В случае подозрения на неисправность датчика абсолютного давления воздуха в коллекторе, водителей интересует, как проверить MAP своими руками. Это можно сделать двумя способами — с помощью мультиметра, а также с помощью программных средств.
Однако для проверки TPM с помощью мультиметра необходимо иметь электрическую схему автомобиля, чтобы знать, к каким контактам подключать щуп мультиметра.
Симптомы неисправности ДАД
Если датчик абсолютного давления (также известный как датчик MAP, Manifold Absolute Pressure) полностью или частично неисправен, могут возникнуть следующие ситуации:
Большинство описанных признаков ошибок являются общими и могут быть вызваны другими причинами. Поэтому всегда следует проводить комплексную диагностику, начиная со сканирования ошибок ЭБУ.
Хорошим решением для диагностики является мультимастерный сканер Rokodil ScanX Pro. Это устройство позволит вам как считывать ошибки, так и проверять данные датчиков в режиме реального времени. Благодаря чипу KW680 и поддержке протоколов CAN, J1850PWM, J1850VPW, ISO9141 он может быть подключен практически к любому автомобилю с OBD2.
Как работает датчик абсолютного давления
Перед проверкой датчика абсолютного давления воздуха необходимо ознакомиться с его конструкцией и принципом работы. Это облегчит процесс проверки и точность результатов.
Итак, имеется вакуумная камера с тензодатчиком (резистор, изменяющий свое сопротивление в зависимости от деформации) и диафрагмой, которые подключены к электрической цепи автомобиля (примерно к ЭБУ) мостовым соединением. Работа двигателя вызывает изменение давления воздуха, которое регистрируется мембраной и сравнивается с вакуумом (отсюда название «абсолютный» датчик давления). Информация об изменении давления передается в ЭБУ, на основании которой блок управления принимает решение о количестве подаваемого топлива для создания оптимальной топливно-воздушной смеси. Полный цикл работы датчика выглядит следующим образом:
Современные датчики абсолютного давления подключаются к ЭБУ через три провода — питание, заземление и сигнальный провод. Поэтому суть проверки часто сводится к использованию мультиметра для проверки значений сопротивления и напряжения на этих проводах при различных условиях работы двигателя в целом и датчика в частности. Некоторые датчики MAP имеют четыре провода. Помимо этих трех проводов, они имеют четвертый провод, который передает информацию о температуре воздуха во впускном коллекторе.
В большинстве автомобилей датчик абсолютного давления расположен непосредственно на патрубке коллектора. В старых автомобилях он может быть расположен на гибких воздушных линиях и прикреплен к кузову. При настройке двигателей с турбонаддувом MAP часто располагается на воздушных линиях.
Если давление во впускном коллекторе низкое, напряжение сигнала от датчика также будет низким, и наоборот, при увеличении давления выходное напряжение, передаваемое в качестве сигнала от датчика давления в ЭБУ, увеличивается. Таким образом, при полностью открытом дросселе, т.е. при низком давлении (около 20 кПа, разное для разных автомобилей), значение напряжения сигнала будет в пределах 1…1,5 В. При закрытой дроссельной заслонке, то есть при высоком давлении (около 110 кПа и более), соответствующее значение напряжения составит 4,6…4,8 В.
Проверка датчика ДАД
Проверка датчика абсолютного давления в коллекторе заключается в том, чтобы сначала выяснить его чистоту и, следовательно, чувствительность к изменению потока воздуха, а затем определить его сопротивление и напряжение, выдаваемое при работающем двигателе.
Чистка датчика абсолютного давления
Стоит отметить, что в процессе эксплуатации датчик абсолютного давления постепенно засоряется примесями, которые блокируют мембрану и могут привести к частичному повреждению датчика давления. Поэтому перед проверкой датчика его следует разобрать и очистить.
Чтобы очистить датчик, извлеките его из гнезда. В зависимости от марки и модели автомобиля способы и место установки могут отличаться. Турбодвигатели обычно имеют два датчика абсолютного давления: один во впускном коллекторе и один на турбине. Датчик обычно крепится с помощью одного или двух крепежных винтов.
Очистку датчика следует проводить осторожно, используя специальные очистители карбюратора или аналогичные очистители. При чистке следует очистить корпус и контакты. Важно не повредить уплотнительное кольцо, детали корпуса, контакты и мембрану. Просто распылите небольшое количество чистящего средства внутри и вылейте его обратно вместе с грязью.
Очень часто такая простая очистка восстанавливает работоспособность датчика MAP, и дальнейших манипуляций не требуется. Поэтому после очистки вы можете установить датчик давления воздуха на место и проверить работу двигателя. Если это не поможет, стоит приступить к проверке датчика MAP с помощью тестера.
Проверка датчика абсолютного давления мультиметром
Чтобы проверить это, узнайте из руководства по ремонту, какой провод и контакт за что отвечает в конкретном датчике, т.е. где находятся провода питания, «земля» и сигнал (сигнал в случае четырехпроводного датчика).
Чтобы узнать, как проверить датчик абсолютного давления с помощью мультиметра, сначала убедитесь, что проводка между ЭБУ и датчиком исправна и не закорочена, так как от этого будет зависеть точность результата. Это также можно сделать с помощью электронного мультиметра. Необходимо проверить как целостность проводов на наличие обрывов, так и целостность изоляции (величину сопротивления изоляции на отдельных проводах).
В качестве примера рассмотрим автомобиль Chevrolet Lacetti. К датчику подключены три провода — питание, заземление и сигнальный провод. Сигнальный провод идет непосредственно к электронному блоку управления. «Земля» подключается к минусовой стороне других датчиков — датчика температуры воздуха в цилиндре и датчика кислорода. Силовой провод подключен к датчику давления кондиционера. Дальнейшее тестирование датчика MAP проходит по следующему алгоритму:
После проверки целостности проводов и их изоляции необходимо убедиться, что на датчик подается питание от электронного модуля управления (подается 5 В). Для этого снова подсоедините клеммную колодку ЭБУ к блоку управления (установите ее на место). Затем установите клемму обратно на аккумулятор и включите зажигание, не запуская двигатель. Переключив щуп мультиметра в режим измерения постоянного напряжения, коснитесь контактов датчика — питания и «земли». При подаче питания на экране мультиметра появится значение примерно 4,8-4,9 В.
Аналогично проверьте напряжение между сигнальным проводом и «землей». Перед этим запустите двигатель. Затем переключите щупы на соответствующие контакты на датчике. Если датчик в порядке, на экране мультиметра появится напряжение на сигнальном проводе в диапазоне от 0,5 до 4,8 вольт. Низкое напряжение соответствует холостым оборотам двигателя, а высокое напряжение — высоким оборотам двигателя.
Обратите внимание, что пороговые значения напряжения (0 и 5 В) на мультиметре никогда не будут использоваться. Это делается специально для диагностики состояния DAD. Если напряжение равно нулю, ЭБУ выдаст ошибку p0107 — низкое напряжение, что является обрывом провода. Если напряжение высокое, ЭБУ расценит это как короткое замыкание — ошибка p0108.
Проверка с помощью шприца
Работу датчика абсолютного давления можно проверить с помощью одноразового шприца вместимостью 20 см3. Вам также понадобится герметичный шланг, который следует подсоединить к демонтированному датчику и непосредственно к насадке шприца.
На автомобилях ВАЗ с карбюраторным двигателем для регулировки угла зажигания удобнее всего использовать вакуумную линию.
Поэтому для проверки MAP извлеките датчик абсолютного давления из гнезда, но оставьте клемму подключенной к нему. Лучше всего вставить в контакты металлический зажим и подсоединить к нему щуп (или крокодил) мультиметра. Проверка мощности должна проводиться так же, как описано в предыдущем разделе. Напряжение питания должно быть в пределах от 4,8 В до 5,2 В.
Чтобы проверить сигнал датчика, зажигание должно быть включено, но двигатель не должен работать. При нормальном атмосферном давлении напряжение на сигнальном проводе будет составлять около 4,5 В. Шприц должен быть «сжат», т.е. его плунжер должен быть полностью погружен в корпус шприца. Затем следует извлечь плунжер из шприца для осмотра. Если датчик исправен, напряжение при этом будет падать. В идеале при высоком вакууме напряжение падает до 0,5 вольт. Если напряжение падает только до 1,5-2 В и не снижается, датчик неисправен.
Обратите внимание, что датчик абсолютного давления, хотя и является надежным устройством, довольно хрупкий. Их невозможно отремонтировать. Поэтому, если датчик вышел из строя, его следует заменить на новый.