Проверка подшипника ступицы не является сложной задачей, но требует от автовладельца определенных знаний и навыков. Состояние подшипника можно диагностировать на станции техобслуживания или даже в дороге. С другой стороны, шум ступицы не обязательно является признаком неисправности подшипника колеса.
- Почему гудит ступица
- Признаки поломки подшипника ступицы
- Как проверить подшипник ступицы
- Проверка плоскостей
- Проверка ступицы на биение
- Проверка на подъемнике
- Как проверить ступицу на домкрате (передняя и задняя)
- Как проверить в движении (проверка передней ступицы)
- Температура колесного диска
- Что будет если не менять подшипник когда он гудит
Почему гудит ступица
На самом деле существует несколько причин, по которым подшипник ступицы может гудеть или стучать. Неприятные скрипящие звуки могут свидетельствовать о частичном выходе из строя рулевой тяги, рулевого кулака, шаровой опоры, изношенных сайлентблоков и самого подшипника ступицы. Чаще всего причиной шума является именно подшипник.
В качестве подшипника ступицы используется закрытый подшипник. Это происходит потому, что песок, грязь, пыль и другие абразивные элементы не могут попасть в корпус подшипника, когда автомобиль находится в движении. В целом, существует шесть основных причин, по которым подшипник ступицы может частично выйти из строя и начать визжать.
- Значительный пробег. Это естественная причина, при которой внутренняя поверхность корпуса подшипника изнашивается, канавки для шариков в нем расширяются, и подшипник начинает скрипеть. Обычно это происходит после 100 000 километров пробега (это зависит от конкретного автомобиля, марки подшипника и характера вождения).
- Потеря герметичности. Корпуса подшипников с уплотнениями имеют резиновые и/или пластиковые вставки, которые герметизируют шарики подшипника от внешней среды. Дело в том, что внутри подшипника находится небольшое количество смазки для обеспечения нормальной работы. Поэтому, если эти вставки повреждены, смазка вытекает, подшипник начинает работать «всухую» и происходит быстрый износ.
- Неосторожное вождение. Если автомобиль часто попадает на высокой скорости в выбоины, кочки и ухабы, это приведет к повреждению не только подвески, но и самой ступицы.
- Неправильная посадка пресса. Это довольно редкая причина, но если кто-то неопытный (или неквалифицированный) недавно выполнял работу по установке подшипника, вполне возможно, что подшипник был установлен неровно. В таких условиях агрегат прослужит всего несколько тысяч километров.
- Неправильный момент затяжки гайки ступицы. В технической документации на автомобиль всегда четко указано, каким моментом затягивать гайку ступицы, а иногда и как затягивать, чтобы отрегулировать гайку ступицы. Если значение крутящего момента превышено, устройство будет перегреваться во время движения, что, естественно, сократит срок его службы.
- Катание по лужам (воде). Это довольно интересный случай, который заключается в том, что вождение нагреет любой подшипник, даже хороший, и это нормально. Однако при движении в холодной воде воздух в ней сжимается и засасывает влагу в корпус подшипника через не очень герметичные резиновые уплотнения. Это особенно актуально, если резиновые уплотнения уже старые или просто износились. Сам скол обычно появляется не сразу, но может возникнуть через день или два, когда непосредственно в подшипнике образуется небольшая, но все же коррозия.
Помимо вышеперечисленных, существует ряд других, менее распространенных причин сотрясения подшипника ступицы при движении:
Признаки поломки подшипника ступицы
Один или несколько из следующих признаков могут указывать на необходимость проверки подшипника колеса
Как проверить подшипник ступицы
Существует четыре основных метода, с помощью которых любой владелец автомобиля может проверить состояние ступицы.
Проверка плоскостей
Видео о том, как проверить подшипник ступицы
Это самый простой метод, который позволяет проверить подшипник ступицы только вне гаража или подъездной дороги. Для этого ведите автомобиль по ровной, асфальтированной (мощенной) поверхности. Затем возьмитесь рукой за проблемное колесо в его верхней точке и со всей силы попытайтесь раскачать его по направлению к себе и от себя. Если раздаются металлические щелчки, подшипник умер и подлежит замене!
Если вы не слышите звукового щелчка, но у вас есть подозрения, поднимите автомобиль на домкрате со стороны колеса, о котором идет речь. Затем необходимо повернуть колесо вручную (если это ведущее колесо, необходимо предварительно вывести его из зацепления). Если при вращении возникает чрезмерный шум, жужжание или треск, это дополнительный признак того, что втулка неисправна. Если подшипник неисправен, вы почувствуете, что колесо при вращении сидит не очень надежно.
Также можно поднимать колесо не только вертикально, но и горизонтально и по диагонали. Это дает вам больше информации. При тряске следите за тем, чтобы автомобиль не упал с домкрата! Поэтому возьмитесь рукой за верхнюю и нижнюю часть колеса и попытайтесь раскачать его. Если есть люфт, он будет заметен.
Описанный выше метод подходит для диагностики как передних, так и задних подшипников ступицы.
Проверка ступицы на биение
Стук при нажатии на педаль тормоза во время торможения является косвенным признаком деформированной ступицы. Это может быть вызвано либо шатающимся тормозным диском, либо шатающейся ступицей. В некоторых случаях сам тормозной диск деформируется под воздействием температуры в ступице. Отклонение даже на 0,2 мм от вертикальной плоскости уже вызовет вибрацию и биение на скорости.
Максимально допустимое биение не должно превышать 0,1 мм, а в некоторых случаях это значение может составлять от 0,05 мм до 0,07 мм.
В мастерской биение ступицы проверяется с помощью циферблатного калибра. Этот калибр прикладывается к плоскости ступицы и показывает точное значение биения. В гараже, если такого устройства нет, используется отвертка (по ней можно определить, работает ли ступица или сам диск).
Алгоритм проверки биения ступицы колеса вручную следующий:
- Снимите нужное колесо.
- Возьмите фланцевую головку, с их помощью накрутите колесо на гайку ступицы.
- Возьмите плоскую отвертку, упритесь ею в скобу суппорта и подведите жало вплотную к рабочей поверхности вращающегося тормозного диска (ближе к его краю). Во время вращения держите отвертку ровно.
- Если тормозной диск имеет биение, отвертка оставит царапины на поверхности. Это происходит не по всей окружности, а только на кривой, которая торчит горизонтально.
- Каждый диск должен быть проверен с обеих сторон.
- Если вы обнаружили «кривое» место на диске, его следует снять со ступицы, повернуть на 180 градусов и снова установить на ступицу. Одновременно закрепите его крепежными винтами.
- Затем повторите процедуру, чтобы найти выпуклость на тестовом диске.
- Если вновь образовавшаяся выпуклость находится поверх уже образовавшейся, это означает, что тормозной диск искривлен.
- Если в результате эксперимента на диске образуются две дуги, расположенные друг напротив друга (на расстоянии 180 градусов друг от друга) — это свидетельствует о кривой ступице.
Проверка на подъемнике
Этот метод лучше всего подходит для переднеприводных автомобилей, так как подшипники передней ступицы имеют более сложную структуру, чем подшипники заднеприводных автомобилей. Однако его также можно использовать для диагностики задне- и полноприводных автомобилей.
Чтобы проверить подшипники колес, поднимите автомобиль, запустите двигатель, включите передачу и разогнать колеса. Затем выключите двигатель и послушайте подшипники, пока колеса неподвижны. Если какой-либо из подшипников поврежден, вы отчетливо услышите хруст и вибрацию именно на этом колесе.
Как проверить ступицу на домкрате (передняя и задняя)
Можно проверить, гудит подшипник ступицы или нет, и это на домкрате. И желательно работать в закрытом гараже или гаражном боксе, так как в этом случае звуки будут ощущаться гораздо лучше, чем на улице. Автомобиль поднимают по очереди под рычаг одного из колес. Если вы не знаете, какая ступица колеса вызывает шум, рекомендуется начать с задних колес, а затем с передних. Это следует делать по одной оси за раз. Процедура выполняется следующим образом:
Как проверить подшипник колеса на домкрате
- поднимите проверяемое колесо.
- Поверните задние колеса вручную (передний привод) и прислушайтесь.
- Чтобы проверить передние колеса, выжмите сцепление (для механической коробки передач), запустите двигатель, включите 5-ю передачу и медленно отпустите сцепление.
- Разгруженное колесо вращается со скоростью ок. 30-40 км/ч.
- Если подшипник ступицы поврежден, это может быть слышно для человека, находящегося в непосредственной близости.
- После разгона можно переключиться на холостой ход и выключить двигатель, чтобы колесо остановилось само. Это предотвращает дополнительный шум двигателя.
Будьте осторожны во время теста! Затяните ручной тормоз и, желательно, подложите под колеса противооткатные упоры!
Обратите внимание, что прибор нельзя оставлять в этом режиме надолго, процедура тестирования должна длиться всего несколько минут! В автомобилях с полным приводом необходимо отключить привод второй оси. Если это невозможно, то проверить его можно только на домкрате, отбуксировав весь автомобиль.
Как проверить в движении (проверка передней ступицы)
Отказ ступичного узла также может быть косвенно диагностирован в дороге. Для этого найдите твердую, желательно асфальтированную поверхность. Ведите автомобиль со скоростью 40-50 км/ч и так входите в повороты.
Суть проверки заключается в том, что при повороте налево автомобиль движется вправо, и поэтому правый подшипник ступицы подвергается дополнительной нагрузке. Во время этого действия он начинает издавать дополнительный шум. Этот шум исчезает при выходе из виража. Аналогично, левый подшипник ступицы должен греметь (если он поврежден) при повороте направо.
При движении по прямой ровной дороге, когда автомобиль достигает определенной скорости, частично поврежденный подшипник ступицы начинает шуршать (этот звук обычно заметен при скорости около 60 км/ч). При ускорении автомобиля шум усиливается. Однако, если этот шум все же возник, не разгоняйтесь слишком быстро. Во-первых, это небезопасно, а во-вторых, приводит к еще большему износу подшипника.
Жужжащий шум особенно заметен при движении по гладкому асфальту. Это связано с тем, что при движении по грубому асфальту шум от езды сам по себе довольно заметен, поэтому он просто приглушает шум подшипников. С другой стороны, шум ощущается во всей красе при движении по твердому дорожному покрытию.
Температура колесного диска
Это довольно косвенный показатель, но на него можно обратить внимание. Изношенный подшипник ступицы сильно нагревается при вращении. Тепло, излучаемое подшипником, передается на соседние металлические детали, включая обод колеса. Поэтому при движении без нажатой педали тормоза (чтобы не нагревать тормозной диск) останавливайтесь только на холостом ходу. Если диск теплый, это косвенный признак неисправного подшипника ступицы. Однако здесь следует учитывать, что во время движения шины также нагреваются, поэтому лучше использовать этот метод в мягкую погоду (весной или осенью).
Что будет если не менять подшипник когда он гудит
Если на определенной скорости и/или при поворотах возникает неприятный, подозрительный шум, как можно скорее проверьте ступицу. Эксплуатация машины с неисправным подшипником ступицы не только вредна для машины, но и опасна!
Что произойдет, если заклинит подшипник колеса. Посмотреть
Поврежденный подшипник ступицы может стать причиной одной или нескольких серьезных аварий, если его вовремя не заменить:
Если по каким-то причинам вы не можете срочно заменить ступичный подшипник в данный момент, вы можете ездить с небольшой скоростью ок. Если по каким-то причинам вы не можете срочно заменить ступичный подшипник в данный момент, вы можете двигаться с небольшой скоростью примерно 40-50 км/ч и проехать не более 1 000 км, когда ступичный подшипник начнет вибрировать. Более быстрые и длительные поездки не рекомендуются!