Горит датчик давления в шинах

Индикатор контроля давления в шинах (индикатор TPMS на приборной панели) загорается по одной из трех причин: давление воздуха в одной или нескольких шинах упало ниже допустимого уровня, обнаружено резкое падение давления в шинах (особенно в случае прокола), датчик или его приемник сигнала неисправен или, зачастую, датчик просто теряет питание.

Загорелся датчик давления в шинах

В некоторых случаях ошибка давления в шинах возникает после замены колеса на новое, из-за повреждения датчика при шиномонтаже или изменении радиуса колеса, из-за езды по неровной дороге (при минимально допустимом давлении в шинах), из-за неравномерного износа протектора на колесах одной оси и при других условиях. Большинство производителей автомобилей прямо не исключают соответствующие системы, поскольку они оказывают непосредственное влияние на безопасность вождения. Однако существует четыре метода, которые можно использовать для сброса активации сигнальной лампы давления в шинах.

Описание работы системы контроля давления шин

Чтобы перейти к вопросу о том, как сбросить индикатор давления в шинах, необходимо понять, как работает система контроля давления в шинах (TPMS — Tire Pressure Monitoring System) в целом.

Он состоит из датчиков, размещенных непосредственно на колесах автомобиля, и приемного устройства, которое получает от них информацию и отображает ее на дисплее и/или на бортовом компьютере соответствующим образом. Обратите внимание, что система TPMS часто является опцией и может быть приобретена отдельно даже на старых автомобилях без электронного блока управления двигателем (ЭБУ). Все, что требуется, — это приобрести и установить такой комплект.

Загорелся датчик давления в шинах

Датчик состоит из следующих внутренних компонентов:

  • манометр для измерения давления в колесах;
  • Микрочип для обработки и кодирования сигналов датчиков;
  • Сенсорные батареи;
  • Акселерометр (устройство, измеряющее разницу между истинным и гравитационным ускорением и необходимое для корректировки показаний угловой скорости колеса);
  • передающая антенна (обычно крепится к металлическому ниппелю колеса).
  • Большинство датчиков неразрушимы, замена батарей не требуется, а срок их службы обычно составляет около 5 лет.

    Сигналы от датчика не непрерывные, а дискретные, т.е. через некоторые регулярные промежутки времени. Этот показатель может варьироваться в зависимости от производителя, но средний интервал составляет около 30 секунд. Каждый датчик имеет свою уникальную кодировку сигнала, поэтому принимающий блок (BCM, модуль управления кузовом) «знает», с какого колеса поступает сигнал. Однако для получения соответствующей информации необходимо предварительно сконфигурировать устройство. Аналогично, если колеса поменялись местами, приемный блок должен быть перенастроен для правильного приема сигналов.

    Разные производители этих систем предоставляют различные алгоритмы инициализации. Одни выполняют соответствующую процедуру только с помощью оборудования, предлагаемого дилером, другие — с помощью специальных процедур с бортовым компьютером, третьи — путем стравливания воздуха из колеса и последующего его накачивания, четвертые — путем установки определенной скорости в определенное время. В частности, эти процедуры определяют алгоритм сброса ошибки датчика давления в шинах.

    Загорелся датчик давления в шинах

    Большинство систем TPMS просто отображают давление в каждом колесе в режиме реального времени и, если соответствующее значение падает ниже минимально допустимого, включают предупреждающий индикатор на отдельном мониторе системы или аналогичный индикатор на приборной панели. В некоторых случаях предупреждающая лампа давления в шинах сопровождается звуковым предупреждением. В более продвинутых системах помимо давления в шинах отображается температура в шинах. В частности, необходимо корректировать давление накачки при эксплуатации автомобиля в различных режимах (когда давление в колесах регулируется в зависимости от температуры окружающей среды).

    Читайте также:  Как проверить ДАД

    Если установлена система TPMS, блок управления TPMS всегда регистрирует давление воздуха в автомобиле и минимально допустимое давление в шинах. Это осуществляется с помощью бортового компьютера или дополнительного блока управления системой. Некоторые из этих систем оснащены дополнительным компонентом для измерения угловой скорости колес. Это осуществляется датчиками антиблокировочной тормозной системы (ABS). Задача системы — обнаружить расхождения в значениях угловой скорости колес во время движения (специальная программа учитывает рулевое управление). Суть программы заключается в том, чтобы определить колесо, которое вращается с немного меньшей угловой скоростью, так как это напрямую указывает на снижение давления воздуха в колесе.

    Почему датчик давления в шинах показывает ошибку

    Если в системе определения давления в шинах нет ошибок, индикатор давления в шинах загорится, если одно или несколько колес недокачаны. Система укажет, какой именно. Следовательно, когда давление в проблемном колесе восстановится, сигнальная лампочка автоматически погаснет. Однако, поскольку в большинстве случаев колесо должно быть значительно спущено, а водитель, скорее всего, сам заметит проблему, причина загорания сигнальной лампы давления в шинах будет иной.

    Несмотря на простоту системы TPMS, иногда загорается не только индикатор давления в шинах на приборной панели автомобиля. Причины могут быть следующими:

    Загорелся датчик давления в шинах

  • Радиопомехи от мощных источников радиоволн, включая мощные линии электропередач;
  • Неисправность датчика (включая разряд батареи);
  • Проблемы с радиоприемником;
  • Невозможность инициализации системы после установки или после перезагрузки электронного блока управления;
  • Сезонная смена колес без соответствующих датчиков или без инициализации системы;
  • езда по неровной дороге («выбоине»), особенно на высоких скоростях, когда происходит изменение давления в колесах;
  • неравномерный износ протектора, поскольку в этом случае угловая скорость изношенного колеса будет несколько выше, чем при «свежем» протекторе;
  • разница в давлении между колесами на одной оси и, следовательно, большая нагрузка на шины;
  • если давление в шинах изменяется после изменения условий эксплуатации (например, с постоянного на частичное)
  • при замене колес на одном автомобиле (эта информация должна быть введена в память блока управления после выполнения соответствующей процедуры);
  • повреждение корда шин автомобиля;
  • автомобиль перегружен на одну ось (например, при буксировке прицепа, перевозке тяжелого груза в багажнике, движении по крутому склону или подъему);
  • На колеса устанавливаются специальные цепи противоскольжения;
  • на запасное колесо устанавливается запасное колесо, не имеющее специального датчика TPMS;
  • Неисправный датчик ABS или обрыв в жгуте проводов (в случаях, когда ABS используется для управления датчиками давления в шинах).
  • Частой причиной неисправности системы и загорания лампочки давления в шинах на приборной панели является неисправный датчик. Он мог быть поврежден в результате демонтажа, удара во время движения или повреждения при монтаже шин. Кроме того, в датчике могут просто разрядиться батарейки или он может быть неправильно откалиброван.

    Световой индикатор давления в шинах может работать в нескольких режимах. Если он только мигает, это означает, что первая базовая установка системы и датчиков не была выполнена. Если же лампочка сначала мигает, а затем продолжает гореть постоянно, это предупреждение о потере давления в колесах. Это означает, что сначала необходимо проверить их состояние, а затем отрегулировать систему через базовую настройку.

    Читайте также:  Неисправности дроссельной заслонки

    Как сбросить ошибку датчика давления шин

    Когда на приборной панели автомобиля загорается индикатор давления в шинах, первое, что необходимо сделать перед его сбросом, — это визуально осмотреть колесо и проверить давление с помощью манометра во всех колесах.

    По статистике, чаще всего с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей Ford, Mercedes, Kia, Lexus (Toyota). Чтобы устранить ошибку, необходимо знать, как сбросить ее в автомобилях разных марок. Например, значок давления в шинах на автомобиле Toyota Prado сбрасывается с помощью кнопки Tire Set, расположенной в глубине приборной панели, на уровне нижней части рулевого колеса. В большинстве моделей Mercedes управление всей системой, и в частности сигналами поворота, осуществляется через экран бортового компьютера (в зависимости от установленного программного обеспечения).

    Существуют специальные приложения для смартфонов (их можно загрузить/купить в AppStore и GooglePlay), с помощью которых можно не только управлять системой контроля давления в шинах, но и сбрасывать значок давления в шинах на приборной панели.

    Но как сбросить индикацию низкого давления в шинах, если система вышла из строя? Следует отметить, что не существует универсального метода, как это сделать, и в каждой системе может быть своя процедура. Однако существует четыре наиболее распространенных способа сброса.

    Загорелся датчик давления в шинах

    1. Используйте встроенные функции. Это можно сделать, например, с помощью кнопки настройки действия датчика. Эта опция часто доступна только в том случае, если система TPMS была установлена в качестве опции. Это относится и к специальным приложениям для смартфонов.
    2. Ведите машину с определенной скоростью в течение определенного времени. В некоторых автомобилях, чтобы избавиться от включения лампы низкого давления в шинах, достаточно двигаться с определенной скоростью (обычно 80 км/ч) и не превышать ее в течение определенного периода времени (это зависит от производителя и обычно составляет от 15 минут до одного часа).

      Эта процедура связана с тем, что при определенной скорости временной интервал прихода сигнала и, следовательно, угловая скорость автомобиля будет постоянной, и в то же время система проверяет, что значение давления в колесе не меняется. По окончании времени движения выключите двигатель и через несколько секунд запустите его снова, если все в порядке, ошибка исчезнет. Для поддержания постоянной скорости рекомендуется использовать круиз-контроль, если таковой имеется.

    3. Сдуйте и снова накачайте колесо. Если датчик давления срабатывает неправильно, укажите, что колесо пустое, а затем выполните инициализацию (при необходимости следуя инструкциям). Затем снова накачайте колесо до рабочего давления.

      Этот же метод позволит устранить ситуацию, когда предупреждающая лампа давления в шинах загорается после замены шин (в частности, при установке запасного колеса, переходе с летних шин на зимние или наоборот). Однако при замене колеса не забудьте заменить датчик/ниппель с демонтируемого колеса на устанавливаемое.

    4. Отсоедините отрицательную клемму аккумулятора на 10 — 15 секунд. Этот метод не является лучшим решением, но он может помочь, если система контроля давления в колесах является частью программного пакета блока управления. В этом случае вы отсоединяете весь ЭБУ, и при подключении отрицательной клеммы он перезагружается и заново диагностирует все компоненты автомобиля, включая TPMS. Однако, если есть возможность, лучше избежать этой процедуры и воспользоваться программой сброса системы.

    Некоторые автомобили имеют свои особенности, которые перечислены в руководствах по эксплуатации. Поэтому обычно на автомобилях Toyota лампочка давления в шинах горит в течение 50-60 километров после замены колеса. В течение этого времени компьютер собирает информацию о технических параметрах колеса. По истечении этого времени свет автоматически гаснет. Другие модели оснащены специальной кнопкой под рулевым колесом или под перчаточным ящиком, при нажатии на которую свет гаснет. Другая возможность заключается в том, что лампочка просто гаснет при нажатии на педаль тормоза.

    Lexus NX 2.0 AWD в качестве примера выполнения базовой установки системы после установки новых колес:

    Подсветка манометра давления в шинах

  • Включите зажигание автомобиля, но не запускайте двигатель;
  • Удерживайте кнопку SET на центральной консоли чуть более двух секунд;
  • при нажатом ключе загорается контрольная лампа TPMS;
  • прозвучит сигнал, означающий начало базовой настройки;
  • после завершения базовой настройки индикатор гаснет и в дальнейшем не загорается в обычном режиме.
  • Базовую настройку необходимо выполнять при смене шин на летние и наоборот, изменении диаметра шин и замене шин на шипованные. Система контроля давления в шинах на других автомобилях настраивается аналогичным образом, с помощью различных кнопок и настроек на бортовом компьютере. Обычно это не требует больших усилий и времени. Самое главное — найти соответствующую информацию в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.

    Советы по обслуживанию системы TPMS

    После замены датчиков TPMS вашего автомобиля на новые, следует соблюдать некоторые простые рекомендации, которые помогут продлить срок службы вновь установленных деталей. Эти рекомендации включают:

  • Замените стержень штока клапана на аналогичный, но изготовленный из нержавеющей стали. Медные стержни быстро корродируют под воздействием механического воздействия и химических веществ. Ядро стоит копейки, но цена установленного на него датчика будет значительной. Это предотвращает коррозию корпуса датчика.
  • Датчик TPMS всегда должен быть прикручен к стержню клапана. Это защищает его от разрушающего воздействия воды, грязи, пыли, химикатов и расплавленного битума.
  • Датчик не должен контактировать с аэрозольным блокирующим средством, очистителем шин, силиконовой смазкой или другими подобными продуктами, предназначенными для защиты резины шин. Существует большая вероятность того, что загустевшая смесь попадет в отверстие датчика и заблокирует его работу, в результате чего датчик выдаст сообщение об ошибке своему блоку управления или ЭБУ.
  • Правильная работа системы не только продлит срок ее службы, но и защитит водителя и пассажиров в случае аварии с колесами.

    Заключение

    Если индикатор давления в шинах горит постоянно, не спешите его выключать, а проверьте, все ли в порядке с колесами автомобиля. В частности, проверить давление, целостность и общее состояние шин, глубину протектора и его износ, также желательно проверить развал-схождение. Также стоит проверить систему контроля давления в шинах и датчики ABS. Часто причиной является разряженный аккумулятор или неисправный датчик ABS. Если обнаружены проблемы, их следует сначала устранить, а затем сбросить ошибку TPMS.

    Читайте также:  Колеса на Киа Рио 3
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонт.ру