Ошибка p0340 определяется как ошибка цепи A датчика положения распредвала. Это может быть вызвано различными причинами — неисправность датчика положения распредвала, ошибки в проводке, проблемы с блоком управления двигателем (ECU). Сама по себе ошибка не критична, и при ее возникновении автомобиль можно использовать. Однако при этом возникают некоторые неудобства — повышенный расход топлива, снижение мощности и т.д. Устранение причин возникновения кода ошибки p0340 не является сложной задачей, и большинство автовладельцев могут с ней справиться.
Работа датчика ДПРВ
Прежде всего, необходимо определить, что такое датчик положения коленчатого вала (сокращенно ДПРВ), для чего он используется и где устанавливается. Его основная задача — определить положение распределительного вала в определенный момент времени. Эта информация передается в блок управления двигателем (ЭБУ), который рассчитывает момент впрыска для каждой форсунки. Это известно как поэтапное введение.
Если это нарушается, ЭБУ автоматически переключается в режим аварийного впрыска, который заменяет фазированный впрыск парами форсунок. Это приводит к чрезмерному расходу топлива и потере мощности двигателя.
Для устранения кода p0340 также важно знать расположение датчика на двигателе. Это важно с той точки зрения, что при возникновении такой ошибки чаще всего проводится дополнительная диагностика ДПВ и/или его проводки. Например, на восьмиклапанных двигателях датчик обычно располагается в конце головки блока цилиндров, ближе к первому цилиндру. В шестнадцатиклапанных двигателях он также устанавливается на головке блока цилиндров, в непосредственной близости от первого цилиндра.
Его близость к первому цилиндру определяется тем, что датчик в бензиновых двигателях фиксирует положение поршня этого цилиндра в так называемой верхней мертвой точке. В дизельных двигателях регистрируется положение всех поршней.
Признаки возникновения ошибки
Существует несколько признаков проблемы с датчиком положения распределительного вала или его проводкой. Описанные ниже ситуации могут указывать и на другие неисправности, поэтому необходима дополнительная диагностика с помощью сканера неисправностей (например, популярного ELM 327 или аналогичного). Но удобнее использовать диагностический сканер Rokodil ScanX Pro.
Rokodil ScanX Pro
Rokodil ScanX Pro, в отличие от традиционных ручных диагностических приборов, не требует дополнительных гаджетов и программного обеспечения, которые часто требуют дополнительных платных расширений для конкретной марки или модели автомобиля. Однако он позволяет подключаться к большинству автомобилей и считывать все блоки, отображая расшифровку ошибок и предполагая, в чем может быть проблема.
Поэтому, когда возникает ошибка датчика p0340:
Стоит отметить, что указанные изменения в поведении автомобиля не столь значительны для бензиновых двигателей. Потеря мощности и увеличение расхода топлива не так уж велики. Единственное неудобство заключается в том, что двигатель не так хорошо запускается и требуется много времени, чтобы провернуть стартер.
Однако в случае автомобилей с установкой LPG вышеперечисленные проблемы могут раскрыть весь их потенциал. Потеря мощности и повышенное потребление будут иметь решающее значение. Еще одна неприятность подстерегает владельцев автомобилей с современной газовой установкой, особенно четвертого поколения.
Поэтому данное устройство имеет собственный электронный блок управления. И если произойдет ошибка датчика фазы 0340 (как его иногда называют DPWV), то произойдет постоянный сдвиг рабочих параметров. По этой причине система LPG будет нуждаться в постоянной регулировке, и, несмотря на эти регулировки, она будет продолжать работать неоптимально, потреблять больше топлива и создавать проблемы для водителя в виде потери мощности, постоянных пробуксовок двигателя и т.д.
Условия формирования ошибки р0340
Следует отметить, что эти условия могут быть разными для разных электронных блоков управления в разных автомобилях. Однако в большинстве случаев для возникновения ошибки p0340 необходимы следующие факторы:
На некоторых машинах эта ошибка возникает при трех проходах вместо одного. Однако в этом случае диагностика будет затруднена.
Причины возникновения ошибки
Существует всего три основные причины возникновения ошибки двигателя p0340:
Иногда причиной ошибки p0340 является неправильная установка датчика. Однако это случается довольно редко, поскольку для датчика предусмотрено только одно место крепления. Это может быть недостаточное крепление (малый момент затяжки, что может вызвать вибрацию датчика во время движения) или большой зазор между рабочей (чувствительной) частью датчика и так называемой накаткой — зубом на индикаторном колесе, расположенном на распределительном валу.
Как избавиться от ошибки р0340
Методы избавления от дефекта, вызвавшего ошибку p0340 (дефект в цепи датчика положения распредвала), зависят от причин и конкретной модели автомобиля — например, Nissan, Ford, Chevrolet, Opel, Toyota, ВАЗ (в частности, ВАЗ 2114). Однако общий алгоритм проверки будет выглядеть следующим образом:
- Используя сканер ошибок, проверьте память ЭБУ на наличие прямой ошибки p0340 и возможных других. Если обнаружена только одна ошибка (или связанные ошибки, например, p0342, p0343), попробуйте выполнить сброс, как описано выше. Другими словами, очистите его с помощью программного обеспечения или отключив минусовой полюс батареи на 10…20 секунд. Если ошибка исчезает после запуска двигателя, это означает, что датчик или ЭБУ сработали с ошибкой. Если ошибка возникает снова (прочитайте номер ошибки еще раз с помощью сканера), продолжите дальнейшую диагностику и ремонт.
- Проверьте защелку, которая обеспечивает надежный контакт между разъемом и корпусом датчика. В некоторых ситуациях он может сломаться, что приведет к потере контакта между всеми или отдельными проводами и контактами датчика.
- Проверьте качество установки датчика в гнездо. В частности, проверьте момент затяжки гайки (обычно датчик крепится с помощью винта с гайкой диаметром 10 мм или аналогичным, в зависимости от конкретного двигателя). Убедитесь, что на двигателе установлен датчик, подходящий для данного двигателя. В частности, не только крепление, но и модель, так как датчики могут отличаться как по геометрической форме, так и по размерам, и поэтому сенсорный элемент не будет регистрировать езду рядом с его раппортом, что приведет к отсутствию соответствующих сигналов в ЭБУ. Если датчик не подходит — купите новый датчик распредвала и замените его.
- Визуально проверьте состояние контактов и клемм на электрической схеме датчика распредвала. В некоторых случаях на ответственных клеммах присутствует окисление (ржавчина), что снижает качество контакта. Это происходит из-за воздействия влаги и/или просто из-за старения. Если обнаружены окислы, их следует удалить, тщательно протерев контакты. Для очистки сложных загрязнений можно использовать специальные очистители электрических контактов.
- С помощью мультиметра, переключенного в режим измерения непрерывности или сопротивления изоляции, проверьте непрерывность проводов, идущих от ЭБУ к датчику распредвала. Обычно имеется три провода. Помимо проверки целостности проводов, необходимо также проверить значения сопротивления изоляции в парах между ними, а также между каждым проводом и шасси автомобиля («земля»). В последнем случае, однако, провод заземления будет «звониться» с шасси. Во время этой проверки щупы мультиметра должны быть помещены на клеммы соответствующих разъемов.
Схема испытания датчика PRV
- При проверке значений сопротивления изоляции важно точно знать, какой разъем на «чипе» за что отвечает. Например, в упомянутом выше ВАЗ-2114 (а также в других переднеприводных ВАЗах) используются два датчика распредвала 21110-3706040 и 21120-3706040, отличающиеся контактами. Первый датчик имеет контакт «А» — земля, «В» — сигнальный провод, «С» — питание (плюс). Второй датчик имеет «A» заземление, «B» питание и «C» сигнальный провод. Обычно другой конец силового (плюсового) провода идет от реле управления. Для аналогичных датчиков на других машинах дополнительно обратитесь к их документации (схемы подключения датчиков).
- Если осмотр проводов показывает, что они повреждены (трещины, повреждение изоляции), их необходимо визуально осмотреть, чтобы определить место повреждения. Прежде всего, следует обратить внимание на перегибы и трещины, когда провода меняют форму и могут просто перетереться в результате вибрации. Также важно убедиться, что кабели не проходят через места скопления влаги или технологических жидкостей (например, смазки). Со временем в этих местах может произойти повреждение изоляции. Если повреждений не обнаружено, необходимо заменить весь блок датчика положения распределительного вала. Для этого необходимо использовать специальные гибкие автомобильные жгуты проводов с правильным сечением проводников.
- Если провода и разъем в порядке, проверьте состояние самого датчика. Вы можете узнать, как это сделать, по ссылке выше. Если ситуация позволяет, можно заменить датчик на заведомо исправный. Обратите внимание, что сегодня в продаже имеется множество датчиков действительно плохого качества. Поэтому лучше выбирать оригинальные датчики в соответствии с документацией на автомобиль и заказывать их у официальных представителей автопроизводителя. Это дорогое решение, но оно может стоить того, поскольку датчики низкого качества придется покупать заново, а также тратить время и усилия на их установку.
- Если нет проблем и с датчиком распредвала, следует проверить правильность работы электронного блока управления. Однако не рекомендуется делать это самостоятельно, так как это сложная и ответственная часть автомобиля. Поэтому необходимо обратиться за помощью в автосервис, где есть специалисты и дополнительное диагностическое оборудование.
Наконец, стоит отметить, что если датчик распредвала вышел из строя, стоит проверить работу датчика коленвала, так как эти валы работают синхронно, и если нет сигнала от датчика распредвала, ЭБУ использует сигналы от датчика коленвала. Проверьте память ЭБУ двигателя на наличие ошибок, связанных с датчиком положения коленчатого вала, проверьте его механическое состояние и, если возможно, его проводку (а также датчик положения коленчатого вала).
Заключение
Ошибка p0340 не является критической, и после ее генерации в памяти ЭБУ двигатель может работать. Однако это приводит к потере мощности двигателя, плавающим оборотам холостого хода и повышенному расходу топлива. Это особенно актуально для автомобилей с ГБО, использующих газ в качестве топлива.
Поэтому с такой неисправностью лучше долго не ездить, так как это доставит водителю массу неудобств. Поэтому рекомендуется проводить диагностику и ремонт, тем более что они несложные и большинство автовладельцев могут с ними справиться.
Иван Матиешин — автомеханик с 20-летним опытом ремонта и обслуживания автомобилей различных марок. Основные направления работы: диагностика и механика. Задать вопрос