — попытаться отремонтировать установленный.
Ремонтируют не из-за высокой цены, а из-за большого количества дефектов в новых карданных шарнирах. В частности, может произойти «заклинивание» карданного вала. Это связано с тем, что при использовании новых деталей ощущаются заедания и рывки половины шлицов. Поэтому при покупке новой поворотной поперечины убедитесь, что она свободно перемещается во всех направлениях. Часто бывает, что подшипники в шлицевой вилке изначально несоосны из-за несоосности отверстий. Поэтому владелец автомобиля сам решает, покупать или нет новую коробку отбора мощности.
Другим вариантом является замена существующих игольчатых подшипников в шкворне на капролактановые втулки. В пользу этого варианта говорит тот факт, что многие таксисты, владельцы ВАЗов, делают это именно так, потому что им приходится сильно крутить руль.
Этот вариант связан со сложностью ремонтных работ. Для разборки обычно используются гаечный ключ 13 мм и плоская отвертка.
Обратите внимание, что для того, чтобы ослабить подшипники, необходимо нанести удар по основанию вилки под подшипником. Это следует делать аккуратно с помощью небольшого молотка.
В Интернете можно найти множество противоречивых мнений о различных универсальных шарнирах и втулках. Для автомобилей ВАЗ «Kalina», «Priora», «Granta» часто используются поперечины марок «CC20» и «TAYA», либо более дорогой вариант — японские детали Toyo и GMB.
Стойки амортизатора и/или опорные подшипники
Если дребезжание вызвано амортизаторами или опорными подшипниками, дребезжание будет возникать не только при поворотах вправо/влево, но и при движении прямо. Однако стук будет более заметен, особенно на высоких скоростях, поскольку амортизаторы и подшипники подвергаются дополнительным нагрузкам.
В последнем случае дребезжащий звук может быть вызван поломкой пружины амортизатора. Обычно это происходит по краям (сверху или снизу). Вследствие этого водитель может услышать металлический дребезжащий звук при движении по неровной дороге, а также при прохождении поворотов. При повороте налево — правая пружина, при повороте направо — левая пружина.
Амортизаторы и подшипники можно проверить на наличие люфта. Для этого снимите колесо и поверните амортизаторы и подшипники. В редких случаях причиной может быть ослабление крепежной гайки.
Стойка стабилизатора
Если стабилизатор частично поврежден, при повороте колес во время движения может быть слышен дребезжащий звук. Колеса начинают дребезжать при повороте в ту или иную сторону примерно при 50…60%. Однако неисправный амортизатор может визжать не только при поворотах, но и при движении по неровной дороге. Часто автомобиль также «шатается» на дороге, т.е. рулевое колесо необходимо постоянно контролировать (поворачивать). Дополнительным признаком является чрезмерное раскачивание кузова при поворотах и покачивание при торможении.
Подрамник (нетипичные ситуации)
Стучащий звук иногда вызывается необычными ситуациями, которые довольно трудно диагностировать. Известно, например, что во время движения автомобиля на подрамнике застревает небольшой камень. Когда руль поворачивается в ту или иную сторону, компоненты рулевого управления естественным образом смещаются и каким-то образом натыкаются на этот камень. Когда руль возвращали в исходное положение, детали отскакивали от камня, издавая характерный звук. Проблема была решена путем удаления камня.
При ремонте компонентов подвески, например, при замене переднего рычага управления, при повороте колеса он может ударить по подрамнику. Разумеется, это сопровождается тряской и грохотом. Чтобы избавиться от него, достаточно было приподнять подрамник ломом.
Если вы часто ездите по плохим дорогам, нелишним будет периодически проверять компоненты подвески и рулевого управления. Это позволяет диагностировать неисправности на ранней стадии, экономя деньги на последующем ремонте.
Еще одним необычным дребезжанием подвески при поворотах является ослабление болта подрамника, а сам подрамник может дребезжать во время движения и тем более при поворотах. Это можно устранить, затянув соответствующий болт.
Заключение
Небезопасно управлять автомобилем, в котором при повороте рулевого колеса слышны дребезжащие звуки. Любая неисправность, которая приведет к этому, со временем будет только усугубляться, что в конечном итоге приведет к сложному, дорогостоящему ремонту, а также к опасному вождению. Поэтому, если при повороте колес возникает стук, важно как можно скорее провести диагностику и принять соответствующие меры для устранения вызвавшей его причины.
Иван Матиешин — автомеханик с 20-летним опытом ремонта и обслуживания автомобилей различных марок. Основная сфера деятельности: диагностика и механика. Задать вопрос