Притирка седла клапана своими руками — несложная процедура, если у владельца автомобиля есть опыт ремонтных работ. Для притирки седла клапана требуется ряд инструментов и материалов, включая притирочную пасту, инструмент для разборки клапана, дрель (отвертку), парафин и пружину диаметром, соответствующим отверстию в седле клапана. Притирка клапанов двигателя — это трудоемкая процедура, требующая разборки головки блока цилиндров.
Что такое притирка и для чего она нужна
Притирка клапанов — это процесс обеспечения притирки впускных и выпускных клапанов цилиндра двигателя к своим седлам. Притирка клапанов обычно выполняется при замене клапанов на новые или после капитального ремонта двигателя. В идеале притертые клапаны обеспечивают максимальную герметичность в цилиндре (камере сгорания). Это, в свою очередь, обеспечивает высокую степень сжатия, эффективность двигателя и нормальную работу и производительность двигателя.
Другими словами, если новые клапаны не притерты, часть энергии выхлопных газов будет безвозвратно потеряна вместо того, чтобы обеспечить достаточную мощность двигателя. Расход топлива, безусловно, увеличится, а мощность двигателя, безусловно, снизится. Некоторые современные автомобили оснащены системой автоматического контроля формы клапанов. Это просто шлифует клапан, поэтому ручная притирка больше не нужна.
Что необходимо для притирки
Процесс притирки происходит при разобранной головке цилиндра. Поэтому, помимо инструментов для притирки клапанов, автовладельцу также необходимы инструменты для снятия головки блока цилиндров. Как правило, это обычные гаечные ключи, отвертки, ветошь. Однако рекомендуется также иметь динамометрический ключ, который понадобится на этапе сборки головки блока цилиндров. Это необходимо потому, что крепежные болты, удерживающие головку в гнезде, должны быть затянуты с определенным моментом, который может быть достигнут только с помощью динамометрического ключа. В зависимости от того, выполняется ли притирка клапанов вручную или механически (подробнее об этом позже), набор инструментов также различается.
Непосредственно для выполнения притирки клапанов владельцу автомобиля потребуется:
Приспособление для притирки клапанов
Если владелец автомобиля не может/не хочет покупать заводское устройство для притирки клапанов руками (вручную), то подобное устройство можно изготовить самостоятельно из подручных средств. Потребуется:
Алгоритм изготовления устройства для притирки клапанов будет следующим:
В настоящее время такое устройство заводского изготовления можно найти во многих интернет-магазинах. Однако проблема в том, что их цена явно завышена. Однако если владелец автомобиля не хочет самостоятельно выполнять процедуру изготовления — можно приобрести приспособление для притирки клапанов.
Методы притирки клапанов
На самом деле существует два метода притирки клапанов — ручной и механизированный. Однако ручная притирка — это трудоемкий и длительный процесс. Поэтому лучше воспользоваться так называемым механизированным способом, используя дрель или шуруповерт. Но давайте рассмотрим по очереди то один, то другой метод.
Независимо от выбранного метода притирки, сначала необходимо снять клапаны с головки блока цилиндров (ее также необходимо предварительно разобрать). Чтобы снять клапаны с направляющих втулок головки блока цилиндров, необходимо снять клапанные пружины. Для этого используется специальный инструмент, после чего необходимо удалить «выбивки» из пружинных пластин.
Ручной метод притирки
Для выполнения притирки клапанов в двигателе автомобиля необходимо следовать следующему алгоритму:
В процессе притирки клапанов необходимо исключить следующие виды ошибок:
Обратите внимание, что если в первом случае клапан может быть просто притерт, то во втором случае необходима операция притирки. В некоторых случаях притирка выполняется в несколько этапов. Например, грубая притирка выполняется до тех пор, пока не будут удалены все раковины и царапины на поверхности притираемой детали. Часто для притирки используется паста с различной зернистостью. Крупная зернистость используется для удаления крупных дефектов, а мелкая зернистость — для чистовой обработки. Чем мельче зернистость, тем тщательнее притирка, тем лучше притирка клапанов. Пасты обычно пронумерованы. Например, 1 — для чистовой обработки, а 2 — для черновой. Нежелательно, чтобы абразивная паста попадала на другие части клапанного механизма. Если она попадет туда, смойте ее парафином.
Притирка клапанов дрелью
Притирка сверлильных клапанов — лучший способ сэкономить время и силы. Принцип работы аналогичен ручной притирке. Алгоритм его выполнения следующий:
Притирка новых клапанов
Затем следует еще одна притирка новых клапанов на головке блока цилиндров. Алгоритм его выполнения следующий:
Обратите внимание, что многие современные автомобильные двигатели не подходят для притирки клапанов. Это связано с тем, что они изготовлены из алюминия, и в случае значительного повреждения компонентов двигателя существует риск частой замены клапанов. Поэтому владельцам современных иномарок следует более подробно разъяснить эту информацию или лучше обратиться за помощью в автосервис.
Обратите внимание, что клапаны не могут быть заменены после процесса притирки, поскольку притирка выполняется для каждого клапана отдельно.
Как проверить притирку клапанов
После притирки клапанов необходимо проверить качество притирки. Это можно сделать одним из двух способов.
Метод первый
Описанный ниже метод является наиболее часто используемым, но он не всегда дает правильный результат со 100% гарантией. Его также нельзя использовать для проверки качества притирки клапанов в двигателях, оснащенных системой EGR.
Чтобы выполнить эту проверку, положите головку блока цилиндров на бок таким образом, чтобы отверстия колодцев, к которым подсоединены коллекторы, были «направлены вверх». Соответственно, клапаны будут располагаться горизонтально, а их крышки — вертикально. Перед проверкой притирки клапанов необходимо просушить седла клапанов компрессором, чтобы убедиться, что утечки топлива из-под них не видны (т.е. что вертикальная стенка сухая).
Затем залейте бензин (а еще лучше парафин, так как он обладает лучшей текучестью) в вертикальные скважины. Если клапаны плотно закрыты, парафин не будет вытекать из-под них. Однако, если из-под клапанов вытекает даже небольшое количество парафина, потребуется дополнительная притирка или другие ремонтные работы (в зависимости от конкретной ситуации и диагноза). Преимущество этого метода заключается в том, что его легко выполнить.
Однако у него есть и свои недостатки. Например, его нельзя использовать для проверки качества притирки клапанов при работе двигателя под нагрузкой (утечка газа под нагрузкой). Его также нельзя использовать на двигателях, оснащенных клапаном EGR, поскольку их конструкция предполагает наличие соответствующих клапанов в одном или нескольких цилиндрах, через которые будет происходить утечка топлива. Поэтому проверить наличие утечек этим методом невозможно.
Метод второй
Второй метод является универсальным и наиболее надежным, так как проверяет поток газов через клапаны под нагрузкой. Для этого головка блока цилиндров должна быть расположена «вверх ногами», т.е. выходы (отверстия) клапанов должны быть сверху, а соединения коллектора — сбоку. Затем залейте небольшое количество топлива (в данном случае не имеет значения тип и даже его состояние) в выпускную полость клапана (типа листового металла).
Возьмите воздушный компрессор и с его помощью подайте струю сжатого воздуха в боковой колодец. Необходимо подать сжатый воздух как к отверстию впускного, так и выпускного коллектора. Если притирка клапанов выполнена качественно, то даже под нагрузкой компрессора из-под клапанов не будут выходить пузырьки. Если присутствуют пузырьки воздуха, герметичность отсутствует. Поэтому притирка была выполнена неправильно, и необходимо провести повторную обработку. Метод, описанный в этой главе, является чрезвычайно эффективным и универсальным и может быть применен ко всем двигателям.
Заключение
Притирка клапанов — это несложная процедура, с которой может справиться большинство автовладельцев, особенно те, кто имеет навыки ремонта. Самое главное — иметь правильные инструменты и материалы. Притирочную пасту можно сделать самому или купить готовую. Однако второй вариант предпочтительнее. Для проверки качества притирки желательно использовать воздушный компрессор для проверки утечки газа под нагрузкой, это лучший подход.