Существуют простые методы проверки сцепления, позволяющие точно определить его состояние и время ремонта. Нет необходимости разбирать коробку передач и картер и диск сцепления.
- Признаки неисправного сцепления
- Как проверить сцепление на машине
- Проверка на 4 скорости
- Проверка на ручном тормозе
- Внешние признаки
- Сцепление «ведет»
- Как проверить диск сцепления
- Как проверить корзину сцепления
- Проверка выжимного подшипника сцепления
- Проверка свободного хода педали
- Как проверить цилиндр сцепления
- Проверка сцепления DSG 7
- Как проверить сцепление ДСГ программными средствами
- Проверка механики
- Проверка температурных показателей
- Ремонт сцепления
Признаки неисправного сцепления
Сцепление в каждом автомобиле со временем изнашивается и начинает работать с меньшей эффективностью. Поэтому система сцепления требует дополнительной диагностики при появлении следующих симптомов:
Износ сцепления происходит не только по естественным причинам, но и в результате неправильной эксплуатации машины. Не перегружайте автомобиль, не буксируйте очень тяжелые прицепы, особенно при движении в гору, и не начинайте движение из заноса. Это приведет к тому, что сцепление будет работать в критическом состоянии, что может привести к частичному или полному отказу сцепления.
Если заметен один из вышеперечисленных симптомов, рекомендуется проверить сцепление. Езда с неисправным сцеплением не только причиняет дискомфорт машине, но и ухудшает состояние сцепления, что приводит к дорогостоящему ремонту.
Как проверить сцепление на машине
Детальная диагностика компонентов системы сцепления требует дополнительного оборудования и часто предполагает их разборку. Однако можно легко и эффективно проверить неисправность сцепления, не разбирая трансмиссию, прежде чем приступать к этому сложному процессу. Для этого существует четыре простых метода.
Проверка на 4 скорости
Для автомобилей с механической коробкой передач существует один простой метод подтверждения частичного отказа сцепления в механической коробке передач. Достаточно показаний обычного спидометра и тахометра на приборной панели автомобиля.
Перед началом теста найдите ровный участок дороги с гладкой поверхностью длиной около одного километра. Машина должна будет проехать по нему. Алгоритм проверки проскальзывания сцепления следующий:
Если сцепление работает правильно, стрелки этих двух устройств будут синхронно двигаться вправо. Другими словами, с увеличением оборотов двигателя увеличивается скорость автомобиля, инерция минимальна и обусловлена только техническими характеристиками двигателя (его мощностью и весом автомобиля).
Если диски сцепления значительно изношены, при нажатии на педаль акселератора происходит резкое увеличение оборотов и мощности двигателя, но это не передается на колеса. Это означает, что скорость будет увеличиваться очень медленно. Об этом будут сигнализировать стрелки спидометра и тахометра, двигающиеся не синхронно вправо. Кроме того, при резком увеличении скорости из двигателя будет слышен свистящий звук.
Проверка на ручном тормозе
Вышеуказанный метод испытания можно проводить только при правильно отрегулированном ручном (стояночном) тормозе. Он должен быть хорошо отрегулирован и надежно блокировать задние колеса. Алгоритм проверки состояния сцепления следующий:
Если двигатель дергается и глохнет, со сцеплением все в порядке. Если двигатель продолжает работать, диски сцепления изношены. Пластины не подлежат ремонту и должны быть либо переставлены, либо весь узел должен быть заменен.
Внешние признаки
Функциональность сцепления также косвенно проявляется при движении, особенно в гору или под нагрузкой. Если сцепление пробуксовывает, велика вероятность того, что из картера сцепления исходит неприятный запах. Другим косвенным симптомом является потеря динамических характеристик автомобиля при ускорении и/или движении в гору.
Сцепление «ведет»
Как указано выше, выражение «приведение в движение» означает, что основной и вспомогательный диски сцепления не разъединяются полностью при нажатии на педаль. Обычно это вызывает проблемы при включении/выключении передач на сцеплении. Одновременно из коробки передач слышен неприятный скрип и скрежет. В этом случае проверьте сцепление в соответствии со следующим алгоритмом:
Если рычаг включения легко входит в нужный паз, процедура не требует больших усилий и не сопровождается скрежещущим звуком — это означает, что сцепление не «ведет». В противном случае может случиться так, что диск не отсоединится от маховика, что приведет к проблемам, описанным выше. Обратите внимание, что такая неисправность может привести не только к полному выходу из строя сцепления, но и к неисправности коробки передач. Описанная выше неисправность может быть устранена путем прокачки гидравлической системы или регулировки педали сцепления.
Как проверить диск сцепления
Перед непосредственным осмотром состояния диска сцепления необходимо кратко остановиться на сроке его службы. Помните, что сцепление подвергается наибольшему износу при движении по городу, особенно при частом переключении передач, остановках и пуске двигателя. Средний пробег составляет около 80 000 км. При таком пробеге стоит проверить диск сцепления, даже если он не кажется проблемным.
Толщина фрикционных накладок на диске сцепления указывает на износ диска сцепления. Его значение несложно определить по движению педали сцепления. Однако предварительно необходимо правильно отрегулировать саму педаль. Обратите внимание, что это значение зависит от марки и модели автомобиля, поэтому точную информацию можно найти в технической документации на автомобиль. В большинстве случаев в нерабочем (свободном) положении педаль сцепления находится примерно на один-два сантиметра выше, чем выжатая (свободная) педаль тормоза.
Алгоритм проверки износа диска сцепления следующий:
По результатам теста можно сделать следующие выводы:
Кроме того, на критический износ дисков указывает вибрация машины при старте с места и пробуксовка сцепления при движении в гору, ускорении или буксировке прицепа.
Как проверить корзину сцепления
Корзина сцепления состоит из следующих компонентов: нажимного диска, диафрагменной пружины и крышки. Симптомы неисправной корзины такие же, как и при изношенном диске сцепления. Это означает, что автомобиль теряет динамику, сцепление пробуксовывает, передачи переключаются плохо, а при старте автомобиль дергается. Часто, если кожух сцепления поврежден, передачи вообще не включаются. Простые манипуляции с автомобилем не позволяют определить неисправность корзины, необходим ее демонтаж с последующей диагностикой.
Наиболее частой неисправностью корзины сцепления является износ так называемых заслонок сцепления. Они теряют свою эластичность, т.е. слегка разрушаются, что приводит к страданиям всего сцепления, поскольку давление на фрикционный диск уменьшается. При визуальном осмотре сцепления следует обратить внимание на следующие моменты:
Если опорный диск значительно изношен, стоит проверить и другие компоненты системы сцепления, в частности, выжимной подшипник и особенно фрикционный диск. Они также имеют тенденцию к интенсивному износу, и рекомендуется заменять их парами. Это обойдется дороже, но гарантирует правильную работу сцепления в будущем.
Проверка выжимного подшипника сцепления
Выжимной подшипник сцепления работает только при нажатой педали выключения сцепления (вниз). В этом состоянии выжимной подшипник немного смещается назад и тянет за собой диск сцепления. Так передается крутящий момент.
Обратите внимание, что в рабочем положении подшипник сильно нагружен, поэтому педаль сцепления не должна быть нажата в течение длительного времени. Это может привести к преждевременному выходу из строя выжимного подшипника.
Одним из самых явных и распространенных симптомов неисправности выжимного подшипника является появление шума в районе выжимного подшипника при нажатии на педаль сцепления. Это может указывать на частичное разрушение подшипника сцепления. Исключением могут быть первые несколько минут после запуска двигателя при низких температурах. Этот эффект вызван различными коэффициентами расширения стали, из которой изготовлен подшипник, и корпуса, в котором он установлен. Если подшипник исправен, соответствующий звук исчезает при прогреве двигателя.
Еще одним косвенным симптомом (перечисленные ниже неисправности могут быть вызваны и другими причинами) являются проблемы с переключением передач. И они могут быть разных видов. Например, передачи переключаются плохо (требуется большое усилие), автомобиль может дергаться при старте или даже во время движения, а сцепление может включаться неправильно. В таких ситуациях после снятия коробки следует дополнительно продиагностировать выжимной подшипник.
Проверка свободного хода педали
Педаль сцепления в любом автомобиле всегда имеет определенный люфт. Однако это значение может увеличиться со временем или в результате внешних воздействий. Прежде всего, необходимо проверить, какова точная величина перемещения педали в данный момент. И если он превышает допустимые пределы — необходимо предпринять соответствующие корректирующие действия. Например, полный ход педали сцепления в ВАЗ «классика» составляет около 140 мм, из которых 30 … 35 мм — это свободный ход.
Чтобы измерить величину свободного хода педали, используйте линейку или рулетку. В частности, полностью отпущенная педаль считается нулевой отметкой. Кроме того, для измерения свободного хода педаль следует нажимать до тех пор, пока водитель не почувствует заметное увеличение сопротивления ходу педали. Это конечная точка, которую необходимо измерить.
Обратите внимание, что свободное колесо измеряется в горизонтальной плоскости (см. рисунок)!!! Это означает, что вы должны измерить расстояние между проекцией нулевой точки на горизонтальный пол машины и вертикальной проекцией точки, где начинается силовое сопротивление. Расстояние между этими точками на полу является величиной свободного хода педали сцепления.
Величина свободного хода варьируется от станка к станку, поэтому точную информацию можно найти в технической документации. В большинстве случаев, однако, соответствующее значение будет находиться в пределах 30…42 мм. Если измеренное значение выходит за пределы этого диапазона, необходимо отрегулировать свободное колесо. Большинство машин обычно оснащены специальным механизмом регулировки на основе эксцентрикового блока или регулировочной гайки.
Как проверить цилиндр сцепления
Приводы главного и вспомогательного сцепления являются долговечными и надежными устройствами, поэтому отказы случаются редко. Признаком их неисправности является неадекватное поведение сцепления. Например, автомобиль может завестись даже при полностью нажатой педали тормоза. Или, наоборот, он может не двигаться, когда включена передача и нажата педаль тормоза.
Цилиндры можно диагностировать, проверив наличие утечек масла. Это особенно актуально при наличии утечек, т.е. при выходе из строя резиновых уплотнений. В этом случае утечки масла можно обнаружить над педалью в салоне и/или под капотом перед местом расположения педали сцепления. Поэтому, если там есть масло, следует проверить приводы сцепления.
Проверка сцепления DSG 7
В случае роботизированных коробок передач DSG наиболее популярным сцеплением на сегодняшний день является DSG-7. Признаки его частичного выхода из строя обычно следующие:
Сцепления в роботизированных коробках передач (DSG) также подвержены износу, поэтому их необходимо регулярно проверять. Однако это делается несколько иначе, чем в обычном «ручном» режиме. В частности, сцепление DSG следует проверять по следующему алгоритму:
Однако лучшим способом проверки сцепления DSG-7 является электронный автосканер и специальные программы. Самым популярным из них является «Вася-диагност».
Как проверить сцепление ДСГ программными средствами
Лучший способ проверить автоматическую коробку передач DSG 7 — использовать программное обеспечение «Вася Диагност». Поэтому его необходимо установить на ноутбук или другой гаджет. Вам также понадобится стандартный кабель VCDS (широко известный как «Вася») или VAS5054 для подключения к ЭБУ автомобиля. Обратите внимание, что следующая информация действительна только для DSG-7 0AM DQ-200 с сухим сцеплением! Для других трансмиссий процедура проверки такая же, но рабочие параметры будут другими.
Сцепление в этой коробке передач двойное, т.е. имеет два диска. Прежде чем приступить к диагностике, стоит кратко описать различия между сцеплением в DAM и механической коробке передач, это поможет разобраться в дальнейшей диагностике.
Так, классическое «механическое» сцепление обычно включено, то есть при отпущенной педали тормозной и ведущий диски смыкаются. С другой стороны, в роботизированной коробке передач сцепление обычно разомкнуто. Передача крутящего момента контролируется мехатроникой путем включения сцепления в зависимости от того, сколько крутящего момента необходимо передать на трансмиссию. Чем сильнее нажата педаль акселератора, тем сильнее включается сцепление. Поэтому для диагностики состояния роботизированного сцепления важно не только механическое, но и температурное поведение. В идеале их следует записывать во время движения.
Проверка механики
После подключения ноутбука к ЭБУ и запуска программы «Вася-диагност» войдите в блок 2 под названием «Электроника трансмиссии». Далее — «Единица измерения». Сначала нужно продиагностировать состояние первого диска, это группы 95, 96, 97. Можно с помощью программы составить график, но это не обязательно. В частности, обратите внимание на предел хода и текущее (диагностированное) предельное положение штока поршня. Вычтите эти два показателя. Разница между ними заключается в диапазоне перемещения в миллиметрах толщины диска. Выполните ту же процедуру для второго диска. Для этого перейдите к группам 115, 116, 117. Обычно для нового сцепления соответствующий запас составляет от 5 до 6,5 мм. Чем он меньше, тем больше износ дисков.
Обратите внимание, что остаточный зазор в первом диске сцепления DSG должен быть не менее 2 мм, а во втором диске — не менее 1 мм!!!
Рекомендуется провести аналогичную процедуру на диноустановке, т.е. проехать на автомобиле по ровной гладкой дороге с максимальной передачей крутящего момента на трансмиссию. Для этого перейдите к группам 91 и 111 для первого и второго дисков соответственно. Езда для диагностики возможна в режиме D или на четвертой, пятой или шестой передаче. Динамика должна быть измерена в четном и нечетном сопряжении. Рекомендуется предварительно нажать кнопку Graph, чтобы программа нарисовала соответствующие графики.
По полученным графикам можно оценить выходное значение управляющего стержня сцепления. Важно обратить внимание на максимально допустимое значение выходного сигнала. Чем дальше от предельного значения, тем лучше (не изношены) диски сцепления.
Проверка температурных показателей
Следующим шагом является исследование поведения температуры. Первое, что необходимо сделать, это проверить статические значения. Для этого перейдите к группам 99, 102 для первой пластины и 119, 122 для второй пластины. По показаниям можно определить, работало ли сцепление в критических условиях и, если да, то сколько часов. Также можно вывести на экран конкретные значения температуры. Чем ниже температура, при которой эксплуатировалось сцепление, тем лучше, тем меньше оно изнашивается.
Затем перейдите к номерам групп 98 и 118, для первой и второй пластин соответственно. Здесь можно увидеть значение коэффициента сцепления, деформацию сцепления и максимальную рабочую температуру. Коэффициент сцепления в идеале должен находиться в диапазоне 0,95…1,00. Это означает, что сцепление почти не пробуксовывает. Если соответствующий коэффициент ниже или даже выше, это указывает на износ сцепления. Чем меньше значение, тем хуже.
.
Обратите внимание, что в некоторых случаях прибор может показать значение больше единицы! Это связано с природой косвенного измерения и не должно вызывать беспокойства, значение следует рассматривать как одно.
Коэффициент деформации также измеряется косвенно. В идеале он должен быть равен нулю. Чем больше отклонение от нуля, тем хуже. Последняя полоса на экране в этом режиме — это максимальное значение температуры диска за весь срок службы сцепления. Чем он ниже, тем лучше.
Далее необходимо собрать информацию о температуре диска в динамике. Для этого в программе перейдите к группе 126. Программа рисует график, состоящий из двух линий. Один (желтый по умолчанию) — первый диск, нечетные передачи, другой (синий по умолчанию) — второй диск, четные передачи. Общий вывод теста показывает, что чем выше обороты двигателя и нагрузка на сцепление — тем выше температура диска. Поэтому желательно, чтобы соответствующее значение температуры было как можно ниже.
Обратите внимание, что некоторые сервисные центры предлагают своим клиентам с помощью программной адаптации устранить вибрации при движении на второй передаче (типичный симптом износа сцепления DSG-7). В действительности причина этих вибраций другая, и адаптация в данном случае не поможет.
Регулировка точек переключения и зазора сцепления в целом помогает трансмиссии и продлевает срок службы мехатрона. Во время этой процедуры сбрасываются точки переключения, корректируется давление срабатывания мехатрона, а диски сцепления свободно калибруются и прижимаются. Рекомендуется проводить адаптацию каждые 15 000 км. Однако есть много энтузиастов, которые не одобряют эту адаптацию, поэтому решение о ее выполнении остается за владельцем автомобиля.
Наряду с диагностикой сцепления с помощью программного обеспечения, имеет смысл проверить и другие системы автомобиля, в частности, провести сканирование ошибок. В частности, может быть проверено само мехатронное устройство. Для этого введите группы 56, 57, 58. Если в представленных полях вы увидите цифры 65535, это означает, что ошибки нет.
Ремонт сцепления
На многих автомобилях система сцепления регулируется. Это может сделать либо дилер автомобиля, либо мастерская. Если автомобиль имеет небольшой пробег на рассматриваемой корзине сцепления, то такой способ ремонта допустим. Если пробег большой и сцепление уже регулируется, лучше заменить его диски или всю корзину (в зависимости от степени и масштаба поломки).
Ремонт или регулировку лучше проводить как можно скорее, при первых признаках неисправности. Это не только обеспечит комфортное вождение, но и сэкономит ваши деньги на дорогостоящем ремонте.