Неисправности датчика коленвала

Неисправности датчика положения коленчатого вала обычно приводят к снижению мощности двигателя, чрезмерному расходу топлива, ухудшению динамики автомобиля и появлению детонации. Если датчик коленчатого вала полностью выйдет из строя, двигатель вообще не будет работать, поскольку этот компонент синхронизирует системы зажигания и впрыска. Поэтому сначала мы рассмотрим признаки и причины его неисправности, способы его проверки, а затем, в конце статьи, как обмануть датчик положения коленвала и запустить двигатель, если автомобиль не заводится, а ехать надо.

Неисправности датчика коленчатого вала

Расположение датчика положения коленчатого вала

Несмотря на то, что датчик положения коленчатого вала выполняет одну и ту же функцию в разных автомобилях, его расположение отличается не только в зависимости от марки и модели автомобиля, но и от установленного в нем двигателя. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Неисправности датчика коленчатого вала

На инжекторных двигателях «10-й серии», устанавливаемых на популярные отечественные автомобили ВАЗ-2110, 2111, 2112, датчик положения коленчатого вала расположен рядом со шкивом генератора, а именно на крышке масляного насоса.

В Daewoo Nexia расположение датчиков зависит от двигателя, установленного в автомобиле. Так, в двигателе F16MF ДПКВ расположен перед стопорным кольцом (или, по-другому, диском), а именно непосредственно на заднем конце коленчатого вала. В двигателях A15MF, G15MF и A15SMS той же машины датчик установлен напротив управляющего диска на шкиве коленчатого вала.

На популярных автомобилях Renault Logan с двигателями объемом 1,4 и 1,6 л для доступа к датчику положения коленчатого вала необходимо снять шланг воздухозаборника со штуцера воздушного фильтра. Датчик положения коленчатого вала расположен в нижней правой части блока цилиндров. Сам датчик можно легко определить по монтажной пластине, которая имеет два монтажных отверстия.

На автомобиле Hyundai Sonata датчик положения коленчатого вала расположен под крышкой ремня ГРМ в нижней части, рядом с балансиром. Датчик можно найти по жгуту проводов, идущему от него непосредственно к корпусу клапанной крышки.

Как правило, на большинстве автомобилей ДПКВ расположен в непосредственной близости от коленчатого вала и/или блока цилиндров, с одной или другой стороны коленчатого вала. Отличительной особенностью датчика положения коленчатого вала является наличие длинного кабеля, который подключается к силовому кабелю непосредственно на нем. Если по каким-то причинам вы не можете найти датчик в своем автомобиле, загляните в руководство пользователя (техническую документацию) или поищите соответствующую информацию на тематических форумах в Интернете.

Работа датчика положения коленвала

Задача датчика положения коленчатого вала — синхронизировать работу системы впрыска и зажигания. Он передает информацию о положении (угле поворота) коленчатого вала в определенный момент времени в электронный блок управления (ЭБУ) двигателя, который, в свою очередь, дает команды на воспламенение топливной смеси в двигателе. Следовательно, если датчик выйдет из строя, двигатель просто перестанет работать, т.е. заглохнет или не заведется. Однако в большинстве случаев на неисправный датчик положения коленчатого вала указывает ослабленный или нестабильный силовой и сигнальный кабель.

Читайте также:  Смазка для шаровых опор и наконечников

Принцип работы

Неисправности датчика коленчатого вала

Задача датчика положения коленчатого вала, независимо от его типа, заключается в отслеживании отсутствующего штифта коленчатого вала (или двух штифтов, в зависимости от индивидуальной конструкции двигателя). Для этого используется так называемый синхронизирующий диск, по окружности которого расположены специальные металлические зубья. Соответственно, датчик обнаруживает их через магнитное поле. Однако он также «чувствует» отсутствие двух из них, поэтому электрический сигнал не генерируется. Происходит пропуск, который является сигналом для ЭБУ переместить коленчатый вал в определенное положение и синхронизировать систему зажигания для каждого цилиндра.

Итак, если это датчик магнитной индукции, то он работает в магнитном поле (намагниченный сердечник с обмоткой из медного провода), и когда металлические зубья диска ГРМ проходят мимо него, в нем возникает электрический ток (сигнал), который передается в ЭБУ, сигнализируя об определенном положении коленчатого вала (соответствующем положению пропущенных зубьев).

Датчики работают на основе так называемого эффекта Холла, который заключается в том, что сигнал генерируется, когда переменное магнитное поле диска синхронизации пересекается с постоянным полем датчика положения коленчатого вала. Это изменяет его напряжение, которое является сигналом, передаваемым на электронный блок управления.

Менее распространенными в транспортных средствах являются так называемые оптические энкодеры. Они работают по принципу источника света и приемника через зубцы синхронизирующего диска. Следовательно, если светоприемный элемент обнаруживает, что свет находится вне фокуса дольше положенного времени, это вызывает сообщение управляющей электронике о конкретном положении коленчатого вала, что имеет тот же эффект, что и при использовании других типов датчиков.

Кроме того, положение коленчатого вала не только регистрируется в определенное время, но и определяет скорость вращения коленчатого вала.

Признаки неисправности датчика коленвала

Существуют типичные симптомы неисправного датчика коленчатого вала:

  • при снижении мощности двигателя он «не тянет», также при движении в гору и/или с груженым автомобилем;
  • двигатель «вздрагивает» во всех режимах движения и на холостом ходу; автомобиль дергается во время движения и на холостом ходу;
  • увеличивается расход топлива;
  • «вялость» на акселераторе, автомобиль не разгоняется;
  • двигатель детонирует на высоких оборотах;
  • возникает код ошибки P0336, указывающий на нарушение диапазона / работоспособности датчика положения коленчатого вала.
  • Стоит отметить, что вышеперечисленные симптомы неисправности датчика DPKV являются наиболее распространенными и могут свидетельствовать о выходе из строя других датчиков автомобиля, которые также могут потребовать диагностики. Тем более, что датчик коленвала является достаточно надежным компонентом и выходит из строя довольно редко.

    Причины неисправности датчика коленвала

    Существует ряд типичных неисправностей, в результате которых датчик положения коленчатого вала перестает работать должным образом. К основным неисправностям относятся:

    Читайте также:  Свечи ВАЗ 2110/2111/2112

    Неисправности датчика коленчатого вала

  • Нарушается расстояние между диском синхронизации и сердечником датчика. Обычно этот показатель составляет от 0,5 до 1,5 миллиметра. Регулировка осуществляется с помощью установленных прокладок. Нарушение расстояния может произойти при замене датчика на новый, механическом смещении клиньев или датчика в результате ремонтных работ или аварии. Это также может быть вызвано попаданием грязи или пыли в зазор между датчиком и диском синхронизации.
  • Поврежденный кабель или плохой контакт. Например, датчик может иметь плохое соединение на кабеле питания из-за поврежденного зажима кабеля. Реже встречается повреждение изоляции проводов (снижение сопротивления изоляции, обрыв провода), в результате чего электрический сигнал поступает не к ЭБУ, а к кузову или другим компонентам подкапотного пространства.
  • Повреждение обмотки. В редких случаях обмотка внутри датчика повреждается, что приводит к сбоям в его работе или вообще не работает. Причины повреждения обмотки могут быть различными — разрушение из-за вибрации, окисление, некачественный (тонкий) провод, повреждение сердечника и т.д.
  • Повреждение диска синхронизации. Например, любой из зубцов диска может быть поврежден в результате ремонтных работ или несчастного случая. Если диск постоянно загрязнен, зубы могут изнашиваться по естественным причинам. В автомобилях, оснащенных резиновым амортизатором, при поломке амортизатора теряется колея.
  • Повреждение светодиода или компонента светоизлучающего диода. Этот вариант подходит для старых автомобилей, в которых на двигателе установлен оптический датчик положения коленчатого вала.
  • В случае частичного или полного отказа датчика ремонт обычно невозможен, так как корпус датчика герметичен и не может быть извлечен. Следовательно, замена провода (обмотки) и/или намагниченного в нем сердечника практически невозможна. По этой причине датчик выбрасывается, а на его место покупается и устанавливается новый, так как его цена невысока, а в магазинах есть разные модели для разных автомобилей.

    Как определить неисправность датчика коленвала

    Существует простой способ выяснить, неисправен ли датчик, и это может сделать любой человек, имеющий всего лишь мультиметр. Именно индуктивные датчики положения коленчатого вала устанавливаются на большинство современных автомобилей, поэтому давайте кратко рассмотрим этот тип устройств.

    Поэтому датчик положения коленчатого вала можно проверить тремя способами — с помощью омметра, путем проверки значения индуктивности катушки и с помощью осциллографа. Кроме того, важным элементом проверки того, каковы симптомы неисправности датчика положения коленчатого вала, является регулировка зазора между элементом датчика и пластиной распределительного вала (расстояние должно быть указано в документации, оно находится в пределах 0,5…1,5 мм).

    Самый простой и доступный практически каждому автовладельцу метод — проверить внутреннее сопротивление датчика. Для этого достаточно использовать электронный мультиметр, переключенный в режим измерения электрического сопротивления. Большинство современных датчиков имеют электрическое сопротивление внутри катушки около 500…700 Ом (в некоторых случаях это значение может отличаться, поэтому рекомендуется отдельно проверить технические параметры датчика). Также рекомендуется проверить величину изоляции проводов. Его значение должно быть не менее 0,5 мегаом.

    Читайте также:  Обгонная муфта генератора

    Неисправности датчика коленчатого вала

    Для измерения индуктивности автовладельцу понадобится мультиметр (мегомметр), сетевой трансформатор, измеритель индуктивности и вольтметр. Оставив в стороне алгоритм проверки, сразу стоит отметить, что значение индуктивности внутренней катушки исправного датчика должно находиться в диапазоне примерно 200…400 мГн (может отличаться в зависимости от датчика, но незначительно). Если индуктивность значительно ниже (редко выше), датчик, скорее всего, неисправен, и требуются дополнительные проверки, включая измерение сопротивления катушки и изоляции.

    Самый сложный, но наиболее информативный и надежный метод проверки датчика положения коленчатого вала — это проверка с помощью осциллографа, обычно электронного (программный эмулятор). Для этого осциллограф подключается к клеммам датчика при работающем двигателе автомобиля, а программа конфигурируется для выполнения осциллограммы. Форма волны дает четкое представление о том, работает ли датчик и есть ли перебои в его работе. Можно также вынуть датчик из гнезда, подключить его к осциллографу и просто поднести металлический предмет (например, отвертку) к датчику. Если он обнаруживает движение и на экране появляется осциллограмма, то, скорее всего, датчик работает правильно.

    Сканирование ошибок из памяти ЭБУ с помощью специальных сканеров не будет лишним во время теста. Это поможет выявить как ошибку DPKV, так и другие компоненты двигателя.

    Как обмануть датчик и завести машину

    На примере автомобиля Ваз 2110 рассмотрите эффективный способ запуска двигателя при неработающем датчике коленчатого вала.

    Для этого оберните тонкую медную проволоку вокруг корпуса датчика, чтобы образовалась своеобразная обмотка. Провод можно взять от любого реле. Нужно сделать 150 витков вокруг корпуса, а остальные вывести на клемму, которая подключается к пульту дистанционного управления, и подключить концы к разъему вместо датчика коленчатого вала.

    Дефекты датчика коленчатого вала

    Обмотка медного провода вокруг корпуса датчика

    Дефекты датчика коленчатого вала

    Присоединение проводов к разъему

    Перед намоткой медного провода вокруг корпуса датчика можно разместить 2 рулона бумаги или тонкого картона.

    Проволока наматывается на бумагу, а затем удаляется, позволяя импровизированной обмотке нормально разместиться вокруг корпуса.

    Если двигатель не запускается, поменяйте местами провода, подключенные к контактам на клемме. Эти провода следует временно закрепить спичками, чтобы они не выпали. Не стоит долго ездить с такой конструкцией — ведь вам придется заменить неисправный диагностический преобразователь!

    Вся работа займет не более 5 минут и метр провода.

    Суть предлагаемого метода заключается в частичном восстановлении процесса электромагнитной индукции. Это означает, что если оригинальная катушка (отлитая в корпусе) повреждена, то таким образом можно изготовить элементарную катушку, которая сможет работать в паре с центрирующим колесом коленчатого вала. В результате сигнал поступит в ЭБУ, и двигатель запустится. Более подробную информацию смотрите на видео ниже.

    Дефекты датчика коленчатого вала

    Как завести автомобиль с неисправным датчиком коленчатого вала?

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру