Износ тормозных дисков

Износ тормозного диска является неизбежным результатом воздействия на его поверхность фрикционного материала тормозных колодок. Это зависит от состояния тормозной системы, условий эксплуатации автомобиля, стиля вождения владельца, пробега, при котором используются диски, их качества и типа, а также от времени года, так как на тормоза влияют грязь, влага и химические реагенты, рассеянные на дороге. Износостойкость тормозных дисков часто указывается производителем непосредственно на поверхности изделия.

Износ тормозного диска

Признаки износа тормозных дисков

Трудно определить износ тормозных дисков по косвенным признакам, т.е. по поведению автомобиля. Однако стоит проверить толщину дисков в следующих случаях:

  • Изменения в поведении педалей. В частности, сильное погружение. Однако этот симптом может указывать и на другие проблемы с компонентами тормозов — износ тормозных колодок, неисправность тормозного цилиндра, снижение уровня тормозной жидкости. Однако следует также проверить состояние тормозных дисков, включая их износ.
  • Вибрация или рывки при торможении. Этот симптом может быть вызван смещением, деформацией или неравномерным износом тормозного диска. Однако следует также проверить состояние тормозных колодок.
  • Подпрыгивает на рулевом колесе. Частой причиной в этом случае являются глубокие абразивные борозды, деформация или искривление диска. Изношенные или поврежденные тормозные колодки также могут стать причиной этой проблемы.
  • Свистящий шум при торможении. Обычно это вызвано повреждением или износом тормозных колодок. Однако если последние изношены, велика вероятность того, что металлический держатель колодок может повредить и сам диск. Поэтому рекомендуется проверить его общее состояние и износ.
  • При возникновении одной или нескольких вышеупомянутых неисправностей проверьте исправность тормозной системы, оцените состояние ее компонентов, в том числе тормозных дисков.

    НеисправностиДиски заклинилоПроскальзывание при торможенииСвист тормозовУдары при торможенииПодпрыгивание при торможении
    Что делать
    Замените тормозные колодки
    Проверьте работу тормозного суппорта. Проверьте поршни и направляющие на наличие коррозии и смазки
    Проверьте толщину и общее состояние тормозных дисков, проверьте биение при торможении
    Проверьте состояние фрикционных накладок на тормозных колодках.
    Проверьте подшипники ступицы. Проверьте состояние рулевого управления и подвески
    Проверьте шины и диски колес

    Какой износ тормозных дисков

    Каждый автовладелец должен знать, что является допустимым уровнем износа тормозных дисков, при котором еще безопасно ездить, а что является пределом и поэтому подлежит замене.

    Превышение максимального уровня износа тормозных дисков может привести к аварии. Например, в зависимости от конструкции тормозной системы тормозной поршень может заклинить или просто выйти из строя. Если бы это произошло на большой скорости, это было бы очень опасно.

    Допустимый износ тормозных дисков

    Износ тормозного диска

    Каков же допустимый предел износа тормозных дисков? Каждый производитель заявляет допустимый предел износа тормозных дисков. Эти значения зависят от мощности двигателя автомобиля, размеров и типа тормозного диска. Допустимый предел износа различен для разных типов дисков.

    Например, толщина нового тормозного диска в популярном Chevrolet Aveo составляет 26 мм, в то время как критический износ измеряется на уровне 23 мм. Поэтому допустимый предел износа тормозного диска составляет 24 мм (по одной детали с каждой стороны). С другой стороны, производители дисков наносят информацию о пределе износа непосредственно на контактную поверхность диска.

    Это делается одним из двух способов. Первый метод — это прямая надпись на ободе. Например, MIN. TH. 4 мм. Другой способ заключается в том, чтобы на торце диска, но с внутренней стороны (чтобы шайба не задевала за него), сделать надрез, похожий на насечку. Практика показывает, что второй способ удобнее, так как при увеличении износа до критического уровня диск начинает тормозить рывками, что будет ощущаться водителем при торможении.

    Читайте также:  Герметик для стекол автомобиля

    Допустимым считается износ тормозных дисков, который не превышает 1-1,5 мм, а уменьшение толщины диска на 2…3 мм от номинальной толщины уже будет предельным!

    Износ тормозного диска

    Барабанные тормозные диски с износом не уменьшаются, а увеличивают свой внутренний диаметр. Поэтому для определения их износа необходимо проверить внутренний диаметр и убедиться, что он не превышает допустимого предела. Максимально допустимый диаметр тормозного барабана выбит на внутренней стороне тормозного барабана. Как правило, это 1-1,8 мм.

    Многие интернет-источники и некоторые автосервисы утверждают, что износ тормозных дисков не должен превышать 25%. В действительности износ ВСЕГДА измеряется в абсолютных единицах, т.е. в миллиметрах! Например, вот таблица, аналогичная тем, которые приводятся для различных автомобилей в их технической документации.

    Имя параметраЗначение, мм
    Номинальная толщина тормозного диска24,0
    Минимальная толщина диска при максимальном износе21,0
    Максимально допустимый износ на одной плоскости диска1,5
    Максимальное биение диска0,04
    Минимально допустимая толщина трения накладок2,0

    Как определить износ тормозных дисков

    Износ тормозного диска

    Проверить износ тормозного диска довольно просто, достаточно иметь под рукой штангенциркуль или микрометр, а если у вас нет этих инструментов, то в крайнем случае можно воспользоваться линейкой или монетой (см. ниже). Толщина диска измеряется в 5-8 точках по окружности, и если она меняется, это означает, что помимо износа тормозной поверхности, речь идет о кривизне или неравномерном износе. Поэтому необходимо не только заменить его, но и найти причину неравномерного износа тормозного диска.

    В сервисных мастерских толщину диска измеряют специальным инструментом, который представляет собой штангенциркуль, но его размеры меньше, а на его измерительных башмаках есть специальные ребра, которые позволяют зацепить диск, не отжимая его край в сторону.

    Как проверяется

    Износ тормозного диска

    Для проверки износа лучше всего снять колесо, так как другим способом измерить толщину диска невозможно. Если необходимо проверить задние тормозные барабаны на износ, необходимо разобрать весь тормозной узел. При проведении дальнейших проверок следует помнить, что диски будут изношены с обеих сторон, внутренней и внешней. Это не всегда происходит равномерно, поэтому важно проверить износ с обеих сторон диска, но об этом подробнее ниже.

    Перед проверкой необходимо узнать толщину нового тормозного диска для вашего автомобиля. Это можно узнать из документов на автомобиль или с самого диска.

    Предельный износ тормозных дисков

    Максимально допустимая величина износа зависит от исходного размера диска и мощности двигателя автомобиля. В целом, общий износ всего диска в легковых автомобилях составляет от 3 мм до 4 мм. А для отдельных плоскостей (внутренней и внешней) — около 1,5-2 мм. Если это так, то износ уже должен быть заменен. Для одноплоскостных тормозных дисков (обычно устанавливаемых на задние тормоза) процедура аналогична.

    Износ тормозного диска

    Проверка тормозных дисков на износ включает в себя проверку толщины обеих поверхностей диска, проверку величины фланца, а затем сравнение этих данных с номинальным значением, которое должен иметь новый диск, или с рекомендуемыми значениями. Также следует оценить общие абразивные свойства поверхности диска, например, однородность, наличие канавок и трещин (трещины не должны быть больше 0,01 мм).

    При плановом осмотре следует обращать внимание на размер канавок и их структуру. Мелкие, регулярные бороздки — это нормальный износ. Рекомендуется заменять диски вместе с колодками, если они имеют глубокие, неровные канавки. Если тормозной диск конический, всегда заменяйте его и проверяйте тормозной суппорт. Если на диске видны трещины или другая коррозия и изменение цвета диска, это обычно связано с тепловыми явлениями, возникающими в результате частых и чрезмерных изменений температуры диска. Они вызывают шум при торможении и снижают эффективность торможения. Поэтому рекомендуется заменить и диск, причем желательно установить диск более высокого качества и с лучшим теплоотводом.

    Читайте также:  Замена датчика кислорода Мерседес W211

    Износ тормозного диска

    Обратите внимание, что при износе диска на его окружности образуется своего рода шарик (колодки не трутся об него). Вот почему при измерении необходимо измерять площадь контакта. Это легче сделать с микрометром, так как его «обхват» рабочих частей позволяет не прикасаться к ним. Если используется штангенциркуль, необходимо подложить под него предметы той же толщины, что и изнашиваемая пластина (например, кусочки олова, металлические монеты и т.д.).

    Если толщина всего диска или любой из плоских частей ниже минимальной, замените диск новым. Запрещается использовать изношенный тормозной диск!

    При замене тормозного диска всегда заменяйте тормозные колодки, независимо от их износа и состояния! Использование изношенных тормозных колодок с новым диском строго запрещено.

    Износ тормозного диска

    Если у вас нет под рукой микрометра, а пользоваться штангенциркулем неудобно из-за бисера, можно использовать металлическую монету. Например, по официальным данным Центрального банка России, толщина монет номиналом 50 копеек и 1 рубль составляет 1,50 мм. Для других стран соответствующую информацию можно найти на официальных сайтах соответствующих центральных банков.

    Чтобы проверить толщину тормозного диска с помощью монеты, положите ее на рабочую поверхность диска. В большинстве случаев критический износ поверхности диска составляет от 1,5 … 2 мм. Штангенциркуль покажет толщину износа на одной половине диска и общую толщину всего диска. Если бусина не надета, можно снимать мерки прямо с нее.

    От чего зависит износ тормозных дисков

    Степень износа тормозного диска зависит от ряда факторов. К ним относятся:

    Износ тормозного диска

  • Стиль вождения водителя. Частое резкое торможение, естественно, приводит к чрезмерному износу тормозных дисков и колодок.
  • Условия вождения. Тормозные диски быстрее изнашиваются на холмистой или горной местности. Это происходит по естественным причинам, так как тормозная система на таких автомобилях используется чаще.
  • Тип трансмиссии. На автомобилях с механической коробкой передач тормозные диски, как и колодки, изнашиваются не так быстро. И наоборот, в автоматических трансмиссиях и вариаторах износ дисков происходит быстрее. Это связано с тем, что автоматическая коробка передач требует от водителя использовать тормоза только для остановки автомобиля. С другой стороны, автомобиль с ручным управлением часто можно затормозить с помощью двигателя.
  • Тип тормозного диска. В настоящее время на легковых автомобилях используются следующие типы тормозных дисков: вентилируемые, перфорированные, диски с насечками и сплошные диски. Каждый из этих типов имеет свои преимущества и недостатки. Однако, как показывает практика, быстрее всего выходят из строя сплошные диски, а вентилируемые и перфорированные служат дольше.
  • Класс износостойкости. Это зависит от цены и вышеупомянутого типа плиты. Вместо класса износостойкости многие производители просто указывают минимальный пробег для автомобиля, для которого предназначен тормозной диск.
  • Жесткость тормозных колодок. Чем мягче тормозная колодка, тем более плавно она воздействует на диск. Это означает, что срок службы диска увеличивается. В то же время торможение становится более плавным. И наоборот, жесткая накладка приведет к более быстрому износу диска. В этом случае торможение будет более резким. В идеале класс жесткости диска и класс жесткости колодки должны быть одинаковыми. Это продлевает срок службы не только диска, но и тормозных колодок.
  • Вес автомобиля. Обычно на большие автомобили (например, кроссоверы, внедорожники) устанавливаются диски большего диаметра, а их тормозные системы более усилены. Однако в этом случае обнаруживается, что в загруженном автомобиле (т.е. перевозящем дополнительный груз или буксирующем тяжелый прицеп) диски изнашиваются быстрее. Это объясняется тем, что для остановки загруженного автомобиля требуется большее усилие в тормозной системе.
  • Качество материала диска. Дешевые тормозные диски часто изготавливаются из низкокачественного металла, который быстрее изнашивается и может деформироваться (искривляться, гнуться или трескаться) со временем. Чем выше качество используемого металла, тем дольше прослужит диск до замены.
  • Целостность тормозной системы. Такие дефекты, как неработающие цилиндры, направляющие суппортов (включая отсутствие смазки) и качество тормозной жидкости, могут способствовать быстрому износу тормозных дисков.
  • Наличие антиблокировочной тормозной системы. ABS работает, оптимизируя усилие, с которым тормозная колодка прижимается к тормозному диску. Это продлевает срок службы как тормозных колодок, так и тормозных дисков.
  • Читайте также:  Свечи зажигания на Опель Корса C и D

    Обратите внимание, что передние тормозные диски, как правило, всегда подвержены большему износу, чем задние, так как на них действуют значительно большие силы. Поэтому срок службы передних и задних тормозных дисков различен, с разными требованиями к допустимому износу!

    Проверка привода должна проводиться в среднем каждые 50 000 — 60 000 км для стандартного легкового автомобиля при нормальном городском движении. Необходимо провести еще один осмотр и измерение износа в соответствии с процентом износа. Многие современные колесные диски легковых автомобилей могут легко пройти от 100 000 до 120 000 км в средних условиях вождения.

    Причины неравномерного износа тормозных дисков

    При замене тормозных дисков иногда можно заметить, что старые диски изношены неравномерно. Перед установкой новых дисков следует выяснить причины неравномерного износа дисков и устранить их. Неравномерный износ дисков оказывает огромное влияние на тормозное усилие! Неравномерный износ тормозного диска может быть вызван следующими факторами:

    Износ тормозного диска

  • Существенный недостаток. В некоторых случаях, особенно в случае недорогих тормозных дисков, диск мог быть изготовлен из некачественного материала или с нарушением соответствующих производственных процессов.
  • Неправильная установка тормозных дисков. В большинстве случаев это незначительное смещение. Это приводит к коническому износу диска и неравномерному износу тормозных колодок. Вначале шлифовальный круг можно переточить, но лучше всего заменить его на новый.
  • Неправильно установленные тормозные колодки. Если колодки установлены неправильно, они будут изнашиваться неравномерно. Кроме того, и диск, и колодка будут изнашиваться неравномерно. Это происходит из-за износа тормозных дисков, так как колодки изнашиваются гораздо быстрее, чем диск.
  • Попадание грязи в суппорт. Поврежденные крышки тормозных суппортов могут позволить мелкой грязи или воде попасть внутрь движущихся частей. В результате, если тормозной цилиндр и направляющие суппорта испытывают проблемы с перемещением (неравномерная работа, заедание), усилие тормозной колодки неравномерно распределяется по поверхности диска.
  • Смятие направляющей шины. Это может быть вызвано неправильной посадкой тормозных колодок или механическим повреждением. Это может быть результатом ремонта тормозной системы или аварии.
  • Коррозия. При определенных условиях, например, после длительной стоянки в сырых или влажных условиях, диск может заржаветь. Это может привести к неравномерному износу диска в будущем.
  • Обратите внимание, что повторная заточка неравномерно изношенного тормозного диска допустима, но не рекомендуется. Это будет зависеть от его состояния, степени износа и экономической эффективности процедуры. Дребезжащий звук при торможении указывает на то, что диск деформирован. Поэтому, прежде чем нарезать канавки на поверхности диска, необходимо измерить биение и износ диска. Допустимый перекос диска составляет 0,05 мм, а биение возникает при перекосе 0,025 мм. Станки позволяют затачивать диск с допуском 0,005 мм (5 мкм)!

    Заключение

    Тормозные диски следует проверять на износ каждые 50-60 тысяч километров пробега или в случае возникновения проблем с тормозной системой автомобиля. Чтобы проверить величину износа, снимите диск и используйте штангенциркуль или микрометр. Для большинства современных автомобилей приемлемый износ составляет 1,5-2 мм на каждой грани или примерно 3-4 мм по всему диску. Всегда оценивайте внутреннюю и внешнюю поверхности диска. Внутренняя сторона диска всегда немного более изношена (0,5 мм).

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру