Солярка в масле двигателя

Дизельное топливо в моторном масле может быть вызвано утечкой топливного насоса высокого давления, утечкой уплотнений форсунок, утечкой насоса гидроусилителя руля, утечкой насос-форсунок (осаждение), снятым или забитым сажевым фильтром, треснувшей головкой блока цилиндров и другими причинами. Как показывает практика, диагностика и ремонт в этом случае могут занять много времени и сил.

Дизельное топливо в моторном масле

Причины попадания солярки в масло

Причины проникновения дизельного топлива в масло разнообразны и зависят, в том числе, от конструкции двигателя. Рассмотрим их от наиболее распространенных до более специфических случаев утечки топлива в масляную систему.

Топливные форсунки

Именно насос-форсунки устанавливаются на большинство современных дизельных автомобилей. Форсунки устанавливаются в свои гнезда, также известные как отстойники. Со временем седло или уплотнение форсунки может износиться, и возникнут утечки. Это является причиной потери дизельного топлива в двигателе автомобиля.

Чаще всего эта проблема вызвана неплотным уплотнением самой форсунки. Хуже всего, когда не одна, а две или более форсунок теряют герметичность. Естественно, что прокладка гораздо быстрее просачивается в дизельное топливо.

В то же время на уплотнительных кольцах часто отсутствуют защитные элементы. По этой причине во время работы двигателя инжектор вибрирует в своем посадочном месте, что приводит к увеличению его диаметра и потере геометрии.

По статистике, около 90% случаев попадания топлива в масло «виноваты» именно форсунки. В частности, это «больное место» многих моделей автогруппы VAG.

Распылительные форсунки могут частично выйти из строя по прошествии времени. В этом случае форсунки не распыляют топливо, а только заливают его в двигатель. Из-за этого не все топливо может сгореть и попасть в двигатель. Аналогичная ситуация возникает при снижении давления открытия форсунки.

При нарушении герметичности подвода и отвода дизельного топлива к форсункам оно также может попасть в двигатель. В случае сифонной системы топливо поступает сначала в головку клапана, а оттуда в картер двигателя. В зависимости от конструкции двигателя в этом могут быть виноваты различные уплотнения.

Не герметичный топливный насос

Дизельное топливо в моторном масле

В целом, независимо от конструкции двигателя и топливного насоса, на насосе всегда имеется сальник, который предотвращает смешивание топлива с моторным маслом. В некоторых автомобилях, таких как Mercedes Vito 639 с двигателем OM646, насос имеет два уплотнения. Один уплотняет масло, а другой — топливо. Однако конструкция этого двигателя такова, что при повреждении одного или другого сальника топливо или масло будет вытекать через специально сделанный канал, и это будет заметно владельцу автомобиля.

В двигателях других типов при повреждении уплотнений топливного насоса высокого давления топливо может просочиться в масло. Существуют и другие причины, например, компоненты насоса высокого давления — фитинги, трубы, крепления. Также виновником может быть насос гидроусилителя. Например, если насос впрыска топлива заряжается вручную, велика вероятность износа уплотнений в насосе низкого давления.

Изношенные насосы высокого давления имеют «недокачанные» поршни, подающие топливо под высоким давлением к форсункам. Поэтому, если поршень или сам насос не обеспечивают необходимое давление, топливо может попасть в сам насос. Там топливо смешивается с маслом. Эта проблема характерна для старых двигателей (например, ЯМЗ). В современных двигателях это можно решить, закупорив дымоход на аппарате и подав в него масло, оставив там только необходимое количество масла.

Иногда проблема заключается в обратных разъемах, т.е. в медных шайбах, которые там находятся. Они могут быть плохо запрессованы или просто пропускать дизельное масло.

Система регенерации

Если система рекуперации отработавших газов работает неправильно, дизельное топливо также может попасть в масло. Система основана на электронном управлении. По данным датчиков давления и температуры в сажевом фильтре, система периодически впрыскивает топливо, которое сгорает в фильтре и таким образом очищает его.

Читайте также:  Неисправность фазорегулятора

Проблемы возникают в двух случаях. Во-первых, фильтр сильно засорен, и система регенерации просто не работает. В этом случае в фильтр постоянно поступает дизельное топливо, из которого оно может попасть в картер двигателя. Второй случай может произойти, когда фильтр был удален, а система не была правильно настроена и в нее продолжает поступать дополнительное топливо, которое снова просачивается в двигатель.

Трещина в головке блока цилиндров

Эта редкая неисправность характерна для современных блоков, изготовленных из алюминия. Небольшая трещина может позволить топливу попасть в картер. Трещина может быть во многих местах, но чаще всего она возникает в районе седла форсунки. Причина в том, что некоторые мастера часто не используют динамометрический ключ при установке инжектора, а закручивают их «на глаз». Чрезмерное усилие может привести к образованию микротрещины, которая со временем постепенно увеличивается.

Характерно, что размер такой трещины обычно варьируется в зависимости от температуры двигателя. Это означает, что она не критична и не видна, когда двигатель холодный, но имеет определенный размер, когда двигатель теплый, и через нее может происходить утечка топлива в двигатель.

Интересно отметить, что трещины возникают не только в местах крепления форсунок, но и в каналах, по которым течет топливо. Природа их появления может быть различной — механические повреждения, результат аварии или неправильного ремонта. Поэтому следует проверить не только головку, но и рейку и топливопроводы.

Не прогревается двигатель

Дизельное масло в картере двигателя зимой может скапливаться из-за недостаточного прогрева двигателя перед поездкой, особенно если поврежден термостат. Из-за этого при движении в холодное время года топливо сгорает не полностью и конденсируется на стенках цилиндров. Оттуда она стекает и смешивается с маслом.

Однако это довольно редкий случай. Если термостат не работает, водитель непременно столкнется с проблемами с температурой охлаждающей жидкости и динамикой и производительностью двигателя. Другими словами, автомобиль будет плохо разгоняться, особенно при низких температурах.

Как понять что топливо попало в масло

Дизельное топливо в моторном масле

Как проверить, есть ли топливо в моторном масле? Самый простой способ — проверить уровень масла в картере двигателя с помощью щупа. Если уровень масла со временем немного повышается, это означает, что к нему примешивается некоторое количество технологической жидкости. Это может быть либо антифриз, либо топливо. Если это антифриз, масло будет иметь беловатый оттенок и маслянистую консистенцию. С другой стороны, если в масло попало дизельное топливо, смесь будет пахнуть дизелем, особенно когда двигатель горячий. Кроме того, часто можно увидеть, как уровень масла в картере поднимается на щупе.

Уровень масла в картере может не подняться, если в него попало дизельное топливо. Это может произойти, если двигатель расходует масло. Это наихудший сценарий, поскольку он указывает на неисправность всего двигателя и на то, что в будущем большое количество масла будет заменено на дизельное топливо.

Для постановки диагноза вязкость можно проверить с помощью щупа. Для этого возьмите каплю со щупа между большим и указательным пальцами и разотрите ее. Затем разожмите пальцы. Если масло имеет большую или меньшую вязкость, оно будет растягиваться. Однако, если он ведет себя как вода, необходимо больше характеристик.

Другой тест — опустить диагностированное масло в теплую (важно!!!) воду. Если масло чистое, т.е. без примесей, оно будет распространяться подобно линзе. Если в нем содержится хотя бы небольшое количество топлива, вы увидите «радугу» в капле, как при разливе бензина.

Чтобы определить наличие или отсутствие дизельного топлива в масле, температуру вспышки проверяют в лаборатории. Температура вспышки свежего моторного масла составляет 200 градусов. Масло, проехавшее 2-3 000 км, воспламеняется уже при 190 градусах, а если в него попало достаточно много дизельного топлива, то при 110 градусах. Существует еще несколько косвенных признаков, которые могут указывать, в частности, на попадание топлива в масло. К ним относятся:

Читайте также:  Износ тормозных колодок
  • Потеря динамических характеристик. Проще говоря, автомобиль теряет мощность, плохо разгоняется, не тянет при загрузке и при движении в гору.
  • Двигатель «пульсирует». Инсульты возникают при неисправности одной или нескольких форсунок. Дизельное топливо часто вытекает (вместо распыления) из неисправной форсунки и попадает в картер двигателя.
  • Повышенный расход топлива. Небольшая утечка может быть незаметна, но значительная и длительная неисправность обычно приводит к заметному увеличению расхода. Если уровень масла в картере увеличивается одновременно с расходом топлива, то топливо наверняка попало в масло.
  • Из вентиляционной пробки выходит темный пар. Заглушка (иначе называемая «выпускной клапан») используется для сброса избыточного давления. Если в масле есть дизельное топливо, выходит пар с отчетливым запахом дизельного топлива.
  • Кроме того, когда масло конденсируется с мазутом, во многих случаях происходит падение давления масла в системе. Это можно проверить с помощью соответствующего индикатора на приборной панели. Если масло слишком жидкое, а давление масла слишком низкое, можно заметить, что двигатель «проседает». А это чревато опасностью полной бесполезности.

    Как определить солярку в масле двигателя по капле

    Одним из наиболее распространенных и простых методов проверки качества масла в домашних условиях является капельный тест. Он широко используется автолюбителями во всем мире. Суть капельного теста заключается в том, чтобы капнуть одну-две капли разогретого масла со щупа на чистый лист бумаги и посмотреть на состояние получившейся капли через несколько минут.

    Дизельное топливо в моторном масле

    Этот капельный тест не только показывает, есть ли в масле дизельное топливо, но и оценивает общее состояние масла (нуждается ли оно в замене), самого двигателя, состояние уплотнений и общее состояние (в частности, нуждается ли оно в замене).

    Когда речь идет о наличии топлива в масле, вы заметите, что пятно капли разделено на четыре области. Первая зона указывает на наличие в масле металлической стружки, продуктов сгорания и загрязняющих веществ. Вторая область указывает на состояние и старение масла. Третья область показывает, есть ли в масле охлаждающая жидкость. Только четвертый (по периметру) позволяет определить наличие топлива в масле. Если присутствует топливо, внешний нечеткий край будет иметь серый оттенок. Отсутствие такого кольца означает, что в масле нет топлива.

    Что делать если топливо попало в масло

    Прежде чем перейти к описанию корректирующих мер по устранению попадания дизельного топлива в моторное масло, необходимо определить, почему это явление так вредно для автомобиля. Во-первых, топливо в этой ситуации разбавляет масло. Следствием этого является, во-первых, снижение защиты от трения, так как смазывающие свойства масла значительно снижаются.

    Вторым пагубным эффектом является снижение вязкости масла. Производитель двигателя указывает различную вязкость моторного масла для каждого двигателя. Если эта вязкость снижена, произойдет перегрев двигателя, могут возникнуть утечки, снизится необходимое давление в системе и появятся разводы на различных поверхностях трущихся деталей. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать попадания дизельного топлива в картер двигателя!

    Как и что проверять

    Если обнаружено, что дизельное топливо все еще находится в картере, необходимо поочередно проверить наличие утечек. Соответствующие проверки и меры по устранению последствий зависят от причины утечки.

    Протечка седла топливной форсунки обычно выполняется с помощью воздушного компрессора. Для этого сжатый воздух подается в обратный канал рейки, по которому обычно подается топливо. Вокруг форсунок следует налить небольшое количество дизельного топлива, чтобы в случае утечки воздух мог пройти через них. Давление сжатого воздуха должно составлять примерно 3…4 атмосферы (кг-силы).

    Читайте также:  Заливает свечи зажигания

    Также рекомендуется проверить форсунки. Если с их работой все в порядке, необходимо заменить уплотнительные кольца, через которые топливо обычно поступает в картер. Если в местах крепления форсунок замечены трещины, их ремонтируют в специализированных сервисах.

    Обратите внимание, что насос-форсунки затягиваются с определенным моментом затяжки, указанным в руководстве по эксплуатации автомобиля. Для этого следует использовать динамометрический ключ.

    Если форсунки установлены под клапанной крышкой, перед снятием форсунок следует проверить давление в обратных магистралях и при необходимости повысить его, чтобы избежать лишней работы. Если форсунки были сняты, их в любом случае необходимо опрессовать. Следует проверить как сопло, так и качество самой струи. Во время разборки следует обратить внимание на утечку дизельного топлива в чашке (на резьбе) распылителя.

    Рекомендуется проверить топливные насосы на стенде автозаправочной станции. В частности, необходимо проверить герметичность плунжерных пар в насосе высокого давления. Там же производится опрессовка насоса низкого давления и проверяется состояние седел плунжеров. Их следует проверить и при необходимости отремонтировать:

    Дизельное топливо в моторном масле

  • Если пара плунжер-втулка в топливном насосе низкого давления изношена, возможна утечка топлива через этот компонент.
  • Увеличение зазоров в плунжерных парах насоса высокого давления.
  • Проверьте компрессию в двигателе. Перед этим проверьте документацию, чтобы определить, какое значение должно быть для вашего двигателя.
  • Проверьте и, при необходимости, замените резиновые уплотнения на насосах.
  • В зависимости от конструкции двигателя иногда помогает замена дроссельной заслонки в задней части топливного насоса. Это сделано специально для того, чтобы отделить полость насоса гидроусилителя низкого давления от масляного поддона топливного насоса высокого давления. Если дизельное топливо просачивается через седла поршневых пар, поможет полная замена насоса впрыска.

    Используйте воздушный компрессор для проверки наличия трещин в корпусе блока. Расположение системы подачи сжатого воздуха может варьироваться в зависимости от конструкции двигателя. Однако чаще всего воздух подается в «обратные» каналы через редуктор. Значение давления составляет около 8 атмосфер (оно может зависеть от компрессора, двигателя и размера трещины — главное, повышать давление плавно). А имитатор форсунки должен быть установлен в самой головке блока, чтобы гарантировать герметичность. В трещину следует залить небольшое количество дизельного топлива. Если есть трещина, через нее будет проходить воздух, т.е. будут видны пузырьки воздуха. Аналогичный тест следует провести для проверки топливопровода.

    Еще одна проверка — залить топливо в краску под давлением кондиционера. Затем само топливо под давлением (около 4 атмосфер) должно быть вытеснено в корпус головки. Чтобы обнаружить утечку, используйте ультрафиолетовый фонарь. В его свете краска хорошо видна.

    Трещина в головке блока цилиндров или в топливопроводе (рейке) является серьезным повреждением, которое часто приводит к капитальному ремонту или полной замене двигателя. Это зависит от характера повреждения и размера трещины. В редких случаях можно попытаться соединить алюминиевые блоки с помощью аргонной сварки, но на практике это происходит редко. Дело в том, что, в зависимости от сложности перелома, никто не даст 100% гарантии результата.

    Помните, что после того, как вы нашли и решили проблему, почему топливо находится в масле, необходимо заменить масло и масляный фильтр на новые. А перед этим следует промыть масляную систему!

    Заключение

    Наиболее частой причиной попадания дизельного топлива в моторное масло являются негерметичные форсунки, а точнее, их седла или забитый сажевый фильтр. При коротких поездках в фильтре образуется много сажи, зажигание включается чаще, чем обычно, в результате задержки впрыска несгоревшее топливо оказывается в масляном картере. Обратите внимание, что диагностика и устранение отдельных неисправностей зачастую довольно сложны и занимают много времени. Поэтому выполнять ремонт самостоятельно имеет смысл только в том случае, если вы хорошо понимаете алгоритм, обладаете опытом и имеете соответствующее оборудование. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис, предпочтительно к дилеру.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру