Притирка клапанов

Притирка седла клапана своими руками — несложная процедура, если у владельца автомобиля есть опыт ремонтных работ. Для притирки седла клапана требуется ряд инструментов и материалов, включая притирочную пасту, инструмент для разборки клапана, дрель (отвертку), парафин и пружину диаметром, соответствующим отверстию в седле клапана. Притирка клапанов двигателя — это трудоемкая процедура, требующая разборки головки блока цилиндров.

Притирка клапанов

Что такое притирка и для чего она нужна

Притирка клапанов — это процесс обеспечения притирки впускных и выпускных клапанов цилиндра двигателя к своим седлам. Притирка клапанов обычно выполняется при замене клапанов на новые или после капитального ремонта двигателя. В идеале притертые клапаны обеспечивают максимальную герметичность в цилиндре (камере сгорания). Это, в свою очередь, обеспечивает высокую степень сжатия, эффективность двигателя и нормальную работу и производительность двигателя.

Другими словами, если новые клапаны не притерты, часть энергии выхлопных газов будет безвозвратно потеряна вместо того, чтобы обеспечить достаточную мощность двигателя. Расход топлива, безусловно, увеличится, а мощность двигателя, безусловно, снизится. Некоторые современные автомобили оснащены системой автоматического контроля формы клапанов. Это просто шлифует клапан, поэтому ручная притирка больше не нужна.

Что необходимо для притирки

Процесс притирки происходит при разобранной головке цилиндра. Поэтому, помимо инструментов для притирки клапанов, автовладельцу также необходимы инструменты для снятия головки блока цилиндров. Как правило, это обычные гаечные ключи, отвертки, ветошь. Однако рекомендуется также иметь динамометрический ключ, который понадобится на этапе сборки головки блока цилиндров. Это необходимо потому, что крепежные болты, удерживающие головку в гнезде, должны быть затянуты с определенным моментом, который может быть достигнут только с помощью динамометрического ключа. В зависимости от того, выполняется ли притирка клапанов вручную или механически (подробнее об этом позже), набор инструментов также различается.

Непосредственно для выполнения притирки клапанов владельцу автомобиля потребуется:

Притирка клапанов

  • Ручной держатель клапана. В автосалонах или мастерских такие изделия доступны для продажи. Если по каким-то причинам вы не хотите или не можете купить такую ручку, вы можете сделать ее самостоятельно. В следующем разделе объясняется, как его сделать. Ручной держатель клапанов используется для ручной притирки клапанов.
  • Паста для притирки клапанов. В большинстве случаев автовладельцы покупают готовые к применению препараты, поскольку в настоящее время в автосалонах можно найти множество таких продуктов по разным ценам. В крайнем случае, такую смесь можно изготовить самостоятельно из абразивной стружки.
  • Дрель или шуруповерт с реверсом (для механизированной притирки). Как правило, притирка происходит в обоих направлениях вращения, поэтому дрель (шуруповерт) должна вращаться в обоих направлениях. Можно также использовать ручную дрель, которая может самостоятельно вращаться в одном или другом направлении.
  • Притирка клапанов

  • Шланг и пружина. Эти устройства необходимы для выполнения механической притирки. Пружина должна иметь низкую жесткость и диаметр на два-три миллиметра больше, чем диаметр стержня клапана. Аналогично, шланг должен быть плотно надет на шток. Вы также можете использовать небольшой зажим, чтобы закрепить его. Вам также понадобится металлический стержень такой же длины и диаметра, как шток поршня, чтобы он поместился над резиновым шлангом.
  • Парафин. Он используется в качестве чистящего средства, а затем для проверки качества притирки.
  • «Сферулы». Это специальный инструмент, предназначенный для удаления поврежденного металла в седле клапана. Эти устройства продаются в готовом виде в автосалонах. Сегодня эту деталь можно найти практически для любого двигателя (тем более для популярных автомобилей).
  • Тряпка. Затем вытрите поверхности насухо (и руки заодно).
  • Растворитель. Необходим для очистки рабочих поверхностей.
  • Клейкая лента. Это необходимый предмет при выполнении одного из механизированных методов очистки.
  • Читайте также:  Замена переднего ступичного подшипника Mini Cooper

    Приспособление для притирки клапанов

    Если владелец автомобиля не может/не хочет покупать заводское устройство для притирки клапанов руками (вручную), то подобное устройство можно изготовить самостоятельно из подручных средств. Потребуется:

  • Металлическая трубка с полым пространством в середине. Его длина должна быть около 10…20 см, а внутренний диаметр трубки должен быть на 2…3 мм больше диаметра стержня клапана вашего двигателя.
  • Электродрель (или шуруповерт) и сверло по металлу диаметром 8,5 мм.
  • Контактная или газовая сварка.
  • Гайка и болт диаметром 8 мм.
  • Алгоритм изготовления устройства для притирки клапанов будет следующим:

    Притирка клапанов

  • С помощью сверла на расстоянии примерно 7…10 мм от одного края просверлите отверстие указанного выше диаметра.
  • Приварите гайку к просверленному отверстию с помощью сварки. Следите за тем, чтобы не повредить резьбу гайки.
  • Вкрутите болт в гайку так, чтобы его край касался внутренней поверхности стенки трубы напротив отверстия.
  • Вы можете либо согнуть противоположный кусок трубы под прямым углом в качестве кронштейна для трубы, либо приварить другой кусок трубы или другой кусок металла аналогичной формы (прямой).
  • Ослабьте болт обратно, вставьте шток клапана в трубу и с помощью гаечного ключа крепко зажмите болт.
  • В настоящее время такое устройство заводского изготовления можно найти во многих интернет-магазинах. Однако проблема в том, что их цена явно завышена. Однако если владелец автомобиля не хочет самостоятельно выполнять процедуру изготовления — можно приобрести приспособление для притирки клапанов.

    Методы притирки клапанов

    На самом деле существует два метода притирки клапанов — ручной и механизированный. Однако ручная притирка — это трудоемкий и длительный процесс. Поэтому лучше воспользоваться так называемым механизированным способом, используя дрель или шуруповерт. Но давайте рассмотрим по очереди то один, то другой метод.

    Независимо от выбранного метода притирки, сначала необходимо снять клапаны с головки блока цилиндров (ее также необходимо предварительно разобрать). Чтобы снять клапаны с направляющих втулок головки блока цилиндров, необходимо снять клапанные пружины. Для этого используется специальный инструмент, после чего необходимо удалить «выбивки» из пружинных пластин.

    Ручной метод притирки

    Для выполнения притирки клапанов в двигателе автомобиля необходимо следовать следующему алгоритму:

  • После демонтажа клапана его следует тщательно очистить от нагара. Для этого лучше использовать специальные очистители, а также абразивную поверхность, чтобы тщательно удалить с поверхности отложения, жир, грязь.
  • Нанесите непрерывный тонкий слой притирочной пасты на фаску клапана (сначала используйте крупнозернистую пасту, а затем мелкозернистую).
  • Притирка клапанов

  • При использовании самодельного инструмента для притирки, описанного выше, вставьте клапан в седло, поверните головку цилиндра и установите рукоятку на клапан, стоящий во втулке клапана и смазанный притирочной пастой. Затем затяните винт, чтобы как можно прочнее закрепить клапан в трубе.
  • Затем поверните притирочный инструмент с клапаном поочередно на пол-оборота в обоих направлениях (примерно ±25°). Через одну-две минуты поверните клапан на 90° по часовой стрелке или против часовой стрелки и повторите движение притирки вперед-назад. Притирку необходимо выполнять, периодически прижимая клапан к седлу, а затем отпуская его, повторяя операцию циклически.
  • Ручная притирка клапанов должна выполняться до тех пор, пока фаска не приобретет тускло-серый цвет и ровную цветовую полосу. Это примерно 1,75-2,32 мм в ширину для впускных клапанов и 1,44-1,54 мм в ширину для выпускных клапанов. После притирки не только на самом клапане, но и на седле клапана должна появиться тускло-серая кайма соответствующего размера.
  • Еще одним признаком того, что притирка может быть завершена, является изменение звука во время процедуры. Если в начале притирки звук будет чисто «металлическим» и громким, то к концу звук будет более приглушенным. То есть, когда трение происходит не металл о металл, а металл о тусклую поверхность. Процесс притирки обычно занимает от 5 до 10 минут (в зависимости от конкретной ситуации и состояния клапанного механизма).
  • Притирка обычно выполняется с помощью пасты различной зернистости. Сначала используется крупнозернистая паста, затем мелкозернистая. Алгоритм их применения одинаков. Однако вторую пасту можно использовать только после того, как первая паста была хорошо измельчена и затвердела.
  • После притирки клапан и седло клапана следует тщательно очистить чистой ветошью, а поверхность клапана можно промыть, чтобы удалить остатки притирочного состава.
  • Проверьте качество притирки, проверив концентричность головки клапана и седла. Для этого нанесите карандашом тонкий слой графита на фаску головки клапана. Затем помеченный клапан вставляется в направляющую втулку, слегка прижимается к седлу и затем поворачивается. Концентричность клапана и седла клапана можно оценить по полученным следам графита. Если притирка выполнена хорошо, один поворот клапана уничтожит все следы. В противном случае притирку необходимо повторять до тех пор, пока это условие не будет выполнено. Однако полная проверка проводится с помощью другого метода, описанного ниже.
  • После завершения притирки клапанов все рабочие поверхности промываются парафином для удаления остатков притирочного состава и грязи. Шток клапана и заглушка смазываются моторным маслом. Затем клапаны устанавливаются на свои места в головке блока цилиндров.
  • Читайте также:  Масло в раздатку: какое лучше лить

    В процессе притирки клапанов необходимо исключить следующие виды ошибок:

  • Загрязнение на фазах, которое не привело к деформации фазы (клапана).
  • Загрязнения на фазах, которые привели к деформации. В частности, на их конической поверхности появилась ступенчатая поверхность, а сама фаза стала круглой.
  • Обратите внимание, что если в первом случае клапан может быть просто притерт, то во втором случае необходима операция притирки. В некоторых случаях притирка выполняется в несколько этапов. Например, грубая притирка выполняется до тех пор, пока не будут удалены все раковины и царапины на поверхности притираемой детали. Часто для притирки используется паста с различной зернистостью. Крупная зернистость используется для удаления крупных дефектов, а мелкая зернистость — для чистовой обработки. Чем мельче зернистость, тем тщательнее притирка, тем лучше притирка клапанов. Пасты обычно пронумерованы. Например, 1 — для чистовой обработки, а 2 — для черновой. Нежелательно, чтобы абразивная паста попадала на другие части клапанного механизма. Если она попадет туда, смойте ее парафином.

    Притирка клапанов дрелью

    Притирка сверлильных клапанов — лучший способ сэкономить время и силы. Принцип работы аналогичен ручной притирке. Алгоритм его выполнения следующий:

    Доработка клапанов

  • Возьмите подготовленный металлический стержень и наденьте на него резиновый шланг соответствующего диаметра. Для лучшей фиксации можно использовать зажим соответствующего диаметра.
  • Закрепите металлический стержень с присоединенным резиновым шлангом в патроне электродрели (или шуруповерта).
  • Возьмите клапан, наденьте пружину на шток и установите его на седло.
  • Слегка выдвинув клапан из головки цилиндра, нанесите небольшое количество притирочной пасты по окружности тарелки клапана.
  • Вставьте шток клапана в резиновый шланг. При необходимости также используйте хомут соответствующего диаметра для лучшего прилегания.
  • При работе дрели на низкой скорости начните притирать клапан в месте его посадки. При этом клапан должен двигаться вперед-назад, чему способствует установленная пружина. После нескольких секунд вращения в одном направлении переключите дрель на заднюю передачу и вращайте ее в противоположном направлении.
  • Выполняйте процедуру таким же образом, пока на корпусе клапана не появится матовая полоса.
  • После завершения притирки тщательно вытрите остатки пасты, лучше всего растворителем. Паста должна быть удалена не только с фаски клапана, но и с седла клапана.
  • Притирка новых клапанов

    Затем следует еще одна притирка новых клапанов на головке блока цилиндров. Алгоритм его выполнения следующий:

    Доработка клапанов

  • С помощью тряпки, смоченной растворителем, удалите грязь и отложения с фаз всех новых клапанов, а также с их седел. Важно, чтобы их поверхности были чистыми.
  • Возьмите кусок двустороннего скотча и наклейте его на седло клапана (вместо двустороннего скотча можно использовать обычный скотч, но сначала сделайте из него кольцо и сожмите его, чтобы он стал двусторонним).
  • Смажьте конец стержня машинным маслом и поместите его на посадочное место, где будет производиться притирка.
  • Возьмите любой другой клапан такого же диаметра и вставьте его в рукоятку отвертки или дрели.
  • Расположите пластины обоих клапанов так, чтобы они были склеены между собой клейкой лентой.
  • Слегка нажмите на дрель или отвертку на низкой скорости, чтобы начать притирку. Электроинструмент вращает один клапан, который, в свою очередь, передает вращение на притертый клапан. Вращение должно быть как прямым, так и обратным.
  • Симптомы завершения процедуры аналогичны описанным выше.
  • Читайте также:  Замена масла в МКПП F17 Opel Zafira A

    Обратите внимание, что многие современные автомобильные двигатели не подходят для притирки клапанов. Это связано с тем, что они изготовлены из алюминия, и в случае значительного повреждения компонентов двигателя существует риск частой замены клапанов. Поэтому владельцам современных иномарок следует более подробно разъяснить эту информацию или лучше обратиться за помощью в автосервис.

    Обратите внимание, что клапаны не могут быть заменены после процесса притирки, поскольку притирка выполняется для каждого клапана отдельно.

    Как проверить притирку клапанов

    После притирки клапанов необходимо проверить качество притирки. Это можно сделать одним из двух способов.

    Метод первый

    Описанный ниже метод является наиболее часто используемым, но он не всегда дает правильный результат со 100% гарантией. Его также нельзя использовать для проверки качества притирки клапанов в двигателях, оснащенных системой EGR.

    Доработка клапанов

    Чтобы выполнить эту проверку, положите головку блока цилиндров на бок таким образом, чтобы отверстия колодцев, к которым подсоединены коллекторы, были «направлены вверх». Соответственно, клапаны будут располагаться горизонтально, а их крышки — вертикально. Перед проверкой притирки клапанов необходимо просушить седла клапанов компрессором, чтобы убедиться, что утечки топлива из-под них не видны (т.е. что вертикальная стенка сухая).

    Затем залейте бензин (а еще лучше парафин, так как он обладает лучшей текучестью) в вертикальные скважины. Если клапаны плотно закрыты, парафин не будет вытекать из-под них. Однако, если из-под клапанов вытекает даже небольшое количество парафина, потребуется дополнительная притирка или другие ремонтные работы (в зависимости от конкретной ситуации и диагноза). Преимущество этого метода заключается в том, что его легко выполнить.

    Однако у него есть и свои недостатки. Например, его нельзя использовать для проверки качества притирки клапанов при работе двигателя под нагрузкой (утечка газа под нагрузкой). Его также нельзя использовать на двигателях, оснащенных клапаном EGR, поскольку их конструкция предполагает наличие соответствующих клапанов в одном или нескольких цилиндрах, через которые будет происходить утечка топлива. Поэтому проверить наличие утечек этим методом невозможно.

    Метод второй

    Доработка клапанов

    Второй метод является универсальным и наиболее надежным, так как проверяет поток газов через клапаны под нагрузкой. Для этого головка блока цилиндров должна быть расположена «вверх ногами», т.е. выходы (отверстия) клапанов должны быть сверху, а соединения коллектора — сбоку. Затем залейте небольшое количество топлива (в данном случае не имеет значения тип и даже его состояние) в выпускную полость клапана (типа листового металла).

    Возьмите воздушный компрессор и с его помощью подайте струю сжатого воздуха в боковой колодец. Необходимо подать сжатый воздух как к отверстию впускного, так и выпускного коллектора. Если притирка клапанов выполнена качественно, то даже под нагрузкой компрессора из-под клапанов не будут выходить пузырьки. Если присутствуют пузырьки воздуха, герметичность отсутствует. Поэтому притирка была выполнена неправильно, и необходимо провести повторную обработку. Метод, описанный в этой главе, является чрезвычайно эффективным и универсальным и может быть применен ко всем двигателям.

    Заключение

    Притирка клапанов — это несложная процедура, с которой может справиться большинство автовладельцев, особенно те, кто имеет навыки ремонта. Самое главное — иметь правильные инструменты и материалы. Притирочную пасту можно сделать самому или купить готовую. Однако второй вариант предпочтительнее. Для проверки качества притирки желательно использовать воздушный компрессор для проверки утечки газа под нагрузкой, это лучший подход.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру