Датчики давления в шинах можно проверить не только в сервисном центре с помощью специального оборудования (диагностический прибор TPMS), не снимая их с колеса, но и дома или в гараже самостоятельно, только если они сняты с колеса. Проверка осуществляется либо программно (с помощью специальных электронных устройств), либо механически.
- Устройство датчика давления в шинах
- Какой элемент питания в датчике системы TPMS
- Какая частота сигнала датчиков давления в шинах
- Принцип работы датчика давления в шинах
- Как прописать (привязать) датчики
- Срок службы датчиков давления в шинах
- Неисправности датчиков давления в шинах
- Как проверить датчики давления в шинах
- Как определить неисправный датчик давления в шинах
- Проверка элемента питания
- Визуальный осмотр
- Проверка давлением
- Проверка специализированными средствами
- Ремонт датчика давления в шинах
- Заключение
Устройство датчика давления в шинах
Система TPMS (система контроля давления в шинах) состоит из двух основных компонентов. Первый — это сами датчики давления, которые расположены на колесах. Радиосигнал от этих датчиков передается на приемник, расположенный внутри автомобиля. Программное обеспечение в приемном устройстве используется для отображения давления, и если оно ниже или меньше установленного, загорается индикатор давления в шинах.
Существует два типа датчиков — механические и электронные. Первые устанавливаются вместо золотника на колесе. Они дешевле, но не так надежны и быстро ломаются, поэтому их редко используют. Электронные индикаторы, с другой стороны, устанавливаются внутри колеса и являются гораздо более надежными. Благодаря своему внутреннему расположению, они лучше защищены и более точны. Ниже приводится их обсуждение. Электронный датчик давления в шинах состоит из следующих компонентов:
Какой элемент питания в датчике системы TPMS
Датчики оснащены аккумулятором, который может работать в автономном режиме в течение длительного времени. Обычно это литиевый элемент с напряжением 3 В. В датчиках, которые находятся внутри колеса, это CR2450, а в датчиках, установленных на катушке — CR2032 или CR1632. Они дешевы и надежны. Среднее время автономной работы составляет 5 … 7 лет.
Какая частота сигнала датчиков давления в шинах
Датчики давления в шинах, предназначенные для установки на европейские и азиатские автомобили, работают на радиочастоте 433 МГц и 434 МГц, а датчики, предназначенные для американских автомобилей, — на частоте 315 МГц, это определяется соответствующими стандартами. Однако каждый датчик имеет свой уникальный код. Поэтому датчики одной машины не могут передать сигнал другой машине. Кроме того, принимающее устройство «видит», от какого датчика, т.е. от какого конкретного колеса, поступил сигнал.
Интервал передачи данных также зависит от конкретной системы. Обычно интервал варьируется в зависимости от скорости движения автомобиля и давления в каждом колесе. Как правило, самый длинный интервал составляет около 60 секунд при медленном движении и может достигать 3-5 секунд при увеличении скорости.
Принцип работы датчика давления в шинах
Системы измерения давления в шинах работают на основе прямых и косвенных показателей. Датчики измеряют определенные параметры. Косвенным признаком потери давления является увеличение угловой скорости вращения шины при спущенном колесе. На самом деле, когда давление в нем падает, его диаметр уменьшается, и поэтому он вращается немного быстрее, чем другое колесо на той же оси. В этом случае скорость вращения обычно определяется датчиками системы ABS. В этом случае системы ABS и контроля давления в шинах часто объединяются.
Еще одним косвенным признаком прокола шины является повышение температуры воздуха и резины. Это связано с увеличением площади контакта колеса с дорогой. Температура регистрируется температурными датчиками. Большинство современных датчиков одновременно измеряют давление в колесах и температуру воздуха. Датчики давления имеют широкий диапазон рабочих температур. В среднем они колеблются от -40 до +125 градусов Цельсия.
Системы прямого контроля измеряют давление воздуха в колесах напрямую. Такие датчики обычно основаны на действии встроенных пьезоэлектрических элементов, поэтому по сути это электронные манометры.
Инициализация датчиков зависит от измеряемого ими параметра. Датчики давления обычно предварительно настраиваются с помощью дополнительного программного обеспечения. Температурные датчики срабатывают, когда температура повышается или понижается намного выше допустимых пределов. Система ABS обычно отвечает за контроль скорости, поэтому эти датчики инициализируются системой ABS.
Сигналы от датчиков передаются не постоянно, а через регулярные промежутки времени. В большинстве систем TPMS временной интервал составляет около 60, но в некоторых системах на более высоких скоростях частота сигнала также увеличивается, вплоть до 2-3 секунд.
Радиосигнал определенной частоты посылается с передающей антенны каждого датчика на приемное устройство. Последний может быть установлен как в салоне, так и под капотом. Если производительность колеса выходит за допустимые пределы, система посылает сигнал тревоги на приборную панель или на электронный блок управления.
Как прописать (привязать) датчики
Существует три основных метода привязки датчика к элементу основной системы.
Существует семь методов привязки датчика давления в шинах
Многие датчики срабатывают автоматически во время движения автомобиля. Соответствующая скорость может варьироваться в зависимости от производителя, но обычно составляет 10 ….20 километров в час.
Срок службы датчиков давления в шинах
Срок службы датчиков зависит от многих факторов. Прежде всего, это зависит от их качества. Оригинальные датчики «живут» от 5 до 7 лет. По истечении этого времени их аккумулятор обычно разряжается. Однако большинство дешевых универсальных датчиков имеют гораздо меньший срок службы. Срок их жизни обычно составляет два года. Батареи могут остаться целыми, но их корпуса разрушатся и начнут «светиться». Естественно, если какой-либо датчик механически поврежден, срок его службы может резко сократиться.
Неисправности датчиков давления в шинах
Независимо от производителя, отказы датчиков типичны в большинстве случаев. В частности, возможны следующие неисправности датчика давления в шинах
Как проверить датчики давления в шинах
Проверка датчиков давления в колесах начинается с манометра. Если манометр показывает, что давление в шине не соответствует номинальному, накачайте шину. Если датчик по-прежнему ведет себя неправильно или ошибка не исчезает, можно использовать программное обеспечение или специальный инструмент, а затем снять датчик и провести дальнейшие проверки.
Обратите внимание, что перед снятием датчика с колеса необходимо спустить шину. Это необходимо делать при разгруженном колесе. Это означает, что в гаражных условиях с помощью домкрата следует вывешивать колеса по одному.
Как определить неисправный датчик давления в шинах
В первую очередь необходимо проверить работоспособность датчиков. Для этого запустите двигатель и проверьте, горит или нет сигнальная лампа давления в шинах на приборной панели. В некоторых автомобилях за это отвечает непосредственно ЭБУ. На приборной панели также появится предупреждение, указывающее на конкретный датчик, который показывает неправильное давление или отсутствие сигнала. Однако не все автомобили оснащены сигнальной лампой датчика давления в шинах. Во многих автомобилях соответствующая информация передается непосредственно в ЭБУ, а затем возникает ошибка. Только после этого имеет смысл проводить проверку программного обеспечения датчика.
Для обычного водителя существует удобный способ проверки давления в шинах без манометра. Для этого используйте сканер ELM 327 версии 1.5 или выше. Алгоритм проверки следующий:
Скриншот программного обеспечения HobDrive. Как найти неисправный датчик шины?
Для автомобилей, произведенных концерном VAG, для этой же цели можно использовать программу «Вася Диагност» (VagCom). Алгоритм проверки следующий:
Проверка элемента питания
Первое, что необходимо сделать после снятия датчика, — проверить батарею. По статистике, именно по этой причине датчик чаще всего не срабатывает. Обычно батарея встроена в корпус датчика и закрыта защитной крышкой. Однако некоторые датчики имеют герметичный корпус, который не требует замены батареи. Из этого следует, что эти датчики должны быть полностью заменены. Обычно европейские и американские датчики неразборные, а корейские и японские — съемные, т.е. в них можно заменить батарейку.
Поэтому, если корпус разборный, в зависимости от конструкции датчика, его необходимо разобрать и извлечь батарею. Затем замените его на новый и проверьте работу датчика давления в шинах. Если его невозможно извлечь, замените его или разберите корпус, извлеките батарею и снова приклейте корпус.
Плоские батарейки представляют собой «таблетки» с номинальным напряжением 3 вольта. Однако новые батареи обычно выдают напряжение около 3,3 вольт, и практика показывает, что датчик давления может «заклинить», когда батарея уже разряжена до 2,9 вольт.
Это важно для датчиков, которые работают на одном элементе питания около пяти лет и более, вплоть до 7…10 лет. При новой установке датчика его обычно необходимо инициализировать. Это можно сделать с помощью программных средств в зависимости от конкретной системы.
Визуальный осмотр
Во время проверки обязательно необходимо провести визуальный осмотр датчика. В частности, необходимо проверить, нет ли на его корпусе сколов, трещин или отлома какой-либо части. Особое внимание следует уделить целостности колпачка на разъеме, поскольку, как упоминалось выше, он служит передающей антенной в большинстве конструкций. Если крышка повреждена, ее следует заменить на новую. Повреждение корпуса датчика значительно снижает шансы на восстановление данных.
Проверка давлением
Датчики TPMS также можно проверить с помощью специально разработанных средств. Например, у шиномонтажников есть специальные металлические камеры давления, которые герметично закрыты. В них помещаются тестируемые датчики. Резиновый шланг с фитингом прикреплен к боковой стороне коробки, чтобы нагнетать воздух в коробку.
Вы можете построить подобную конструкцию самостоятельно. Например, из стеклянной или пластиковой бутылки с плотно закрытой крышкой. И поместить в него датчик и подсоединить такой же герметичный шланг с ниппелем. Проблема, однако, заключается в том, что этот датчик должен сначала передать сигнал на монитор. Если у вас нет монитора, вы не сможете выполнить этот тест. А во-вторых, необходимо знать технические параметры датчика и принцип его работы.
Проверка специализированными средствами
В специализированных мастерских часто имеются специальные аппаратные и программные средства для проверки датчиков давления в шинах. Одними из самых популярных являются диагностические сканеры давления и датчики давления от Autel. Например, одной из самых простых моделей является Autel TS408 TPMS. Его можно использовать для активации и диагностики практически любого датчика давления. В частности, его производительность, состояние батареи, температуру, изменение настроек и параметров программного обеспечения.
Однако недостаток таких устройств очевиден — их высокая цена. Например, базовая модель вышеуказанного устройства стоит около 25 тысяч российских рублей весной 2020 года.
Ремонт датчика давления в шинах
Меры по ремонту зависят от причин отказа датчика. Наиболее распространенным видом самостоятельного ремонта является замена батареи. Как упоминалось выше, большинство датчиков имеют неразрушимый корпус, поэтому можно предположить, что замена батареи в них невозможна.
Если корпус датчика неразрушим, есть два способа открыть его для замены батареи. Первый способ — распилить, второй — расплавить, например, паяльником. Его можно распилить ручной пилой, лобзиком, механическим ножом или другими подобными инструментами. Паяльником следует пользоваться очень осторожно, чтобы не расплавить пластик корпуса, особенно если корпус датчика имеет небольшие размеры. Лучше использовать небольшой, не слишком мощный паяльник. Замена самой батареи не представляет сложности. Самое главное — не перепутать марку батареи и полярность. После замены батареи помните, что датчик должен быть инициализирован в системе. Иногда это происходит автоматически, но в большинстве случаев в соответствии с алгоритмом, разработанным для конкретного автомобиля.
Статистика показывает, что в автомобилях Kia и Hyundai оригинальные датчики давления в шинах не служат дольше пяти лет. Даже последующая замена батареи часто не помогает. Следовательно, их обычно заменяют на новые.
Датчики давления в шинах часто имеют поврежденный наконечник при снятии шины. Один из способов решения этой проблемы — нарезать резьбу на внутренней стороне ниппеля с помощью метчика. Обычно это нить диаметром 6 миллиметров. Поэтому необходимо взять ниппель от старых скоб и срезать с него всю резину. Затем аналогичным образом нарезать внешнюю резьбу аналогичного диаметра и шага. И соедините эти две части вместе. Поэтому желательно, чтобы конструкция была защищена герметиком.
Если ваш автомобиль изначально не был оснащен датчиками давления в колесах, существуют универсальные системы, которые можно приобрести и установить дополнительно. Однако, как отмечают эксперты, эти системы, а значит и датчики, обычно недолговечны. Кроме того, после установки нового датчика на колесо, его необходимо обязательно отбалансировать!!! По этой причине при установке и балансировке всегда следует прибегать к помощи шиномонтажной мастерской, поскольку только там имеется соответствующее оборудование.
Заключение
Первое, что необходимо проверить при использовании датчика давления в шинах, — это аккумулятор. Особенно если датчик использовался более пяти лет. Лучше всего проверять датчик с помощью специализированных инструментов. Если вы заменяете датчик новым, вам необходимо «зарегистрировать» его в системе, чтобы она могла «видеть» его и работать должным образом. Также не забудьте сообщить продавцу шин, что на вашем колесе установлен датчик давления при замене шин.